On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Амортизация

По свидетельствам М. Четфилда (M. Chatfield), самое первое определение амортизации и пример, с ней связанный, принадлежит древнеримскому архитектору Витровию (Vitruvius), который определил амортизацию как "цену истекшего года". В частности, оценивая здания кирпичной кладки, он предполагал уменьшать его стоимость ежегодно на одну восьмидесятую часть его первоначальной стоимости. В учетной литературе понятие амортизации впервые была описано Меллисом (1588 г.)

В XVI- XVII вв. амортизация трактовалась как расход недвижимого имущества, величина которого определялась путем периодически проводимой оценки. К понятию амортизации как системного списания первоначальной стоимости пришли позднее - в конце XVIII в. Наиболее ранним примером применения прямолинейной амортизации является организация учета на заводе "Кэррон Айронвекс" (Carron Ironwiks, 1769 г.), исходя из норм амортизации 8 % для всех видов основных средств, и на заводах

Бултона и Уотта (Boulton and Watt's, Soho Foundry, 1790 г.), исходя из норм 5% для зданий и 8 % для паровых машин. Выразителем такого подхода к трактовке амортизации был Меллис - именно в его книге (1588 г.) можно видеть проводку: дебет счета "Прибыли и убытки", кредит счета "Инвентарь".

Подобный подход к пониманию амортизации как разницы в оценке инвентаря в смежные отчетные моменты времени практиковался в учете вплоть до XIX в. В наиболее законченном виде он был сформулирован Дж. Мейрон (John Mair) в пятом издании его книги "Методы учета" (1757 г.). Согласно его теории по дебету счета "Инвентарь" нужно показывать оценку основных средств на начало периода (первоначальная стоимость в момент приобретения или оценочная стоимость в последующие моменты времени) и все виды ремонта, по кредиту - оценку основных средств на конец отчетного периода. Таким образом, величина "Расхода" основных средств за отчетный год определяется субъективно, по результатам инвентаризации.

В середине XIX в. значительное развитие получает железнодорожный транспорт. Именно в это время формируется второй подход к трактовке амортизации как приему, позволяющему сохранить основной капитал на постоянном уровне. Различные железнодорожные компании пытались по-разному решить проблему учета износа и обновления основных средств: компания "Железные дороги Ливерпуль-Манчестер" относила стоимость двигателей, приобретенных для замены, на текущие расходы, компания "Грэнд Джанкшен" (Grand Junction) применяла метод ежегодной переоценки инвентаря; компания "Железные дороги Лондон-Бирмингем" формировала специальный амортизационный фонд путем ежегодных отчислений в размере определенного процента от суммы общих расходов. Несмотря на разные подходы, цель была одна - уменьшить прибыль, и сделать ее более реальной с позиции поддержания постоянного уровня основного капитала.

Одно из первых упоминаний в литературе о новой трактовке амортизации датируется 1861 г., когда В. Инглиш (W. Inglish) в своей книге по учету предложил ежегодно начислять амортизацию на здание и оборудование в размере 5 - 10 % первоначальной стоимости.

В последней четверти XIX в. проблема учета амортизационных отчислений стала распространяться и на другие отрасли промышленности. В 1884 г. Юинг Матесон (Ewing Matheson) издал в Лондоне книгу "Амортизация фабрик" (The Depreciation of Factories), в котором подверг резкой критике методику расчета амортизации путем периодических переоценок имущества и предложил делать периодические отчисления по заранее разработанным нормам амортизации, а также создавать амортизационный фонд, названный им "Износ и резерв". Он отмечал, что цена имущества определяется не только его физическим состоянием, но и другими факторами. Следовательно, предприятие должно заранее создавать фонд, достаточный для замены оборудования в случае появления новых прогрессивных машин. Это было предвестником идей ускоренной амортизации.

Назад       Главная       Вперёд