On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Политика Франции на российском направлении: сходство и отличия

Де Голль осуждал СССР, его внутриполитический строй. Но в 60-е годы политика Франции в отношениях с СССР стала резко отличаться от политики США. В начале 60-х годов в Соединённых Штатах преобладала концепция силового сдерживания коммунизма, а во Франции - идея разрядки напряжённости.

У Франции не было никаких прямых споров с СССР. Де Голль считал, что “режимы уходят, а народы остаются”. Военного соперничества между Францией и СССР также не было. В развивающихся странах Париж имел свои интересы, часто отличные от интересов Вашингтона.

К идее развязки де Голля подвигли следующие соображения: восстановление французского величия, ослабление блокового противостояния, так как оно было инструментом влияния СССР и США в Европе; расширение французского влияния в Европе; снижение опасности войны, перемещение  центра потенциального конфликта из Европы. Разрядка вызвала бы развитие демократии в СССР и Восточной Европе, помогла бы преодолеть послевоенный раскол в Европе, ослабление противостояния блоков было бы стабилизирующим фактором на случай конфликта с Германией.

В основе внешнеполитического курса Кеннеди было отставание США от СССР. Де Голль же считал, что темпы развития коммунистического движения утрачены, экономический рост в Западной Европе к тому времени способствовал политической стабильности, позиции коммунизма там были слабы. К тому времени проявилась децентрализованность в мировом коммунистическом движении.

Советско-французские отношения улучшились (особая позиция Франции в НАТО). И Франция, и СССР были против создания многонациональных ядерных сил НАТО, к тому же был широко известен антиамериканизм де Голля, и Париж, и Москва были несогласны с предоставлением ФРГ ядерного оружия.

Среди причин, препятствовавших сближению Франции и СССР были: осуждение Парижем тоталитарной системы, принадлежность Франции к НАТО, политическое непризнание ГДР, неотказ её от блокового противостояния вообще (была за замену Североатлантического блока западноевропейским), стремление её к снижению влияния СССР в Европе, оппозиция курсу СССР в развивающихся странах.

Вообще же в своей внешней политике де Голль опирался на СССР в борьбе с влиянием США и на США в борьбе с влиянием СССР.

В отношениях Парижа и Москвы было много конфликтных ситуаций. Например: признание СССР Временного правительства Алжирской республики до референдума, назначенного де Голлем.

В 1965 году де Голль объявил о новом политическом курсе в отношениях с социалистическими странами, в 1966 - посетил Москву, где высказал пожелание строить новые отношения со странами Восточной Европы и не противопоставлять связи с Восточной Европой связям с СССР.В том же 1966 году состоялся ответный визит Косыгина во Францию, развивавший идеи разрядки .

У де Голля не было такой оппозиции его внешней политики, как в США. В 60-е годы был подписан ряд соглашений между СССР и Францией о научно-техническом и экономическом сотрудничестве, космическом сотрудничестве .Возрос французский экспорт в СССР.

Сотрудничая с СССР и выходя из ОВК НАТО, Франция всё же подчёркивала важность Североатлантического договора .В 1963 году Париж не подписал договора о частичном запрете ядерных испытаний. Франция стремилась иметь свои войска в ФРГ, не спешила с уходом США из Западной Европы.

Несмотря на то, что отношения Франции и СССР были лучше, чем отношения США и СССР, сохранялись разногласия по некоторым вопросам.

В 1968 году из-за внутриполитических проблем во Франции де Голль ушёл в отставку. В том же 1968 году СССР и страны ОВД ввели войска в Чехословакию, что послужило дестабилизирующим фактором в европейском политическом климате. Франция и США, осудив ввод войск , не отказались от разрядки (Париж понял, что конфронтация окончательно разделит Европу на сферы влияния США и СССР).В 19968 году были подписаны новые советско-французские соглашения о сотрудничестве.

Сравнивая курсы на разрядку Франции и США, надо сказать, что обе страны видели в разрядке путь быстрых демократических преобразований в Восточной Европе и в СССР, снижение угрозы ядерной войны. США, как и Франция, заключили ряд договоров о научно-техническом сотрудничестве с СССР.

В отличии от США, Франция , придерживаясь курса на разрядку, не подключалась к американскому “сдерживанию” СССР в развивающихся странах .В курсе на разрядку Парижа и Вашингтона просматривались противоречия между атлантизмом и европеизмом. Франция не выступала за сдерживание СССР на глобальном направлении, но и опасалась снижения решимости США отстаивать общие интересы Запада. Ещё одно различие в подходе к разрядке Франции и США - отсутствие соперничества между Францией и СССР в сфере ВПК.

США придерживались концепции дозирования политического, силового давления и сотрудничества, а Франция полагала, что сближение Востока и Запада последует вследствие роста взаимосвязей в мире и повсеместной демократизации. Ж. Помпиду 6 октября 1970 года заявил, что “все народы стремятся к установлению дружественных и мирных отношений <...> ,каковы бы ни были различия экономических систем”. Французский подход к развязке был более рациональным.

Американский курс на разрядку в силу ряда причин (много спорных вопросов с СССР) был неустойчив, французский курс на разрядку был стабильным и в некотором смысле сдерживал США. Это отличие усугублялось по мере антиразрядочной кампании в США (при Никсоне, Форде , Картере были сделаны некоторые позитивные шаги, но в целом разрядка не достигла желаемого эффекта).

22 июня 1977 года Франция и СССР подписали “Совместное заявление о разрядке международной напряжённости”. Основная мысль этого документа - отказ от политики недоверия - блоковой политики.

В 70-х годах в Европе возникли военно-политические проблемы, из-за размещения в Восточной Европе советских ракет СС-20 и стремления США развернуть в Европе нейтронное оружие .Развёртывание в Европе (ФРГ) американских ядерных ракет средней дальности Франция приветствовала , так как это восстанавливало ядерный баланс сил. В то же время Париж призывал к демилитаризации мира в целом.

Что касается прав человека, то Франция, как и США, стояла за их защиту, но администрацию д’Эстена не устраивал мессианский стиль картеровской дипломатии. В  отличии от США, Париж продолжал вести тесный политический диалог и сотрудничать с Советским Союзом в различных областях. Ярким примером тому является скандал с фирмой “Контрол дата” (отказ Вашингтона продать СССР ЭВМ “Снайбер-76” из-за боязни использования её в военных целях). По этой причине СССР стал сотрудничать в технической сфере с Францией.

На отношение Франции к СССР ввод войск в Афганистан не сильно повлиял, хотя Франция с её политикой отсутствия напряжённости была против каких-либо военно-политических катаклизмов. Когда Картер объявил о санкциях против СССР, последовавшая за этим встреча министров иностранных дел в 1980 году ведущих стран Европы была отменена, так как Франция в ней участия не приняла, очевидно стремясь сохранить Общеевропейский мирный процесс. Более того, состоялась встреча д’ Эстена с Брежневым в Варшаве. Париж хотел сохранить разрядку, поскольку успех его внешней политики зависел от этого.

В начале 80-х годов последовало некоторое ухудшение отношений Франции и СССР (только в 1984 году состоялся первый визит Миттерана в Москву).Всё-таки в большей степени разрядка зависела от СССР и США. СССР ввёл 100000 солдат в Афганистан (опять силовые методы). Французские расчёты на демократизацию в Восточной Европе были опровергнуты введением в 1981 году военного положения в Польше. Ко всему вышеперечисленному надо ещё и добавить превосходство в тот период стран ОВД в танках, артиллерии, боевых самолётах, ядерных ракетах средней и меньшей дальности, то есть превосходство в наступательных видах оружия.

Неудивительно, что Франция поддержала развёртывание американских ядерных ракет в Европе, создала “силы быстрых действий” (СБД) для обороны НАТО и защиты интересов Франции в развивающихся странах. Несмотря на участие коммунистов во Французском правительстве, Париж был в целом солидарен с США. В довершение ко всему в апреле 1983 года ряд работников советских учреждений во Франции был выслан по обвинению в шпионаже.

В то же время, Париж не разделял позиции администрации Рейгана в его идеологизации, превращении конфликта в битву добра со злом. Франция не стала вводить экономические санкции против СССР. Общеевропейский процесс против СССР не использовала, но процентные ставки по кредитам для СССР Миттеран повысил, усилил контроль за передачей технологий. Торговлю же с СССР Франция не прекращала, так как своими закупками он обеспечивал триста тысяч рабочих мест во Франции.

В 1982 году Франция отказалась от экономических санкций против СССР (санкции из-за военного положения в Польше).

В развивающихся странах администрация Миттерана поддерживала США там, где интересы американцев и французов совпадали:  вторжение в Гренаду, бомбардировку Триполи Франция резко осудила ).

Позиция Франции в отношении ядерного оружия в 80-е годы оставалась неизменной - независимые французские ядерные арсеналы, которые, впрочем, всё равно увеличивали мощь НАТО.

Демократические изменения в СССР обусловили улучшение советско-французских отношений. Помимо демократизации в СССР были и такие факторы, как оппозиция Франции к СОИ, её заинтересованность в сохранении советско-американского договора по ограничению ПРО (1972 ) и соблюдении ОСВ-2.

Советско-американский договор по РСМД был ратифицирован в 1988 году. В том же году было объявлено сокращение советских ВС, в 1989 году были выведены советские войска из Афганистана.

В 1986 году СССР выдвинул план ликвидации ядерного оружия в мире к 2000 году, который не устраивал Францию, так как её ядерное оружие было и есть основой независимости от США, автономного статуса в НАТО.

Развитие советско-французского сотрудничества находилось в тени улучшения советско-американских отношений. У французов причиной изменений в СССР считался тот факт, что США смогли вовлечь Советский Союз в гонку вооружений ( США считали демократизацию в СССР следствием силового давления).

Благодаря переменам в СССР, Франция получила то, что хотела: снижение влияния Советского Союза в Восточной Европе и перспективу снижения влияния в США.

В экономическом плане Париж активно высказывался за предоставление кредитов СССР. Миттеран в 1989 году выступил с инициативой создания ЕЭС совместного специального европейского инвестиционного банка для оказания помощи СССР. Франция (как и США ) пасалась распада СССР из-за возможной нестабильности, поэтому воздерживалась от республиканской дипломатии и поддерживала связь с центром.

В отношении Прибалтики Франция, как и США, не признавала законности вхождения прибалтийских республик в СССР (пакт Молотова-Риббентропа), осуждала силовое подавление стремления прибалтийских республик к самоопределению.

Париж приветствовал победу демократических сил над ГКЧП, но первоначально Миттеран думал, что коммунисты пробудут некоторое время у власти и с ними придётся иметь дело.

После распада СССР во французской внешней политике выделились те же приоритеты, что и у США: нераспространение ядерного оружия, безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана и контроль со стороны МАГАТЭ, поддержка стабильности.

В 1992 году Франция ввела мораторий на ядерные испытания, но размер своих ядерных вооружений не уменьшила, так как при сокращении у России и США оставалось бы по 3 -3,5 тысячи ядерных зарядов, а у Франции их без сокращения - 500 штук.

Париж оказывает существенную помощь бывшему соцлагерю через Европейский банк реконструкции и развития. В начале 1992 года Франция предоставила России крупные кредиты.

Имея хорошие отношения с Россией и Западной Европой, Франция сбалансирует последствия объединения Германии, да и найдёт огромный рынок сбыта. Если же демократия в России не закрепится, то это приведёт к консервации атлантической структуры безопасности, росту влияния США, приостановке Общеевропейского процесса, что Франции невыгодно. Голлистские ориентиры в политике Франции, просматриваемые во все годы “холодной войны”, доказали свою состоятельность. Существует возможность политической, экономической, социальной интеграции в Европе.

Назад       Главная       Вперёд