Ворохиб П.И.
Американская система
университетского образования очень сильно
отличается от нашей. Она создавалась в
стране с культурой и традициями,
отличающимися от наших, в других социально-экономических
условиях. Вместе с тем в последнее время у
нас в стране появилось много желающих
перенести эту систему в наши университеты.
Разумеется, в американской системе есть
много такого, что не мешало бы нам
заимствовать. Однако далеко не все, пусть
даже и очень хорошее для их условий,
подходит для нас. И дело здесь не только (и
не столько) в экономических причинах,
сколько в соответствии с другими основными
элементами системы образования,
сложившейся в нашей стране, - системы,
которая высоко ценится во всем мире, в том
числе и в США. В то же время американская
система иногда чрезмерно идеализируется, а
иногда, наоборот, как говорится,
отвергается в корне. И то и другое
происходит, по-видимому, от недостаточного
сравнительного анализа нашей и
американской систем высшего образования.
Представляется уместным
рассказать про американскую систему
высшего образования более подробно. При
этом мы не будем говорить о ее недостатках,
оставляя, в частности, в стороне вопрос об
уровне подготовки выпускников большинства
американских университетов. Нам интересен
лишь положительный опыт, реализующийся
преимущественно в ведущих университетах
США.
В США продолжительность обучения
в средней школе составляет в целом 12 лет. В
американские вузы поступают выпускники
полных средних школ, имеющие дипломы об
окончании старшей средней школы. По
стандартам, принятым, например, в
Великобритании, американский документ о
полном среднем образовании приравнивается
к английскому сертификату общего образования
обычного уровня, не дающему в
Великобритании права поступления в
университеты. Для этого в британских средних
школах надо заниматься еще 2 года и получить
сертификат общего образования
повышенного уровня. Поэтому обладатель
американского диплома об окончании средней
школы должен проучиться еще 1-2 года в
колледже, прежде чем поступать в британские
университеты. Этим, очевидно, объясняется
то, что в Великобритании собственный выпускник
средней школы обучается на первую
академическую степень (обычно бакалавра)
по естественным и гуманитарным наукам 3
года, а в США собственный выпускник средней
школы получает такую же степень через 4 года.
Обучение в американских вузах
ведется по трем основным уровням с разным
содержанием и назначением.
Первые четыре года (или
эквивалентный период времени в системе
заочного обучения) высшего образования в
США называются первой ступенью и
завершаются присвоением степени бакалавра.
Слово «колледж», хотя и с определенными
оттенками, чаще всего означает либо учебное
заведение, присуждающее лишь степень
бакалавра (или, возможно, магистра, но не
доктора), либо первый этап обучения в
университете, т. е. первые 4 года
университетского образования.
Обучение на первой ступени,
завершаемое присвоением степени бакалавра,
ведется в широком диапазоне и не ориентировано
на какое-либо профессиональное занятие. При
этом присваиваются степени бакалавра
искусств или бакалавра наук. Однако имеет
место и обучение на степень бакалавра с
профессиональной направленностью.
Учебный план для подготовки на
первую академическую степень (обычно
бакалавра) в общеобразовательных колледжах
рассчитан на 4 года, хотя отдельные вузы в
порядке эксперимента стараются этот срок
уменьшить, в первые 2 года изучаются
общеобразовательные предметы: английский
язык, иностранные языки, гуманитарные
дисциплины, математика, естественные
науки и компьютеры. Обычно в конце второго
года обучения студенты должны назвать
дисциплины для своего дальнейшего
углубленного изучения, после чего с помощью
своих преподавателей-консультантов
намечают более специализированные учебные
программы.
Обучение на степень бакалавра
ведется по трем группам курсов: базовые
курсы, дающие общее образование в различных
областях, основные курсы и курсы по выбору.
В течение первых двух лет обучения студенты
изучают базовые курсы, вводные курсы в
свои основные области знаний и некоторые
селективные курсы. В течение последних двух
лет студенты занимаются, главным образом,
основными курсами, а также некоторыми
курсами по выбору, которые дополняют или
углубляют их знания по основным курсам.
Обычно студент занимается по
четырем или пяти курсам в течение одного
семестра. В зависимости от колледжа и
структуры выбора студентами курсов от 10 до
25 процентов курсов являются чисто
факультативными; их посещение позволяет
студентам знакомиться с различными
интересующими их отраслями знаний, часто
еще до момента выбора своей будущей
специализации и связанных с ней основных
предметов соответствующего учебного плана.
Кроме того, наличие большого числа
факультативов дает возможность осваивать
области, которые студентам вряд ли когда-нибудь
придется изучать в рамках формальной
программы.
Обучение на второй ступени (на
степень магистра) ведется по программе,
ориентированной на специализированную
практическую деятельность в различных
областях. Лица со степенью бакалавра для
получения степени магистра по какой-либо
специальности обычно должны учиться 2 года,
хотя кое-где имеются и одногодичные курсы
на степень магистра. Наряду со степенями
по определенной специальности, могут
присуждаться и непрофессиональные или
научно-исследовательские магистерские
степени. Для получения степени магистра
требуется написать диссертацию.
Высшей ступенью образования в
США является докторантура. Она
предполагает специализированное обучение
и самостоятельное научное исследование в
избранной области знаний.
Степень доктора философии обычно
присваивается обладателям степени
бакалавра при условии обучения и проведения
научных исследований в течение 4 или 5 лет. В
первые два года аспирант изучает
соответствующие курсы, после чего сдает по
ним квалификационный экзамен. В последующем
он пишет диссертацию, которую представляет
к защите для получения степени доктора
философии.
Главным элементом учебного
процесса является лекция. Для усвоения и
закрепления изложенного в лекциях
материала студенческие потоки часто
разделяют на дискуссионные группы по 15-30
человек. Каждая группа встречается один
или два раза в неделю и под руководством
преподавателя или аспиранта обсуждает
вопросы, изложенные в лекции, и
представляет выполненные задания.
По некоторым предметам студенты
объединены в немногочисленные группы.
Ведущие с группой занятия преподаватели
встречаются со студентами несколько раз в
неделю для чтения лекций, проведения
дискуссий и контроля знаний. Студенты
периодически представляют рефераты, отчеты
и отвечают на вопросы, что позволяет
следить за усвоением ими учебного
материала. Во многих вузах преподаватели
требуют обязательного посещения занятий и
принимают меры воздействия на пропускающих
их. Однако в целом ряде вузов практикуется
свобода посещений занятий студентами. В
большинстве случаев даже на второй ступени
обучение осуществляется на базе учебных
курсов (дисциплин), преподаваемых
профессорами (часто с ассистентами) группам
студентов (от 5-6 до нескольких сотен человек),
которые собираются для формальных занятий
на определенное количество часов в неделю
(3-4 или немного больше) в течение семестра (около
15 недель).
Студенты выполняют письменные
задания и, как правило, сдают экзамены -
иногда несколько раз - для получения
окончательной оценки по курсу. Степени
присваиваются при получении курсовых
зачетов, причем предусматривается, что
одни должны быть сданы по основным
дисциплинам, т. е. по специальности, другие -
по ряду курсов, которые зачастую содержат
вводный теоретический или иллюстративный
материал по основным принципам или
теоретическим системам в широких областях
знаний, например в литературе и искусстве,
математике и естественных или общественных
науках.
Американские студенты обычно не
подвергаются всесторонним экзаменам и
никаким иным образом не «отчитываются» за
знания, которые уже удостоверены как «усвоенные»,
исходя из удовлетворительной оценки по конкретному
курсу. Даже на второй ступени, где
всеобъемлющие экзамены и диссертации
нередко являются ключевыми факторами
обучения, предварительно требуется пройти
определенное число курсов и набрать в
совокупности необходимое количество «зачетных
единиц» (типичный курс оценивается в 3-4
единицы на основании количества часов
формального обучения в неделю).
Важной характеристикой метода
накопления курсовых зачетов,
подтверждающих усвоение определенного
объема знаний, является допустимость
временного прекращения учебы студента и
возобновления ее на более позднем этапе или
перевода студента из одного учебного
заведения в другое при условии, конечно, что
накопленные им в прошлом зачеты
действительны при поступлении в это
учебное заведение или при возобновлении
учебы.
Обучение в исследовательской
школе, вершина которого - степень доктора
философии (PhD), осуществляется в основном
приблизительно в 200 ведущих университетах;
почти все из них имеют также обширные
программы подготовки бакалавров. Обычно
на одни и те же отделения и факультеты
возложена ответственность, как за
преддипломное, так и последипломное (т. е.
второй ступени) образование, и профессора,
получающие вознаграждение, главным образом,
за научную работу и обучение студентов в
исследовательской школе, могут
одновременно преподавать на одном-двух
курсах колледжа; но, разумеется, их внимание
сосредоточено, прежде всего, на курсах
последипломного образования, работе с
диссертантами и (особенно в области
естественных наук) на руководстве
аспирантами с докторской степенью. Даже
многие из тех американских университетов,
которые не придерживаются строго
селективного подхода при наборе студентов
и располагают значительными финансовыми
ресурсами и политическим влиянием,
оставаясь доступными и не элитарными на
первой ступени, тем не менее создали на базе
тех же самых профессорско-преподавательских
и административных структур ряд наиболее
известных в мире селективных и явно
элитарных программ на уровне второй
ступени и исследовательских институтов.
Научные исследования -
специальная сфера деятельности скорее
университетов, чем колледжей, особенно
когда речь идет о дорогостоящих
исследованиях (в частности, в области
физических и биомедицинских наук),
требующих солидной материально-технической
базы, участия студентов, как минимум, со
степенью бакалавра и наличия критической
массы более или менее одинаково
подготовленных ученых. Как правило, они
финансируются частично за счет субсидий
различных фондов или правительственных
учреждений.
Исследования могут поглощать
часть или все время ученого-преподавателя (в
последнем случае он освобождается от
ведения курса), хотя профессор обычно
продолжает заниматься с аспирантами и
работающими над диссертационными
изысканиями, а также руководит работой
молодых ученых с докторской степенью.
Американские университеты выпускают в год
сейчас приблизительно 38 тысяч специалистов
со степенью доктора философии.
Отметим еще некоторые
особенности американских университетов.
Общегуманитарное образование не
заканчивается в школе. Поэтому студенты-естественники
в качестве обязательных должны изучать
некоторые гуманитарные предметы (и часто
языки), а студенты гуманитарных факультетов
- некоторые предметы естественнонаучного
цикла (часто математику).
Контроль знаний студентов
является многоступенчатым и, как правило,
включает: а) короткие опросы 4-6 раз в семестр
во время семинарских занятий; б) письменные
экзамены 2-3 раза в семестр, проводимые для
потока в лекционных аудиториях; в)
семестровые экзамены. Оценка за семестр
выставляется с учетом всех форм
промежуточного и итогового контроля как
средняя взвешенная. Таким образом, студент,
который в течение семестра характеризовался
прохладным отношением к изучению предмета,
а на семестровом экзамене сумел получить
высокую оценку, не получит этой высокой
оценки за работу в семестре в целом.
Представляется, что этот порядок является
всегда целесообразным, и следует изучить
возможность его внедрения в учебный
процесс нашего университета.
Требовательность на экзаменах
довольно высока. Высшей оценкой является «А»,
следующими положительными оценками
являются «В», «С», «D», а непроходной (неудовлетворительной)
оценкой является «F». Типичное
распределение оценок, например, по физике
за ряд лет выглядит следующим образом: А- 10,
В- 10, С - 40, D - 25 и F-15 процентов соответственно.
Нетрудно видеть, что высшие оценки удается
получить лишь небольшому числу студентов.
Процент неудовлетворительных оценок также
довольно высок.
Дипломы с отличием имеются во
многих университетах, но не во всех. Для
получения диплома с отличием недостаточно
хорошо учиться. Необходимо изучить
некоторые курсы, которые специально
объявляются как курсы для дипломов с
отличием. Например, в университете Беркли
для получения диплома с отличием по физике
необходимо изучить курс теоретической
физики примерно аспирантского уровня.
Как известно, диплом с отличием в
наших университетах выдается только на
основе оценок по изученным курсам. Не
является ли целесообразным дополнить
требование по оценкам требованием
успешного изучения определенных
дополнительных курсов более высокого
уровня в сравнении с курсами, которые сдают
студенты, получающие обыкновенный диплом?
Главное в подготовке студента в
университетах США ─ выработка навыков
самостоятельного творческого мышления и
широкого кругозора на основе современных
представлений.
В связи с этим в ряде общих курсов
изменяют традиционный исторический
порядок изложения материала «от простого к
сложному», вводят студента с самого начала
в круг современных идей данной области
науки. Таков курс общей физики
Массачусетского технологического
института, где делается попытка
Формирования у студентов на начальных
этапах обучения представлений о строении
физического мира на основе концепций
теории относительности и квантовой
механики. В общем курсе биохимии (для
медицинских колледжей) отказываются от
последовательного изложения свойств
биоорганических соединений на основе их
классификации. В основу кладется
функциональный подход, при котором сразу
рассматриваются основные метаболические
процессы, а механизмы отдельных реакций и
молекулярные свойства участвующих в них
соединений раскрываются по ходу изложения
этого материала. Одна из тенденций состоит
в таком планировании программ, при котором
можно давать часть общих курсов по биологии,
химии, геологии после прохождения цикла
Фундаментальных физико-математических
дисциплин, чтобы осветить ряд общих
вопросов с использованием методов физики и
математики уже на уровне общего
образования.
В некоторых университетах
вводятся специальные занятия по обучению
студентов элементам логики творческого
научного мышления. Делается это путем
летального разбора специально подобранных
оригинальных научных статей и подробного
обсуждения сопутствующего теоретического
материала. Цель обсуждения состоит в том,
чтобы студенты, изучая фактический
материал, полученный автором, сами пришли к
определенным научным выводам и решили
вопрос о дальнейших экспериментах. Опыт
показал, что после проведения
соответствующих регулярных занятий (по три
часа в неделю) студенты успешно
ориентируются в проблемах молекулярной
генетики.
В проведении лабораторных
занятий отказываются от необходимости
иллюстрировать на практикуме все основные
разделы соответствующего Фундаментального
курса. Считается, что в свете современных
требований к качеству специалиста
основная цель - выработать у студента,
начиная с младших курсов, способность
творчески и самостоятельно применять
основные положения теории. Число заданий сокращается,
зато выполнение каждого при консультации
преподавателей включает самостоятельный
выбор аппаратуры и обоснование метода,
определение последовательности экспериментов
и всесторонний анализ данных с учетом
возможных ошибок. В конце занятий
проводятся практические экзамены.
|