Анализ и синтез, вообще
деятельность мышления, как и всякая другая
деятельность, всегда вызваны какими-то
потребностями личности. Если нет
потребностей, нет и деятельности, которую
они могли бы вызвать.
Изучая мышление, как и любой
другой психический процесс,
психологическая наука учитывает и в той или
иной степени специально исследует, какие
именно потребности и мотивы заставили
данного человека включиться в
познавательную деятельность и при каких
конкретных обстоятельствах у него возникла
потребность в анализе, синтезе и т.д. (в
противоположность психологии формальная
логика абстрагируется не только от
взаимоотношений мышления с чувственным
познанием, но и от взаимосвязей
мыслительной деятельности с потребностями,
мотивами, эмоциями). Мыслит, думает не само
по себе «чистое» мышление, не сам по себе
мыслительный процесс как таковой, а человек,
индивид, личность, обладающая
определенными способностями, чувствами и
потребностями. Неразрывная связь
мыслительной деятельности с потребностями
отчетливо обнаруживает тот важнейший факт,
что всякое мышление - это всегда мышление
личности во всем богатстве ее
взаимоотношений с природой, обществом, с
другими людьми. Исследуемые в психологии
мотивы мышления бывают двух видов: 1)
специфически познавательные и 2)
неспецифические. В первом случае
побудителями и движущими силами
мыслительной деятельности служат интересы
и мотивы, в которых проявляются
познавательные потребности (любознательность
и т.д.). Во втором случае мышление начинается
под влиянием более или менее внешних причин,
а не чисто познавательных интересов.
Например, школьник может начать готовить
уроки, решать задачу, думать над ней не из
желания узнать и открыть для себя что-то
новое, а лишь потому, что он боится отстать
от товарищей и т.д. Но какой бы ни была
исходная мотивация мышления, по мере его
осуществления начинают действовать и
собственно познавательные мотивы. Часто
бывает так, что ученик садится учить уроки
лишь по принуждению взрослых, но в процессе
учебной работы у него возникают и чисто
познавательные интересы к тому, что он
делает, читает, решает.
Таким образом, человек начинает
мыслить под влиянием тех или иных
потребностей и в ходе его мыслительной
деятельности возникают и развиваются все
более глубокие и сильные познавательные
потребности.
2. Мышление Проблемная ситуация и
задача. Мышление имеет и решение
целенаправленный характер. Необходимость в
мышлении возникает прежде всего тогда,
когда в ходе жизни и практики перед
человеком появляются новая цель, новая
проблема, новые обстоятельства и условия
деятельности. Например, так бывает, когда
врач сталкивается с каким-то новым, до сих
пор неизвестным заболеванием и пытается
найти и использовать новые методы его
лечения. По самому своему существу мышление
необходимо лишь в тех ситуациях, в которых
возникают эти новые цели, а старые, прежние
средства и способы деятельности
недостаточны (хотя и необходимы) для их
достижения. Такие ситуации называются
проблемными. С помощью умственной
деятельности, берущей начало в проблемной
ситуации, удается создать, открыть, найти,
изобрести новые способы и средства
достижения целей и удовлетворения
потребностей.
Мышление - это искание и открытие
нового. В тех случаях, где можно обойтись
старыми, уже известными способами действия,
прежними знаниями и навыками, проблемной
ситуации не возникает и потому мышление
попросту не требуется. Например, уже
ученика II класса не заставляет мыслить
вопрос типа: «Сколько будет 2 х 2?». Для
ответа на такие вопросы вполне достаточно
лишь старых, уже имеющихся у этого ребенка
знаний; мышление здесь излишне. Потребность
в мыслительной деятельности исчезает и в
тех случаях, когда школьник хорошо овладел
новым способом решения определенных задач
или примеров, но вынужден снова и снова
решать однотипные, уже ставшие известными
ему задачи и примеры. Следовательно, далеко
не всякая ситуация в жизни является
проблемной, т.е. вызывающей мышление.
Необходимо различать проблемную
ситуацию и задачу. Проблемная ситуация - это
довольно смутное) еще не очень ясное и
малоосознанное впечатление, как бы
сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не
то». Например, летчик начинает замечать, что
с мотором происходит нечто непонятное,
однако он пока не уяснил, что именно
происходит, в какой части мотора, по какой
причине, и тем более летчик еще не знает,
какие действия надо предпринять, чтобы
избежать возможной опасности. В такого рода
проблемных ситуациях и берет свое начало
процесс мышления. Он начинается с анализа
самой этой проблемной ситуации. В
результате ее анализа возникает,
формулируется задача, проблема в
собственном смысле слова.
Возникновение задачи - в отличие
от проблемной ситуации - означает, что
теперь удалось хотя бы предварительно и
приблизительно расчленить данное (известное)
и неизвестное (искомое). Это расчленение
выступает в словесной формулировке задачи.
Например, в учебной задаче более или менее
четко фиксированы ее исходные условия (что
дано, что известно) и требование, вопрос (что
требуется доказать, найти, определить,
вычислить). Тем самым в порядке лишь первого
приближения и совсем предварительно
намечается искомое (неизвестное), поиски и
нахождение которого дают в результате
решение задачи. Следовательно, исходная,
начальная формулировка задачи лишь в самой
минимальной степени и совсем
приблизительно определяет искомое. По ходу
решения задачи, т.е. по мере выявления все
новых и все более существенных ее условий и
требований, все в большей степени
определяется искомое. Его характеристики
становятся все более содержательными и
четкими. Окончательное решение задачи
означает, что искомое выявлено, найдено,
определено в полной мере. Если бы
неизвестное целиком и полностью было
определено уже в начальной формулировке
задачи, т.е. в формулировке ее исходных
условий и требований, то не было бы никакой
необходимости его искать. Оно сразу же
стало бы известным, т.е. не возникло бы
никакой задачи, требующей мышления для ее
решения. И наоборот, если бы не было
первоначальной формулировки задачи,
намечающей, в какой области надо искать
неизвестное, т.е. в минимальной степени
предвосхищающей искомое, то тогда это
последнее было бы просто невозможно найти.
Не оказалось бы никаких предварительных
данных, зацепок и наметок для его поисков.
Проблемная ситуация (в народных сказках: «Пойди
туда, сам не знаю куда, найди то, сам не знаю
что») не порождала бы ничего, кроме
мучительного чувства недоумения и
растерянности.
|