По свидетельствам М. Четфилда (M.
Chatfield), самое первое определение
амортизации и пример, с ней связанный,
принадлежит древнеримскому архитектору
Витровию (Vitruvius), который определил
амортизацию как "цену истекшего года".
В частности, оценивая здания кирпичной
кладки, он предполагал уменьшать его
стоимость ежегодно на одну восьмидесятую
часть его первоначальной стоимости. В
учетной литературе понятие амортизации
впервые была описано Меллисом (1588 г.)
В XVI- XVII вв. амортизация
трактовалась как расход недвижимого
имущества, величина которого определялась
путем периодически проводимой оценки. К
понятию амортизации как системного
списания первоначальной стоимости пришли
позднее - в конце XVIII в. Наиболее ранним
примером применения прямолинейной
амортизации является организация учета на
заводе "Кэррон Айронвекс" (Carron Ironwiks, 1769
г.), исходя из норм амортизации 8 % для всех
видов основных средств, и на заводах
Бултона и Уотта (Boulton and Watt's, Soho
Foundry, 1790 г.), исходя из норм 5% для зданий и 8 %
для паровых машин. Выразителем такого
подхода к трактовке амортизации был Меллис
- именно в его книге (1588 г.) можно видеть
проводку: дебет счета "Прибыли и убытки",
кредит счета "Инвентарь".
Подобный подход к пониманию
амортизации как разницы в оценке инвентаря
в смежные отчетные моменты времени
практиковался в учете вплоть до XIX в. В
наиболее законченном виде он был
сформулирован Дж. Мейрон (John Mair) в пятом
издании его книги "Методы учета" (1757 г.).
Согласно его теории по дебету счета "Инвентарь"
нужно показывать оценку основных средств
на начало периода (первоначальная
стоимость в момент приобретения или
оценочная стоимость в последующие моменты
времени) и все виды ремонта, по кредиту -
оценку основных средств на конец отчетного
периода. Таким образом, величина "Расхода"
основных средств за отчетный год
определяется субъективно, по результатам
инвентаризации.
В середине XIX в. значительное
развитие получает железнодорожный
транспорт. Именно в это время формируется
второй подход к трактовке амортизации как
приему, позволяющему сохранить основной
капитал на постоянном уровне. Различные
железнодорожные компании пытались по-разному
решить проблему учета износа и обновления
основных средств: компания "Железные
дороги Ливерпуль-Манчестер" относила
стоимость двигателей, приобретенных для
замены, на текущие расходы, компания "Грэнд
Джанкшен" (Grand Junction) применяла метод
ежегодной переоценки инвентаря; компания
"Железные дороги Лондон-Бирмингем"
формировала специальный амортизационный
фонд путем ежегодных отчислений в размере
определенного процента от суммы общих
расходов. Несмотря на разные подходы, цель
была одна - уменьшить прибыль, и сделать ее
более реальной с позиции поддержания
постоянного уровня основного капитала.
Одно из первых упоминаний в
литературе о новой трактовке амортизации
датируется 1861 г., когда В. Инглиш (W. Inglish) в
своей книге по учету предложил ежегодно
начислять амортизацию на здание и
оборудование в размере 5 - 10 % первоначальной
стоимости.
В последней четверти XIX в.
проблема учета амортизационных отчислений
стала распространяться и на другие отрасли
промышленности. В 1884 г. Юинг Матесон (Ewing
Matheson) издал в Лондоне книгу "Амортизация
фабрик" (The Depreciation of Factories), в котором
подверг резкой критике методику расчета
амортизации путем периодических
переоценок имущества и предложил делать
периодические отчисления по заранее
разработанным нормам амортизации, а также
создавать амортизационный фонд, названный
им "Износ и резерв". Он отмечал, что
цена имущества определяется не только его
физическим состоянием, но и другими
факторами. Следовательно, предприятие
должно заранее создавать фонд, достаточный
для замены оборудования в случае появления
новых прогрессивных машин. Это было
предвестником идей ускоренной амортизации.