Шарль де Голль
вернулся к власти во Франции во второй
половине 50-х годов . В это время в США президентом был Эйзенхауэр. Установка
администрации Эйзенхауэра в отношениях с СССР была такой же, что и при Трумэне,
который развернул “холодную войну”, но ещё была дополнена
доктриной “освобождения” Восточной Европы.
Разоблачения культа личности Сталина
в некоторой степени способствовали оздоровлению международного климата . США
отдавали должное политическим преобразованиям в СССР. Тогдашний госсекретарь
США Даллес надеялся , что СССР “эволюционизирует в направлении создания такой
России, которую мы хотели бы видеть и с которой мы могли бы иметь хорошие
отношения”.
Но вместе с тем американское руководство исходило из того, что основы тоталитарного
режима в СССР остались неизменными, хотя
массовые репрессии прекратились.
Курс США базировался на программных установках
40-50-х годов , которые были сформулированы в секретном документе Совета
национальной безопасности (CНБ-68).
СССР рассматривался как система , бросившая вызов США в бескомпромиссном желании их уничтожить и
имеющая достаточную военную мощь ,чтобы
это желание осуществить.
США настораживал мессианский
характер советской политики и идеологии, которые провозглашали тезис, что
советская система неизбежно победит во всём мире, поэтому госсекретарь Даллес,
который положительно оценивал хрущевские преобразования 1958 г., предупреждал,
что несмотря на изменения в СССР , он всё равно остаётся таким же опасным, как
и во времена Сталина.
Главные цели США, характерные для
всей “холодной войны”,- военно-политическое давление - должно было привести к
значительным переменам в советской системе .Также в США рассчитывали на
перемены в результате действий внутренних сил в советском обществе.
Эйзенхауэр понял, что СССР вполне
может расширить своё влияние (события в Восточной Европе подтвердили это, да и
советско-китайский раскол тогда ещё не наступил). В этом случае США надо было
противодействовать этому расширению, а также расширить своё влияние в мире.
Де Голль , осмыслив эту ситуацию,
выбрал свой политический курс, который был альтернативой доминированию двух
сверхдержав, силовому сдерживанию коммунизма и поляризации мира, поскольку
оставалась опасность ядерной войны в Европе.
Несмотря на некоторое потепление в
отношениях СССР и США, Вашингтон
наращивает ядерное вооружение. США подписывает военные договоры с рядом стран (до 1955 года существовал только
Северо-Атлантический договор, после 1955 года - военные договоры с 20 странами).
Хрущёв отказался от идеи войны с империалистами, был
признан принцип мирного сосуществования двух систем. Но Хрущёв не
признал ценностей, лежащих в основе государственного устройства США, конфронтация
продолжалась, хотя и без ядерного апокалипсиса.
В свою концепцию сдерживания
коммунизма руководящие круги США внесли помимо силовых методов и экономические
средства борьбы . В основном же Вашингтон комбинировал силовые методы с
элементами сотрудничества.
Главные характеристики подхода США к
СССР в 50-е годы (администрации Эйзенхауэра): идеологизация внешней политики,
ставка на силовое давление на СССР, наступательные позиции на коммунизм,
непризнание территориальных итогов Второй мировой войны, поддержка ФРГ(доктрина Хальштейна),
осторожность в отношениях с СССР после смерти Сталина.
Кеннеди выдвинул два постулата
относительно СССР : в своём развитии США стали отставать от СССР и сдерживание коммунизма не должно сводиться
к военным методам (об этом он заявил в своём первом воззвании Конгрессу “О положении страны”.)
Кеннеди считал, что в Европе “всё в
порядке”( исход Берлинского кризиса это подтвердил), а в развивающихся
странах лидировать начинает СССР (Куба). Кеннеди считал, что мир стал разнообразней, не делил его уже на
“коммунистов и капиталистов”, но вместе с тем признавал политику СССР
экспансионистской .
Для укрепления позиций США Кеннеди
выделил три способа действий: укрепление военного потенциала, улучшение
экономики США, более эффективная дипломатическая деятельность.
Несмотря на свои прогрессивные
взгляды , Кеннеди поставил на первое место укрепление военного потенциала. Для
этого в период с 60 по 65 год
стратегические силы были радикально модернизированы, увеличены ассигнования на
новые виды вооружений. При Кеннеди также применили тактику изматывания СССР,
поскольку ВНП у США был больше, чем у
СССР.
При Кеннеди на 60 % увеличили ядерное
вооружение в Европе, был взят курс на
организацию ядерных сил НАТО и на допуск к ядерному оружию ФРГ.
В отношениях СССР и США в то
время было много дестабилизирующих
факторов : вторжение в 1961 году контрреволюционных формирований на Кубу,
военная помощь противостоящим социальным силам в развивающихся странах,
Берлинский кризис, Кубинский кризис, послевоенная неурегулированность в Европе.
Несмотря на всё это, идеологическая
нетерпимость к Востоку при Кеннеди уменьшилась, ему были чужды взгляды Даллеса. Он рассматривал конфликт США и СССР
не как войну идеологий, а как практическую проблему сосуществования с
враждебным государством. Это способствовало улучшению отношений с СССР.
Несмотря на то, что всё шло к
разрядке в отношениях СССР и США, позиции де Голля и Кеннеди относительно
Европы различались: Франция выступала за разрядку в Европе, а США - за
ослабление соперничества с СССР (в Европе Вашингтон стремился сохранить
лидирующие позиции в НАТО, а с улучшением обстановки в Европе он потерял бы их).
Берлинский и Кубинский кризисы подтолкнули Кеннеди на шаги к улучшению
взаимоотношений с СССР.
Были бы произведены изменения, если
бы Кеннеди остался у власти( сокращение военных расходов)? Ведь даже курс
Никсона-Киссинджера на дозируемую разрядку в 70-х годах вызвал протесты.
Кеннеди также намеревался ( высказывание от 31 октября 1963 года) вывести часть
военных советников из Южного Вьетнама.
Уже тогда, в 1963 году, зародилась
идея разрядки как лучшего способа для сдерживания коммунизма. Главная причина
этого - боязнь ядерной войны.
После убийства Кеннеди ряд вопросов,
поставленных им, не были решены. Но потепление в отношениях с СССР были налицо.
В 1963 году США, Англия и СССР подписали договор о запрещении ядерных
испытаний в атмосфере, космосе и под водой.
США и СССР проголосовали в ООН за запрет размещения ядерного оружия в космосе,
была установлена прямая связь между Москвой и Вашингтоном , чтобы избежать
случайного возникновения ядерной войны.
Администрация Джонсона идей Кеннеди
не развивала. Гонка вооружений продолжалась, не признавали границы по
Одеру-Нейсе, готовы были предоставить ФРГ ядерное оружие.
В это время американское руководство
придерживалось концепции “ограниченных войн” (война во Вьетнаме, интервенция в
Доминиканской республике).
Арабо-израильская война 1967 года
показала опасность втягивания США и СССР в региональный конфликт с
непредсказуемыми последствиями.
Количество ядерного оружия у СССР и
США постепенно сравнялось. В 1968 году (ещё до Никсона) велись переговоры по
ограничению ядерного вооружения.
Ввод войск в Чехословакию (1968 г.)
ненадолго ухудшил отношения между
Москвой и Вашингтоном , и это не помешало переговорам по ОСВ в
Хельсинки. Американцы поняли, что Чехословакия ближе к СССР, чем Вьетнам к США, да и “доктрина Монро” там
господствовала 200 лет.
В 60-е годы Вашингтон старался
сохранить военное превосходство над СССР, взять под контроль развивающиеся
страны, но события во Вьетнаме и
Доминиканской республике показали несостоятельность концепции “гибкого
реагирования”.
Администрация Никсона-Киссинджера
(60-70-е г.г.) негативно оценила внешнюю политику США в 60-е годы. Тогда же в
правящих кругах ощутимей стала боязнь бесконтрольной гонки вооружений.
Усугубляла ситуацию и плохая внутриполитическая обстановка в США (война во
Вьетнаме), экономика была перенапряжена, социальные программы сокращены, да и
европейские страны стали стремиться к самостоятельным отношениям с СССР.
Главная цель политики США не была достигнута - коммунизм не сдержан.
К выгоде Соединённых Штатов на этот
период пришлось ухудшение взаимоотношений СССР и Китая и американская
администрация этим пользовалась. Она стала комбинировать политические средства
воздействия с военными, стараясь не давать западноевропейским странам улучшать
отношения с СССР, укрепляя НАТО.
Между США и СССР было установлено
соперничество, ограниченное определёнными рамками. Западные страны были этим
довольны, так как соперничество двух сверхдержав перешло в “третий мир”. Были
урегулированы территориальные проблемы ФРГ (Хельсинки-1975), в 1973 году в Вене
провели переговоры по сокращению вооружённых сил в Центральной Европе.
Администрация Никсона отказалась от
противоборства социальных систем, внутренний порядок в СССР приобрёл
второстепенное значение, Вашингтон надеялся, что из-за внешнего спокойствия в
СССР начнётся внутренняя активная деятельность диссидентов, да и усиление Китая
создавало для СССР проблемы у восточных границ.
В тот период в Америке существовала
оппозиция курсу на разрядку. Консерваторы были за наращивание экономического
потенциала и его трансформацию в военное превосходство, либералы - обвиняли
правительство в невнимании к ущемлению прав человека в СССР. (Конгресс увязал
вопрос предоставления кредитов с
условиями эмиграции из СССР).
Несмотря на то, что были найдены новые
способы давления на СССР (“китайская карта” и “увязка” поведения его в мировой
политике с двусторонним сотрудничеством) США были обеспокоены апрельской революцией
в Португалии (в Западной Европе!) и левым режимом в Анголе. Роль силовых
элементов в политике Вашингтона возрастает. Президент Форд сменил термин
“развязка” на “мир через силу”. При Форде (1977 финансовый год) увеличились
ассигнования на военные нужды.
В 70-х годах советско-американские
отношения строились на основе “контролируемой” борьбы, но явных преимуществ
никто не получал, что вылилось в конфронтацию и уменьшение сотрудничества.
Администрация Картера (вторая
половина 70-х годов) проводила непоследовательную политику, что было следствием
противоречивости американской концепции разрядки. В этот период создались
неблагоприятные тенденции для США на глобальном направлении . Внутренние дела
СССР стали объектом американской политики.
Первоначально Картер одобрил
переговоры о запрещении ядерных испытаний, выступил за ограничение всех видов
оружия, были предприняты усилия для укрепления режима нераспространения
ядерного оружия, проводились переговоры с СССР об ограничении военной
деятельности в зоне Индийского океана. Картер вновь ввёл термин
“разрядка”.Соперничество продолжалось, но не по военной линии. Военный бюджет
был уменьшен.
Отношения с СССР портились из-за
позиции Картера по вопросу прав человека в Советском Союзе (Тем более, что
активность Вашингтона была избирательной, - Китай такой критике не
подвергался).
Во второй половине 70-х годов
серьёзно ухудшились советско-американские отношения из-за намерений США
разместить в Западной Европе нейтронное оружие. СССР, в свою очередь, наращивал
тактическое ядерное оружие и обычное вооружение в Европе (колоссальные расходы
СССР в этой области, а в США всего лишь 5-7 % ВНП).
“Кодекс поведения” Никсона и
Брежнева (документ “Основы взаимоотношений”) был расплывчатым. В “третьем мире”
Москва и Вашингтон активно помогают оппозиционным движениям. Ситуацию ухудшали
такие события, как антишахская революция в Иране, революция в Никарагуа, Южном
Йемене (“проигрыши” США). Советские претензии к Западу: военные интервенции
американских союзников проамериканских режимов
.
Ввод советских войск в Афганистан
вызвал санкции со стороны США: была приостановлена ратификация ОСВ-2, ограничен экспорт зерна в СССР,
ужесточён контроль над передачей технологий, расширена помощь Пакистану и т.д.
Резко активизировалось наращивание вооружений, появилась “доктрина Картера”,
согласно которой регион Персидского залива объявлялся сферой жизненно-важных
интересов США. В Европе усилился фактор послевоенного раскола, общеевропейский
процесс укрепления безопасности замедлился.
Рейган ( президент с 1981 года)
считал, что политика разрядки ошибочна, придерживался взглядов периода “холодной
войны”, мечтал о “сильной Америке”.Придерживаясь антисоветской риторики,
оттенял ею американские ценности, оправдывая наращивание военных расходов. Он
хотел завысить “цену” американского согласия на договорённости с СССР,
осознавая, что состояние экономики в Советском Союзе сильно ухудшилось.
Ангола, Эфиопия, Кампучия,
Афганистан в глазах Рейгана - доказательства экспансии СССР. В этот период чётко проявилась готовность Вашингтона
оказывать помощь антисоветским режимам повсюду в мире. “Доктрина Рейгана” , или
“доктрина неоглобализма” (в отличии от “доктрины Картера”, которая ставила задачу
сдерживания СССР на Ближнем Востоке) предусматривала глобальное сдерживание.
В практической политике
администрация Рейгана выделяла три цели: сдерживание СССР, поощрение демократических
изменений в советском обществе и соглашения, соответствующие интересам США.
Идеологическая непримиримость на
практическую политику влияния не оказывала, рейгановская администрация действовала
осторожно (при первом ударе по американским пехотинцам в Бейруте их
эвакуировали).
В Европе США старались увеличить
своё лидерство в НАТО, был разработан “план Роджерса” (стратегия глубоко
эшелонированных ударов по странам ОВД). Был сделан ряд заявлений о возможности
ядерной войны в Европе (давление на Западную Европу с целью ограничить её
контакты с СССР).Вашингтон хотел изменить политический климат в Европе,
перенести центр противоречий из стран “третьего мира” в Европу, тем самым
усиливая антисоветское силовое поле повсюду в мире.
К середине 80-х годов политика США в
отношении СССР претерпевает некоторые изменения в лучшую сторону. Дело в том,
что ни ФРГ, ни Англия, ни Франция не пожелали пожертвовать разрядкой в Европе.
Да и многие влиятельные партии в Западной Европе противились американскому
влиянию. Кроме того, хотя при Рейгане состояние экономики США улучшилось,
внешний долг продолжал расти. И, наконец, последний фактор, смягчивший позицию
США в отношениях с СССР,- приход к власти Горбачёва и демократические преобразования
в стране.
Во время перестройки военная
доктрина в СССР становится оборонительной, войска из Афганистана были выведены,
начались преобразования в странах Восточной Европы. Следствием этого улучшения
международной обстановки был договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
(ратификация в 1988 г.).
Американцы не стали использовать
внутренние трудности Советского Союза, не стали увеличивать военные расходы.
Развивающиеся страны были выведены из зоны соперничества.
При администрации Буша отношения
СССР и США продолжали улучшаться. СССР способствовал объединению Германии,
выводил войска из Восточной Европы.
Неудовольствие США , правда, вызвала
мирная инициатива СССР, который осудил агрессию Ирака против Кувейта перед
самым наступлением сил коалиции.
Когда появилась опасность
дезинтеграции в СССР, США всерьёз обеспокоились, боялись нестабильности в
регионе, распространения ядерного оружия и поначалу воздерживались от
дипломатических отношений с СССР на республиканском уровне, хотя осуждали
использование военной силы в республиках.
После распада СССР в политике
Вашингтона выявились новые приоритеты: стабильный переход всех независимых
государств от тоталитаризма к демократии, безъядерный статус государств СНГ,
нераспространение ядерного вооружения, содействие демилитаризации экономики
стран СНГ. Критерии, по которым США строят отношения с государствами СНГ
теперь: поддержка демократии и правопорядка, уважение прав человека и национальных
меньшинств, признание существующих границ и их изменение только мирным путём,
соблюдение норм международного права (Хельсинский Заключительный акт и
Парижская хартия).
Администрация Клинтона в отношениях
с Россией за основу взяла принцип укрепления в последней демократии. Как
кандидат от демократической партии он уделяет большое внимание (в отличии от
республиканцев с их геополитикой) развитию демократических институтов в России.
Украина, Казахстан, Беларусь в 1992
году присоединились к СНВ. Ядерное оружие не распространяется ( в 1992 году в
июне во время визита Ельцина в США вообще оговаривали сокращение ядерного
вооружения до 3000 - 3500 единиц). Обычные же вооружения США контролирует из-за
зависимости России от помощи Запада (рынки сбыта оружия).
Нельзя обойти вниманием и такой
пункт, как условия экономической помощи России: строгое дозирование
ассигнований, чтобы иметь контроль над российским руководством и контролировать
эффективность использования средств; ассигнования по системе Международного
валютного фонда (в зависимости от уровня инфляции); отказ СССР от торговли
оружием с Ираном и вывод войск из Прибалтики.
В октябре 1992 года в США вступил в
силу закон о поддержке свободы, согласно которому в помощь России выделили 410
миллионов долларов и были увеличены взносы в Международный валютный фонд.
Главные факторы, определявшие
отношения США к России к 1993 году: демократия в России, рыночная экономика,
стабильное развитие событий, уменьшение влияния её в Восточной и Центральной
Европе, Прибалтике, демократия и рыночная экономика в Восточной Европе,
укрепление авторитета США в мире за счёт экономической зависимости России,
получение НАТО мандата СБСЕ на миротворческие действия в “горячих точках”
Европы.
Сложный клубок проблем с распадом
СССР остался, но большинство причин, портивших отношения с США - исчезли. Не
следует также идеализировать политику Вашингтона. Сильная Россия ему не нужна,
как, впрочем, и нестабильная. Рано думать и о принятии России в НАТО.
|