В первые годы после окончания
войны экономисты и политики в США были
буквально одержимы страхом повторения или
возобновления Великой депрессии. Этим
объясняется стремительный рост
популярности идей Кейнса, которые до войны
были известны лишь узкому кругу
специалистов. Впрочем, экономическая
политика, сознательно построенная на основе
кейнсианства, была опробована лишь в период
президентства Кеннеди в Джонсона (60-70-е годы).
Думается, что отсутствие серьезных
экономических кризисов в США (отчасти это
относится и к другим странам) объясняется
комплексом факторов:
В отличие от межвоенного
периода интенсивный рост мирового рынка
и экономических связей в основном
сглаживал экономический цикл. Одна за
другой груша стран выдвигалась на роль
"локомотивов", что препятствовало
формированию мировых кризисов.
Темп научно-технического
прогресса резко увеличился, и
соответственно возникали все новые
возможности рентабельных инвестиций
внутри страны и за границей.
Государственные расходы и их
доля в ВВП снизились по сравнению с
годами войны, но по ряду причин, прежде
всего военно-политических и социально-политических,
оставались на высоком уровне, что
постоянно и независимо от состояния
экономики поддерживало достаточно
высокий совокупный спрос.
Изменение в структуре
занятости, особенно увеличение доли
занятых в сфере услуг, имеет тенденцию
уменьшать колебания личных реальных
доходов и тем самым сглаживать
циклические колебания.
Кредитная система и рынок
ценных бумаг, которые были важнейшим
генератором кризиса 1929-1933 гг.,
обнаруживают гораздо большую
устойчивость, что в значительной мере
обеспечивается законодательством
Нового курса и его внедрением в
финансовую практику.
Известную роль играют так
называемые встроенные (автоматические)
стабилизаторы: система налогообложения,
при которой налоги уменьшаются в фазе
рецессии, и бюджетные трансфертные
выплаты, например пособие по
безработице, которые, напротив,
возрастают, что поддерживает совокупный
спрос.
С достаточным основанием
можно полагать, что дискреционная, то
есть определяемая сознательными
целесообразными действиями властей,
экономическая политика имела
антициклический эффект. Это относится к
бюджетной и, в еще большей мере, к
кредитно-денежной (монетарной) политике.
Заметим, что эти факторы лишь для
аналитических целей можно рассматривать по
отдельности, на деле они переплетаются и
взаимодействуют. К примеру, обширность поля
инвестиций тесно связана и с всемирной
экономической интеграцией, и с массой
побочных эффектов военного производства и
потребления, и с развитием таких сфер, как
телекоммуникации, образование,
здравоохранение и т. п. Как это ни
парадоксально, можно утверждать, что
фактором циклической устойчивости
американской экономики была длительная
военно-политическая конфронтация с СССР и с
мировым коммунизмом. С узкой экономической
точки зрения военные расходы могут иметь
преимущество по сравнению с гражданскими,
вне зависимости от социальной ценности
последних. Военные расходы в современных
условиях означают долгосрочные программы
инвестиций и производства, они тесно
связаны с НТП и в конечном счете могут иметь
более высокий мультипликационный эффект.
Идеология, которая утверждает наличие и
полезность таких эффектов получило в
литературе прозвище "военного
кейнсианства".
Наименее благоприятными для
экономики США были 70-е годы, когда имел
место самый серьезный за послевоенный
период спад 1974-75 гг. и в целом темпы роста
были заметно ниже чем в других развитых
регионах притом в этот же период
наблюдалась самая высокая за послевоенный
период инфляция, что даже дало основания
для появления термина стагфляция. Так
называемый индекс неблагополучия,
представляющий сумму годового темпа роста
стоимости жизни в процентах и
среднегодовой нормы безработицы в
процентах превышал 15, а в отдельные годы
достигал 20, тогда как удовлетворительным
обычно считается уровень ниже 10. В
настоящее время этот показатель составляет
около 8.
В 70-е годы заметно замедлился
рост средней реальной заработной платы в
промышленности, причем эта стагнация
продолжалась и в следующем десятилетии. В
итоге даже в 1996 году средние реальные
часовые и недельные заработки в
несельскохозяйственном секторе оказались
меньше, чем в 1970 году. Повышение
национального дохода на душу населения
достигалось за счет других факторов:
увеличение числа работающих в семьях,
трансфертных выплат, доходов от
предпринимательства и капитала.
Темпы роста экономики были
низкими лаже в конце 80-х начале 90-х годов (так
называемая бушевская рецессия). Негативные
экономические факторы, видимо, сыграли свою
роль в поражении демократа Картера на
президентских выборах 1980 года и
республиканца Буша на выборах 1992 года.
Соответственно удовлетворительное помогло
переизбранию Клинтона в 1996 году.
|