Дезинтеграция СССР и ее
социальные последствия по-разному повлияли
на процессы приспособления к новой жизни
этнических групп Кыргызской Республики, в
определенной мере осложнив отношения между
ними. Долгие годы ориентации на ценности
коллективизма, крах прежних политических и
идеологических устоев обернулись
необходимостью поиска новых форм
национальной идентичности и
экономического благополуччя.
Проблемы адаптации возникли и у
представителей русской диаспоры, ныне
оказавшейся в положении этнического
меньшинства со всеми сопутствующими
отрицательными обстоятельствами.
Краткий экскурс в прошлое
Совершим его, разумеется, под
углом зрения нашей темы.
Кыргызско-российские контакты и
посольские взаимосвязи стали
устанавливаться еще в конце XVIII-первой
трети XIX в. Тогда же на территории
Кыргызстана эпизодически появлялись и
проезжали в соседние страны первые
российские ученые-путешественники,
дипломатические посланцы и торговцы (преимущественно
русско-подданныы татары), которых
сопровождали сибирские казаки.
Заселение русскими кыргызских
земель можно условно разделить на четыре
хронологических этапа в зависимости от
приливов и отливов переселенческих волн. Их
интенсивность зависела от меняющихся
социально-экономических и политических
условий в метрополии, где нарастало
обострение аграрных противоречий, и на
колониальных ее окраинах - туркестанском
регионе, в частности.
Первый этап (1867-1897 гг.). Это было
время, когда царское правительство в целом
негативно относилось к массовым
переселенияя крестьянства. Главной задачей
царизма являлось военно-политическое
закрепление присоединенных вновь
территорий, одним из его путей служило
привлечение в край лишь состоятельных
русских крестьян, причем на льготных
условиях.
На втором этапе (1897-1905 гг.)
происходило усиление крестьянской
самоволь-нической колонизации края. В связи
с ростом народного недовольства в стране
царизм вынужден был перейти к политике
поощрения переселений.
Третий этап (1906-1911 гг.)
характеризовался массовым переселением
"беспокойных" - революционно-настроенных
элементов из европейской России на
среднеазиатские окраины ввиду
продолжавшихся революционных выступлений
в 1906-1907 гг. и началом столыпинской аграрной
реформы. По замыслу самодержавия
переселение должно было способствовать
ослаблению земельного голода и,
следовательно, спаду революционного
движения.
Наконец, четвертый этап начался
после принятия Закона 19 декабря 1910 г. и
продолжался до 1917 г. Это был период так
называемого "нового курса",
рассчитанного на создание "крепких"
хозяйств, которые в будущем явились бы
надежной опорой царской власти в крае.
Переселение русских и украинских
крестьян в южные районы Кыргызстана
началось много позднее, .чем в северные по
двум причинам; во-первых, Казахстан был
включен в Российскую колониальную систему
еще в 60-х гг. XIX в., а Кокандское ханство (и с
ним кыргызские земли) было окончательно
завоевано Россией лишь в 1876 г., во-вторых,
правящие имперские и торгово-промышленные
круги российской метрополии были сильно
заинтересованы в среднеазиатском хлопке
для текстильных фабрик и не стремились в
последней четверти XIX в. форсировать
крестьянский переселенческий процесс в
южный Узбекистан и в южную часть
Кыргызстана.
Только в 1892 г. администрации
удалось в Ошском уезде найти подходящее
место для устройства первого там русского
села на 200 семейств, названного Покровским
[1, с. 9]. В то же время в двух уездах-
Пржевальском и Пишпекском русских было уже
16,6 тысяч [2, с. 53]. Следует также заметить, что
в том же году среди оседлых 42,2% горожан
Пипшека и 32,3% жителей Пржевальска являлись
представителямя других европейских и
азиатских национальностей- украинцы,
белорусы, поляки, немцы, татары, узбеки,
казахи, но доля каждого из этих этносов была
меньшей по сравнению с русскими. Таким
образом, русская диаспора в Кыргызстане к
началу XX в. составила наиболее крупную из
национальных меньшинств. Если в начале ее
формирования русских в горном крае
насчитывалось лишь несколько сот человек,
то к 1917 г. их численность только по двум
уездам - Пишпекскому и Пржевальскому
достигла 92,4 тыс.
Послеоктябрьская история
народов бывшей Российской империи с
радикальной сменой государственно-политического
и социально-экономического устройства на
всей ее территории составляет особый,
советский период в жизни кыргызстанцев (и
русской их части). То $ыло время до предела
насыщенное исторической важности
событиями и явлениями: две крупнейшие войны
- гражданская и Великая Отечественная,
восстановление разрушенного ими народного
хозяйства, перестройка экономики в городе и
на селе соответственно программным
документам большевиков и их пониманию
национально-культурных процессов, массовые
репрессии противников новой власти и даже
инакомыслящих. И это глубоко отразилось на
судьбах сотен тысяч жителей республики.
Наиболее отчетливую картину
изменения численности, национальной и
социально-классовой структуры
республиканского населения, его занятости,
дают статисти-ко-демографические материалы
переписей и Национального госкомитета по
статистике.
Всесоюзная перепись 1926 г. большое
внимание уделила миграции в различных ее
аспектах. Это позволяет показать масштабы и
интенсивность переселенческого движения в
конце восстановительного периода, учитывая
этнические моменты этого явления.
Так, доля неместных уроженцев или
мигрантов разных лет вселения среди
русских в Кыргызстане определялась 64%. В
городах она была более высокой, нежели в
селах [3, с. 29], что говорит о миграционной
направленности.
В занятости кыргызстанцев с
первых лет советской власти происходили
перемены, коснувшиеся как социально-профессионального
состава русских, так и, что особенно важно,
той роли, которую они выполняли здесь ранее.
Провозглашение национальной
государственности и образование в 1924 г.
Кыргыз-ской автономной области (с 1926 г. -
автономная республика), вовлечение
коренных национальностей в сферы
управления народным хозяйством,
просвещением и т.п. способствовали
некоторому перемещению русских из
административно-управленческих органов в
хозяйственно-организационные структуры.
В 1926 г. среди русского населения
рабочих насчитывалось 10%, служащих - 11,9%,
мелких собственников- 71,8%, а хозяев с
наемной рабочей силой- всего 0,8%, остальных-
5,5%. Рабочие ряды к концу восстановительного
периода народного хозяйства оставались все
еще немногочисленными, но они играли
ведущую роль в общественно-политической
жизни и социальных процессах. Самый высокий
процент рабочих в составе этноса был у
народов, включенных в группу "прочие",
далее шли русские, узбеки и украинцы.
Такое соотношение
этносоциальных групп складывалось
исторически. Известно, что в
дореволюционный период царизмом
проводилась дискриминационная политика в
отношении принятия на квалифицированную
работу представителей .коренного населения.
Правда, свою роль при этом играла низкая
грамотность и отсутствие навыков
современного промышленного
земледельческого труда у кыргызов. Следует
также заметить, что к 1917 г. значительная
часть коренного населения все еще вела
кочевой и полукочевой образ жизни, что
сказывалось и к началу 30-х гг.
С 1926 г. по 1939 гг. удельный вес
русских в общем составе населения вырос с
11,7 до 20,8%, процент городских жителей
увеличился с 38,7 до 44,3%. Интенсивный приток в
города был связан с высокой потребностью в
квалифицированных рабочих и специалистах
промышленности.
В годы Великой Отечественной
войны в Кыргызстан эвакуировался ряд
промышленных предприятий из России и
Украины. После 1945 г. многие работавшие на
них остались трудиться в республике. Поток
поселенцев возрастал из Российской Федерации
в первые послевоенные десятилетия. К
примеру, в 50-е гг. немалый приток мигрантов в
города и промышленные районы был
инициируем индивидуальным и жилищным
строительством, организованным набором
рабочей силы на вновь создаваемые
производства. Приезжали в основном из
российских сельских районов (Поволжья,
Центральной России, Западной Сибири).
По переписи 1959 г. в Кыргызстане
проживало 623,6 тыс. человек русской
национальности, или 28,1% всего населения. В
последующее десятилетие численность
русских здесь возросла на 232 тыс., достигнув
37,2%, причем этот показатель был самым
высоким среди республик среднеазиатского
региона. Такой значительный прирост
обусловлен не столько рождаемостью,
сколько этнотрансформационными явлениями (переменой
самосознания у части местных украинцев на
русское, идентифицированием себя с
русскими потомством от национально-смешанных
браков, в которые русские широко вступали) и
миграционным притоком [4, с. 56].
В дальнейшем (1970-1979 гг.) темп
прироста русских начал заметно сокращаться,
что было связано не только с резким
снижением рождаемости ввиду уменьшения
детородного контингента (в репродуктивный
возраст вступило малочисленное военное
поколение), но и с ограниченными
миграционными перемещениями в республику.
В этот период он снизился вдвое по
сравнению с 60-ми годами, составив 6,5% против
13,1%. А с 1979 по 1989 гг. русское население
выросло лишь на 4,9 тыс., или 0,5%, что
свидетельствовало об оттоке, практически
равном естественному приросту [там же, с. 57].
В эпоху существования СССР
социально-профессиональная деятельность
русских существенно отличалась от
структуры занятости представителей
коренной национальности.
Русские традиционно
сосредоточивались в сферах промышленности,
транспорта, строительства, связи, где их
удельный вес превышал долю в составе
трудоспособного населения. Среди
интеллигенции - это прежде всего
специалисты в области техники и точных наук.
Так, в 1989 г. занятые русские горожане по
абсолютной численности превышали
работающих кыргызов-жителей города в 1,6
раза, но в то же время в своих рядах первые
имели больше, чем вторые рабочих тяжелых
промышленных отраслей в 2,7 раза, а рабочих
машиностроения и металлообработки- в 3,2
раза. Кыргызы же "обгоняли" русских по
абсолютному количеству занятых в легкой и
пищевой промышлености в 1,2 раза [5, с. 5).
Те отрасли, в которых русским
принадлежала ведущая роль (машиностроение,
металлообработка, военно-промышленный
комплекс, наукоемкие производства, научные
организации технического профиля), прежде
всего испытали на себе пресс хозяйственной
дестабилизации в результате распада
Советского Союза. Кроме того, введение
кыргызского языка в качестве
государственного серьезно затронуло
интересы людей промышленного и
интеллектуального труда. Русские попали в
неблагоприятствующую им социально-конкурсную
ситуацию, и выход из создавшегося положения
многие из них усматривают в миграции.
По данным Национального комитета
по статистике численность русских на 1990 г. в
республике составляла 918 тыс. (21,2% населения).
За три года она уменьшилась на 170 тыс. (Сейчас
же равна примерно 700 тыс. [4].) Причем
миграционный отток (разница между числом
выбывших и прибывших) постоянно нарастал. В
1991 г. - 15 856, в 1992 гг. - 52 148, в 1993 г. - 95 380 человек.
Это было время наиболее интенсивных
отъездов из страны. Ее покинули в основном
люди трудоспособного возраста (19-59 лет).
Республика лишилась части
квалифицированных специалистов,
трудившихся в экономике, строительстве,
энергетическом комплексе, а также
преподавателей, врачей, деятелей культуры и
науки, управленческих работников.
Словом, русские, как, впрочем, и
другие этнические группы, образующие
национальные меньшинства, оказались
недостаточно подготовленными к
изменившимся условиям общественного бытия
и, естественно, адаптационный процесс,
который они переживают, не может быть
скоротечным ^ простым. Становится очевидной
необходимость беспрепятственного
удовлетворения их разумных запросов,
относящихся к культуре, языку,
вероисповеданию и государственно-правовому
регулированию.
Межнациональные установки в
русской городской среде
Межэтнические отношения в
Кыргызстане сегодня характеризуются
динамизмом и противоречивостью. Их
особенности определяются не только
сосуществованием множества этнических
образований, взаимодействием формальных и
неформальных общественных структур, но и
совокупностью внешнеполитических,
экономических, социально-демографических,
конфессиональных и целого ряда иных
факторов объективного и субъективного
свойства.
Динамизм демократических
процессов выразился в нараставшей
перестройке социальных взаимосвязей и
политического устройства республики.
Первым итогом демократизации явилось
введение института президентского
правления и принятие Декларации о
государственном суверенитете 15 декабря 1990
г. При всей своей прогрессивности эти
преобразования сопровождались серьезными
изменениями в общественно-политической
обстановке.
Демократизация и суверекизация,
также как и в других государствах бывшего
СССР, проходили тут под знаком национальных
движений, чьи программные цели и
идеологические платформы были далеко
неоднозначны и даже противоречивы. Ибо идеи
национального возрождения кыргызского
народа, актуализации его культуры и языка
оказывали сильное психологическое
воздействие на представителей других
народов, проживающих на территории
республики, порождая у них чувство
дискомфорта, национальной ущемленности, а в
конечном счете способствовали
возникновению и эскалации межэтнической
напряженности.
Нынешний этап переходного
периода от тоталитаризма к демократии, от
монополизированной государством экономики
к рыночной уже не сопровождается столь
острыми, как прежде, конфликтными формами
развития.
Для выяснения некоторых сторон
этнической ситуации в республике нами
проведен летом 1996 г. опрос среди русского
населения Бишкека (Л/ = 500). При отборе
объектов репрезентации использовалась
квотная выборка со связанными параметрами (пол,
возраст, род занятий). В анкету был включен
ряд вопросов, раскрывающих общую оценку
респондентами межэтнического
взаимодействия и его перспектив, влияние
конкретной этноконтактной среды на
микроклимат трудового коллектива. ^
Экономические отношения
первостепенно влияют на развитие контактов
между представителями разных
национальностей. Будучи явлением базисного
характера, они определяют интенсивность
общения людей, всего активнее
реализующегося в ходе производственной
деятельности. По данным исследования 35%
респондентов на вопрос о том, в каком
коллективе они предпочли бы работать,
ответили, что в многонациональном, 44,2%
посчитали это не имеющим большого значения
в трудовом процессе.
Личный опыт непринужденных
встреч с лицами других национальностей
также положительно значим. Среди
опрошенных не менее половины имеют друзей
иной национальности, что благотворно
сказывается на их установках по поводу
смешанных браков, работы в
многонациональных коллективах, да и вообще
на восприятии окружающей действительности.
В каких социальных группах
складываются наиболее благоприятные
установки в сфере межнационального общения
и, наоборот, сохраняются узконациональные
ориентации и предубеждения? В результате
опроса установлено, что многообразнее и
глубже межнациональные установки у русской
интеллигенции, для которой чрезвычайно
важен, в частности, фактор социальной
конкурентности. Чем больше претендентов на
руководящие должностные места или
высококвалифицированный умственный труд,
чем сложнее ввиду этого продвижение по
службе, тем острее проявляется
неудовлетворенность какими-то моментами
собственной трудовой карьеры, тем чаще
нежелательные (свои или чужие) служебные
перемещения связываются с национальной
принадлежностью. Иногда такой реакции
способствуют обстоятельства совершенно
объективные, например- знание или незнание
языка коренной национальности, стаж работы
в той или иной национальной среде, от чего
зависят знакомство с традициями, умение
принимать правильные решения. Вместе с тем
почву для негативных настроений создают
определенные нравственные деформации.
Стимулирование работников порой
осуществляется не по деловым,
профессиональным качествам, а по
земляческим, родственным связям, принципам
национальной солидарности.
Изучение уровня конфликтности
этнических групп - важное
исследовательское направление. Само
понятие "уровень межнациональной
напряженности" отражает многомерное
явление, определяемое целой системой
координат, дающих достаточно полную и
детальную характеристику всей жизни
многонационального общества. 30,2%
респондентов отмечают ровный характер
межэтнических отношений в Кыргызстане, 42,4%
считают, что контакты людей разных
национальностей не всегда дружественны и
5,4% оценивают их как напряженные,
конфликтные. В целом русские довольно
пессимистично настроены относительно
тенденций взаимодействия наций: только 16,8%
верят в его улучшение, 46% полагают, что оно в
ближайшем будущем не изменится, 18,6%
убеждены в дальнейшем ухудшении
межнациональной ситуации и 13% прогнозируют
ее резкое ухудшение.
Известная политическая
нестабильность у нас чревата кризисом
демократических институтов, углубляет
недоверие к способности власти обеспечить
права национальных меньшинств.
Неэффективность усилий по защите
социальных и политических прав граждан
дестабилизирующе влияет на межэтнические
отношения.
Социально-экономическая и
правовая незащищенность большинства
русских Биш-кека (этой точки зрения
придерживаются 71,6% опрошенных против 28,4%)
предстает доминантой массового сознания,
определяющей общественно-психологический
фон, в условиях которого формируются
социальные и политические оценки и
установки людей.
Среди многообразных форм
политической активности видное место
занимают те из них, с помощью которых
выражаются мнения, требования,
недовольство. Одной из наших задач было
выявление предполагаемых действий, которые
в политико-социологической литературе
относят к протестным формам поведения. Этот
ракурс опроса отражен в табл. 1, дающей
основание оценить уровень конфликтности в
республике как низкий.
Русские Бишкека в своем
большинстве не склонны к активным формам
протеста против неправильных или даже, как
им может казаться, несправедливых мер,
предпринимаемых властными
государственными органами, причем
абсолютно инертная часть их составляет,
судя по оценкам, не меньше 20,8%, доля же
готовых к решительным политическим
действиям не превышает 8,2%. Можно
предположить, что такое политическое
отчуждение обусловлено во многом
специфическими особенностями, которые
присущи сознанию русского городского
населения. Главная из них состоит в том, что
в условиях социально-экономического и
финансового кризиса, нарастания возможной
политической нестабильности оно живет в
атмосфере сотрудничества и
взаимопонимания с представителями всех
этнических групп и не желает обострять
межнациональные противоречия,
способствовать возникновению
взрывоопасных конфликтов. Эти факты
достойны изучения. Они, несомненно, имеют
позитивное звучание для республики в целом,
переживающей сложную пору становления
многонационального независимого
государства.
В обширной совокупности проблем,
с которыми столкнулась страна, обретя
суверенитет, понятно, самой
непредсказуемой и трудно разрешимой
оказалась проблема
Рост забастовок Митинги и
демонстрации Усиление бытового
национализма Стихийные беспорядки на
национальной почве Организованные
политические акции Силовые противостояния
Распространение войны из Таджикистана
Другие формы протеста налаживания
безмятежного и плодотворного сожительства
этносов. Отсюда проистекает необходимость
выработки научной, сориентированной на
перспективу, концепции национальной
политики, эффективно регулирующей
межэтнические отношения. Ее цель-найти и
утвердить формулу демократии на языке
культурной традиции, содействовать тому,
чтобы полиэтнический Кыргызстан занял
достойное место в мировом сообществе.
Миграционное поведение русских
горожан
В столичных городах вообще,
Бишкеке в частности, где в значительной
степени сконцентрировано наиболее
образованное и профессионально
подготовленное население, динамичные
процессы развития социальной структуры
быстро меняют квалифицированные роли людей
разных национальностей. Повышенная
состязательность в некоторых видах
деятельности, социальные ожидания и малая
степень их реализации, противоречия между
высокими требованиями к действительности и
низкой удовлетворенностью ек> вызывают
большую психологическую напряженность. В
условиях многонационального города она
подчас проецируется на этнические
отношения. Включенность жителей столицы в
сферу непосредственного межнационального
общения на разных уровнях - семейном,
бытовом, производственном, наконец,
городском, характер складывающихся
реальных контактов, бесспорно, сказываются
на формировании миграционных установок.
По данным опроса контингент
потенциальных мигрантов составляли: 6,4%
собиравшихся покинуть страну уже в
ближайшее время, 14,6% намеревавшихся это
сделать через 1-2 года. Т.е. всего 21% от числа
опрошенных. Наибольшей же была доля тех, кто
предполагал выехать лишь в случае острых
общественных конфликтов- 50,2%. 23,3% ответили,
что останутся при любых обстоятельствах.
Новые политические и социальные реалии
Кыргызстана по-разному воздействуют на те
или иные группы русских горожан (табл. 2).
Как показывает анкетирование,
мужчины чаще, чем женщины настроены на
отъезд из республики. Наиболее
ориентированы на миграцию респонденты в
возрасте 30-49 лет, это - самая активная часть
трудоспособного населения, получившая
образование, профессиональные
квалификации и очень обеспокоенная судьбой
своих детей, их будущим. Существенно ниже
ориентации на миграцию в старших
возрастных группах и у молодежи, которая,
вероятно, не принимает самостоятельного
решения о переезде. Наиболее миграционно
настроены лица с общим средним и высшим
образованием. Учитывая сферу занятости,
отметим, что среди интеллигенции четко
выделяются две группы: производственная, в
которой только 24,2% выразили намерение
уехать, и непроизводственная (работники
просвещения, здравоохранения), где
потенциальные мигранты составили 33,1%.
Последние особенно остро ощущают на. себе
сложности новой политической и социальной
реальности постсоветского времени.
Таблица 3 Мотивы
потенциальной миграции русских (в % к
числу ответивших)
Конкретные причины |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
Вытеснение русских из сферы
управления |
14,1 |
15,2 |
14.7 |
Глубокий экономический кризис |
14,7 |
12,9 |
13.7 |
Распад СССР |
13.2 |
12,9 |
13,0 |
Социальная незащищенность |
11.8 |
11,0 |
11,3 |
Разрыв связей с бывшими советскими
республиками |
9,8 |
7,5 |
8.5 |
Рост бытового национализма |
7,1 |
7,8 |
7,5 |
Введение государственного языка |
6.6 |
6,8 |
6.7 |
Установки опрошенных на
миграционное перемещение из
инонациональной среды испытывают
значительное влияние субъективных
факторов, связанных с мерой
удовлетворенности отдельными сторонами
жизни. Нашей анкетой был поставлен вопрос
"Ваш взгляд на будущее?" и
предусмотрены следующие варианты ответов:
дела улучшатся за 5-10 лет: будет еще хуже и
надолго: надеемся на улучшение за 2-3 года. Мы
попытались сопоставить полученные ответы с
выраженностью желания мигрировать, и
получилось, что положительная оценка
индивидом личных жизненных обстоятельств,
оптимистическое восприятие
развертывающихся преобразовательных
процессов коррелируют с его большей
антимиграционной стабильностью.
Контрастно ориентация на миграцию
проявилась у ненадеющихся на перемены к
лучшему. Так, среди респондентов, считавших
приемлемыми организацию своего труда и
ежемесячный доход, численность
потенциальных мигрантов была ниже на 15%. То
же наблюдается и в оценке перспектив
динамики межнациональных отношений:
русские потенциальные мигранты
пессимистичнее, нежели "стабильный"
состав русских городских жителей (19,1%
против 14,1%).
Решение оставить республику
сопряжено с выбором вектора миграции.
Большинство ориентировано на миграцию в
Россию, свою этническую родину-38,4%, причем
ее европейскую территорию предпочитают 27,4%
будущих мигрантов, а Сибирь, Урал, Дальний
Восток- 11%. Но продолжающийся экономический
кризис, растущая безработица в самой России
могут тяжело отразиться на судьбе
переселенцев. Кроме того на Украину хотят
отправиться 5% опрошенных, в Белоруссию- 0,8%,
Казахстан - 0,4%, Узбекистан - 0,2%, за рубежи
бывшего СССР - 13,6%.
Содержательные различия в
миграционном поведении хорошо
просматриваются в структуре миграционной
мотивации (табл. 3).
Респонденты чаще всего называли
не один мотив миграции, а сразу несколько,
не расставляя приоритетов.
Дезинтеграционные этнические и
экономические процессы воспринимаются ими
как практически равнозначные при решении
вопроса о возможном переселении. Для многих
из них основным мотивом выезда стало
опасение оказаться оторванными от
исторической родины с получением нового
гражданства в стране постоянного
проживания или в случае изменения ею
геополитических ориентаций.
На наш взгляд, важным звеном в
цепи успешного преодоления трудностей,
сопутствующих миграционному процессу,
может послужить его правовое обеспечение.
Определение мигрантов как субъектов
правоотношений выявило ряд несоответствий
и пробелов в современной законотворческой
работе и правоприменительной практике,
осуществляемых соответствующими органами
Российской Федерации и Кыргызстана. Вот
почему, думается, возникает потребность
создания специального юридического
подразделения в президентском аппарате
каждого из этих государств, призванного
координировать правоотношения в сфере
миграции.
В рамках небольшой статьи трудно
осветить все проблемы сегодняшнего
положения русского населения в Кыргызстане
и предложить оптимальные подходы к ним.
Несомненно одно - надобно бы объединить
русских в сильную и жизнеспособную
диаспору. Превращение по сути разрозненных
одиночек в полноправных участников
социального творчества позволит более
успешно и политически грамотно
регулировать механизмы жизнедеятельности
строящегося гражданского общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пален К.К. Переселенческое
дело в Туркестане. СПб., 1910.
2. Кронгард Г.К. Население
Киргизии в последней трети XIX-нач.ХХ века.
Фрунзе: Илим, 1989.
3. Русские. Этносоциологические
очерки. М.,1992.
4. Русские в новом зарубежье.
Киргизия. М„ 1995.
5. Тишков В.А. Русские в
Средней Азии и Казахстане. М., 1993.
|