Городское Положение 1808 года не осталось неизменным. Сначала оно
подверглось критике консерваторов и вызвало оппозицию правительственной
бюрократии. Затем оно подверглось реформированию. В конце 1820-х годов
развернулась борьба вокруг реформы Штайна в правительственных кругах. 17 марта 1831
года было издано так называемое Пересмотренное Городовое положение. Новое положение
оставляло нетронутыми инструменты и структуры городского управления, но зато
усиливало недемократические начала. Если ранее пассивное и активное
избирательное право горожан совпадали, то теперь повышение имущественного
ценза (незначительно – для активного и
более чем в 6 раз –для пассивного) резко ограничивало круг лиц, обладавших
правом быть избранными в депутаты и в состав магистрата. Дополнительно устанавливались ограничения по
составу собраний городских депутатов: не менее половины мест в них должны были
занимать домовладельцы города и магистрата; пост бургомистра мог занять только
христианин по вероисповеданию, пост обер-бургомистра замешался уже только по
усмотрению короля. Магистрат был в еще большей степени выведен из-под контроля городского
собрания, так как теперь он мог не исполнять решения собрания еще и по причине
противоречия их общему благу. Вводилась единая для всех городов численность
советов от 9 до 60 депутатов в зависимости от численности населения (а не от
отнесения города к большим, средним или малым). И, наконец, самое интересное
предусматривалось в параграфе 139 Пересмотренного положения – король мог лишать
город своего положения, а значит и прав самоуправления, в случае особого
нарушения гражданами своих обязанностей.
|