On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Конгресс

Законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США (ст. 1, разд.1), состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. Обе палаты получили равные права в том, что касается законода­тельной инициативы и принятия законов. В ком­петенцию Конгресса вошли следующие вопросы (ст.1, разд.8): установление и взимание по­шлин, налогов, акцизных сборов; забота об об­щем благосостоянии и совместной обороне США; единообразие налогов, податей и акцизных сбо­ров на всей территории США; производство зай­мов за счет государства; вопросы внешней тор­говли; единообразное толкование законов на всей территории федерации; чеканка монеты; почтовая служба; учреждение судов, подчинен­ных Верховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавление выступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др. Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратифи­кация международных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшие государ­ственные посты. Последний пункт требует уточ­нения. Воплощая  в жизнь систему взаимных сдержек и противовесов, Конституция дала се­нату полномочия утверждать назначенных прези­дентом министров и членов правительства. Но после того, как сенат дает свое согласие на назначение, он уже не может удалить их со своих постов выражением недоверия или порица­ния. Таким образом, законодательная власть лишается возможности напрямую влиять на ра­боту правительства. Система сдержек и проти­вовесов действует и внутри самого Конгресса. Это касается и процедуры принятия законов, и состава палат, и системы выборов членов Кон­гресса. Так, при обсуждении законопроекта, одобрен­ного одной из палат, другая может предлагать поправки к нему.   И только после того, как законопроект пройдет обе палаты, он поступает Президенту страны. В случае одобрения, Прези­дент подписывает законопроект в десятидневный срок (если Президент не принял никакого реше­ния по законопроекту, то он становится зако­ном без его подписи), а в случае несогласия - отсылает  Билль со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. После этого соответствующая палата снова рассматривает законопроект с поправками президента. Если Билль с поправками набирает 2/3 голосов в обеих палатах, он становится законом. Так обеспечивается влияние президента на законо­дательную власть.Что касается системы выборов и состава палат, то более консервативный, профессиональный по составу сенат был изначально задуман, как альтернатива, противовес “всенародной” палате представителей, избиравшейся населением шта­тов каждые 2 года. Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов, причем состав его полностью обновляется за 6 лет (по трети депутатов в 2 года). Все это давало сенату некоторую независимость от из­бирателей и возможность, при необходимости, заблокировать популистские решения палаты представителей.Двухпалатная структура Конгресса США была предусмотрена также с целью обеспечения про­порционального представительства штатов в за­конодательных органах. Густонаселенные штаты имели явное преимущество перед малонаселен­ными при выборах в палату представителей. се­нат, в котором каждый штат имел двух предста­вителей, независимо от числа избирателей, уравнивал шансы малых штатов с большими. Раз­личны и подходы к назначению руководителей палат. Палата представителей избирает спи­кера, а в сенате главой автоматически яв­ляется вице-президент.Необходимо также отметить, что Конституция заложила механизм обратного влияния субъектов федерации на законотворческую деятельность Конгресса. Федеральные законы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории страны только после того, как не­обходимое большинство  (на тот период девять из тринадцати) штатов ратифицируют его.

Назад       Главная       Вперёд