Основное, главное содержание
судебной власти составляет осуществление
правосудия. О правосудии говорится в
Конституции РФ неоднократно и в связи с
разными правовыми ситуациями. Статья 32
Конституции устанавливает право граждан РФ
«участвовать в отправлении правосудия»; ст.
50 запрещает при осуществлении правосудия
использование доказательств, полученных с
нарушением федерального закона, ст. 52,
посвященная охране прав потерпевших от
преступлений и злоупотреблений властью,
гласит: «Государство обеспечивает
потерпевшим доступ к правосудию и
компенсацию причиненного ущерба». Статья 118
Конституции содержит важнейшее для
судебной власти правовое установление: «Правосудие
в Российской Федерации осуществляется
только судом».
Термин «правосудие»
подразумевает деятельность суда, который
судит, а также осуществление этой
деятельности по праву, справедливо.
Понятие правосудия - понятие
прежде всего правовое. Поэтому его
определение и основные элементы должны
опираться на соответствующие правовые
нормы и институты.
Первое свойство правосудия, его
особенность - правосудие осуществляется
только судом и, следовательно, представляет
собой вид государственной деятельности, в
которой реализуется судебная власть.
Осуществление правосудия - исключительная
компетенция суда.
Второе свойство правосудия -
особый, процессуальный порядок, подробно
регламентированный законом,
устанавливающим процедуру деятельности
суда по рассмотрению и разрешению
конкретных дел, решения по которым вправе
принимать только суд. Этот порядок создает
гарантии прав и охраняемым законом
интересов тех, кого касается деятельность
суда, кто участвует в данном судебном деле.
Правосудие - подзаконная,
правоприменительная деятельность,
основанная на строгом соблюдении законов.
Осуществляющие правосудие судьи
независимы, они подчиняются Конституции РФ
и законам. Правосудие в его подлинном
смысле имеет место тогда, когда суд
правильно выяснил все существенные для
данного дела обстоятельства и безошибочно
применил закон, приняв на этой основе
справедливое решение. Если суд принимает
решение, противоречащее закону (к примеру,
осуждает невиновного в преступлении), то
это не правосудие, а беззаконие, произвол.
Правосудие, с точки зрения правовой и
нравственной, -основанная на законе
справедливость. Разбирательство и
разрешение дел в судебном заседании есть
способ осуществления правосудия.
Статья 4 Закона о судоустройстве
гласит, что правосудие в России «осуществляется
путем:
1) рассмотрения и разрешения в
судебных заседаниях гражданских дел по
спорам, затрагивающим права и интересы
граждан, государственных предприятий,
учреждений, организаций, колхозов, иных
кооперативных организаций, их объединений,
других общественных организаций;
2) рассмотрения в судебных
заседаниях уголовных дел и применения
установленных законом мер наказания к
лицам, виновным в совершении преступления,
либо оправдания невиновных».
При некоторой устарелости
формулировок эта статья правильно
определяет способы (пути) осуществления
правосудия по гражданским и уголовным
делам и в настоящее время. Правосудие
осуществляется путем рассмотрения
конкретных дел в судебных заседаниях и
принятия судом соответствующих решений.
Судебное заседание суд проводит
под руководством председательствующего -
профессионального судьи. В нем участвуют те
граждане и организации, которые
заинтересованы в исходе дела, - стороны,
пользующиеся равными процессуальными
правами. В судебном заседании исследуются
доказательства с целью установления
истинных обстоятельств дела. Судебное
заседание заканчивается принятием решения
по гражданскому делу или приговора по
уголовному делу. Эти решения суда принято
называть актами правосудия. Акты
правосудия - решения по конкретным делам,
принятые судами в пределах их компетенции,
обладают общеобязательной силой. Они (по
терминологии процессуального
законодательства) вступают в законную силу
по истечении срока на обжалование или после
подтверждения правильности вышестоящим
судом. Решение по гражданскому делу,
приговор по уголовному делу с точки зрения
их обязательности приравниваются к закону.
Исполнение приговоров по уголовным делам и
решений по гражданским делам
обеспечивается, в частности, возможностью
применения мер государственного
принуждения. Умышленное неисполнение
решения, приговора, определения или
постановления суда или воспрепятствование
их исполнению должностным лицом влечет за
собой уголовную ответственность.
Традиционное понятие правосудия,
основанное на нормах законодательства о
судоустройстве, включало только
деятельность судов по рассмотрению и
разрешению гражданских и уголовных дел.
Однако в настоящее время в связи с
возрастанием роли судебной власти в
регулировании общественных отношений
возникает вопрос о сущности деятельности
судов, рассматривающих дела об
административных правонарушениях. В
соответствии со ст. 202 Кодекса об
административных правонарушениях дела о
некоторых правонарушениях этого рода
подлежат рассмотрению судами (судьями).
Административный арест в соответствии со
ст. 32 КоАП может назначаться только
районным, городским судом (судьей). В
специальной литературе по поводу природы
деятельности суда, рассматривающего дела
об административных правонарушениях,
высказываются противоположные взгляды. В.И.
Швецов, ссылаясь на ст. 4 Закона о
судоустройстве, считает, что правосудие
включает деятельность суда по рассмотрению
как гражданских и уголовных дел, так и дел
об административных правонарушениях. К.Ф.
Гуценко полагает, что деятельность судей,
связанную с рассмотрением и разрешением
дел об административных правонарушениях,
закон (ст. 4 Закона о судоустройстве) не
включает в состав правосудия. Она находится
за его пределами. Следует признать, что в
настоящее время рамки, определенные
Законом о судоустройстве, действительно
ограничивают правосудие рассмотрением
только гражданских и уголовных дел по
правилам ПГК и УПК. Кроме того, круг дел об
административных правонарушениях,
подведомственных судьям, весьма узок, а
процедура их рассмотрения судьей упрощена.
Поэтому вопрос об административном
правосудии требует соответствующего
законодательного обоснования и
теоретической разработки. При этом надо
учитывать положение ст. 118 Конституции РФ,
где говорится об административном
судопроизводстве. Прежде в
законодательстве такое понятие
отсутствовало. В то же время отдельные
ученые особый порядок рассмотрения судом
дел об административных правонарушениях
считали возможным условно называть «административным
судопроизводством». Но при этом
утверждалось, что правосудие
осуществляется только в формах уголовного
процесса или гражданского процесса.
В соответствии со ст. 4 Закона «Об
арбитражных судах в Российской Федерации»
и ст. 1 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражные
суды осуществляют правосудие путем
разрешения экономических споров и
рассмотрения иных дел, отнесенных к их
компетенции соответствующими законами.
Арбитражные суды - судебные органы, которые
входят в судебную систему Российской
Федерации, они руководствуются специальным
Арбитражным процессуальным кодексом,
применяют материальное право,
руководствуясь принципом законности,
рассматривают арбитражные дела с участием
сторон в судебных заседаниях; судебные акты
этих судов обладают общеобязательной силой.
Таким образом, деятельность арбитражных
судов представляет собой осуществление
правосудия, обладает всеми его признаками.
Сказанное выше позволяет дать следующее
определение: правосудие - это
осуществляемая в процессуальном порядке
деятельность судов по рассмотрению
гражданских, уголовных и арбитражных дел в
судебных заседаниях, их законному,
обоснованному и справедливому разрешению
при неуклонном соблюдении Конституции и
законов Российской Федерации.
В связи с положениями ст. 118
Конституции РФ, где говорится об
осуществлении судебной власти «посредством
конституционного, гражданского,
административного и уголовного
судопроизводства» возникает вопрос о
наличии такого вида правосудия, как
конституционное правосудие. Употребление
этого понятия представляется правомерным,
но с учетом того, что компетенция
Конституционного Суда и его акты по своему
содержанию существенно отличаются от
правоприменительных актов всех других
судов. Судопроизводство и правосудие -
понятия близкие, но не совпадающие, ибо
первое может закончиться и без
осуществления правосудия.
Судопроизводство часто понимают как весь
процесс (гражданский, уголовный,
арбитражный) с самого начала.
Качественное отличие содержания
деятельности Конституционного Суда от
деятельности других судов, осуществляющих
правосудие, состоит в том, что последние
применяют законы к конкретным ситуациям
исходя из их конституционности, а
Конституционный Суд контролирует
соответствие нормативных актов
Конституции Российской Федерации или
проверяет конституционность закона,
примененного или подлежащего применению
при производстве по конкретному делу (ст. 120
и 125 Конституции).
|