По мысли Фрейда, началом и
основой психической жизни человека
являются различные инстинкты, влечения и
желания, изначально присущие человеческому
организму.
Недооценивая сознание и
социальное окружение в процессе
формирования и бытия человека. Фрейд
утверждал, что ведущую роль в организации
жизнедеятельности человека играют
различного рода биологические механизмы. В
частности, он полагал, что в каждом человеке
от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения),
каннибализма (людоедства) и жажда убийства,
которые оказывают большое влияние на всю
психическую деятельность человека и его
поведение.
Сформулировав
психоаналитический парафраз
филогенетического закона Геккеля-Мюллера,
Фрейд настаивал на том. что духовное
развитие индивидуума вкратце повторяет ход
развития человечества, в силу чего в своих
психических структурах каждый человек
несет бремя переживаний отдаленных предков.
Согласно учению Фрейда,
главенствующая роль в организации
человеческого поведения принадлежит
инстинктам. Умозрительная теория
инстинктов Фрейда основывалась на
понимании и толковании инстинктов как «психического
отражения» потребностей человеческого
организма и как своеобразного
биологического и психического неделимого
стереотипа поведения человека.
Фрейд утверждал, что особо важную
роль в формировании человека и его жизни
играют два всеобщих космических инстинкта:
Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни,
инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт
смерти, инстинкт агрессии, инстинкт
деструкции, инстинкт разрушения).
Представляя человеческую
жизнедеятельность как результат борьбы
двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд
считал, что эти инстинкты являются
основными двигателями прогресса. Единство
и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не
только обусловливают конечность бытия
индивида, но и весьма существенно
определяют деятельность различных
социальных групп, народов и государств.
Занимаясь терапией
психоневрозов и исследованием причин,
порождающих их, Фрейд обнаружил неврозы,
возможной причиной возникновения которых
был конфликт между сексуальными влечениями
и желаниями, с одной стороны, и морально-волевыми
ограничениями - с другой. В этой связи он
предположил, что неврозы (и другие
невротические состояния) могут возникать
вследствие подавления эротического
влечения. Приняв это предположение за
доказанный факт, он выдвинул гипотезу о том,
что расстройство психики человека (неизбежно
ведущее к изменению его личности)
обусловлено либо непосредственными
эротическими переживаниями, либо этими же
переживаниями, унаследованными индивидом
от предшествующих поколений, либо
комбинацией непосредственных и
наследуемых переживаний.
Неправомерно распространяя
частные выводы своей клинической практики
на человечество в целом (по Фрейду, отличие
невротика от здорового человека не имеет
принципиального значения), он возвел эти
выводы в догму своей метапсихологии и
провозгласил сексуальный инстинкт
основной детерминантой человеческой
деятельности.
По мнению Фрейда, подавление и
реализация сексуального инстинкта,
состоящего из парциальных инстинктов,
проистекающих из разнообразных
органических источников, составляют основу
всех проявлений психической деятельности,
а также формирования личности, мотивации ее
поведения и складывания наиболее
существенных черт человека.
Пытаясь обосновать эти воззрения,
Фрейд выдвинул еще несколько гипотез,
призванных объяснить механизмы полового
инстинкта и причины исключительного
влияния его на формирование и
функционирование личности,
По Фрейду, носителем полового
инстинкта является всеобщая психическая
энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо),
которая иногда трактовалась им как энергия
сексуального влечения или половой голод.
В теории Фрейда концепции либидо
принадлежит весьма важная роль. Учитывая
это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел
выработать однозначной трактовки либидо и
в зависимости от тех или иных поворотов
теоретических изысканий истолковывал
либидо то в одном, то в другом смысле.
В одних случаях Фрейд говорил о
либидо как о меняющейся количественно силе
и заявлял, что это либидо мы отличаем от
энергии, которую следует положить вообще в
основу душевных процессов. В других -
утверждал, что либидо в глубочайшей основе
своей и в конечном результате составляет
только продукт дифференциации энергии,
действующей вообще в психике. Он определил
либидо как половой голод, отражающий
половые потребности человека и животных,
как всеобщую сексуально окрашенную
психическую энергию. (Позже Фрейд
предположил также существование другого
важного момента психической жизни - мортидо
- влечения к смерти, агрессивного влечения.)
Фрейд трактовал либидо как
исключительно мощное мотивационное начало,
оказывающее решающее воздействие на
поведение человека. Он считал, что энергия
сексуального влечения может
сублимироваться (преобразовываться и
переноситься) на различные объекты и
находить выход в многообразных видах
человеческой деятельности, приемлемых
индивидом и обществом. При этом Фрейд
приписывал формам проявления либидо
исключительно широкий диапазон - от
элементарных физиологических актов до
научного и художественного творчества.
Впоследствии энергия сексуального
влечения и механизм сублимации были
провозглашены Фрейдом основой и двигателем
человеческой жизнедеятельности.
Это положение предопределило
характер его учения, одной из отличительных
черт которого стал пансексуализм -
объяснение феноменов человеческого
существования преимущественно или
исключительно сексуальными устремлениями
индивидов.
Существенно важной частью учения
Фрейда стала его теория комплексов.
Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как
группы представлений, связанных одним
аффектом, Фрейд разработал конпепцию
комплексов как совокупности
неосознаваемых эмоционально окрашенных
представлений, влияющих на поведение и
здоровье человека.
Считая, что источником
психоневрозов являются особенности
переживания и подавления эротического
влечения, Фрейд уделил значительное
внимание разработке комплексов Эдипа,
кастрации и неполноценности.
По мысли Фрейда, наиболее важную
роль в формировании и жизнедеятельности
человека играет комплекс Эдипа. Исследуя
сновидения своих пациентов, Фрейд обратил
внимание на то, что значительная часть их с
возмущением и негодованием сообщали ему о
сновидениях, основным мотивом которых была
половая связь с матерью.
Усмотрев в этом определенную
тенденцию, 3. Фрейд предположил, что
подобные сновидения дают известные
основания считать, что первое социальное
побуждение человека направлено на мать, в
то время как первое насильственное желание
и ненависть направлены на отца.
Эту предполагаемую
неосознаваемую установку, основным
содержанием которой считалось эротическое
влечение ребенка к матери и связанное с ним
агрессивное чувство к отцу. Фрейд назвал
комплексом Эдипа (Эдиповым комплексом).
Наименование, данное Фрейдом этому
комплексу, не случайно. Оно связано с его
психоанаиитическим толкованием греческого
мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии
Софокла, когда фиванский царь Эдип, вопреки
своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия),
женится на матери (Иокасте) и становится
отцом детей, которые в то же время являются
его братьями по материнской линии.
Основная идея фрейдовской
интерпретации Эдиповой ситуации предельно
проста: действия царя Эдипа представляют
собой лишь осуществление желаний нашего
детства. По мысли Фрейда, Эдипов комплекс
извечно тяготеет над всеми мужчинами -
каждый мальчик испытывает сексуальное
влечение к матери, воспринимая своего отца
как сексуального соперника, которого он
боится и ненавидит. При этом необходимо
подчеркнуть, что данные тенденции и
влечения по своему характеру сублиминальны,
т. е. они не осознаются их носителями.
Таким образом, как полагал Фрейд,
в психике человека существуют диаметрально
противоположные осознаваемые и
неосознаваемые чувства, направленные на
один и тот же объект, что само по себе
объясняет известную противоречивость
психической организации человека.
Согласно психоаналитической
теории, Эдипов комплекс есть
биопсихический феномен, передающийся по
наследству и проявляющийся в каждом
человеке по достижении им определенного
возраста. При этом предполагалось, что
типическое проявление данного комплекса
происходит тогда, когда сексуальное
влечение достигает определенной степени
зрелости и направляется уже не на
собственный носитель, а на объект, в роли
которого выступают родители. В этот период
формирования психики и личности человека,
по мысли Фрейда, вступает в действие
механизм Эдипова комплекса,
характеризующийся столкновением
врожденных (сублими-нальных) и
приобретенных (осознаваемых) установок, в
зависимости от исхода которого возможно
либо нормальное, либо анормальное развитие
личности, сопровождающееся возникновением
чувства вины и неврозов.
|