Индивидуальные особенности
мышления у различных людей проявляются
прежде всего в том, что у них по-разному
складывается соотношение разных и
взаимодополняющих видов и форм
мыслительной деятельности (наглядно-образного,
наглядно-действенного и отвлеченного
мышления). К индивидуальным особенностям
мышления относятся также и другие качества
познавательной деятельности:
самостоятельность, гибкость, быстрота
мысли.
Самостоятельность мышления
проявляется прежде всего в умении увидеть и
поставить новый вопрос, новую проблему и
затем решить их своими силами. Творческий
характер мышления отчетливо выражается
именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления заключается в
умении изменять намеченный вначале путь (план)
решения задач, если он не удовлетворяет тем
условиям проблемы, которые постепенно
вычленяются в ходе ее решения и которые не
удалось учесть с самого начала.
Быстрота мысли особенно нужна в
тех случаях, когда от человека требуется
принимать определенные решения в очень
короткий срок (например, во время боя,
аварии). Но она нужна также и школьникам. Так,
некоторые хорошие ученики даже в старших
классах, когда их вызывают к доске решать
новую для них задачу, смущаются и теряются.
Эти отрицательные эмоции затормаживают их
мышление; мысль начинает работать очень
медленно и часто безуспешно, хотя в
спокойной обстановке (дома или за партой, а
не у доски) те же школьники быстро и хорошо
решают подобные и даже более трудные задачи.
Это резкое замедление мысли под влиянием
тормозящих эмоций и чувств нередко
проявляется и на экзаменах. У других
школьников, наоборот, общее возбуждение и
волнение во время экзамена не замедляют, а
стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они
могут добиться более высоких результатов,
чем в обычной, спокойной обстановке.
Эти индивидуальные особенности
некоторых учеников необходимо специально
учитывать, чтобы правильно оценить их
умственные способности и знания.
Все перечисленные и многие
другие качества мышления тесно связаны с
основным его качеством, или признаком.
Важнейший признак всякого мышления -
независимо от его отдельных индивидуальных
особенностей - умение выделять
существенное^ самостоятельно приходить ко
все новым обобщениям. Когда человек мыслит,
он не ограничивается констатацией того или
иного отдельного факта или события, пусть
даже яркого, интересного, нового и
неожиданного. Мышление необходимо идет
дальше, углубляясь в сущность данного
явления и открывая общий закон развития
всех более или менее однородных явлений,
как бы внешне они не отличались друг от
друга.
Ученики не только старших, но и
младших классов вполне способны на
доступном им материале выделять
существенное в явлениях и отдельных фактах
и в результате приходить к новым обобщениям.
Многолетний психолого-педагогический
эксперимент В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В.
Занкова и других психологов убедительно
доказывает, что даже младшие школьники в
состоянии усваивать - причем в обобщенной
форме - гораздо более сложный материал, чем
это представлялось до последнего времени.
Мышление школьников, несомненно, имеет еще
очень большие и недостаточно используемые
резервы и возможности. Одна из основных
задач психологии и педагогики - до конца
вскрыть эти резервы и на их основе сделать
обучение более эффективным и творческим.
|