К приходу к власти де Голля в 1958 году Франция
участвовала в ОВК НАТО, на её территории размещались американские военные базы.
Кроме того, там размещались руководящие органы НАТО (Совет, Секретариат, штаб
Верховного главнокомандующего, базы ВМС, ВВС США). В довершение - часть
французских войск была выделена в состав сил НАТО под американским
командованием. Всё это, по мнению де Голля, ущемляло интересы Франции.
Зависимость Западной Европы в вопросах обороны
перетекала в зависимость политическую. Из-за боязни быть втянутой в чуждый её
интересам конфликт, Франция вышла из ОВК НАТО. Другой фактор, повлиявший на
решение Франции выйти из ОВК - на смену американскому военному превосходству
неминуемо шёл паритет между СССР и США , и американские ядерные гарантии
становились фикцией. К тому же де Голль считал, что любое государство должно
само обеспечивать свою национальную оборону,
США относились отрицательно к французской
деятельности в ядерной сфере, но им приходилось с этим мириться. Вашингтон
хотел обеспечить себе контроль над французскими и английскими ядерными силами,
для чего действовал в двух направлениях.
Первое - американцы предложили создать
“многонациональные ядерные силы НАТО” (МЯС) и допустить к ядерному оружию ФРГ.
Второе - предоставить союзникам (Англии и
Франции) ядерное оружие при контроле Вашингтона за его применением.
Выходя из ОВК, де Голль учитывал, что между
Францией и странами ОВД есть ФРГ, где расположены американские войска, то есть
страна была защищена. Стратегический баланс в Европе и мире был, в ФРГ была
стабильность.
Президент Франции считал, что в дальнейшем все
страны Западной Европы должны были восстановить суверенитет, ограниченный
влиянием США. Действия де Голля обозначили тенденцию, заметную в наше время
(растущая независимость членов Североатлантического блока от США).
Идеи европейской конфедерации, единого
европейского парламента были высказаны ещё Сен-Симоном. После второй мировой
войны начался поиск путей политической и военной интеграции в Западной Европе.
Первая попытка сотрудничества западноевропейских стран после войны была в 1948
году, когда Франция, Англия, Бельгия, Голландия и Люксембург подписали
Брюссельский пакт. Но когда все члены Брюссельского пакта присоединились к
Североатлантическому, последний подавил Западноевропейский союз.
В рамках ЗЕС были введены ограничения на
перевооружение ФРГ (запрет создавать ядерное, химическое, бактериологическое
оружие, армия - не более 500000 человек, полностью интегрированная в ОВК НАТО и
ряд других ограничений, которые позже
сняты). Контроль за соблюдением ФРГ этих запретов и стал надолго функцией ЗЕС.
ЕЭС деятельности в военно-политической сфере не
предусматривало.
Выступая по радио 31 мая 1960 года, де Голль
выразил желание “содействовать превращению Западной Европы в политическое,
экономическое, культурное и гуманитарное объединение, готовое к действиям”. Но
для эффективной интеграции надо было, чтобы государства находились в примерно
одинаковых военно-политических условиях. ФРГ имела ограниченный суверенитет в
вопросах военного строительства, Англия была связана с США англо-американским
соглашением от 1958 года, по которому не могла передавать ядерную информацию
третьей стране без согласия Вашингтона.
Страны Европы устраивала сложившаяся система
атлантизма. Англия, ФРГ были в военно-политическом плане привязаны к США, а
Франция была слаба. Наднациональная интеграция являлась барьером на пути развития
национализма в Европе.
С приходом к власти де Голля началась
дипломатическая борьба США и Франции за союзников в Западной Европе по
вопросам интеграции (Франция - за
западноевропейскую интеграцию, США - за интеграцию в рамках
Североатлантического блока).
После выхода Франции из ОВК в 1966 году и с
приобретением ею особого статуса блок НАТО адаптировался к этому положению.
Париж непосредственно не участвовал в работе военных органов НАТО, но имел при
них миссии связи для координации действий. Франция участвовала в деятельности
некоторых звеньев военно-технической инфраструктуры НАТО.
В 60-70 годы французская военная доктрина была
сориентирована на защиту территорий Франции и ближних подступов к ней. Это
ограничивало возможности сотрудничества Парижа с ОВК НАТО.
Идея разрядки де Голля получила в Западной
Европе поддержку и одобрение. США понимали., что саботирование разрядки ухудшит
отношения с Европой. В декабре 1967 года Совет НАТО на уровне министров
иностранных дел одобрил программный документ “Будущие задачи союза”, суть
которого - приложение усилий каждым союзником для улучшения отношений с
Восточной Европой и СССР. Но несмотря на
согласие США одобрить в рамках НАТО сотрудничество с Востоком, администрация
Джонсона была отягощена своими установками в отношениях “Восток-Запад”.
В начале 70-х Франция расширила сотрудничество с
НАТО по причине ввода войск стран ОВД в Чехословакию, постепенного уравнивания
США и СССР в военном плане, стремления Помпиду к улучшению отношений с США и
западноевропейскими странами.
Франция сохранила право решения об участии в
конфликтах на стороне НАТО, установка на защиту её территории оставалась
неизменной.
При Помпиду шло военно-техническое
сотрудничество с США в ядерной сфере (на основе секретной договорённости 1972
года).
В 70-х годах политика Франции была
противоречивой: сохранение голлизма и улучшение отношений с США.
Жискар д’Эстен говорил об единой зоне конфликта
в Европе, не разделяя зоны интересов Франции и США (НАТО). Париж соглашался в
случае конфликта предоставлять НАТО свою военную инфраструктуру.
Несмотря на существенные концептуальные
изменения, Жискар д’Эстен сохранил главный голлистский принцип - свобода
решений.
Вопрос о военно-политической интеграции в Западной
Европе в 70-е годы обсуждался неофициально. Правда, в 75 году был всплеск идей
о допуске ФРГ к ядерному оружию, когда французы создали ядерные ракеты “Плутон”
(их радиус действия - 120 км), которые могли быть использованы для поражения
наступавшего противника на территории ФРГ.
В 1981 году к власти во Франции пришли
социалисты (Миттеран) и перед ними была
проблема совмещения голлистской независимости в ядерной сфере, автономного
статуса в НАТО с безопасностью в Западной Европе.
На подход к этой проблеме в начале 80-х годов во
Франции влияли следующие факторы: ухудшение отношений “Восток-Запад”,
развёртывание Советским Союзом ракет СС-20, наращивание обычных вооружений в
Европе. Ракеты СС-20 предназначались для ударов в Европе и Азии.
Вероятность обмена стратегическими
ударами между СССР и США через Ледовитый океан была мала, что подталкивало
Францию к атлантизму.
Дилемма сочетания солидарности с НАТО и
автономного статуса в блоке привела к созданию “сил быстрых действий” (СБД)
численностью 47000 человек, которые предназначались для выдвижения на передовые
рубежи обороны НАТО в Европе. Но неучастие Франции в ОВК не ставилось под
сомнение и никаких войск в мирное время в первом эшелоне обороны НАТО в ФРГ у
французов не было.
Администрация Рейгана считала, что стратегия
СССР в Европе сугубо наступательная (из-за советских воинских уставов и
превосходства СССР в Европе по количеству обычных вооружений в Европе). Рейган
решил противопоставить Советскому Союзу наступательную стратегию в Европе, был
разработан “план Роджерса”, суть которого: превентивные удары по противнику.
Рейды сухопутных сил США по глубоким тылам противника, комбинированное
использование ядерного, химического и обычного оружия. Союзники США по НАТО эту
концепцию подкорректировали (она осталась без применения ядерного, химического
и бактериологического оружия).
Францию это не устраивало, так как по сути дела
концепция с применением только обычного оружия увеличивала риск возникновения
конфликта в Европе, это не вязалось с французской идеей “разубеждения”.
В 80-х годах интеграционные процессы в Западной
Европе оживились из-за усиления атлантических акцентов в политике Франции
(переход Парижа к стратегии обороны на передовых рубежах НАТО, СБД). Увеличилась
самостоятельность ФРГ. По протоколу 1983 года к Елисейскому договору (1963) был
учреждён франко-западногерманский совместный совет обороны на уровне глав
государств и правительств. Его задачами были: разработка совместных концепций в
области обороны и безопасности, сотрудничество в области ограничения вооружений
в Европе, создание смешанных воинских соединений, проведение совместных манёвров,
развитие и углубление сотрудничества в области создания и производства
вооружений.
В целом военно-политическое сотрудничество между
Францией и Западной Германией переживало настоящий бум.
Франко-западногерманское сотрудничество
упиралось в две проблемы: различный статус в НАТО и нежелание Франции, чтобы
ФРГ участвовала в принятии решений о применении французского ядерного оружия.
К 1984 году ЗЕС усилиями, главным образом,
Франции, приступил к обсуждению проблем безопасности на регулярной основе. 27
октября 1987 года в Гааге состоялась сессия Совета министров и был принят документ
“Платформа по проблемам европейской безопасности”, суть которого была в формулировке
будущей концепции западноевропейского военно-политического сотрудничества и в
соотнесении её с НАТО. Активизация Франции в первой половине 80-х в вопросе
военно-политической интеграции в Западной Европе была вызвана теми же
причинами, что вызвали некоторую атлантизацию её внешнеполитического курса в
70-х. Приплюсуем к этому ещё и вывод из Западной Европы американских ядерных
ракет в соответствии с РСМД, неуверенность Парижа в американских ядерных
гарантиях. К тому же уменьшение влияния сверхдержав через интеграцию в Европе
было долгосрочной целью французской политики.
Особым аспектом, характеризующим положение
Франции в НАТО является сфера действия Североатлантического договора (подходы к
ней Вашингтона и Парижа). По 6 статье договора блоком охватывается территория
стран-членов с их островами, расположенными к северу от тропика Рака. Таким
образом Ближний Восток, Африка, Азия в сферу действия НАТО не входят.
Из тенденции в США к глобальному сдерживанию
коммунизма интересы Парижа и Вашингтона в развивающихся странах часто не
совпадали. Франция боялась быть втянутой в чуждый ей конфликт. К тому же в 60-е
годы США хотели установить своё влияние в Индокитае (там всегда доминировала
Франция). Все вышеперечисленные причины препятствовали блокированию Франции и
США за пределами НАТО.
В начале 70-х годов было некоторое улучшение
американо-французских отношений, что создавало поиск согласованной политики в
развивающихся странах, главным образом для бесперебойного ресурсообеспечения.
В 1973 году США, выступив с инициативой
включения в сферу деятельности НАТО экономики, энергетики Запада и увязывания
их с военно-политическими действиями, восстановили против себя Францию. Разногласия
Парижа и Вашингтона по поводу нефтяного кризиса и войны на Ближнем Востоке
усугубили ситуацию. Тогда не было и речи о сотрудничестве США и Франции за
пределами НАТО.
После прихода в Анголе, Эфиопии, Южном Йемене
левых режимов, обострения экономического кризиса в Западной Европе
администрация д’Эстена повернула к большей сплочённости стран НАТО. Появилась
тенденция к налаживанию американо-французского сотрудничества в Африке и на
Ближнем Востоке (первая половина 70-вторая половина 80).
В то же время Франция не хотела официального
расширения сферы деятельности НАТО и была в оппозиции американским действиям,
если те шли вразрез с её интересами. Хотя в Чаде в начале 80-х Франция и координировала
с США свои действия и выделила войска в состав многонациональных сил в Синае и
Ливане, она неоднозначно отнеслась к доктрине “нового глобализма” Рейгана.
Выступая в 1984 году в английском парламенте, Миттеран подчеркнул, что НАТО
охватывает “конкретный и ограниченный географический регион”.
До 1990 года французская точка зрения на
действия в развивающихся странах сводилась к защите своих интересов. Ситуация
изменилась в связи с агрессией Ирака против Кувейта. Тогда французские войска
приняли участие в боевых действиях в составе многонациональных сил (правда,
после некоторых колебаний).
После крупных перемен в Восточной Европе и
согласия СССР на сокращение своих вооружений значение НАТО упало. Благодаря
иракской агрессии США смогли выдвинуть идею расширения сферы Североатлантического
блока, в чём Франция не заинтересована. Перемены в Восточной Европе вызвали
проблемы для НАТО. США стали перестраивать натовские структуры. В 1989 году
Вашингтон выдвинул концепцию “нового атлантизма”, политизации НАТО.
Блок нужен Западу в качестве противовеса
военному потенциалу России, механизма определённого контроля над объединением
Германии, гарантии европейской стабильности. К тому же НАТО - страховка Запада
на случай неудачи преобразований в России.
Американцы стремятся сохранить не только сам
блок, но и его военную организацию, что многим в Европе не нравится.
Новым моментом в американском подходе к НАТО
является позитивное отношение к приёму членов из числа стран Восточной Европы,
что не совсем соответствует интересам России.
Был создан Совет Североатлантического
сотрудничества с участием республик бывшего СССР и государств Восточной Европы.
Военный механизм НАТО стал ещё более
интегрированным. Что касается ядерного оружия, то оно превратилось в крайнее
средство.
Для выживания
Североатлантического блока ему требуется придать новые функции. США
выступили с инициативой предоставления НАТО мандата СБСЕ на операции по поддержке
мира в Европе и активизировали свои действия по расширению географической сферы
НАТО.
В развитии концепции “нового атлантизма” США
пытаются подчинить НАТО все организации Запада, имеющие отношение к европейской
безопасности (конечно, и ЗЕС).
Франция видела в НАТО временный фактор
стабильности в Европе, считая, что скоро Североатлантический блок исчезнет и
вместе с ним снизится американское влияние в Европе.
Другой фактор, усиливающий перспективы
европейской интеграции. Единство Парижа и Бонна по этому вопросу (они начали
создавать крупное воинское соединение - прообраз европейской армии, к которой
могут присоединиться другие страны).
Изменения в политическом климате Европы приведут
к европеизации” НАТО и активизации
Западноевропейского союза, атлантические структуры безопасности будут
переплетаться с западноевропейскими.
Для Вашингтона есть ряд благоприятных факторов в
интеграционных процессах в Западной Европе: сокращение военных расходов США на
европейскую оборону, усиление Западной Европы в военном отношении позволит США
высвободить средства для обеспечения своих интересов за пределами сферы НАТО.
Но Соединённые Штаты не хотят утратить военно-политическое влияние в Европе и
стремятся подвести все объединительные начинания под эгиду НАТО.
В будущем участие США в обеспечении безопасности
Западной Европы сократиться, понизится значение НАТО, роль ЕЭС возрастёт,
возрастёт и роль таких стран, как ФРГ и Франция.
Что касается отношения Западной Европы к России
в новых политических условиях, то западноевропейская военно-политическая
интеграция не агрессивна , имеет оборонительный характер.
Возможно, Североатлантический договор останется,
но в несколько другом виде - договор между США и объединённой Европой.
|