Согласно ранее действовавшему
Закону о повышении роли трудовых
коллективов работники объявлялись ядром
предприятия. В настоящее время положение
изменилось. В хозяйственной жизни
появились, помимо государства-собственника,
иные собственники средств производства,
использующие труд наемных работников.
Трудовой коллектив -одна из
договаривающихся сторон относительно
применения труда на предприятии.
Взаимоотношения собственника и
администрации, представляющей интересы
собственника, с одной стороны, и трудового
коллектива, от имени которого может
выступать профсоюзный орган или иной,
созданный в трудовом коллективе орган, с
другой, должны строиться на принципе
сотрудничества, учета взаимных интересов,
на основе взаимных уступок и компромиссов.
Одним словом, они должны быть партнерскими.
Средства производства, какими бы
они современными и дорогостоящими ни были,
без приложения к ним человеческого труда
сами в движение не придут и прибыли не
принесут. Более того, чем выше
технологический уровень средств
производства, тем более квалифицированная
рабочая сила должна быть к ним приложена.
Это означает, что персонал в своей основе
должен быть более интеллектуален, иметь
необходимые специальные знания, более
широкий кругозор и т. п .."что не позволяет
относиться, как в былые времена, к работнику
как к винтику производства. Работники в
современном мире в подавляющем большинстве
сами хотят быть хозяевами своей судьбы и, в
частности, на приемлемой для них основе
продавать свой труд. Именно этим
объясняется необходимость социального
партнерства.
Одной из форм социального
партнерства является заключение на
предприятии коллективного договора.
Коллективный договор - это самый «древний»
корпоративный акт. Он использовался даже в
советский период. Правда, носил он в те годы
чаще формальный характер, а также выполнял
в какой-то степени идеологиччскую нагрузку.
В настоящее время значимость
коллективного договора возросла. Он стал
наполняться конкретным содержанием.
Законодатель же регулирует его в самом
общем виде (схематично), предоставляя
сторонам определять его содержание
самостоятельно (Закон Российской Федерации
от II марта 1992 г. «О коллективных договорах и
соглашениях»). Относительно же порядка
заключения коллективных договоров
законодатель высказывается более
определенно.
Охарактеризуем коллективный
договор и порядок его заключения.
Принципы коллективного договора.
Заключение коллективных договоров должно
осуществляться исходя из принципов,
закрепляемых ст. 4 Закона. Это соблюдение
норм законодательства; полномочность
представителей сторон; свобода выбора в
обсуждении вопросов, составляющих
содержание коллективных договоров и
соглашений; добровольность принятия
обязательств; систематичность контроля и
неотвратимость ответственности.
Закон запрещает какое бы то ни
было вмешательство со стороны
работодателей, органов исполнительной
власти и хозяйственного управления,
политических партий и иных общественных
объединений, способное ограничить законные
права работников и их представителей или
воспрепятствовать их осуществлению при
заключении, пересмотре и выполнении
коллективных договоров и соглашений,
Необходимо подчеркнуть, что
Закон распространяется на все предприятия,
учреждения, организации независимо от
формы собственности, ведомственной
принадлежности и численности работающих.
Переговоры о заключении
коллективного договора. Заключению
коллективных договоров предшествуют
коллективные переговоры. В нашей стране
основные элементы процедуры - права и
обязанности сторон, сроки, стадии
переговоров-установлены законом. При этом
сторонам предоставлены права по
определению срока переговоров, состава
комиссии, места проведения и повестки дня.
Они самостоятельно устанавливают круг
вопросов, подлежащих обсуждению.
Сторона, получившая уведомление,
должна в семидневный срок начать
переговоры. Указанная обязанность носит
юридический характер: ее неисполнение
влечет наступление установленной законом
ответственности (ст. 25).
Однако уплата штрафа не
освобождает работодателя от обязанности
хоть и с опозданием, но начать переговоры.
Допущенное нарушение не должно
использоваться в качестве повода для
отказа от переговоров.
Нарушение срока вступления в
коллективные переговоры представителями
работников не влечет юридической
ответственности, поскольку предполагается,
что они представляют заинтересованную
сторону. В отношении работодателей
Кодексом об административных
правонарушениях РСФСР устанавливается
ответственность за уклонение от участия в
переговорах о коллективных договорах,
нарушение сроков переговоров,
необеспечение работы комиссии, отказ от
заключения коллективного договора,
невыполнение или нарушение коллективного
договора, непредставление информации для
ведения переговоров по коллективному
договору и осуществления контроля
выполнения коллективного договора. Законом
предусматриваются за эти административные
проступки различные штрафы (до 100
минимальных оплат труда). Однако, если такое
нарушение все-таки произойдет,
представители работников могут быть
переизбраны.
Первая встреча представителей
сторон, видимо, должна быть посвящена
образованию комиссии для ведения
переговоров и подготовки проекта
коллективного договора.
После создания комиссии
определяются сроки, место проведения и
повестка дня переговоров. По этим вопросам
решение принимает уже созданная комиссия,
это вытекает из смысла ст. 7.
Комиссии может быть поручено
осуществление в дальнейшем контроля за
выполнением коллективного договора,
толкование его положений, необходимое в
процессе правоприменения, разработка
изменений и дополнений, которые необходимо
внести в коллективный договор.
На заседаниях комиссии
целесообразно вести протокол, фиксируя
предложения представителей и принятые
решения.
Переговоры ведутся по плану,
предусмотренному комиссией, и завершаются
составлением проекта коллективного
договора.
Представителями со стороны
работодателя при переговорах по заключению
коллективного договора могут выступать
должностные лица, осуществляющие
управление предприятием, которые обладают
информацией, необходимой для ведения
переговоров, соответствующей
квалификацией и опытом, например
руководители структурных подразделений,
юрисконсульты, работники отдела труда и
заработной платы, социологи и т.п.
По усмотрению работодателей его
представителями могут выступать и лица, не
работающие на данном предприятии, но
имеющие определенный опыт в ведении
коллективных переговоров, например
эксперты объединения работодателей.
Представители работников прямо
поименованы в Законе. Это профессиональные
союзы в лице их соответствующих органов, а
также иные уполномоченные работниками
представительные органы.
Долгое время в нашей стране
единственным представителем трудящихся
признавались профсоюзы. С принятием Закона
«О коллективных договорах и соглашениях»
положение изменилось. Наряду с профсоюзами
право на ведение переговоров
предоставляется иным уполномоченным
работниками представительным органам.
Какой-либо развернутой характеристики
особых требований, предъявляемых к этому
органу, Закон не содержит. Поскольку
такой орган назван представительным, он
должен состоять на выборной основе. Ему
должны быть предоставлены специальные
полномочия на ведение переговоров и
заключение коллективного договора. В
качестве примера такого органа можно
назвать стачечный комитет, рабочий комитет,
совет трудового коллектива.
Представителями работников в
соответствии со ст. 5 не могут быть
организации или органы, созданные или
финансируемые работодателями, органами
исполнительной власти и хозяйственного
управления, за исключением случаев
финансирования, предусмотренных
законодательством.
Помимо представителей сторон
участниками переговоров могут быть
специалисты и эксперты, приглашенные
сторонами. Однако в голосовании и принятии
решений комиссией они не участвуют. Их роль
сводится к обоснованию (экономическому,
финансовому, правовому) позиций
работодателя и работников, непредвзятой
оценке их предложений, консультированию.
Участники переговоров
пользуются определенными правами и несут
установленные Законом обязанности. Так,
представители трудящихся имеют право на
получение от работодателя (объединения
работодателей), а также от государственных
органов информации, необходимой для
коллективных переговоров. Этому праву
корреспондирует обязанность такую
информацию предоставить.
В ходе переговоров могут
возникнуть разногласия и обнаружиться
непредвиденные обстоятельства,
препятствующие достижению соглашения. Для
их проведения Закон предусматривает
использование различных методов. Так, если
стороны по не зависящим от них причинам не
смогли прийти к согласию, то составляется
протокол, в который вносятся предложения
сторон о мерах, необходимых для устранения
этих причин. Переговоры прерываются на
установленный представителями сторон (комиссией)
срок, но оговаривается время их
возобновления (ч. 5 ст. 7).
Если разногласия возникают не в
связи с непредвиденными обстоятельствами,
вступает в действие правило ст. 8 Закона об
использовании примирительных процедур.
Закон предусматривает особую процедуру
разрешения споров, возникающих на стадии
переговоров по поводу заключения
коллективного договора.
При обнаружении явных
разногласий, которые представители сторон
не смогли урегулировать в ходе работы
комиссии по ведению переговоров, на
очередном заседании указанной комиссии
составляют протокол разногласий. В
последнем следует отражать существо
разногласий, конкретные позиции и
предложения сторон.
В течение трех дней с момента
составления протокола представители
сторон проводят консультации с целью
создания примирительной комиссии. Закон не
предусматривает правил ее формирования.
Исходя из принципа равноправия
сторон можно образовывать примирительную
комиссию на паритетных началах из
специально назначенных (выбранных)
представителей (которые не принимали
участие в переговорах).
Порядок работы определяется
комиссией самостоятельно. Статья 8 Закона
ограничивает лишь срок ее деятельности (7
дней). В этот срок орган примирения должен
рассмотреть протокол разногласий и вынести
рекомендации по существу спора.
При недостижении согласия в
комиссии стороны обращаются к посреднику,
выбранному по соглашению. По смыслу Закона
посредником может быть любое лицо,
выбранное по соглашению сторон. Критериями
выбора посредника должны служить его
нейтральность и независимость по отношению
к сторонам переговоров, а также
компетентность. Посредник выносит
рекомендации по существу спора также в
семидневный срок.
Рекомендации примирительных
органов исполняются сторонами при согласии
с их содержанием. При недостижении согласия
между сторонами относительно вынесенных
рекомендаций допускаются организация и
проведение забастовок. Проведение
забастовки можно считать стадией
разрешения разногласий.
В связи с тем, что забастовка
дезорганизует производство, влечет за
собой другие Негативные последствия,
прибегать к ней допустимо лишь в крайних
случаях, и особенно тогда, когда масштабы
предполагаемой забастовки выходят за рамки
одного предприятия.
Содержание коллективного
договора. Закон впервые дает легальное
определение понятия «коллективный договор».
Согласно ст. 2, это правовой акт,
регулирующий трудовые, социально-экономические
и профессиональные отношения между
работодателем и работниками на предприятии,
в учреждении, организации.
Как видно из этого определения,
основной акцент сделан на регулятивную
функцию коллективного договора. Это
полностью соответствует документам МОТ и
подчеркивает нормативный характер
коллективного договора.
Таким образом, коллективный
договор нужно рассматривать прежде всего
как нормативно-правовой акт, регулирующий
комплекс общественных отношений. К их числу
в соответствии со ст. 2 Закона можно отнести:
трудовые (индивидуальные и коллективные)
отношения; производные от трудовых
отношений; отношения по социальному (бытовому
и культурному) обслуживанию работников;
отношения по медицинскому страхованию и
социальному обеспечению.
Наряду с нормативной
коллективный договор традиционно содержит
обязательную часть, в которую включаются
взаимные обязательства сторон (например,
отказ от проведения забастовок на период
действия коллективного договора при
своевременном и полном выполнении его
условий).
Коллективный договор имеет
определенный срок действия, который
устанавливается по соглашению сторон и
составляет от одного до трех лет.
Ранее в нашей стране
коллективные договоры заключались на один
год. Теперь этот срок может быть увеличен.
Это согласуется с мировой практикой: в
большинстве стран Западной Европы
коллективные договоры заключаются на 1-2
года. Выбор конкретного срока должен
зависеть от социально-экономической
ситуации на предприятии. При экономической
нестабильности срок договора, как правило,
сокращается.
Содержание коллективного
договора с первых лет существования нашего
государства всегда строго
регламентировалось. Только в 1987 г. сторонам
коллективного договора было предоставлено
право самостоятельно определять его
структуру и содержание. Однако это право
закреплялось подзаконным нормативным
актом: Общим положением о порядке
заключения коллективных договоров.
В ст. 13 Закона впервые на
законодательном уровне признано право
работодателя и работников определять
содержание коллективного договора. Теперь
они совершенно свободны в выборе структуры
указанного акта и разработке конкретных
норм и обязательств. Однако при
осуществлении коллективно-договорного
регулирования необходимо соблюдать общие
требования, предъявляемые к содержанию
коллективного договора и определяющие его
соотношение с иными нормативными актами.
В соответствии со ст. 3 условия
коллективного договора, ухудшающие по
сравнению с законодательством положение
работников, признаются недействительными.
Кроме того, исходя из необходимости
соблюдения иерархии правовых актов,
коллективный договор не должен ухудшать
положение работников по сравнению с
генеральным, специальным или отраслевым (тарифным)
соглашением, действие которого
распространяется на данное предприятие.
Законодатель счел возможным
предложить примерный перечень вопросов,
обязательства по которым могут включаться
в договор. Этот перечень носит
рекомендательный характер и имеет целью
дать правоприменителю представление о
возможном содержании коллективного
договора.
Анализ ст. 13 позволяет выделить
пять групп вопросов, которые законодатель
считает целесообразным в той или иной мере
отразить в рассматриваемом корпоративном
акте. Это, прежде всего, нормы и
обязательства, регулирующие важнейшие
условия труда. К ним относятся: оплата труда
и ее индексация, продолжительность
рабочего времени и времени отдыха; условия
и охрана труда; льготы для отдельных
категорий работников.
Вторую группу составляют нормы и
обязательства, регулирующие отношения,
тесно связанные с трудовыми. Например, в
последнее время особую актуальность
приобретают обязательства по обеспечению
занятости работников или предоставлению им
особых льгот при высвобождении с
предприятия, возможности переобучения
другим профессиям и т.п.
К третьей группе можно отнести
нормы, регулирующие социальное
обслуживание работников. Среди них можно
назвать компенсацию транспортных расходов,
организацию и предоставление дотаций на
питание работников на производстве,
обеспечение жильем и др.
Четвертую группу составляют
обязательства работодателя и конкретные
нормы, посвященные социальному обеспечению
и медицинскому страхованию работников.
Хотя соответствующие отношения являются
предметом права социального обеспечения,
они связаны с трудовой деятельностью.
Поэтому субъекты коллективного
договорного регулирования обладают правом
устанавливать более льготные правила
обеспечения работников пенсиями и
пособиями, чем это предусмотрено
действующим законодательством.
Коллективный договор регулирует
не только индивидуальные трудовые
отношения, но и коллективные, сторонами
которых являются работодатель и коллектив
работников или представители коллектива.
Так, коллективный договор может содержать
правила внесения изменений, дополнений в
коллективный договор; порядок и сроки
осуществления контроля за выполнением
договора; обязательства по обеспечению
нормального функционирования профсоюзов,
иных уполномоченных работников и т.п.
В современных условиях лучше
стараться не перегружать коллективный
договор так называемыми информационными
положениями, т.е. по 'существу
воспроизведением правовых норм,
определяющих основные условия труда. Это
лишь затрудняет восприятие корпоративного
акта и в то же время не несет никакой
правовой нагрузки, так как указанные нормы
действуют независимо от принятия
коллективного договора.
При определении содержания
коллективного договора на конкретном
предприятии необходимо исходить из
финансовых возможностей работодателя и
социальных проблем, актуальных для данного
производства и коллектива.
Значительное место отводится в
коллективных договорах условиям и охране
труда.
К сожалению, практика заключения
коллективных договоров выявила и
негативные явления. В некоторых
коллективных договорах предусматриваются
положения, прямо нарушающие
законодательство о труде. Например,
увеличение продолжительности сверхурочных
работ или возможность привлечения к ним по
усмотрению администрации без соблюдения
условий, установленных законодательством,
обусловливается выполнением работниками
обязанностей, не предусмотренных трудовым
договором (отработка определенной нормы
рабочего времени в подсобном хозяйстве
предприятия). Получает распространение и
возложение на профсоюз материальной
ответственности за ущерб, причиненный
предприятию нарушением трудовой
дисциплины отдельными работниками.
В коллективные договоры
некоторых предприятий включаются
положения, расширяющие круг мер
дисциплинарного воздействия, например
штрафы за нарушение трудовой дисциплины.
Такую практику необходимо признать
незаконной. Приведенные нормы ухудшают
положение работника по сравнению с
действующим законодательством и поэтому в
соответствии со ст. 5 КЗоТ должны ^быть
признаны недействительными. 1 Необходимо
отметить и такой факт. Очень часто в
коллективный договор включаются
обязательства профессионального союза
перед работниками. Это обязательства по
обеспечению льготными путевками в
здравницы, принадлежащие профсоюзам или
оплачиваемые из средств профсоюзов и т.п.
Думается, что в перспективе такие положения
утратят свое значение, поскольку
коллективный договор призван регулировать
отношения, складывающиеся с участием
работодателя. Обязательства же профсоюза
перед работниками к названным отношениям
отнести нельзя. Кроме того, в соответствии
со ст. 226 КЗоТ профсоюзы представляют
интересы своих членов, а не всех работников.
Видимо, и предоставлять определенные
льготы и преимущества они в дальнейшем
будут только членам данного профсоюза. В
связи с этим обязательства профсоюза по
обеспечению путевками и предоставлению
иных льгот из средств профсоюза
приобретают характер отношений между
профессиональным союзом и его членами.
Поэтому их регулирование должно
осуществляться в Уставе профсоюза,
специальном положении и т.п., но не в
коллективном договоре.
Предоставление сторонам
коллективного договора широких полномочий
по определению его содержания не означает,
что они не связаны нормами трудового права.
Свобода сторон осуществлять
коллективно-договорное регулирование
трудовых отношений ограничена лишь одним
условием: если в действующих
законодательных актах содержится прямое
предписание об обязательном закреплении
тех или иных положений в коллективном
договоре, они подлежат обязательному
включению в договор.
Помимо конкретных норм и
обязательств коллективный договор должен
содержать такие формальные сведения, как
наименование сторон, от имени которых он
заключен, и срок действия.
Порядок заключения
коллективного договора. Коллективные
переговоры проводятся в соответствии с
общим порядком, предусмотренным ст. 7 Закона.
Однако при этом должны учитываться
особенности процедуры, установленные
именно для переговоров на уровне
предприятия. Так, определенные по
согласованию сторон порядок, сроки
разработки проекта и заключения
коллективного договора, состав комиссии
для ведения переговоров, место их
проведения и повестка дня оформляются
приказом руководителя и решением профсоюза,
иного уполномоченного работниками
представительного органа или объединения
представителей, если таковое создано.
В том случае, когда на
предприятии действует несколько
профессиональных союзов и иных
уполномоченных работниками
представительных органов, для достижения
единства позиции представителей
трудящихся Законом предусмотрено
формирование объединенного
представительного органа для ведения
переговоров, разработки единого проекта и
заключения единого коллективного договора.
Порядок образования такого органа, нормы
представительства различных профсоюзов и т.д.
устанавливаются по договоренности между
органами, имеющими право на ведение
переговоров. Создание такого органа
целесообразно оформить протоколом или
специальным решением, подписанным всеми
его участниками. В нем можно отразить
состав единого представительного органа,
его наименование, полномочия и порядок их
осуществления. Объединенный
представительный орган ведет переговоры от
имени всех работников предприятия.
В том случае, когда
представительные органы не могут
самостоятельно решить вопрос о создании
единого представителя и между ними
возникают разногласия, видимо,
целесообразно обсудить данный вопрос на
общем собрании (конференции) трудового
коллектива. Решение общего собрания (конференции)
должно быть признано окончательным.
Переговоры заканчиваются
составлением проекта коллективного
договора, который подлежит обязательному
обсуждению в подразделениях предприятия.
После обсуждения комиссия дорабатывает
проект с учетом поступивших замечаний,
предложений, дополнений.
Доработанный проект выносится на
обсуждение и утверждение общего собрания
трудового коллектива.
Закон (ст. 12) упоминает о
необходимости утверждения коллективного
договора общим собранием. Это общее правило,
оно относится ко всем случаям заключения
коллективного договора.
Законом не предусмотрена
процедура созыва общего собрания, условия
его полномочности и т.п. Эти вопросы должны
решаться комиссией по ведению переговоров.
Она же и должна созывать собрание.
После утверждения общим
собранием (конференцией) коллективный
договор подписывается представителями
сторон, которые сами определяют, кто именно
должен его подписать. Со стороны
работодателя заключенный договор может
подписываться руководителем предприятия,
со стороны представителя работников -
председателем выборного профсоюзного или
иного уполномоченного органа. Когда
создается объединенный представительный
орган, коллективный договор подписывается
всеми его участниками.
Статья 12 Закона предусматривает
порядок разрешения разногласий, могущих
возникнуть при разработке проекта
коллективного договора в объединенном
представительном органе. Если согласие в
указанном органе не -достигнуто, созывается
общее собрание (конференция) трудового
коллектива. Общее собрание выбирает
раиболее приемлемый проект коллективного
договора и поручает Профсоюзу или иному
представительному органу, разработавшему
избранный проект, провести на его основе
переговоры. В этом случае собрание
созывается дважды - для решения вопроса о
представительстве и для утверждения
окончательного варианта коллективного
договора.
Думается, такое положение
допустимо в исключительных случаях, ибо это
значительно усложняет корпоративное
правоприменение на предприятиях.
Необходимо все-таки ориентироваться на
согласование интересов всех работников
предприятия и заключение единого
коллективного договора, так как основанием
дифференциации правового регулирования
трудовых отношений может быть различие в
содержании, характере труда, условиях
выполнения трудовой функции, а не членство
в том или ином профсоюзе (объединении
работников). Что касается специфических
интересов той или иной категории
работников, то они могут быть учтены как в
отдельных разделах коллективного договора,
так и в приложениях к нему, являющихся
неотъемлемой частью коллективного
договора и имеющих равную с ним юридическую
силу.
Подписанный коллективный
договор вместе с приложениями и
протоколами разногласий, если
использовались примирительные процедуры,
направляется для уведомительной
регистрации. Документы должны быть
направлены в соответствующий орган
Минтруда Российской Федерации в
семидневный срок. Регистрация является
обязательной.
|