К началу ХIX в. почти все города Германии потеряли свою правовую
самостоятельность по отношению к королевской власти своих государств и
полностью подчинили свое управление общегосударственному. Утрата государствами
южной и западной Германии независимости в результате наполеоновских войн
привела к частичному или полному преобразованию в них коммунального и
городского устройства по французскому образцу: избираемые муниципальные советы,
периодическое обновление состава по частям, независимые от совета мэры и др. В
наибольшей степени такие преобразования затронули Баварию (с 1808 г.),
Вестфалию, Рейнскую область. Еще одним проявлением воздействия французской
административной системы было стирание различий между городским и земским
устройством местного управления, а также резкий рост административной
централизации.
Началом нового этапа и новых тенденций в истории
германского самоуправления стали реформы прусского правительства
Штайна-Гарденберга. По своим общеполитическим и общеправовым началам
преобразования Штайна диктовались доктриной и принципами «просвещенного
абсолютизма». Но в своем конкретном итоге и в своем воздействии на
государственную организацию и социально-правовую систему эти преобразования
подходили к самому пределу возможного в феодально-сословной и бюрократической
неограниченной монархии. Этот «предел» и явился причиной резко отрицательной
реакции консервативного дворянства и правящих кругов на преобразования.
Идея реформы в своем внешнем выражении была связана с
морализаторско-воспитательными целями обновления форм государственного
управления. Штайн считал, что участие народа в делах государства необходимо для
нравственного формирования народа, что осуществление общего блага через
свободную деятельность обществ происходит легче и лучше, чем через иерархию
должностных лиц.
Эти идеи и легли в основание закона о городской реформе - –«Положения для
всех городов Прусской монархии» 19 ноября 1808 года. Целью нового устава было
создать улучшенное и самостоятельное устройство городов, «образовать законом
твердую соединенность в гражданской общине, присовокупив к тому деятельное
воздействие на управление общими делами, ободряя и сохраняя чрез это участие
дух общности».
Второе и более реальное государственно-административное начало реформы – стремление к большей и властной
государственной централизации. Оно выразилось в упразднении исторического для Германии
подразделения городов на имперские, земские
и прочие. Теперь все города Пруссии разделялись только по числу жителей – на большие,
средние и малые. Тем самым уничтожалась возможность и для особого правового
статуса разных исторических городов, а само подразделение проявлялось только в
количественных характеристиках органов учреждаемого городского управления.
Верховный надзор за городской жизнью, устройством и деятельностью
городских органов государство сохраняло за собой (§1). Единое городское
сословие было обязано своими правами государственной власти. Гражданами рассматривались согласно §73
все имеющие в городе дом, постоянное занятие или промысел и живущие в нем
постоянно; все обладающие статусом горожанина получали право принимать участие
в избрании органов городского управления.
Основным органом городского
управления, который собственно воплощал «город», являлся магистрат. Магистрат должен был
состоять из 6-17 советников, избираемых гражданами, число советников
определялось размерами города. Должности советников были и оплачиваемыми, и
общественными. Главой городского управления был обер-бургомистр, назначаемый верховной властью из трех
представляемых кандидатов. На магистрат возлагались полномочия по городскому
управлению (в хозяйственно-организационном отношении, в отношении
благоустройства, полицейские полномочия). Он сохранял значительную
самостоятельность по отношению к собранию, в том числе и в распоряжении
городскими финансами, а подчинялся и был подотчетен ландрату. Кроме того,
магистрат имел право не исполнять решений собрания, если они противоречат
закону.
Важнейшим новшеством было создание, наряду с магистратом, городского собрания – представительного органа,
куда все горожане, имеющие право голоса избирали своих депутатов. В зависимости
от величины города собрание могло насчитывать от 24 до 100 депутатов. Собрание получало
право представлять город и все его население, в частности представлять
ходатайства о городских делах перед
вышестоящей государственной администрацией (§110).
Кроме общегородских органов, параграфом 182 учреждалась должность избираемого на 6 лет из
числа домохозяев участкового
представителя общины. Он представлял квартал и занимался решением вопросов «квартального»
хозяйства (освещение улиц, организация работы сторожей, вывешивание флагов).
Таким образом, городское самоуправление было двояким – магистрат и
избираемое представительство (собрание). Воссоздана была такая система в целях
усиления централизованного государственного регулирования городской жизни
посредством передачи функций государственной администрации общественно-организуемым
органам.
|