On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Введение

Процесс становления рынка труда в переходной экономике России и формирования новых социально-трудовых отношений пронизывает всю экономическую структуру общества. Рыночные отношения, призванные повысить эффективность общественного производства, вместе с тем ведут к обострению социальных противоречий, расслоению населения, что чревато социальным взрывом. Опыт цивилизованного развития рынка труда и рыночных отношений в целом предусматривает наличие и функционирование системы надежной социальной защиты наиболее уязвимых социально-демографических групп населения. Роль государства в условиях социальной рыночной экономики заключается в обеспечении гарантий социального мира, одной из форм которых является проведение активной политики занятости. Такая политика предусматривает определяющую роль государства в обеспечении занятости путем поддержки рабочих мест, организации подготовки и переподготовки кадров, профориентации и специальных форм работы с незанятым населением.

В условиях развивающейся экономики России особенно важным представляется опыт промышленно развитых стран в области активной политики на рынке труда, представляющей собой систему мероприятий по регулированию рынка труда, таких как помощь в трудоустройстве, программы профессиональной подготовки и переподготовки, программы общественных работ, содействие самозанятости и предпринимательской инициативе. Анализ зарубежного опыта может представлять интерес и сам по себе, и как предмет изучения, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России.

Важная роль в проведении активной политики на рынке труда принадлежит Службе занятости, роль которой в настоящее время качественно изменилась. Из простого посредника по трудоустройству она превращается в активный элемент регулирования рынка труда. Она должна выполнять многопрофильные функции. Ее деятельность должна базироваться на осуществлении превентивных мер с тем, чтобы влиять на процессы, происходящие в области занятости, а не устранять их негативные последствия.

В связи с этим закономерно внимание к организационной структуре Службы занятости, формирующейся в российских условиях с учетом международных норм, анализу специальных программ для наиболее уязвимых слоев населения, а также наиболее перспективным формам работы, например внутрифирменному кадровому планированию.

На данный момент в России сохраняется тенденция нарастания интенсивности предложения рабочей силы при резком падении спроса на нее, что отражает ухудшение ситуации на рынке труда. Исходя из этого, представляется необходимым оценить современное состояние системы вакантных рабочих мест и текущего движения рабочей силы, проанализировать на их основе изменение отраслевой потребности в работниках, а также установить зависимость между этим изменением и динамикой основных показателей социально-экономического развития страны за 1997 г. и на основе выясненных закономерностей определить, как будет меняться спрос на рабочую силу по отраслям на перспективу. Сделать это можно, используя данные сводной отчетности по труду Госкомстата РФ, Федеральной службы занятости России, а также центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.

Женский рынок труда в переходной экономике характеризуется значительной напряженностью. Для регулирования и снижения его напряженности необходимо применить ряд мер, содействующих женской занятости. Наиболее значимыми с точки зрения выработки концептуальных подходов к регулированию женской занятости являются две важнейшие проблемы: содействие снижению предложения женской рабочей силы и обеспечение равных возможностей на рынке труда. В современных условиях важно предоставить женщине свободу выбора, т.е. создать ей такие условия, когда женщина не обязательно должна работать, а если она хочет, то может заниматься только домашним хозяйством и воспитанием детей.

В процессе становления рыночных отношений актуальным становится правовое обеспечение равных возможностей на рынке труда. Одна из первых мер, направленных на улучшение положения женщин на рынке труда принятие законодательства, препятствующего дискриминации и гарантирующего равные возможности в сфере труда. В нашей стране до сих пор нет специального законодательства, обеспечивающего правовую базу политики равных возможностей на рынке труда, несмотря на то, что Россия ратифицировала две из трех основных Конвенций МОТ о равенстве возможностей.

Проблема молодежной занятости как важнейшего элемента социальной стабильности и экономической эффективности функционирования общества особенно остро стоит в период перехода к рыночным отношениям. Молодежь представляет собой группу населения, объединяемую показателем возраста, но являющуюся крайне неоднородной с точки зрения образования, профессиональной квалификации, материальных запросов и т.д. В условиях переходной экономики молодежь можно рассматривать и как наиболее социально опасную группу, и как наиболее социально незащищенную группу населения. И в том, и в другом случае нужны специальные меры по поддержке занятости молодежи, ориентированные именно на специфику отдельных слоев в рамках этой группы.

Феноменальным явлением на Российском рынке труда является безработица выпускников учебных заведений, обусловленная во многом диспропорциями системы высшего и среднего специального образования, нацеленной в недавнем прошлом в основном на обеспечение оборонных отраслей. В условиях экономического кризиса и перехода на рыночные рельсы сокращается бюджетное финансирование вузов, отменено обязательное государственное распределение, а вместе с ним и статус молодого специалиста, появляются негосударственные учебные заведения, конкурирующие на рынке образовательных услуг. Все это вынуждает молодых людей более взвешенно относиться к выбору вуза, а сами институты и университеты разворачивать специальную деятельность по перестройке образования с учетом запросов рыночной экономики.

Специальное исследование положения выпускников вузов дает возможность представить обзор трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам на рынке труда. Недостатки в системе воспроизводства трудового потенциала, противоречивый характер социально-экономических реформ отрицательно сказывается на положении выпускников высшей школы. Перед ними встают проблемы, связанные с трудоустройством и безработицей, с необходимостью переподготовки и психологической неготовностью к ней, с невостребованностью знаний, недостаточным качеством подготовки. Моральное и материальное стимулирование профессионального роста и труда также оставляет желать лучшего. Печальный вывод из вышеизложенного: прямая связь между образованием и устойчивостью положения работника отсутствует. Покидая ВУЗ, выпускник оказывается социально незащищенным.

Проблемы вторичной занятости сегодняшних студентов, их трудовой мотивации и карьерных предпочтений находятся в тесной связи с проблемой трудоустройства молодых специалистов.Сравнение результатов нескольких опросов различных студенческих аудиторий формирует своего рода мониторинг студенческих предпочтений в отношении подработки во время учебы и будущей постоянной работы, проводимый с целью составления на имеющемся материале возможно более объективной картины. Сопоставление результатов отечественных и зарубежных исследований трудовой ориентации студентов (на опыте ФРГ и Великобритании) дает основание для выделения как национальных особенностей, так и общемировых закономерностей в отношении студентов к труду как к источнику дохода и возможности творческой самореализации.

Развитие системы среднего профессионального образования в настоящее время связано с проведением единой политики в области среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования. Среднее профессиональное образование является ступенью в системе непрерывного образования и многоуровневой системе подготовки специалистов.

В условиях перехода к рыночной экономике Россия поставлена перед необходимостью разработать собственную политику профобразования, соответствующую ее особым условиям и новым принципам хозяйствования.

Новая структура экономики рынка потребует значительных изменений в системах профобучения, которые традиционно были ориентированы на предпроизводственное обучение молодежи и сводились по сути к прикладной задаче - подготовке рабочих. Исходя из создавшейся ситуации и социально-экономических условий, системы профобучения будут вынуждены приспособиться к расширяющимся потребностям в обучении и переподготовке взрослых работников, потерявших работу и вынужденных переобучиваться, и должны будут создавать новые стратегии управления, стимулирующие профобучение, ориентированное на потребности рынка. Система профобучения должна значительно увеличить свою способность к инновациям и гибкому реагированию на потребности рынка. Это положение является центральным в политике профобучения в условиях перехода к рыночной экономике. Главной целью политики в области труда является повышение его эффективности на основе качественного совершенствования всех организационно-экономических параметров трудовой деятельности для обеспечения роста благосостояния населения.

Однако, проведение многомасштабной государственной политики в этом смысле наталкивается на ресурсные ограничения, связанные с экономическими реалиями переходного периода. Поэтому объективно неизбежен для достижения поставленной цели выбор приоритетных, преимущественно неинвестиционных направлений реформирования в сфере труда. К ним в первую очередь относится реформирование системы оплаты труда и развитие социального партнерства как инструмента формирования нового механизма трудовых отношений в России. Развитие социального партнерства происходит неравномерно и не лишено недостатков.

Существенные изменения происходят в области социально-трудовых отношений и на микроэкономическом уровне - уровне фирмы. Особый интерес представляет изучение опыта внутрифирменного регулирования производства, включая управление персоналом, повышение производительности труда, формы оплаты труда, с учётом адаптации этого опыта к условиям российской действительности.

Управление персоналом на предприятии выступает как средство реализации кадровой политики, которая , в свою очередь, включает планирование кадров, привлечение рабочей силы, подготовку квалифицированных кадров, оценку труда, его мотивацию, высвобождение рабочей силы и др. Предприятие, осуществляющее свою деятельность, должно осознавать и необходимость поддержки процветанию тех слоев, той внешней среды, на фоне которых оно осуществляет свою деятельность.

К наиболее динамично развивающимся современным технологиям организации деятельности предприятия относится технология наиболее перспективного типа пластиковых карт - так называемых смарт-карт. В последние годы на предприятиях начинают реализовываться крупные проекты, связанные с их внедрением, что повлияет на результативность рабочего процесса и будет способствовать оптимизации кадровой политики предприятия в целом.

Одной из форм прогрессивной организации труда научно-технической интеллигенции являются научные парки, завоевавшие популярность в США, странах Западной Европы, а также в некоторых странах Азии, являются примером наиболее эффективного внедрения научных разработок в практическую деятельность компаний и фирм. Очевидно, что этот опыт может рассматриваться и как средство борьбы с "утечкой мозгов", поскольку научные парки предоставляют ученым и специалистам уровень оплаты и творческие условия, сравнимые с тем, что имеет место в странах-реципиентах.

В развитых странах принято использовать четырехступенчатую схему распределения накладных расходов, которая позволяет более обоснованно производить такие распределения. Применение зарубежного опыта поможет решить вопрос, связанный с исчислением знаменателя показателей производительности труда на микроуровне. Это, в частности, касается решения проблемы распределения накладных расходов на виды продукции.

Использование идеологии системы раздельного учета затрат "директ-костинг" открывает новые возможности для анализа и измерения производительности труда на предприятии. В качестве примера исчисляемых показателей производительности труда приняты "цена реализации/переменные затраты" и "цена реализации/постоянные расходы".

Одна из актуальных проблем в современных условиях - учет риска при организации оплаты труда на предприятии. Определение понятий экономического риска, его функций позволяют рассмотреть проблему избежания и устранения его негативных последствий, связанных с организацией оплаты труда на предприятии. Анализ возможных последствий, которые могут негативно сказаться на оплате труда работника, изучение нормативной базы, регулирующей отношения по данной проблеме, а также выявление ее недостатков, позволили создать оригинальную методику взаимного страхования, которая направлена на устранение негативных последствий, связанных с риском.

Главная       Вперёд