© 1998 ЗИМИН Александр Иванович кандидат философских наук, доцент Литературного института им. AM. Горького
В жизни ученого рано или поздно
наступает период подведения итогов или
переоценки ценностей, без чего оказывается
невозможной плодотворная дальнейшая
деятельность. Процесс этот универсален,
поскольку способствует осмыслению
пройденного, определению и выбору путей
нового движения. Важность такой работы
сомнений не вызывает, а опыт становится
ценным источником информации как о
формировании объективного научного знания,
так и о его субъективном восприятии и
воспроизведении.
Сравнительно небольшая по объему
книга Б.М. Фирсова', безусловно, принадлежит
именно к работам такого рода. Автор собрал и
объединил в ней под одним заглавием девять
статей, написанных им после 1991 г. Большая
часть из них была опубликована в различных
изданиях, в основу других - положены
материалы докладов, прозвучавших на
представительных научных собраниях. Все
вместе они претендуют на то, чтобы выявить и
показать связь времен в судьбах социологии
в России.
Очевидно, что задача эта не
простая. Современным исследователям далеко
не все ясно относительно истории
становления и развития русской социологии
XIX - начала XX вв. в качестве самостоятельной
науки, отличной от историографии и
социальной философии, грань между которыми
длительное время оставалась весьма
условной. Ситуация усугубляется известными
идеологическими причинами, которые привели
к длительному и радикальному отрицанию или
поглощению социологической тематики и
проблематики советским обществоведением в
форме исторического материализма и
научного коммунизма. Однако и этот процесс
не был столь прямолинейным и однозначным,
как его довольно-таки часто пытаются
представить нынешние критики советской
идеологии и соответствующей научной
политики. Ибо неоспоримым фактом является
то обстоятельство, что возрождение
социологии как самостоятельной
общественной науки наметилось и стало
осуществляться именно в советский период с
подачи тогдашних руководящих органов или
властных структур, что справедливо
отмечает и автор книги. Трудно не
согласиться с утверждением, что в тех
условиях возрождение могло происходить (и
действительно происходило) только в рамках
господствующей идеологии и, конечно, в
пределах, ею устанавливаемых. Пределы же
эти социологам старшего и среднего
поколения хорошо известны: общие вопросы
общественного бытия и общественного
развития подлежат ведению исторического
материализма, а на долю социологии как
самостоятельной науки приходятся так
называемые конкретные социальные
исследования.
С точки зрения тогдашней
общественно-политической системы и
присущего ей института власти такое
положение дел представлялось вполне
естественным и закономерным: стратегия
общественного развития была определена
марксистско-ленинским учением и оставалось
только корректировать ее проведение с
учетом конкретных социальных изменений.
Следовательно, в общественной науке должно
было быть разделение труда -
общетеоретические проблемы приходились на
долю философии в лице исторического
материализма и его "ближайшего
родственника" научного коммунизма, а на
долю социологии только конкретные
социологические исследования. При такой
постановке дела идеологическая и
политическая ангажированность социологии
не вызывала сомнений. В качестве конкретных
социологических исследований она призвана
была обеспечивать "единственно верное
учение" прикладным эмпирическим
материалом.
Ситуация эта даже в наши дни
повсеместного сведения идеологических
счетов с марксизмом и коммунизмом
достаточно хорошо известна. Основные ее
параметры определились еще в 60-70 гг. и нашли
отображение в знаменитой полемике о
предмете социологии, в которой участвовали
практически все видные социологи того
времени, включая и автора рассматриваемой
книги. Суть ее, на мой взгляд, состояла в том,
что утверждавшиеся теоретическим
марксизмом потребность и необходимость
социального развития на основе
объективного знания об обществе и человеке
приходили в противоречие с потребностью
сохранения неизменными основных принципов
практики строительства нового общества.
Эта практика зачастую не только не
совпадала с теорией, но и складывалась
вопреки ей, по каким-то своим, специфическим
законам. Противоречие было реальным, вполне
"осязаемым", но публично признать его
было невозможно без риска кинуть тень
сомнения (по сути своей - ложного) на "безусловную
истинность" марксистско-ленинского
учения. При таких условиях возрождавшаяся
социология изначально оказалась
заложницей не столько марксистско-ленинской
теории, претендовавшей благодаря трудам
своих основоположников всего лишь на
объективность ее научных положений, идей и
выводов, сколько логики реального
социалистического строительства в стране,
которая не укладывалась в рамки
существующей теории и объективное изучение
и исследование которой сдерживалось
господствовавшей моноидеологией.
Словом, теоретический марксизм
требовал развития объективного знания об
обществе, а практика так называемого
социалистического строительства следовала
своим законам, не совпадавшим с
требованиями теории. Отсюда сторонники
развития социологии (включая и нашего
автора) не только в качестве конкретных
социологических исследований, но и в
качестве генератора общесоциальных теорий
сделали со временем, на первый взгляд,
весьма логичный вывод: социалистический
путь развития России был отступлением ("мутантом")
от пути общецивилизационного, основанного
на естественных проявлениях жизни и
здравого смысла.
Конечно, такому выводу по форме
его трудно отказать в научности и
теоретичности. При этом, все же необходимо
особо отметить, что под естественными проявлениями
жизни и здравого смысла понимается
утверждение индивидуализма и частной
собственности вопреки неестественным
коллективизму и общественной (или
государственной) собственности. Что же
касается советского периода развития
социологии, то она обвиняется в том, что,
будучи частью социальной философии
государства, обслуживала потребности "неестественного"
общества и "не пыталась вырвать его народ
из плена социального времени и
пространства" (с. 25). По мнению автора
книги, "без осознания этой вины
социология не в состоянии лечить наше
общество" (там же).
Желание весьма благое, вроде бы
научно обоснованное, но все же не очень
убедительное. Ибо для обоснования своей
позиции автор апеллирует к понятию
естественности, с которым у него
ассоциируется исключительно западный путь
развития цивилизации, претендующий в наши
дни на исключительную истинность и
прогрессивность. А это само по себе не может
не настораживать социолога, особенно
прошедшего школу советской моноидеологии с
ее претензией на единственную верность
марксистско-ленинского учения. За
утверждением естественности западной
цивилизации видится обратная сторона
медали - все та же ее исключительность,
молчаливо лишающая человечество права на
иные формы общественного развития, которые,
тем не менее, не только естественно
существовали в его истории, но и продолжают
столь же естественно существовать в
наши дни, упорно сопротивляясь "благотворительному"
натиску модернизации и глобализации по
западному сценарию.
Не видеть этого обстоятельства
современный обществовед, если он не
ангажирован новой господствующей
идеологией и желает остаться верным
принципам объективности и научности, не
имеет права. Кстати, это требование вполне
согласуется с теми представлениями о
научности, которые сложились именно в
процессе развития западной социальной
мысли. Последняя вынуждена была, вопреки
традиционному европоцентризму, на основе
многочисленных этнологических,
антропологических и социально-культурных
исследований, интенсивно проводившихся в Х1Х-ХХ
вв. практически во всех регионах мира,
выдвинуть и обосновать идею
множественности сосуществующих культур
или культурно-исторических систем с
различными формами социальной организации.
Констатация этого факта явилась
закономерным результатом развития научных
представлений о различных народах, их
культурах, формах социальной организации,
мировоззрений и даже мышлений. Накопленных
на этой почве знаний оказалось достаточно
как для объяснения практики
воспроизведения традиционных форм
организации их жизни и деятельности, так и
для понимания адаптации опыта других
культурно-исторических систем, без
заметного нарушения и утраты основ своей
оригинальности и самобытности.
Но, похоже, что наше
отечественное обществоведение все еще
находится под влиянием старых научно-теоретических
стереотипов европоцентристского толка,
правда, в их обновленном,
американоцентристском варианте. Ибо, с
точки зрения современных представлений о
научности, между классическим марксизмом,
на который опирались советские политики, и
теориями Pax Americana модернизации и
глобализации, которыми оперируют нынешние
вершители судеб мира, большой разницы не
существует. В основе этих теорий лежат одни
и те же принципы безусловного,
некритического переноса на объяснение
разнообразия мировых культурно-исторических
процессов и закономерностей, выявленных на
основе изучения все той же западной
культурно-исторической системы. В этом
смысле теоретический коммунизм и
теоретический демократизм - "родные
братья". Разногласия же между ними -
исключительно "внутрисемейные".
Последнее обстоятельство
прекрасно объясняет, почему многие
вчерашние марксисты и коммунисты
практически безболезненно стали горячими
поборниками демократии. Но этим же, на мой
взгляд, объясняется почему нынешний
российский теоретический демократизм
оказывается на каждом шагу, мягко говоря,
несостоятельным, а практика "демократического"
строительства так же, как в свое время
практика коммунистического строительства,
весьма отдаленно соответствует теории.
За примером далеко ходить не
требуется. Достаточно обратиться к
проблеме коллективизма, с одной стороны, и
индивидуализма - с другой. Общие параметры
ее достаточно хорошо известны. "Мутант"
коммунизм делает ставку на коллективизм, в
котором растворяется и поглощается любое
проявление человеческой индивидуальности
и культивируются массовая инертность,
безответственность, иждивенчество, а "естественный"
демократизм предоставляет все условия и
возможности именно для развития
индивидуализма и индивидуальной
ответственности. Этот аргумент активно
эксплуатировала демократическая оппозиция
в борьбе с "реакционной" партократией.
Но вот в 1991 г. ситуация кардинально
изменилась. Демократическая оппозиция
легально, в процессе дяяократических
выборов, состоявшихся при "тоталитарном
коммунистическом режиме", пришла к
власти. Казалось бы, теперь есть все
возможности для проведения политики,
которая вернет страну в русло "естественного
общецивилизационного развития". Но не
тут-то было. И наш автор, отдавая дань
социологической объективности,
констатирует: "Общество в лице своих
институтов не сумело обеспечить
цивилизационную реализацию индивидуальной
свободы. Оно по-прежнему устами своих
интеллектуалов ностальгически
подчеркивает важность коллективных
качеств, проявляя тем самым заботу о том,
чтобы сохранялась посредственность и не
стимулировались личные достижения, личная
ответственность" (с. 51).
И получается, что опять не все
ладно в "датском королевстве". Хотели-то
как лучше, и в очередной раз... Так почему же,
почему? Конечно, и этот, очередной раз можно
объяснить недостатком профессионализма у
российских политиков, интеллектуалов, "незрелостью"
народа, искусственным морем
многопартийности, конфликтом между
демократическими и национал-патриотическими
позициями - все теми же темнотой,
невежеством, отсутствием культуры,
дефицитом нравственности и прочими
дефицитами. Но это на самом деле ничего не
объясняет из того, что происходило и
происходит в России, и потому и не может
служить основанием для разумной
модернизации общества.
У данной проблемы есть сторона,
которую предпочитают не видеть сторонники
европо- или американоцентризма: Россия -
особая культурно-историческая система,
имеющая много общего с западноевропейской
культурой, готовая учиться у Запада в
области экономики, промышленности, науки,
искусства и т.д., но ей никогда не удавалось
слепо копировать зарубежные образцы,
потому что этому мешало и продолжает мешать
своеобразие, самобытность российской жизни,
ее традиций, истории и культуры. Когда же
такие попытки в нашей истории случались, то
на первых порах приводили к смешным и
унизительным формам смешения "французского
с нижегородским", аглицкого цилиндра со
смазанными купеческими сапогами, а
добродетельного франкмасонства с
залихватским российским фармазонством.
Гордиться здесь нечем, но и
заниматься уничижением нет оснований. При
всех своих издержках российская культурно-историческая
система существует не менее тысячи лет - это
если считать от крещения Руси. В таком своем
качестве она обеспечивала выживание народа,
его приращение, достойное взаимодействие с
народами других культурно-исторических
систем, среди которых Западная Европа не
была единственной. Эта культурно-историческая
система выработала собственные формы
социально-политической организации,
духовности, ментальности и нравственности,
не совпадающие с аналогичными элементами
иных систем. Разве не удивительно, что Русь
не имела в своей истории рабовладельческой
стадии развития, что русское православное
христианство не совпадало не только с
католицизмом, но даже православием
греческим, что русское самодержавие, даже в
его развитой форме, не аналогично
европейскому абсолютизму, российское
крепостничество - европейскому феодализму,
а российский капитализм конца XIX - начала XX
вв. отличался таким своеобразием, что В.И.
Ленин, непоколебимый адепт марксистской
теории, вынужден был определить его как
империализм? Слишком много было и есть в
российской культурно-исторической системе
такого, что отличает ее от Западной Европы и
иных культурно-исторических систем.
Сюда же относится и знаменитый
вопрос о русской интеллигенции, которая в
исторической перспективе, при всем
возможном сходстве, не отождествляется с
западными интеллектуалами. Автор книги,
судя по всему, хорошо знает историю этого
вопроса. Он совершенно верно воспроизводит
особенности формирования интеллигенции в
России, определяет ее место в жизни страны
при царской и советской власти, однако в
духе все той же логики обновленного
европоцентризма выносит ей приговор: "Историческое
время интеллигенции сочтено... Субъектом
исторического действия становятся
интеллектуалы" (с. 52-53).
Конечно, возможность такого
развития событий в России исключать из
рассмотрения не следует. Однако
возможность - это еще не ее реализация. И,
если учитывать реальную, а не воображаемую
ситуацию, то до такого результата путь
лежит не ближний. Чтобы уяснить это,
достаточно задуматься над вопросом, почему
уже в начале XIX в. встал в России вопрос об
интеллигенции как носительнице не только
западноевропейского знания и образования,
свидетельствующих о ее элитарности, но и
особой миссии - руководства народом в деле
его просвещения и освобождения от
деспотизма. А это весьма важный момент,
особенно если помнить о том, ччо "при
Петре и его ближайших преемниках русское
общество нуждалось прежде всего в
элементарном образовании", "правительство,
в свою очередь, испытывало нужду в людях,
получивших профессиональную подготовку"
(с. 58).
Однако применение понятия "общество"
к тогдашнему социально-политическому и
культурно-историческому устройству - в
лучшем случае его теоретическая
модернизация. Русская среда того времени не
знала общественной жизни в
западноевропейском смысле этого слова.
Общественности просто не существовало.
Поэтому полагать, что тогдашнее русское
общество требовало образования -
преувеличение. С другой стороны,
государственные потребности, выразителями
которых были российские самодержцы,
действительно побуждали к ассимиляции
достижений науки, техники и культуры,
обеспечивших значительные политические и
экономические достижения Европы.
При существовавших условиях
средства к этому также могли быть
государственными, а не общественными,
сверху, "по указу", а не снизу, по
инициативе общественности, которой в то
время еще не существовало. Но существовала
культурно-историческая и политическая
жизнь в ее внешних и внутренних формах, а
именно она настоятельно требовала
поставить научяо-технияясуие и военные
достижения Запада на службу России. Поэтому
в России политика в области образования и
просвещения шла за жизнью, за
необходимостью сохранения, выживания
государственно-политического организма, но
- впереди собственно общественных
потребностей. И в этом также проявляется
одно из фундаментальных культурно-исторических
отличий России от Запада. Бессмысленно
оценивать данное отличие с точки зрения "хорошо"
или "плохо". Такие оценки сродни
сравнительно недавним попыткам "научного"
обоснования преимуществ белой расы над
всеми прочими, в основе своей уже
преодоленным, но, как известно, рецидивы
даже в этой области теоретизирования
случаются.
История светского образования и
просвещения в России, на первый взгляд,
давно и хорошо изучена. Революционная роль
Петра 1 здесь бесспорна. Бесспорен и
петровский субъективизм в проведении
образовательной реформы в России. Менее
бесспорно и даже сомнительно изображение
последствий петровских реформ как "западниками",
так и "славянофилами", которых обычно
делят на сторонников или противников
новшеств в западноевропейском духе. Такое
альтернативное деление само по себе "искусственно",
а потому, в данном случае, порочно, ибо
появление западников и славянофилов стало
одинаково возможно только как следствие
начатого Петром 1 интенсивного процесса
светского просвещения России. Понимание
русскими образованными людьми отличчя
России от Европы и выражение этого
понимания на языке и в понятиях науки и
философии, выработанных в рамках западной
культуры, стало возможным только по мере
овладения этими выразительными средствами,
путь к которым лежал в то время только через
светское образование и просвещение. Так что
и "западники" и "славянофилы" в
равной степени порождение петровской
политики, преследовавшей государственные,
а не общественные интересы, о которых в то
время в России не имели ни малейшего
представления даже образованные по тем
временам люди. Светскому обществу еще
только предстояяо родиться из петровских
причуд и прихотей, вроде его знаменитых
ассамблей.
Петровский прагматизм или, по
другой терминологии, государственная
корысть в деле светского просвещения
России - факт установленный. Государству (государю)
нужны были профессионально подготовленные
специалисты, а потому были найдены и
использованы различные средства для
удовлетворения такой потребности: одних
приглашали из-за границы, других посылали
учиться за границу, для третьих создавали
школы и училища на родине. К однообразию в
этом деле не стремились. Решали проблему
творчески. Российские учебные заведения
создавались не просто в подражение
европейским, а применительно к местным
условиям для быстрого насыщения армии и
государственных институтов
профессионально подготовленными людьми.
Естественно, что профессионализм
был избирательным, по европейским меркам -варварским
и односторонним. Но даже в таком виде он
позволял государству двигаться вперед,
создавая вместе с тем никем не
планировавшуюся новую почву и среду для
коммуникации образованных людей -
подданных государства, следствием чего
стало, говоря языком современной
социологии, светски образованное
сообщество или, как оно себя определило во
второй половине XIX в., образованный класс.
Особенности формирования в
России образованного класса состояли в том,
ччо он изначально включал в себя
представителей разных сословий (за
исключением крестьян), открывая им.
благодаря петровской табели о рангах, путь
к личному или даже потомственному
дворянству, т.е. в элиту. Прямым следствием
петровской реформы стало порождение
разночинной образованной среды, в которой
знания и чиновная табель о рангах
оказывались специфически российским
средством сглаживания сословно-имущественных
различий. Конечно, родовая знать сохраняла
свои претензии на исключительность, но и ей
приходилось терпеть в своей среде "безродных
выскочек", верно служивших если не
государству, то государю.
С другой стороны,
государственная служба стала для родовой
знати и потомственного дворянства стимулом
к профессиональному образованию и
просвещению, которые в период царствования
Екатерины II после жалованной грамоты о
вольности дворянской, все больше
становятся для дворянства уже не только
залогом служебных успехов, но и образом
жизни, формой проведения досуга, статусной
характеристикой. Тем самым в истории
российского образования и просвещения были
заложены основы его депрофессионализации и
универсализации. По времени это совпало с
развертыванием деятельности Московского
университета, распространением моды не
только в столичной аристократической, но и
в провинциальной дворянской среде на
домашнее образование, столь блестяще
описанное Д.И. Фонвизиным и А.С. Пушкиным.
Издержек было много, но, тем не
менее, приобщение к образовательным
ценностям и освобождение от обязательной
государственной службы явились
предпосылками, на основе которых выросла
русская образованная и критически мыслящая
сначала дворянская, а вслед за ней и
собственно разночинная оппозиция.
Таким образом, главными
следствиями светского просвещения России
можно считать формирование образованного
класса людей, получившего вкус к знаниям,
литературе, науке, искусствам, - всему тому,
что составляет фундамент светской
духовности. Он включал в себя
представителей различных сословий, большая
часть которых служила своими знаниями
государству, но вместе с тем в нем
складывался такой слой, который превращал
образование и просвещение в образ жизни, в
форму времяпрепровождения свободных от
государственной службы, но обеспеченных
людей. Русское светское общество включало в
себя и поборников, и противников
образовательной культуры, но даже
противники не могли уже обходитьсяяхотя бы
без элементарной образованности. Вместе с
тем, именно знания, наука, литература,
просвещенная критическая мысль
становились почвой для формирования
общественной жизни, обеспечивающей
развитие идеологии и мировоззрения,
альтернативных государственным.
В этом также проявляется
своеобразие формирования русской
общественности и ее отношений с
государственной властью, удивительным
образом возрожденное и воспроизведенное в
советский период. Государственная власть,
исходяяиз своих политических интересов,
положила начало развитию светского
просвещения и образованияяна Руси. Власть
стимулировала даже формирование светской
общественности. Но она же породила себе в
лице этой общественности и образованной
среды решительного критика и противника,
очень быстро научившегося апеллировать к
научной и философской истине, свету
естественного знания, сияющего на Западе, в
борьбе с самодержавной или тоталитарной
властью.
Это устойчивое для нашей
культурно-исторической системы
противоречие сложилось в России еще в XVIII в.
И, хотим мы этого или нет, именно оно
предопределило особенности формирования
русской интеллигенции, ее критический
настрой, оппозиционность власти, претензию
обличать злоупотребления власти и
теоретически объяснять ее заблуждения,
предлагать свои прожекты по
освобождению народа и улучшению его участи
в духе западноевропейской культуры и
цивилизации. Это же противоречие, когда оно
решалось в пользу все понимающей и все
объясняющей интеллигенции, наиболее
радикальных ее в этом смысле
представителей, оборачивалось для народа
кровью и страданиями, которые невозможно
оправдать никакими "единственно
истинными" учениями или теоретическим
плюрализмом.
Ситуация вряд ли изменится, если
на смену интеллигентам дилетантам придут
"интеллектуалы" и "профессионалы".
И тех и других Россия уже знала; и те и
другие, претендуя на знание того, что такое
счастье народное и куда за ним надо идти, не
единожды ставили народ на грань великих
страданий. Ларчик же открывается довольно
просто: со времен Петра 1 мы имеет дело с
попытками (вынужденными во многих
отношениях и некритическими) ассимиляции
западной культуры такими темпами, которых
самобытная культура не выдерживает без
потрясений, без мук и боли, а порой и крови.
Это не означает, что стране необходимо
отказаться от каких бы то ни было контактов
с иными культурно-историческими системами.
Любая попытка самоизоляции рано или поздно
обречена на неудачу. Но есть естественный
предел интенсивности усвоения новых
культурных данных, их переработки и
приспособления к основаниям своей жизни,
ментальности, духовности, традиции, т.е.
всего того. что составляет "организм"
культурно-исторической системы, У нашей
культурно-исторической системы могучий
организм. Об этом свидетельствует ее
тысячелетняя история. Но по мере
просвещения нашей интеллигенции не вредно
усвоить элементарное гигиеническое
требование - ничего слишком, излишество
вредит, как вредит ей нынешняя воинствующая
политизация, очередной запой "демократизма",
перестройка системы образования, которая
создавалась веками для решения задач
данной культурно-исторической системы, по
очередному западному образцу, и многое
другое. Глупо ломать старый и обжитой дом,
даже в угоду последней научной моде,
накануне приближающегося ненастья и при
отсутствии реального, а не воображаемого
жилья. Мысль элементарная и здравая, но для
идеологов очередной радикальной реформы
российской жизни по западному образцу не
приемлемая. Впрочем, современная
российская интеллигенция социально,
экономически, а также идеологически не
однородна и "плюралистична". Не
исключено, что по мере роста культурно-исторического
самосознания понятие "связь времен"
станет для кого-то в ее среде рабочим и
наполнится конкретным содержанием,
отражающим внутреннее единство и
преемственность российской культурно-исторической
системы, всегда готовой учиться у других
разумному, доброму, вечному. Не исключено и
то, что русская интеллигенция вопреки
своему исконному культурно-историческому
простодушию все же научится отличать
культурные и научно-теоретические злаки от
соседствующих с ними идеологических плевел
коммунистического, демократического,
националистического и любого другого толка,
мешающих развитию адекватного ее
самосознания.
|