Психологическое направление в
русской социологии начало развиваться в
конце XIX - начале XX века, являясь выражением
общего для социальных наук того времени
интереса к проблемам мотивации и
механизмов человеческого поведения.
Основной принцип, разделяемый всеми
сторонниками этого направления, -
стремление сводить общественные явления к
психическим, искать ключ к объяснениям
общественных явлений и процессов в
психологии человека, групп и общностей.
Развитие психологического
направления в социологии России начинается
с теоретических концепций философа,
историка, социолога П.Л. Лаврова (1828-1900) и
видного социолога, литературного критика,
публициста Н.К. Михайловского (1842-1904),
который олицетворял собой идеолога и
лидера народнического движения, по праву
считался одним из столпов критической
мысли 1870-х годов.
Основную задачу социологии
Лавров видел в исследовании личности во
всех ее проявлениях (биологических,
психологических, социальных) и на этом
основании - в установлении факторов,
способствующих формированию ее
социального облика и идеала. Все это он
обозначал термином "борьба за
индивидуальность". Всесторонний научный
анализ проблем личности привел Лаврова П.Л.
к психологическому обоснованию социологии.
На формирование взглядов Лаврова
оказали влияние демократические идеи
русских мыслителей - революционных
демократов 60-х годов. Из основателей
позитивизма Лаврову был особенно близок Г.
Спенсер с его концепцией личности и учением
об эволюции. Именно идеи Спенсера повлияли
на разработку Лавровым психологических
основ социологии.
Лаврова и Михайловского , как
основоположников субъективного
направления в социологии, сближали общие
базовые принципы, которые детерминировали
все содержание их научного направления:
понимание задач социологии, ее метода,
оценки научного и культурного наследия
прошлого, ориентации на всестороннее
изучение личности и использования для
этого данных разных наук, что фактически
подтверждает позицию интегративности
социологического знания.
Особенно значительна роль
Лаврова в области психологического
обоснования социологии, критики позиций
дарвинизма. Лавров доказал, что понятие
социального идеала не может
анализироваться в контексте естественного
отбора и приспособительного поведения, что
здесь требуется иной подход, базирующийся
на действии исторических законов.
Человечество намного сложнее, чем это
утверждали органицисты и социал-дарвинисты.
Лавров писал, что человек не является
простой клеточкой общественного организма;
он и не простой продукт среды; некая
величина, которой можно пренебречь. В его
теории личности герой - главная
историческая фигура, он увлекает своим
примером толпу, помогает ей преодолеть
физическую и духовную скудость жизни, на
которую человеческая масса обрекается в
современном мире.
Таким образом, в развитии
психологического направления в социологии
России можно выделить две тенденции,
обусловленные различной социально-политической
ориентацией ученых, а также характером их
теоретических установок .
|