На протяжении всего
послевоенного периода экономику США
отличают от экономики других стран более
низкая норма личных сбережений и более
низкая норма народнохозяйственного
накопления. В среднем за 1992-1995 гг. норма
личных сбережений (не расходуемая на
потребление доля располагаемого дохода)
составляла (%): в США - 4.7, Японии - 13.2, Германии
- 12.8, во Франции - 13.9, в Великобритании - 10.8.
Норма народнохозяйственного накопления (доля
вложений в основной капитал в ВВП)
составляла за тот же периода в США - 15.8%, Японии
- 29.2, Германии - 22.2, во Франции - 18.7, в
Великобритании - 15. 1 %.
Можно полагать, что эти тенденции
(не менее отчетливые в более ранние периоды)
отчасти ответственны за относительно
более низкие темпы роста в США (кроме 90-х
годов). С другой стороны, их следует
толковать как проявления более высокой
эффективности накопления: для прироста ВВП
на один процент требуется меньше процентов
инвестиций в ВВП, чем в других странах. В 90-е
годы, когда США значительно превосходили
другие страны по темпам роста, их отличала
особенно высокая эффективность накопления.
Относительно низкие цифры личных
сбережений компенсируются, помимо того,
массивным использованием амортизационных
отчислений и нераспределенной прибыли фирм
для финансирования капиталовложений. Кроме
того, источником финансирования инвестиций
в 80-90-е годы является чистый приток иностранного
капитала. В 1994 и 1995 г. он покрывал 13-14%
валовых капиталовложений.
На протяжении последних трех-четырех
десятилетий основные статистически
значимые сдвиги в структуре валовых
капиталовложений: увеличение доли вложений
в жилищное строительство (в настоящее
время около 30%, финансово-страховую отрасль,
торговлю, в сферу услуг; уменьшение доли
сельского хозяйства, транспорта,
добывающей промышленности. В
обрабатывающей промышленности снижалась
доля практически всех отраслей легкой промышленности,
черной и цветной металлургии,
традиционного машиностроения; росла доля
химической, целлюлозо-бумажной
промышленности, новых отраслей
машиностроения.
В технологической структуре
инвестиций произошли и происходят
интенсивные сдвиги, отражающие высокий
темп научно-технического прогресса. В
обрабатывающей промышленности доля
вложений в активные элементы основного
капитала (машины и оборудование) возросла
к 90-м годам до 80-85% при снижении доли
строительства. Характерно, что отрасли, в
которых производство и занятость
сокращались (текстильная промышленность,
черная металлургия) находились, тем не
менее, на переднем крае технического
перевооружения. Внедрение электронной
техники является важнейшим качественным
сдвигом не только в обрабатывающей
промышленности, но во всех отраслях
производства, включая не в последнюю очередь
сельское хозяйство, в сфере услуг, в быту.
Этим, в частности, объясняется очень
большой объем и доля инвестиций в финансово-страховой
сектор (в последние годы более 12%). Производственные
(небытовые) инвестиции в оборудование "по
обработке информации и подобного рода"
составляли в 1974 г. 12%, а в 1995 г. уже 28% всех
валовых капвложений.
Структурные сдвиги, связанные с
характером инвестиций, находятся под
воздействием государственной
промышленной политики. В США она отличается
меньшей централизацией и менее
формализованным характером, чем в ряде
стран. В частности, нет никакого особого
федерального органа, ответственного за это
дело. Возможно, это уменьшает бюрократизм,
создает больше гибкости в отношениях
государства с фирмами. Помимо участия в
финансировании и проведении НИОКР,
основными орудиями промышленной политики
являются федеральная контрактная система,
в рамках которой исполнителями заказов
выступают частные фирмы; инновационная
политика, проводимая с помощью налоговых,
таможенных и других рычагов;
амортизационная политика, обеспечивающая
ускоренные сроки списания оборудования и,
тем самым, экономию на налогах: федеральные
программы целевые и системные комплексы
мероприятий для достижения определенных
результатов, которым придается фундаментальное
значение.
|