On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Смена ядерного прицела

©1996 Ганс М. КРИСТЕНСЕН
научный сотрудник Вашингтонского отделения Движения за разоружение международной организации ГРИНПИС
©1996 Джошуа ХЭНДЛЕР
исследователь-координатор Движения ча разоружение международной организации ГРИНПИС

Основная идея ядерного нераспространения, сформулированная в 60-х годах и нашедшая свое отражение в статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), требовала полного ядерного разоружения. В 90-х годах ядерные державы перевернули эту логику с ног на голову. Распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ОМУ) стало главным аргументов в пользу сохранения и модернизации ими своих ядерных арсеналов.

Со времени падения берлинской стены в 1989 г. и особенно после войны в Персидском заливе в 1991 г. военные круги США непрерывно создавали систему мер, необходимых для использования ядерного оружия против тех стран, которые, как они полагают, имеют или разрабатывают оружие массового уничтожения. Объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ) США выдвинул новую ядерную доктрину, которая предполагает использование ядерного оружия в региональных конфликтах против ОМУ. Стратегическое командование (СТРАТКОМ), ВВС и ВМС модернизируют свою стратегическую разведку и ракетно-ядерные вооружения таким образом, чтобы получить возможность более эффективно засекать и наносить удары по целям в любой точке земного шара. СТРАТКОМ, по-видимому, разрабатывает перечни предполагаемых целей, которые будут переданы региональным командованиям вооруженных сил США'. Более того, под новые концепции, выдвигаемые военным руководством, научно-исследовательские центры ядерного оружия разрабатывают новые типы ядерных боезарядов малой мощности - так называемые "мини-ньюки". Решение о переходе к стадии инженерных разработок ядерных боезарядов, относящихся к категории "экзотических ньюков", должно было быть принято в марте 1995 г., то есть всего за один месяц до начала международной конференции по продлению ДНЯО, на которой США намеревались склонить большинство участников к бессрочному и безусловному продлению Договора. Франция, в меньшей степени Великобритания и Россия также разрабатывают новые ядерные доктрины, которые радикальным образом отличаются от принятых в период холодной войны.

Фундаментальные изменения в стратегии использования ядерного оружия с переносом центра тяжести на борьбу с ОМУ практически никем не подвергались сомнению. Особенно гладко это прошло в США. Внимание общественного мнения и законодателей было отвлечено проблемами ратификации Договора СНВ и исполнения его положений, "утерянными" в России ядерными боеголовками, контрабандой плутония, российско-американскими встречами на высшем уровне, региональными горячими точками - от Северной Кореи до Карибского моря. В итоге у военных в США оказались развязанными руки, и они сумели таким образом расширить задачи ядерного планирования, что в перечни ядерных ударов были включены объекты, находящиеся в странах "третьего мира".

Привязка ядерных стратегий к кризисным ситуациям в "третьем мире" и создание сценариев противодействия распространению ОМУ является расширением, а никак не уменьшением роли ядерного оружия. Это еще одно доказательство того, что и Соединенные Штаты, и другие ядерные державы по-прежнему далеки от выполнения данных ими в соответствии со статьей VI ДНЯО обязательств. Расширение планов потенциального применения ядерного оружия в региональных конфликтах чревато угрозой роста враждебности между Севером и Югом. Кроме того, в этой ситуации гарантии безопасности, предлагаемые ядерными державами, становятся бессмысленными.

Нет сомнения в том. что для предотвращения ядерного распространения ядерным державам следует выполнять свои обязательства по статье VI ДНЯО, а также прекратить проталкивать ядерное оружие в качестве основного инструмента военных доктрин и политического статуса нации. Официальные лица США время от времени признают, что выполнение Договора предполагает несколько более, чем простое сокращение количества ядерных боеголовок. Так, в сентябре 1994 г. в своей речи на третьей встрече по подготовке конференции 1995 г. по продлению ДНЯО представитель Агентства по контролю за вооружениями и разоружению администрации США посол Томас Грэхем подчеркнул, что ДНЯО ни в коей мере не устанавливает нормы международного права на постоянное обладание ядерным оружием. Директор названного агентства Джон Д. Холм подтвердил в своем выступлении в конгрессе США в январе 1995 г., что в соответствии со статьей VI ДНЯО "... ядерные державы дали обещание предпринять действия, направленные на сокращение и уничтожение своих ядерных арсеналов".

Почти никто не заметил заявления, сделанного президентом США Биллом Клинтоном на встрече в мае 1994 г. в Вашингтоне с премьер-министром Индии Рао, где Клинтон со всей определенностью высказался о необходимости ликвидации оружия массового поражения. Президент России Борис Ельцин в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 1994 г. призвал ядерные государства к переговорам по далеко идущим мерам ядерного разоружения. Однако ни президент Клинтон, ни президент Ельцин ничего потом не сделали, чтобы осуществить эти призывы на практике. По всей видимости, ядерные державы пока еще далеки от осуществления подобных целей.

1. АМЕРИКАНСКАЯ ЯДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ (1990-1995 гг.)

Ежегодный доклад министров обороны США, опубликованный в январе 1994 г., перевел ядерное распространение в мире в разряд главных проблем ядерного планирования. В докладе отмечается, что в рамках ядерного планирования будет определено, "могут ли ядерные средства США обладать функцией сдерживания (и если могут, то каким образом) не только по отношению к российским ядерным вооружениям, но и против приобретения ядерного оружия другими странами". Предполагалось, что при подготовке обзора состояния и задач ядерного оружия США (Nuclear Posture Review) существующее в тот момент состояние ядерных вооружений будет сопоставлено с предполагаемыми действиями по противодействию распространению.

По мере роста озабоченности проблемами ядерного распространения в связи с раскрытием тайной программы разработок ядерной бомбы в Ираке, сообщениями прессы о ядерных боеголовках, якобы "потерявшихся" в России и в других бывших советских республиках, контрабанде плутония и иных оружейных материалов, на фоне патовой ситуации с не скрывающей своих ядерных амбиций Северной Кореей четыре десятилетия "ядерной рулетки" с Советским Союзом приобрели в глазах ядерных планировщиков США почти что ауру стабильности и благостности. Пол Гебхардт, директор отдела планирования и региональных стратегий в Управлении министерства обороны США по противодействию распространению, писал в декабрьском 1994 г. выпуске журнала "Washington Quaterly": "Советский Союз после Сталина, будучи недемократическим, враждебным нам государством, был также в определенном смысле консервативной и стабильной страной, и вместе с тем серьезной силой, сдерживающей некоторые региональные конфликты'"*. Министр обороны Лес Аспин в своем ежегодном докладе в январе 1994 г. предупреждал, что новые пролифераторы могут и не среагировать на классическое ядерное сдерживание, успешно работавшее во время "холодной войны". Он далее писал: "Нужны новые идеи, как и выработка новой стратегии на тот случай, если сдерживание не сработает". При этом надо сказать, что в 1994 г. военное планирование под новую военно-политическую ситуацию в мире уже шло полным ходом.

В конце 80 - начале 90-х годов в процедурах ядерного нацеливания США под воздействием угрозы распространения ОМУ произошли весьма серьезные изменения, одним из результатов которых оказалось географическое расширение списка выбранных целей. При объявлении в сентябре 1994 г. выводов анализа состояния и задач ядерного оружия США (Nuclear Posture Review) заместитель министра обороны Джон Дейч подтвердил, что опасности распространения повлияли на состав ядерного арсенала США и что с этого момента эти угрозы учитываются в качестве важного фактора при ядерном планировании.

Итак, после окончания "холодной войны" Соединенные Штаты постепенно модифицируют свои ядерные планы, включая в них возможность ведения ядерной войны против одной или нескольких стран "третьего мира", которые могли бы стать обладателями ОМУ. Сдерживание остающихся ядерных сил России по-прежнему является наиглавнейшей задачей, но "противодействие" приобретению и использованию оружия массового уничтожения региональными пролифераторами постепенно перемещается в центр ядерной стратегии.

1. 1990-1992 гг. - планы глобального перенацеливания

В марте 1990 г., менее чем через шесть месяцев после падения берлинской стены, ОКНШ выпустил в свет свой ежегодный доклад о военном анализе ситуации (Military Net Assessment). Впервые в этом документе в качестве нового обоснования для поддержания надлежащего уровня стратегических ядерных вооружений США указывалось на "растущий потенциал угроз, исходящих от "третьего мира". В докладе следующим образом обосновывались новые задачи нестратегических ядерных сил: "Вероятность того, что несколько военных держав в будущем создадут ядерные вооружения, подкрепляет потенциальную необходимость развертывания нестратегических ядерных сил и на других театрах военных действий (ТВД) помимо Eвpoпeйcкoгo"''.

Начальник Стратегического воздушного командования (САК) (SAC - Strategic Air Command) Джон Т. Чейн заявил в конгрессе США в мае 1990 г., что включение в ядерную доктрину новых противников помимо традиционных выдвигает новые задачи, так как "чем больше перед вами различных по своему характеру угроз (в дополнение к советской угрозе), тем более сложным становится сдерживание".

Тем не менее, как об этом заявил в Конгрессе в июне 1990 г. министр обороны Дик Чейни, Соединенные Штаты намерены поддерживать на надлежащем уровне свои стратегические ядерные силы "не только потому, что, по всем данным. Советы хотят сохранить свои ядерные силы..., но также и потому, что в странах "третьего мира" наблюдается растущая тенденция распространения оружия массового уничтожения и современных военных технологий". В докладе Чейни Президенту и Конгрессу в январе 1991 г., когда американские силы концентрировались на Ближнем Востоке для выдворения Ирака из Кувейта, говорилось: "Распространение в мире баллистических ракет, способных доставлять ядерное, химическое и биологическое оружие, привносит больше неопределенности в региональную ядерную стабильность".

Обнаружение после окончания войны в Персидском заливе тайной ядерной программы Ирака, как и применение Ираком баллистических ракет в этой войне, ускорило переработку ядерной доктрины США в сторону ее расширения. Сразу после окончания войны министр обороны Чейни подписал новую директиву НУВЕП (Nuclear Weapons Employment Policy - NUWEP) - документ под графом "совершенно секретно", определяющий концепции использования ядерного оружия. Этой директивой была официально поставлена задача разработки оперативных планов применения ядерного оружия против стран, способных создать ОМУ или уже проводящих подобные разработки.

В докладе ОКНШ о военном анализе ситуации (Joint Military Net Assessment), подготовленном при участии всех родов войск и датированном мартом 1992 г., прогнозировалось, что "по всей видимости, количество государств, обладающих ядерными вооружениями большой дальности, будет возрастать". В докладе был сделан вывод о том, что "по этой причине даже при наиболее оптимистических предположениях относительно будущего американо-советских отношений нашей нации для сдерживания любого потенциального неприятеля потребуется дееспособная стратегическая триада, состоящая из (ядерных) систем высокой живучести...".

В докладе особо подчеркивалось значение нестратегических ядерных сил, перед которыми "могли бы быть поставлены более широкие задачи в смысле глобального развертывания в ответ на появление ядерных потенциалов в странах третьего мира. В то же время в случае распространения ядерного оружия требования, предъявляемые к системам командования, боевого управления и связи (СЗ) вооруженных сил США, повысятся. Запланированные к развертыванию системы СЗ должны отвечать подобным требованиям. Параметры системы СЗ, приданных нестратегическим ядерным силам, улучшатся, если будут развернуты новые системы, такие какспутникова система МИЛСТАР-СКОТ"Г(М1Ь8ТАК/5СОТТ).

Задачи, поставленные в директиве НУВЕП министром обороны Чейни, оказали сильное влияние на ядерную доктрину США. Одним из следствий было учреждение командующим САК США генералом Ли Батлером специальной группы по изучению проблем сдерживания (Deterrence Study Group) с задачей исследовать функции ядерных сил после окончания холодной войны. Группу возглавил бывший министр ВВС США Томас Рид, по имени которого она и получила свое название "комиссия Рида". Черновой вариант доклада комиссии Рида был завершен в октябре 1991 г. и доложен генералу Батлеру. Один из выводов доклада состоял в том, что перечень задач, поставленных перед ядерными силами, должен быть расширен, с включением в него даже неядерных противников.

"Мы рекомендуем новый СИОП (SIOP)... СИОП-ЭХО (SIOP-Echo) мог бы задействовать "Ядерные Экспедиционные Силы", которые состояли бы из некоторого количества ядерных систем, постоянно находящихся в состоянии полной боевой готовности.., и главным образом нацеленных против Китая и объектов третьего мира, - отмечалось в докладе.

В окончательном виде доклад комиссии Рида был опубликован в январе 1992 г. "Ядерные Экспедиционные Силы" в нем уже не упоминались, в докладе делалось заключение о том, что "никакому деспоту-правителю не должно быть позволено считать, что он может напасть на Соединенные Штаты, либо американские вооруженные силы, либо на наших союзников и друзей, нс получив при этом персонального возмездия от всех видов американского оружия, включая ядерное"'". А также было добавлено: "...хотя и маловероятно, что Соединенные Штаты применят ядерное оружие в подобных региональных конфликтах, в интересах США поддерживать неопределенность в этом вопросе, когда мы имеем дело с агрессорами типа Саддама Хусейна, вооруженными средствами массового уничтожения"".

Позднее, в том же месяце во время слушаний в Конгрессе авторы доклада следующим образом развили эту идею: "Не трудно нарисовать кошмарную картину, как будущий Саддам Хусейн угрожает ядерным, биологическим или химическим оружием американским войскам за границей, друзьям и союзникам или даже территории США. Если бы подобное произошло, то ядерное оружие вполне могло бы быть тем крайним средством, которое бы отразило исполнение такой угрозы"'.

Схема ядерной войны с "третьим миром" была изложена министром обороны Чей-ни в февральском 1992 г. докладе Президенту и Конгрессу, где сообщалось о том, что «наличие у стран "третьего мира" потенциала для приобретения ядерного оружия заставляет министерство обороны сделать соответствующие изменения в ядерных силах и системах стратегической обороны, как и в процедурах управления ими». Таким образом, ядерная стратегия США "... должна теперь учитывать потенциальную нестабильность, могущую возникнуть в том случае, если у некоторых государств или лидеров создастся впечатление, что им ничего не угрожает, если они применят оружие массового уничтожения"'. В Докладе "Национальная ядерная стратегия" за 1992 г. ОКНШ открыто высказался за поддержание на надлежащем уровне стратегического ядерного арсенала, ссылаясь при этом на "угрозу, вызванную растущим количеством потенциально враждебных государств, разрабатывающих ОМУ"''.

Руководство ВВС также открыто заявило о необходимости ядерного противодействия распространению ОМУ. Командующий САК генерал Батлер в своем выступлении в Конгрессе в апреле 1992 г. поддержал главные выводы комиссии Рида.

В июне 1992 г. ВМС США завершили свое собственное исследование на ту же общую тему, известное под названием "СТРАТПЛАН 2010" (STRATPLAN 2010). Этот анализ должен был дать начальнику Главного оперативного управления ВМС долгосрочный прогноз для принятия решений о составе военно-морских сил США в период после 2010 г. Выводы этого исследования сходны с заключениями комисси Рида, Стратегического воздушного командования и ВВС.

Вплоть до этого момента ОКНШ использовал понятие ядерного распространения. Однако в их совместном военном анализе ситуации, законченном в августе 1992 г., для обоснования сохранения США ядерного оружия впервые использовано понятие "оружие массового уничтожения". Таким образом концепция ядерного сдерживания была расширена включением в нее также и противодействия биологическому и химическому оружию. В исследовании был сделан вывод, что "задача ядерных сил состоит в том, чтобы сдерживать применение оружия массового уничтoжeния".

После того, как и министр обороны Чейни, и ОКНШ утвердили новые задачи ядерных вооружений, СТРАТКОМ начал программу переработки системы ядерного нацеливания. В декабре 1992 г. была образована Группа по исследованию стратегического планирования (SPSG), состоящая из десяти -человек, с задачей "разработать процедуру гибкого военного планирования ядерных операций в масштабах всей планеты". Процедура известна под названием Система планирования стратегической войны - СПСВ (SWPS). Группа разработала процедуры для так называемого "живого СИОПа" - системы ядерного боевого планирования, работающей в реальном масштабе времени и способной практически мгновенно воспринимать боевые приказы. Даже в мирное время СПСВ позволила бы ежедневно в автоматическом режиме менять боевые задания с перенацеливанием по набору объектов, принадлежащих потенциальным противникам, причем не только России (например, Китаю, Северной Корее, Ирану, Ираку). При этом полную смену схемы ядерной атаки "под" нового противника можно было бы выполнить в течение нескольких месяцев.

2. 1993-1994 гг.: политика администрации президента Клинтона и концепция нацеливания на страны "третьего мира"

После прихода к власти в 1993 г. администрация Клинтона начала пересмотр всей системы национальной обороны с целью "сместить акцент со стратегии, выработанной для отражения глобальной "советской угрозы", на новую, ориентированную против новых опасностей, возникающих после окончания "холодной войны". Окончательный доклад, датированный октябрем 1993 г. и условно названий "пересмотр снизу доверху", содержал вывод о том, что новая стратегия требует "наличия многофункциональных и надежных ядерных и обычных сил для сдерживания применения ОМУ посредством убедительной угрозы осуществления опустошительного ответного удара".

В этом докладе была сделана попытка уменьшить зависимость военной стратегии от опоры на ядерные вооружения, но на самом деле доклад лишь переместил акценты в уже в меньшей степени ориентированной против России стратегии на новых ядерных противников в "третьем мире". Не вызывает удивления и расширение концепции ядерного сдерживания путем включения в нее помимо всего прочего задач противодействия распространению оружия в "третьем мире", так как ядерные планировщики еще раньше пришли к аналогичным выводам относительно задач ядерного оружия и ядерного сдерживания.

Еще в февральском 1993 г. докладе ОКНШ о роли и задачах вооруженных сил, то есть до того, как было начато исследование "Пересмотр снизу доверху", говорилось, что "сдерживание ядерного нападения и удержание коммунизма теперь уступило место более разнообразной, гибкой и регионально ориентированной стратегии".

Расширение задач ядерного сдерживания совпало с учреждением единого центрального командования, подчинившего себе все стратегические ядерные силы, - СТРАТКОМа.

В февральском 1993 г. докладе ОКНШ о роли и задачах вооруженных сил объявлялось, что "впервые все американские стратегические бомбардировщики, ракеты и подводные лодки не поделены между ВВС и ВМС, а находятся под началом одного командующего, вне зависимости от того, является ли он генералом ВВС или адмиралом ВМС". Эта реформа была охарактеризована как "возможно, самые серьезные перемены в распределении ролей и задач между видами вооруженных сил с 1947 г.".

Введение монополии СТРАТКОМа на ядерное нацеливание стимулировало создание более гибких процедур перенацеливания с тем, чтобы охватить и страны "третьего мира". Командующий СТРАТКОМа генерал Батлер сообщил Конгрессу в апреле 1993 г., что Стратегическое воздушное командование - предшественник СТРАТКОМа - обладало средствами оперативного планирования, привязанными к задачам холодной войны, и поэтому не очень соответствовало значительно более динамичной ситуации, идущей на смену прежней. СТРАТКОМ разрабатывает болееибкие, адаптивные средства оперативного планирования, в большей степени способныреагировать на потенциал спонтанных угроз, сильно осложняющий задачу точного и заблаговременного планирования операций. Новая система призвана обеспечить высшее руководство страны набором вариантов действий в острых кризисных ситуациях, когда требуется принять быстрое и трудное решение об ответных действиях. Кроме этого, был образован Объединенный разведывательный Центр (Joint Intelligent Center) с задачей постоянного слежения за вооруженными силами и для анализа характеристик потенциальных объектовых целей. Этот Центр на основании предоставляемых ему СТРАТКОМом оперативных прогнозов должен анализировать параметры угроз, вызванных глобальным распространением ОМУ. По словам генерала Батлера: "Система адаптивного планирования ставит перед штабами сложную задачу очень быстрого составления планов в ответ на спонтанные угрозы. Вероятность их возникновения достаточно велика в новой международной ситуации, уже не подверженной сдерживающему влиянию противостоящих друг другу сверхдержав. Мы можем решить эту проблему быстрее, если не станем определять специальные сценарии и идентифицировать конкретных противников, но будем исходить из концепции универсальных объектовых целей и отрабатывать различные способы ответа на эти угрозы. Для гарантии своей полноты эти меры должны предусматривать применение как ядерных, так и обычных вооружений. Таким образом, по самой своей природе адаптивное планирование обещает выработку универсальных решений, соответствующих классификатору региональных угроз, в том числе тех, где используется ОМУ".

Для включения "третьего мира" в стратегию ядерного сдерживания в равной степени важной оказалась сформулированная ОК.НШ новая ядерная доктрина, предназначенная для ориентировок военных командований и служб. В апреле 1993 г. ОКНШ. опубликовал новую официальную военную доктрину - "Доктрину для совместных ядерных операций", где было объявлено, что главная задача ядерных сил США состоит в том, чтобы сдерживать применение ОМУ, в особенности ядерного оружия". Доктрина также объявляет, что в дополнение к сдерживанию крупномасштабной военной агрессии, ядерное оружие применимо в "региональных кризисах", для сдерживания ОМУ.

Планирование ударных действий против объектов в любых точках земного шара продолжалось в 1994 г. В апреле 1994 г. командующий СТРАТКОМа адмирал Генри Дж. Чайлс заявил в Конгрессе, что распространение оружия массового уничтожения является вероятной и эволюционирующей угрозой, что при военном планировании учитывается исчезновение Варшавского пакта и Советского Союза и что стратегические силы США сокращаются в соответствии с соглашениями по контролю над вооружениями и из-за финансовых ограничений. Поэтому СТРАТКОМ должен быть способен "быстро реагировать на неплановые ситуации в момент их появления". Он подтвердил, что СТРАТКОМ разрабатывает "процедуры адаптивного планирования, предназначенные для выработки наборов разнообразных риантов для кризисного реагирования". Цель разработок состояла в том, чтобы добиться большей "адаптивности и реагируемости с тем, чтобы сократить время, необходимое для предоставления Президенту осуществимого варианта действий". Он сообщил также нечто новое, отметив, что процесс адаптивного планирования осуществляется посредством модернизации СТРАТКОМовской Системы планирования стратегической войны (SWPS) на основе усовершенствований, вносимых в "инструментальное и программное обеспечение ЭВМ". Предполагается, что эта система начнет действовать в 1999 г. и будет полностью завершена к 2003 г. Обслуживание и модернизация всей системы в период до 2003 г. обойдется более 578 млн. долларов. Усовершенствование систем стратегического военного планирования одновременно позволит сократить время, необходимое для выработки основных стратегических планов, например СИОПа, с нынешних 18 до примерно 6 месяцев.

3. Смещение понятий стратегического и тактического ядерного нацеливания

Новая ядерная доктрина размывает границы между стратегическими и тактическими ядерными вооружениями. В своем докладе в 1992 г. комиссия Рида указывала на то, что различие между стратегическим ядерным оружием и ядерным оружием ТВД постепенно исчезает. Принятие новой ядерной доктрины формализовало эти выводы в руководстве по военному планированию, куда были внесены уточнения о том, что в дополнение к нестратегическим ядерным силам может быть также применено перенацеливание стратегических ядерных сил на объекты в регионах.

Различия между стратегическими и тактическими ядерными вооружениями подверглись дальнейшей эрозии, когда СТРАТКОМу были переданы быстро разрастающиеся функции планирования и нацеливания нестратегических ядерных вооружений, предполагаемые для использования автономными Европейским, Тихоокеанским, Атлантическим и Центральным командованиями вооруженных сил США. В апреле 1993 г. командующий СТРАТКОМа генерал Батлер сообщил Конгрессу о том, что по запросу Председателя OKHUI он совместно с региональными командованиями изучает возможность передачи СТРАТКОМу ответственности за планирование применения ядерного оружия в конфликтах на ТВД. Он отметил, что эта инициатива могла бы сократить часть штатного персонала и в еще большей степени централизовать планирование и управление ядерными силами США.

Спустя год эти работы настолько продвинулись, что сменивший генерала Батлера на его посту адмирал Генри Дж. Чайлс сообщил в своем докладе Конгрессу, что перед СТРАТКОМом поставлена задача дополнить свои функции центрального планирования задачами поддержки командующих региональными силами по вопросам кризисного планирования применения ядерного оружия на случай возникновения конфликтов на театрах военных действий. Согласно заявлению адмирала Чайлса, необходимые для выполнения этих функций системы и процедуры уже созданы и координация с региональными командованиями по вопросам планирования операций уже началась. При выполнении функции поддержки СТРАТКОМ в случае необходимости будет помогать региональным командованиям в планировании операций,

В конце 1994 г. СТРАТКОМ сделал доклад Председателю ОКНШ генералу Джону Шаликашвили о своих функциях в решении задач противодействия распространению. Один из руководителей СТРАТКОМа заявил следующее: "Нам следует продумать эти вопросы заблаговременно, чтобы мы знали, что из себя представляют потенциальные цели, какого типа ударные силы следует подготовить на каждый случай, определить, должны ли это быть силы специального оперативного назначения, или обычное оружие, или какой-то тип ядерного оружия". По некоторым сообщениям руководство СТРАТКОМа настаивает на том. чтобы СТРАТКОМу были переданы более серьезные функции в обеспечении задач противодействия распространению. В качестве обоснования приводятся следующие доводы: "Мы могли бы привнести своего рода глобальную перспективу в любую стратегию противодействия распространению, так как класс объективных целей, которые вы рассматриваете с этой точки зрения - это как раз тот класс целей, которые мы уже давно изучаем под наши стратегические задачи. Кроме того, система взаимодействия с высшим национальным командованием, которая была бы приведена в действие в случае применения стратегического оружия, была бы, вероятно, аналогична той системе взаимодействия, которая была бы задействована в некоторых сценариях противодействия распространению-".

Предложения СТРАТКОМа в области противодействия распространению сводятся к разработке им секретного списка целей, которые в виде так называемых "серебряных книжек" могли бы передаваться Европейскому, Атлантическому, Тихоокеанскому и Центральному командованиям. Согласно одной публикации, первая подобная "серебряная книжка" уже подготовлена для командования войск США в Европе, а для Тихоокеанского командования разрабатывается ее первый вариант. Неназванный высокопоставленный военный, знакомый с этой концепцией, сообщил журналу "Jane's Defence Weekly" в январе 1995 г., что в "серебряной книжке" будут собраны различные варианты действий по отношению к странам, организациям или группам, которые представляют собой серьезную угрозу распространения". В рамках данного проекта СТРАТКОМ составит список целей и полный набор типов оружия и средств доставки, которые могут нанести удары по каждой из целей ядерным или обычным оружием.

Работа в данном направлении, возможно, продвинулась значительно дальше, чем представляют. По сообщению журнала "U.S. News and World Report", в выходящей в ближайшее время в свет книге "Глобальное нулевое полетное задание для ядерных сил", написанной стратегическим аналитиком из Бруклинского института Брюсом Блэйром, утверждается, что ВВС США идентифицируют сотни объектов в "третьем мире", которые могут стать потенциальными ядерными целями, и что силы стратегического ядерного резерва США уже перепрограммированы на полетные задания с введенными целями в Иране, Ираке, Ливии и Северной Корее.

4. Военно-морские силы и ядерное противодействие распространению

Начиная с 1991 г. ВМС проявили растущий интерес к операциям в рамках концепции противодействия распространению. В апрельский 1991 г. доклад Конгрессу о проблемах ограниччния военно-морских сил и вооружений министерство обороны включило новое обоснование для сохранения нестратегического военно-морского ядерного арсенала, заявив, что эти вооружения дополняют общие действия США по сдерживанию применения оружия массового униччожения против США и их союзников.

В январе 1992 г. ВМС опубликовали работу о задачах подводных лодок в 90-х годах и на более отдаленную перспективу, где следующим образом доказывалось, что ПЛАРБ, которым предназначено в будущем являться основными носителяяи стратегического ядерного оружия США, имеют задачи по противодействию распространению: "С точки зрения ближайшей перспективы маловероятно, чтобы подводный флот стратегических ракетоносцев изменился в качественном и количественном отношениях. Однако, если продолжится распространение ядерного, химического и биологического оружия, а противники США (не наследники Советского Союза) создадут средства нанесения ударов по США или их близким союзникам, то в этом случае схемы боевого патрулирования ПЛ, перечни целей и процедуры командования и управления могут быть пересмотрены с учетом изменившейся международной ситуации".

Как указывалось ранее, в июне 1992 г. ВМС законччли свое главное исследование СТРАТПЛАН 2010 (STRATPLAN 2010). В задачу СТРАТПЛАНа 2010 входила выработка долгосрочных рекомендаций для руководства Главным оперативным управлением ВМС по приняяию решений о составе военно-морских сил США в период после 2010 г. В этом исследовании также содержалась аргументация в пользу придания ядерным вооружениям более широких функций по противодействию угрозам распространения оружия в регионах. Кроме того, в нем определялись требования, предъявляемые к ядерному оружию малой мощности в будущих войнах на ТВД. Функции ПЛАРБ будут эволюционировать к единственной задачч обеспечения безопасности ядерного резерва, ядерное оружие малой мощности при этом обеспечит "более широкий диапазон вариантов перенацеливания с задачей поддержания надежного ядерного сдерживания в условиях нового мирового порядка".

Главное содержание будущих функций ВМС будет развиваться вокруг задач поддержки боевых операций на ТВД, таких как ударные действия флота по поддержке десантов и экспедиционных корпусов, участвующих в конфликтах в странах "третьего мира". Несмотря на то, что в исследовании прогнозируется, что большинство боевых действий будет осуществляться с использованием обычных вооружений, в нем также не исключается применение в некоторых кризисных ситуациях ядерных боеголовок малой мощности, доставляемых крылатыми и баллистическими ракетами. Рассмотрены также вопросы применения радиочастотных боеголовок с ядерной накачкой. В докладе доказывается необходимость создания целого нового поколения яяерных ракет, названных универсальными средствами доставки - УСД (CDV - Common Delivery Vehicle). УСД могут иметь различные размеры, различный забрасываемый вес, могут запускаться с воздушных, подводных или надводных платформ. УСД главным образом предназначаются для доставки обычных боеголовок, хотя способны доставлять маломощные и экзотические ядерные боеголовки.

В СТРАТПЛАНе 2010 разъясняется, что хотя существующая технология ядерных боеголовок в целом достаточна для выполнения подобных миссий, уже созданы перспективные концепции ядерного оружия, которые могли бы уменьшить значение политических и экономических факторов, сопутствующих задачам поддержания боеготовности и развертывания ядерных вооружений. Наиболее обещающие концепции представляют собой ядерные боеголовки очень малой взрывной мощности, которые в сочетании с рядом конструктивных особенностей и соответствующими способами доставки дают при взрыве минимальные радиоактивные осадки, остаточную радиацию и побочный ущерб. Эти так называемые "мини-микро чистые ньюки" имеют следующие категории:

- "микроньюки" (взрывная мощность порядка 10 тонн ТНТ). Наступательное оружие ТВД фугасного действия, применение с ограниченным побочным ущербом против подземных бункеров и взлетно-посадочных полос;

- "мини-ньюки" (взрывная мощность порядка 100 тонн тротилового эквивалента). Небольшие ядерные боеголовки на сегодняшний демь являются единственным средством разрушенияяили нейтрализации с высокой вероятностью поражения ядерных, биологических или химических боеголовок на подлете. Могут применяться в системах ПРО ТВД в составе тактических противоракет;

- "крошка-ньюк" (взрывная мощность порядка 1000 т. ТНТ). Применение на театрах военных действий, включчя боевые операции по предотвращению применения ядерного оружия странами "третьего мира", а также для уничтожения вражеских подразделений численностью до роты в экстремальных ситуациях.

Помимо этого в СТРАТПЛАНе 2010 были описаны два типа ядерных боеголовок многокилотонной мощности. Они могли бы доставляться на цели в качестве головных частей ракет типа УСД, а также в виде полезной нагрузки так называемой многоцелевой системы, запускаемой с воздуха (ALMMS), и в составе систем активного противодействия типа СМ. Одна из них представляет собой 70-фунтовую боеголовку взрывной мощностью в 10 килотонн, другая - весом в 250 фунтов с мощностью в 100 килотонн. Согласно приведенным в докладе оценкам бюджетного финансирования, обе боеголовки можно было бы передать на вооружение всего лишь через 3-5 лет.

В списке желательных для развертывания ядерных боеголовок, приведенном в докладе СТРАТПЛАН 2010, также числились следующие их типы:

- боеголовки-пскетраторы для осуществления ядерного взрыыа на некоторой глубине под землей. Могут применяться против подземных укрытий бункерного типа и центров управления,

- боеголовки ядерного импульса для созданияяэлектромагнитного импульса (ЭМИ) экстремально высокой интенсивности, поражающего вражеские электронные и электрические системыывоенного и гражданского назначения,

- преобразуемые боеголовки - отдельная секция боеголовки с обычным зарядом заменяется на ядерное взрывное устройство. Этот тип боеголовок имеет особое значчние для решения проблем размещения ядерного и обычного оружия на кораблях,

- ядерная боеголовка для систем ПВО - для примененияяв составе систем ПРО ТВД лля поражения ядерных, биологических или химических головок.

Несмотря на то, что новые разработки ядерных боеголовок были ограничены Kонгрессом США (об этом см. далее), ВМС тем не менее добиваютсяябюджетного финансирования и продолжают работать под концепцию противодействия распространению.

Как и СТРАТКОМ, ВМС закупают оборудование, необходимое для выполнения задач по противодействию распространению. В апреле 1993 г. директор Отдела программирования стратегических систем ВМС контр-адмирал Джон Т. Митчелл сообщил Конгрессу, что ВМС начали устанавливать на БРПЛ "систему перенацеливания". Эта программа проводится в период 1992 по 1998 гг. в три стадии. В ее задачу входит обеспечить БРПЛ способностью к перекацеливанию и тем самым повысить гибкость применения сил сдерживания морского базирования. Данная модернизация позволит стратегическим ПЛ быстро, точно и надежно перенацеливать ракеты. Увеличение возможностей подводного флота по перенацеливанию "позволит добиться своевременной и надежной обработки параметров большего '.дела целей". Как пояснил контр-адмирал Митчелл, эта программа представляет собой важное и своевременное вложение средств в обеспечение безопасности в мире, наполненном большим количеством различных угроз, чем это можно было представить еще пять лет тому назад. В 1994 г. реализация данной программы шла полным ходом.




Литература - Общие темы - Политика зарубежных государств