On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Районный (городской) народный суд, как универсальный орган правосудия по уголовным и другим делам

Районный (городской) народный суд - основное звено судов общей юрисдикции.

Народные суды рассматривают основную часть гражданских и уголовных дел (до 95 %). Исключение составляют только гражданские дела, изъятые вышестоящими судами и принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, отнесенные к подсудности областных и равных им судов а также уголовные дела, изъятые вышестоящими судами и принятые ими к своему производству. Народные суды рассматривают и некоторые другие категории дел, но основную массу составляют гражданские и уголовные дела.

Народные суды образуются в каждом районе или городе; может быть создан один суд на район и город. Решение об образовании народного суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению Министерства юстиции РФ или по согласованию с ним.

Рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел и близость к населению дают основания считать народный суд основным звеном судов общей юрисдикции.

В связи с реформой местного самоуправления в настоящее время еще не устоялось единое наименование народных судов. В большинстве регионов они по-прежнему называются районными (городскими) народными судами. В Москве они действуют как межмуниципальные районные народные суды. Например, Таганский межмуниципальный районный народный суд Центрального округа г. Москвы.

Непосредственными вышестоящими судами для районных (городских) народных судов являются в зависимости от административно-территориального деления Верховные суды республик, входящих в Российскую Федерацию, краевые, областные суды и городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономных областей и автономных округов. Они осуществляют надзор за судебной деятельностью районных народных судов.

Организационное обеспечение районных (городских) народных судов осуществляют местные органы Министерства юстиции РФ - минюсты республик, отделы (управления) юстиции краевых, областных, городских (Москва и Санкт-Петербург) администраций. При этом органы юстиции не вправе вмешиваться в деятельность районных (городских) народных судов. Их обязанность - обеспечивать народные суды, в том числе и независимость судей, мерами организационно-технического характера без какого-либо влияния на осуществление правосудия.

Состав районного (городского) народного суда. Полномочия судей и народных заседателей.

Районный (городской) народный суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости от объема работы народного суда - количества гражданских, уголовных, административных дел и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения, - определяется число судей и народных заседателей в данном суде. При небольшом объеме работы избирается один народный судья, он же является председателем суда. Но в большинстве народных судов РФ несколько судей. Один из них - председатель народного суда. Для работы в составе с одним судьей избирается 70-75 народных заседателей. Полномочия судей народных судов и народных заседателей определяются в соответствии с их закрепленными в законе обязанностями и правами.

Основной обязанностью судей и народных заседателей является осуществление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом о статусе судей Российской Федерации, Законом о судоустройстве, ГПК, УПК, административным и иным законодательством. При отправлении правосудия судьи и народные заседатели независимы, неприкосновенны, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Это весьма существенные гарантии всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств любого дела, отнесенного к подсудности народного суда, защиты прав и свобод граждан.

Судьи и народные заседатели должны заранее готовиться к судебному разбирательству каждого дела, изучать материалы, которые предстоит исследовать в судебном заседании. Судья обязан создать для этого народным заседателям необходимые условия, подготовить требуемое для рассмотрения данного дела законодательство, комментарии к нему, постановления Пленума Верховного суда РФ, материалы судебной практики.

Судьи обязаны при рассмотрении дел с участием народных заседателей обеспечивать последним равные права в течение всего судебного процесса, включая обсуждение вопросов при вынесении решений, приговоров и определений в совещательной комнате.

Во время пребывания в народном суде и вне его стен, как и при отправлении правосудия, судьи и народные заседатели должны избегать ситуаций, которые могли бы отрицательно повлиять на их честь и достоинство, вызвать сомнение в их беспристрастности, объективности и законопослушности. На судьях лежит также обязанность повышать уровень своих профессиональных знаний, изучать законодательство и судебную практику.

Судьям и народным заседателям предоставлены определенные права. Так, судьи народных судов вправе требовать от любых органов и лиц: выполнения их указаний в связи с подготовкой дела к судебному заседанию (вызов ответчиков, истцов, подсудимых, свидетелей, экспертов и др.), представления в суд документов, вещественных доказательств; предоставления народным заседателям возможности исполнять свои обязанности в суде; дачи ответов на частные определения народного суда и т. д.

Судьи народного суда обладают правом неприкосновенности, заключающемся прежде всего в том, что они не могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности и что установлен особый порядок их привлечения к уголовной ответственности. Неприкосновенность распространяется на их жилище, служебные помещения, транспортные средства и имущество.

Компетенция районного (городского) народного суда.

Компетенция (полномочия) народного суда определяется прежде всего тем, что он действует только в качестве суда первой инстанции.

Как уже указывалось, к подсудности районных (городских) народных судов отнесены все гражданские дел а, подведомственные судам. Любое гражданское дело может быть рассмотрено народным судом независимо от сложности, характера и суммы иска. Подсудность гражданского дела данному народному суду определяется, как общее правило, местом жительства (нахождением) ответчика или местом нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданского дела, а следовательно, и полномочия народного суда могут измениться, только если вышестоящий суд примет дело для рассмотрения в качестве суда первой инстанции.

Народным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно-правовых отношений; дела особого производства. Все эти гражданские дела традиционны для народных судов.

Среди дел, которые рассматриваются народными судами в последние годы - дела по жалобам граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Закон включает в круг субъектов, чьи действия и решения могут быть обжалованы в судебном порядке: государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц.

Сравнительно новыми для народных судов являются дела по жалобам на действия медицинских работников, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи. Такие жалобы по Закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. (ст. 28) могут быть поданы не только в народный суд, но и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) и прокурору. Рассмотрение дела в народном суде по такой жалобе, по нашему мнению, исключает возможность дальнейшего альтернативного обжалования действий, связанных с оказанием психиатрической помощи. Наоборот, обжалование таких действий вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган) или прокурору не исключает обжалование решений последних в народный суд.

Жалобы как на нарушение прав и свобод граждан, так и на необоснованные действия в связи с оказанием психиатрической помощи подаются в народный суд по месту жительства лица, обращающегося с жалобой, или по месту нахождения органа или должностного лица, действия или решения которых обжалуются.

Народному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам. В первом случае речь идет о наиболее тяжких преступлениях, например, об убийстве или изнасиловании при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, похищении человека при отягчающих обстоятельствах, хищениях предметов, представляющих особую ценность. Во втором случае народные суды не могут рассматривать уголовные дела по обвинению военнослужащих, кроме дел частного обвинения.

В 1993 г. при отнесении к единоличной компетенции судьи народного суда ряда уголовных дел о нетяжких преступлениях (их около 70) была фактически предметно определена подсудность народного суда по этим делам. Предусмотрены два порядка передачи уголовных дел на единоличное рассмотрение судьи. Большинство этих дел судья рассматривает единолично. Однако по части дел единоличное рассмотрение судьей возможно только в случае, если подсудимый дал согласие на рассмотрение дела без участия народных заседателей (ст. 35 УПК 1960 г.). Отнесение всех этих уголовных дел к единоличной компетенции судьи не повлияло на компетенцию народного суда в целом и не изменило подсудности, поскольку эти дела и раньше рассматривались народным судом. Заметим, что законом (ст. 15 ГПК) предусмотрено единоличное рассмотрение судьей и некоторых категорий гражданских дел. Судопроизводство остается, однако, единым - соответствующим гражданскому процессуальному и уголовному процессуальному законодательству. Иными словами, порядок рассмотрения дел не меняется в зависимости от состава суда.

Районные (городские) народные суды организуют исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части, касающейся удовлетворенных гражданских исков и конфискации имущества. Для этого при судах состоят судебные исполнители.

Народные суды обращают к исполнению вынесенные ими приговоры, которые вступили в законную силу, а также рассматривают вопросы: об условно-досрочном освобождении осужденных; об освобождении из мест лишения свободы лиц, заболевших хронической душевной или иной тяжкой болезнью; об отсрочке исполнения приговора; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания; о замене штрафа и исправительных работ другими мерами наказания; о разрешении спорных и неясных вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение и др.

На народные суды возложена обязанность рассматривать дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством в ходе расследования, судебного разбирательства либо при исполнении наказания, если лицо совершило тяжкое преступление и по своему состоянию представляет общественную опасность. Народные суды также рассматривают представления психиатрических стационаров о прекращении или продлении применения принудительных мер медицинского характера.

Гражданский процессуальный кодекс (ст. 331-334) относит к компетенции народного суда рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, когда решение народного суда вступило в силу без рассмотрения дела в вышестоящем суде, а также когда решение оставлено в силе вышестоящим судом без внесения в него изменений. При поступлении заявления участвовавшего в рассмотрении дела лица или прокурора о вновь открывшихся обстоятельствах народный суд в пределах своей компетенции принимает новое решение или оставляет прежнее без изменения. Если же решение народного суда изменено вышестоящим судом, пересмотр решения по вновь открывшимся обстоятельствам относится к ведению этого вышестоящего суда, и народный суд в случае поступления такого заявления обязан переслать его вместе с гражданским делом по принадлежности.

Председатель суда. Организация работы в районном (городском) народном суде.

В соответствии с законом все судьи в народном суде, если их несколько, обладают единым статусом. Это относится, по нашему мнению, к их правовому положению в обществе, связанному с отправлением правосудия. Но это вовсе не исключает возможности и необходимости возложения на одного из судей обязанностей по организации работы народного суда. Такие обязанности возлагаются на председателя районного народного суда, который, как и другие судьи, председательствует в судебных заседаниях по конкретным делам, а также назначает народных судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях. На практике в народных судах выработано несколько подходов к распределению обязанностей по рассмотрению поступающих в суд дел. В прошлые годы в народных судах, где работает постоянно несколько судей, применялась так называемая участковая система, при которой за судьей закреплялась территория какого-либо микрорайона или просто несколько улиц. Все дела (уголовные, гражданские, административные), возникающие на этой территории, поступали к народному судье данного участка. Этот судья решал и все другие возникающие на территории участка вопросы, связанные с деятельностью народного суда. В таком подходе есть определенная положительная сторона, позволяющая судье быть ближе к населению, лучше знать местные проблемы, которые влияют на правонарушения, поддерживать тесную связь с государственными и общественными организациями, глубже вникать в их заботы и нужды. Однако опыт показал, что такая система организации работы в суде имеет весьма существенные недостатки: разобщенность судей, невозможность специализации, трудности проведения единообразной практики по определенным категориям дел, сложности при обобщении практики и др. Участковую систему организации работы народных судов пытались корректировать, вводилась специализация судей для рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, о хулиганстве. Это, однако, не снимало основных недостатков участковой системы. Теперь участковая система либо вовсе не применяется, либо используются только отдельные ее элементы.

В зависимости от количества поступающих в народный суд дел, числа судей, их квалификации и накопленного опыта по рассмотрению отдельных категорий дел, обязанности могут распределяться с учетом таких принципов, как:

    -территориальный, когда определенный судья рассматривает гражданские, уголовные, административные и другие дела, возникшие на определенной территории;

    -функциональный, когда один судья рассматривает гражданские, другой - уголовные, третий - административные дела и т. д.;

    -территориально-функциональный, когда каждый судья рассматривает гражданские или уголовные либо административные дела, возникающие на определенной территории;

    -персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступившим во время личного приема населения и представителей организаций, а уголовные и административные дела - по поручению председателя суда.

Применение рассмотренных принципов во многом зависит от председателя суда, но не в меньшей степени выбор зависит от коллектива всех судей народного суда. Опыт показывает, что работают более продуктивно те народные суды, где рассмотрение дел организовано с учетом мнения всех судей или во всяком случае большинства.

Организационная сторона деятельности народного суда не ограничивается слаженной работой судей по рассмотрению поступающих в суд дел, хотя это очень важно. Существенное влияние на отправление правосудия в народном суде оказывает аппарат, который включает консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярии, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, вспомогательный технический персонал.

Организация работы аппарата народного суда лежит прежде всего на председателе этого суда. Он принимает на работу в народный суд сотрудников, кроме консультантов и судебных исполнителей, которые по общему правилу по его представлению назначаются отделом (управлением) юстиции области (края), минюстом республики. Подбор сотрудников - квалифицированных, добросовестных, культурных и вежливых - во многом определяет уровень работы суда в целом, его «лицо» в представлении граждан, которые обращаются в народный суд.

Существенную роль в работе народного суда играет организация приема граждан председателем суда, судьями, судебными исполнителями, секретарями канцелярии. Прием организуется как в утренние, так и в вечерние часы, удобные для посещения суда различными группами населения. Должны быть определены и доведены до сведения граждан приемные дни и часы, а также сообщена другая необходимая для них информация. Имеются в виду образцы наиболее распространенных заявлений по различным вопросам, с которыми обращаются граждане; перечень документов по различным, чаще всего встречающимся в данной местности искам; размер и порядок оплаты различных государственных пошлин; адреса: юридической консультации, прокуратуры, нотариальной конторы, сберегательного банка, почты, почтовый адрес данного народного суда, вышестоящего суда, номера телефонов приемной, канцелярии и др. Такие продуманные объявления освобождают персонал суда от множества возникающих у граждан вопросов и позволяют сосредоточиться на выполнении других служебных обязанностей.

В народном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Для этого создается библиотека юридической литературы и ведется картотека по судебной практике, опубликованной в Бюллетене Верховного Суда РФ, а также берутся на учет решения, определения и постановления вышестоящего суда по категориям дел, чаще всего встречающихся в месте нахождения народного суда. По наиболее актуальным гражданским, уголовным и административным делам изучается, собирается и анализируется судебная практика. Эту работу чаще всего выполняют народные судьи, имеющие большой опыт работы. При этом они пользуются помощью консультантов и секретарей.

Председатель суда организует юридическую подготовку народных заседателей, служебную подготовку судей, профессиональную подготовку других работников, связанных с рассмотрением и подготовкой к рассмотрению дел. Для этого организуются лекции, семинарские занятия, проводятся обсуждения результатов обобщения судебной практики, сообщения о принятии новых законодательных актов и т.п.

В канцелярии суда ведутся книги учета поступающих в суд уголовных дел, дел об административных правонарушениях, заявлений по гражданским делам, иных документов, подлежащих рассмотрению в народном суде. По каждой категории названных дел отдельно ведется общая для суда (сквозная в течение года) нумерация. Здесь же организуется статистический учет рассмотренных дел, по каждому из них заполняются соответствующие карточки, другие необходимые документы. В канцелярии ведется делопроизводство по гражданским, уголовным и иным делам, организуется их хранение. Работники канцелярии учитывают и хранят вещественные доказательства, составляют описи законченных дел и сдают их в архив.

Основная обязанность секретарей судебного заседания - вести протоколы по рассматриваемым делам во время судебного разбирательства. Кроме того, они обеспечивают вызов гражданских истцов и ответчиков, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов и других лиц, подлежащих вызову в суд. Эту работу выполняет тот секретарь, которому предстоит вести протокол по данному делу в судебном заседании.

Рассмотренные различные аспекты организационной работы суда находят отражение в планах, составляемых для работы всего народного суда. Опыт показывает, что преимущество имеют квартальные планы, в которых заранее фиксируются дни и часы судебных заседаний, часы приема граждан, а также работа с кадрами, с народными заседателями, обобщение практики, служебная и иная подготовка, меры по улучшению делопроизводства, проверки работы судебных исполнителей, канцелярий, другие меры, направленные на улучшение деятельности народного суда и всех его структурных подразделений. Наряду с планами работы народного суда судьи имеют планы своей работы, которые чаще всего также составляются на квартал и являются по существу графиком участия судьи в отправлении правосудия и приема граждан, который в первой части заполняется по мере поступления дел в суд и назначения их для судебного разбирательства. Личный план судьи во второй части включает его участие в организационной работе в соответствии с планом работы народного суда.

Осуществляя контроль за организацией работы в народном суде, председатель суда, по нашему мнению, вправе обратиться к председателю вышестоящего суда с представлением об истребовании того или иного рассмотренного дела, если он не согласен с принятым решением (приговором, определением или постановлением) суда. Направлять такое дело в вышестоящий суд без запроса его председателя председатель народного суда, с нашей точки зрения, не может, так как действующий закон ему такого права не предоставляет.

В случае временного отсутствия (отпуск, длительная болезнь и т.п.) председателя народного суда его обязанности исполняет один из судей по его поручению. В тех народных судах, где работает один судья, при временном его отсутствии исполнение обязанностей председателя суда возлагаются на судью ближайшего народного суда решением председателя вышестоящего суда. Имевшийся в прошлые годы опыт замещения отсутствующего судьи народным заседателем себя не оправдал.

Судебный исполнитель при народном суде.

При народных судах состоят судебные исполнители, которые назначаются соответственно отделами (управлениями) юстиции в областях, краях или министерствами юстиции республик.

Судебный исполнитель - самостоятельное должностное лицо, наделенное определенными в законе полномочиями, является представителем судебной власти. Права и обязанности судебного исполнителя определены Гражданским процессуальным кодексом и Инструкцией об исполнительном производстве, утвержденной Министерством юстиции СССР 15 ноября 1985 г. Исполнительное производство у судебного исполнителя начинается с поступления исполнительного листа либо другого документа, который по закону (ст. 338 ГПК) подлежит исполнению. Чаще всего к судебным исполнителям народных судов поступают исполнительные листы, выданные на основании решения, определения, постановления суда по гражданским делам, а также постановления народного судьи о взыскании алиментов; приговора, определения и постановления суда по уголовным делам в части имущественных взысканий; постановления судьи или суда в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях; мировых соглашений, утвержденных судом. Нередко поступают также для исполнения исполнительные надписи нотариусов о бесспорных взысканиях. Судебные исполнители исполняют и ряд других документов, например, решения третейских и арбитражных судов, комиссий по трудовым спорам, иностранных судов.

Судебный исполнитель как представитель судебной власти вправе требовать от ответчиков и других лиц добровольного совершения действий по исполнительному листу, а в случае необходимости применять принуждение. Это основано на том, что исполнительный лист для данного конкретного случая имеет силу закона. Требования судебного исполнителя в таких случаях обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций и объединений любых форм собственности, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

Судебный исполнитель, исполняя судебные и иные решения, налагает арест на имущество, организует торги для возмещения причиненного ущерба, принимает меры для розыска должников и их имущества, распределяет полученные с должников суммы между взыскателями, когда взыскателей несколько.

В тех случаях, когда при народном суде состоит несколько судебных исполнителей, они работают по территориальному принципу, который определяется местом жительства или местом пребывания должников либо местом нахождения их имущества.

Судебные исполнители выполняют свою работу под непосредственным контролем судей народного суда. Действия судебных исполнителей могут быть обжалованы в народный суд.

Назад       Главная       Вперёд