30 мая 1853 года было принято Новое Городовое
положение Пруссии. Оно пересмотрело Положение 1850 года с консервативной точки
зрения. По Положению 1853 года, городская община включала всех самостоятельных
и дееспособных граждан городского округа, подпадавших под имущественный ценз
(домовладельцы, постоянное ремесло или доход с уплатой налога не менее 4
талеров в год);. Городское собрание избиралось по классной системе и
доминирующее положение в нем занимали домовладельцы. Число депутатов в собрании
устанавливалось в диапазоне от 12 до 60 и соответствовало численности
населения. Наиболее крупные города имели специально установленные квоты состава
собрания, например, в Берлине должно было быть 126 депутатов. Собрание избирало
своего председателя, который организовывал работу собрания и переизбирался
через год. В полномочия городского собрания входили принятие основных мер по
управлению городским имуществом, утверждение смет и расходов по городскому
управлению. Собрание вносило предложения об установлении собственных городских
сборов. Если эти сборы устанавливались на срок менее двух лет, то они
утверждались правительственной администрацией, если свыше двух лет – королем. Городские
налоги и сборы могли носить только добавочный характер к государственным. Собрание
было полномочно представлять общину в целом и возбуждать ходатайства перед
провинциальными властями или правительством об общих нуждах. Решения собрания
как и по Положению 1831 г. могли игнорироваться магистратом в случае
противоречия «общему благу».
Магистрат во главе с бургомистром оставался основным
органом городского управления. В него входили: бургомистр, его заместитель,
несколько советников и члены магистрата, которыми считались должностные лица на
жаловании у магистрата (синдик, школьный инспектор, строительный инспектор и др.).
бургомистр назначался сроком на 12 лет и утверждался королем, другие члены
также на 12 лет (оплачиваемые) или на 6 лет и утверждались провинциальными властями.
В функции магистрата входило: вводить в действие законы и постановления на территории городской
общины; подготовка городских собраний; управление имуществом и хозяйством
города; утверждение всякого рода грамот, дипломов от города или дающих права на
какие-либо звания, предоставленные учреждениями города. Кроме того, бургомистр
единолично возглавлял городскую полицию.
Государство по-прежнему имело право высшего надзора
за городскими властями: утверждение состава магистрата, отчуждение городского имущества,
новые оклады членам магистрата и вообще большая часть финансово-хозяйственных действий
магистрата подлежали утверждению провинциальной администрацией.
20 марта 1856 года был принят закон, дополняющий
Положение 1853 года: в городах, где численность жителей менее 2,5 тысяч человек
собрания депутатов не существовало, а непосредственным органом городского
представительства рассматривался магистрат.
|