On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Эволюция подхода США к СССР и европейская безопасность

Шарль де Голль вернулся к власти  во Франции во второй половине 50-х годов . В это время в США президентом был Эйзенхауэр. Установка администрации Эйзенхауэра в отношениях с СССР была такой же, что и при Трумэне,  который развернул  “холодную войну”, но ещё была дополнена доктриной “освобождения” Восточной Европы.

Разоблачения культа личности Сталина в некоторой степени способствовали оздоровлению международного климата . США отдавали должное политическим преобразованиям в СССР. Тогдашний госсекретарь США Даллес надеялся , что СССР “эволюционизирует в направлении создания такой России, которую мы хотели бы видеть и с которой мы могли бы иметь хорошие отношения”.

Но вместе с тем  американское руководство  исходило из того, что основы тоталитарного режима в СССР остались неизменными, хотя  массовые репрессии  прекратились. Курс США базировался на программных установках  40-50-х годов , которые были сформулированы в секретном документе Совета национальной безопасности (CНБ-68). СССР рассматривался как система , бросившая вызов США  в бескомпромиссном желании их уничтожить и имеющая  достаточную военную мощь ,чтобы это желание осуществить.

США настораживал мессианский характер советской политики и идеологии, которые провозглашали тезис, что советская система неизбежно победит во всём мире, поэтому госсекретарь Даллес, который положительно оценивал хрущевские преобразования 1958 г., предупреждал, что несмотря на изменения в СССР , он всё равно остаётся таким же опасным, как и во времена Сталина.

Главные цели США, характерные для всей “холодной войны”,- военно-политическое давление - должно было привести к значительным переменам в советской системе .Также в США рассчитывали на перемены в результате действий внутренних сил в советском обществе.

Эйзенхауэр понял, что СССР вполне может расширить своё влияние (события в Восточной Европе подтвердили это, да и советско-китайский раскол тогда ещё не наступил). В этом случае США надо было противодействовать этому расширению, а также расширить своё влияние в мире.

Де Голль , осмыслив эту ситуацию, выбрал свой политический курс, который был альтернативой доминированию двух сверхдержав, силовому сдерживанию коммунизма и поляризации мира, поскольку оставалась опасность ядерной войны в Европе.

Несмотря на некоторое потепление в отношениях  СССР и США, Вашингтон наращивает ядерное вооружение. США подписывает военные договоры с  рядом стран (до  1955 года существовал только Северо-Атлантический договор, после 1955 года - военные договоры  с 20 странами).

Хрущёв отказался от  идеи войны с империалистами,  был  признан принцип мирного сосуществования двух систем. Но Хрущёв не признал ценностей, лежащих в основе государственного устройства США, конфронтация продолжалась, хотя и без  ядерного  апокалипсиса.

В свою концепцию сдерживания коммунизма  руководящие круги США  внесли помимо силовых методов и экономические средства борьбы . В основном же Вашингтон комбинировал силовые методы с элементами сотрудничества.

Главные характеристики подхода США к СССР в 50-е годы (администрации Эйзенхауэра): идеологизация внешней политики, ставка на силовое давление на СССР, наступательные позиции на коммунизм, непризнание территориальных итогов Второй мировой  войны, поддержка ФРГ(доктрина Хальштейна), осторожность в отношениях с СССР после смерти Сталина.

Кеннеди выдвинул два постулата относительно СССР : в своём развитии США стали отставать от СССР  и сдерживание коммунизма не должно сводиться к военным методам (об этом он заявил в своём первом воззвании  Конгрессу “О положении страны”.)

Кеннеди считал, что в Европе “всё в порядке”( исход Берлинского кризиса это подтвердил), а в развивающихся странах  лидировать начинает  СССР (Куба). Кеннеди считал, что мир  стал разнообразней, не делил его уже на “коммунистов и капиталистов”, но вместе с тем признавал политику СССР экспансионистской .

Для укрепления позиций США Кеннеди выделил три способа действий: укрепление военного потенциала, улучшение экономики США, более эффективная дипломатическая деятельность.

Несмотря на свои прогрессивные взгляды , Кеннеди поставил на первое место укрепление военного потенциала. Для этого  в период с 60 по 65 год стратегические силы были радикально модернизированы, увеличены ассигнования на новые виды вооружений. При Кеннеди также применили тактику изматывания СССР, поскольку ВНП  у США был больше, чем у СССР.

При Кеннеди на 60 % увеличили ядерное вооружение в Европе, был взят курс на  организацию ядерных сил НАТО и на допуск к ядерному оружию ФРГ.

В отношениях СССР и США в то время  было много дестабилизирующих факторов : вторжение в 1961 году контрреволюционных формирований на Кубу, военная помощь противостоящим социальным силам в развивающихся странах, Берлинский кризис, Кубинский кризис, послевоенная неурегулированность в Европе.

Несмотря на всё это, идеологическая нетерпимость к Востоку при Кеннеди уменьшилась, ему были чужды взгляды  Даллеса. Он рассматривал конфликт США и СССР не как войну идеологий, а как практическую проблему сосуществования с враждебным государством. Это способствовало улучшению отношений с СССР.

Несмотря на то, что всё шло к разрядке в отношениях СССР и США, позиции де Голля и Кеннеди относительно Европы различались: Франция выступала за разрядку в Европе, а США - за ослабление соперничества с СССР (в Европе Вашингтон стремился сохранить лидирующие позиции в НАТО, а с улучшением обстановки в Европе он потерял бы их). Берлинский и Кубинский кризисы подтолкнули Кеннеди на шаги к улучшению взаимоотношений с СССР.

Были бы произведены изменения, если бы Кеннеди остался у власти( сокращение военных расходов)? Ведь даже курс Никсона-Киссинджера на дозируемую разрядку в 70-х годах вызвал протесты. Кеннеди также намеревался ( высказывание от 31 октября 1963 года) вывести часть военных советников из Южного Вьетнама.

Уже тогда, в 1963 году, зародилась идея разрядки как лучшего способа для сдерживания коммунизма. Главная причина этого - боязнь ядерной войны.

После убийства Кеннеди ряд вопросов, поставленных им, не были решены. Но потепление в отношениях с СССР были налицо. В 1963 году США, Англия и СССР подписали договор о запрещении ядерных испытаний  в атмосфере, космосе и под водой. США и СССР проголосовали в ООН за запрет размещения ядерного оружия в космосе, была установлена прямая связь между Москвой и Вашингтоном , чтобы избежать случайного возникновения ядерной войны.

Администрация Джонсона идей Кеннеди не развивала. Гонка вооружений продолжалась, не признавали границы по Одеру-Нейсе, готовы были предоставить ФРГ ядерное оружие.

В это время американское руководство придерживалось концепции “ограниченных войн” (война во Вьетнаме, интервенция в Доминиканской республике).

Арабо-израильская война 1967 года показала опасность втягивания США и СССР в региональный конфликт с непредсказуемыми последствиями.

Количество ядерного оружия у СССР и США постепенно сравнялось. В 1968 году (ещё до Никсона) велись переговоры по ограничению ядерного вооружения.

Ввод войск в Чехословакию (1968 г.) ненадолго ухудшил отношения между  Москвой и Вашингтоном , и это не помешало переговорам по ОСВ в Хельсинки. Американцы поняли, что Чехословакия ближе к СССР, чем Вьетнам  к США, да и “доктрина Монро” там господствовала 200 лет.

В 60-е годы Вашингтон старался сохранить военное превосходство над СССР, взять под контроль развивающиеся страны, но события  во Вьетнаме и Доминиканской республике показали несостоятельность концепции “гибкого реагирования”.

Администрация Никсона-Киссинджера (60-70-е г.г.) негативно оценила внешнюю политику США в 60-е годы. Тогда же в правящих кругах ощутимей стала боязнь бесконтрольной гонки вооружений. Усугубляла ситуацию и плохая внутриполитическая обстановка в США (война во Вьетнаме), экономика была перенапряжена, социальные программы сокращены, да и европейские страны стали стремиться к самостоятельным отношениям с СССР. Главная цель политики США не была достигнута - коммунизм не сдержан.

К выгоде Соединённых Штатов на этот период пришлось ухудшение взаимоотношений СССР и Китая и американская администрация этим пользовалась. Она стала комбинировать политические средства воздействия с военными, стараясь не давать западноевропейским странам улучшать отношения с СССР, укрепляя НАТО.

Между США и СССР было установлено соперничество, ограниченное определёнными рамками. Западные страны были этим довольны, так как соперничество двух сверхдержав перешло в “третий мир”. Были урегулированы территориальные проблемы ФРГ (Хельсинки-1975), в 1973 году в Вене провели переговоры по сокращению вооружённых сил в Центральной Европе.

Администрация Никсона отказалась от противоборства социальных систем, внутренний порядок в СССР приобрёл второстепенное значение, Вашингтон надеялся, что из-за внешнего спокойствия в СССР начнётся внутренняя активная деятельность диссидентов, да и усиление Китая создавало для СССР проблемы у восточных границ.

В тот период в Америке существовала оппозиция курсу на разрядку. Консерваторы были за наращивание экономического потенциала и его трансформацию в военное превосходство, либералы - обвиняли правительство в невнимании к ущемлению прав человека в СССР. (Конгресс увязал вопрос  предоставления кредитов с условиями эмиграции из СССР).

Несмотря на то, что были найдены новые способы давления на СССР (“китайская карта” и “увязка” поведения его в мировой политике с двусторонним сотрудничеством) США были обеспокоены апрельской революцией в Португалии (в Западной Европе!) и левым режимом в Анголе. Роль силовых элементов в политике Вашингтона возрастает. Президент Форд сменил термин “развязка” на “мир через силу”. При Форде (1977 финансовый год) увеличились ассигнования на военные нужды.

В 70-х годах советско-американские отношения строились на основе “контролируемой” борьбы, но явных преимуществ никто не получал, что вылилось в конфронтацию и уменьшение сотрудничества.

Администрация Картера (вторая половина 70-х годов) проводила непоследовательную политику, что было следствием противоречивости американской концепции разрядки. В этот период создались неблагоприятные тенденции для США на глобальном направлении . Внутренние дела СССР стали объектом американской политики.

Первоначально Картер одобрил переговоры о запрещении ядерных испытаний, выступил за ограничение всех видов оружия, были предприняты усилия для укрепления режима нераспространения ядерного оружия, проводились переговоры с СССР об ограничении военной деятельности в зоне Индийского океана. Картер вновь ввёл термин “разрядка”.Соперничество продолжалось, но не по военной линии. Военный бюджет был уменьшен.

Отношения с СССР портились из-за позиции Картера по вопросу прав человека в Советском Союзе (Тем более, что активность Вашингтона была избирательной, - Китай такой критике не подвергался).

Во второй половине 70-х годов серьёзно ухудшились советско-американские отношения из-за намерений США разместить в Западной Европе нейтронное оружие. СССР, в свою очередь, наращивал тактическое ядерное оружие и обычное вооружение в Европе (колоссальные расходы СССР в этой области, а в США всего лишь 5-7 % ВНП).

“Кодекс поведения” Никсона и Брежнева (документ “Основы взаимоотношений”) был расплывчатым. В “третьем мире” Москва и Вашингтон активно помогают оппозиционным движениям. Ситуацию ухудшали такие события, как антишахская революция в Иране, революция в Никарагуа, Южном Йемене (“проигрыши” США). Советские претензии к Западу: военные интервенции американских союзников  проамериканских режимов .

Ввод советских войск в Афганистан вызвал санкции со стороны США: была приостановлена ратификация  ОСВ-2, ограничен экспорт зерна в СССР, ужесточён контроль над передачей технологий, расширена помощь Пакистану и т.д. Резко активизировалось наращивание вооружений, появилась “доктрина Картера”, согласно которой регион Персидского залива объявлялся сферой жизненно-важных интересов США. В Европе усилился фактор послевоенного раскола, общеевропейский процесс укрепления безопасности замедлился.

Рейган ( президент с 1981 года) считал, что политика разрядки ошибочна, придерживался взглядов периода “холодной войны”, мечтал о “сильной Америке”.Придерживаясь антисоветской риторики, оттенял ею американские ценности, оправдывая наращивание военных расходов. Он хотел завысить “цену” американского согласия на договорённости с СССР, осознавая, что состояние экономики в Советском Союзе сильно ухудшилось.

Ангола, Эфиопия, Кампучия, Афганистан в глазах Рейгана - доказательства экспансии СССР. В этот период  чётко проявилась готовность Вашингтона оказывать помощь антисоветским режимам повсюду в мире. “Доктрина Рейгана” , или “доктрина неоглобализма” (в отличии от “доктрины Картера”, которая ставила задачу сдерживания СССР на Ближнем Востоке) предусматривала глобальное сдерживание.

В практической политике администрация Рейгана выделяла три цели: сдерживание СССР, поощрение демократических изменений в советском обществе и соглашения, соответствующие интересам США. Идеологическая непримиримость  на практическую политику влияния не оказывала, рейгановская администрация действовала осторожно (при первом ударе по американским пехотинцам в Бейруте их эвакуировали).

В Европе США старались увеличить своё лидерство в НАТО, был разработан “план Роджерса” (стратегия глубоко эшелонированных ударов по странам ОВД). Был сделан ряд заявлений о возможности ядерной войны в Европе (давление на Западную Европу с целью ограничить её контакты с СССР).Вашингтон хотел изменить политический климат в Европе, перенести центр противоречий из стран “третьего мира” в Европу, тем самым усиливая антисоветское силовое поле повсюду в мире.

К середине 80-х годов политика США в отношении СССР претерпевает некоторые изменения в лучшую сторону. Дело в том, что ни ФРГ, ни Англия, ни Франция не пожелали пожертвовать разрядкой в Европе. Да и многие влиятельные партии в Западной Европе противились американскому влиянию. Кроме того, хотя при Рейгане состояние экономики США улучшилось, внешний долг продолжал расти. И, наконец, последний фактор, смягчивший позицию США в отношениях с СССР,- приход к власти Горбачёва и демократические преобразования в стране.

Во время перестройки военная доктрина в СССР становится оборонительной, войска из Афганистана были выведены, начались преобразования в странах Восточной Европы. Следствием этого улучшения международной обстановки был договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ратификация в 1988 г.).

Американцы не стали использовать внутренние трудности Советского Союза, не стали увеличивать военные расходы. Развивающиеся страны были выведены из зоны соперничества.

При администрации Буша отношения СССР и США продолжали улучшаться. СССР способствовал объединению Германии, выводил войска из Восточной Европы.

Неудовольствие США , правда, вызвала мирная инициатива СССР, который осудил агрессию Ирака против Кувейта перед самым наступлением сил коалиции.

Когда появилась опасность дезинтеграции в СССР, США всерьёз обеспокоились, боялись нестабильности в регионе, распространения ядерного оружия и поначалу воздерживались от дипломатических отношений с СССР на республиканском уровне, хотя осуждали использование военной силы в республиках.

После распада СССР в политике Вашингтона выявились новые приоритеты: стабильный переход всех независимых государств от тоталитаризма к демократии, безъядерный статус государств СНГ, нераспространение ядерного вооружения, содействие демилитаризации экономики стран СНГ. Критерии, по которым США строят отношения с государствами СНГ теперь: поддержка демократии и правопорядка, уважение прав человека и национальных меньшинств, признание существующих границ и их изменение только мирным путём, соблюдение норм международного права (Хельсинский Заключительный акт и Парижская хартия).

Администрация Клинтона в отношениях с Россией за основу взяла принцип укрепления в последней демократии. Как кандидат от демократической партии он уделяет большое внимание (в отличии от республиканцев с их геополитикой) развитию демократических институтов в России.

Украина, Казахстан, Беларусь в 1992 году присоединились к СНВ. Ядерное оружие не распространяется ( в 1992 году в июне во время визита Ельцина в США вообще оговаривали сокращение ядерного вооружения до 3000 - 3500 единиц). Обычные же вооружения США контролирует из-за зависимости России от помощи Запада (рынки сбыта оружия).

Нельзя обойти вниманием и такой пункт, как условия экономической помощи России: строгое дозирование ассигнований, чтобы иметь контроль над российским руководством и контролировать эффективность использования средств; ассигнования по системе Международного валютного фонда (в зависимости от уровня инфляции); отказ СССР от торговли оружием с Ираном и вывод войск из Прибалтики.

В октябре 1992 года в США вступил в силу закон о поддержке свободы, согласно которому в помощь России выделили 410 миллионов долларов и были увеличены взносы в Международный валютный фонд.

Главные факторы, определявшие отношения США к России к 1993 году: демократия в России, рыночная экономика, стабильное развитие событий, уменьшение влияния её в Восточной и Центральной Европе, Прибалтике, демократия и рыночная экономика в Восточной Европе, укрепление авторитета США в мире за счёт экономической зависимости России, получение НАТО мандата СБСЕ на миротворческие действия в “горячих точках” Европы.

Сложный клубок проблем с распадом СССР остался, но большинство причин, портивших отношения с США - исчезли. Не следует также идеализировать политику Вашингтона. Сильная Россия ему не нужна, как, впрочем, и нестабильная. Рано думать и о принятии России в НАТО.

Главная       Вперёд