On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

7. Застрявшая земельная реформа

Согласно множеству опросов общественного мнения, наиболее популярным видом земельной реформы была приватизация земли. Частное владение землей вызывало одобрение более чем у 75% опрошенных. Популярность объяснялась множеством причин. Одна из них - поразительно неудачное советское управление сельским хозяйством. Так, слово "колхоз" зачастую использовалось как синоним слова "хаос". Около 50 млн российских семей (абсолютное большинство) имеют частные сельскохозяйственные участки и любят работать на земле. Присутствовала также определенная романтика сельской жизни, о чем свидетельствует успех деревенской прозы русских писателей 80-х гг. И когда наконец президент Ельцин подписал в октябре 1993 г. указ, вводящий частную собственность на землю, он был воспринят как одно из четырех наиболее важных событий в том богатом событиями году.

Этому популярному стремлению противостояло могущественное аграрное лобби, состоящее из руководителей около 25 000 колхозов и совхозов. Эти аграрные чиновники не получали никаких выгод от приватизации сельского хозяйства. Напротив, они хотели сохранить за собой колхозы и совхозы, а также максимум регулирования и субсидий.

Приватизация сельского хозяйства и технически и экономически сложное дело. Аграрный сектор был огромным, в каждом колхозе и совхозе - сотни работников. Аграрные монополии контролировали продажу товаров колхозам и покупку продукции у них, расстояния огромные, а инфраструктура слабая. Преобладали в сельской местности люди пожилые, так как молодежь предпочитала жить и работать в городах. Регистрация земель отсутствовала, равно как и земельные инспекторы, необходимые для ее проведения. Одиночные хозяйства, отделившиеся от больших государственных коллективов, подвергались постоянной опасности, поскольку легко могли быть разрушены или сожжены завистливыми соседями.

Тем не менее семейные фермы как один из видов аренды в ограниченном количестве возникли еще при Горбачеве, в начале 1990 г. К концу 1990 г. их насчитывалось 4400^. Российские реформаторы взялись за земельную реформу еще на Съезде народных депутатов, который принял Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве и Закон о земельной реформе соответственно в ноябре и декабре 1990 г. Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве давал индивидуумам право выходить из колхозов и совхозов со своей долей общественной земли и активов. Однако Съезд народных депутатов России отказывался принять закон до тех пор, пока в него не были внесены поправки, запрещающие продавать землю в течение десяти лет. Вдобавок, общее собрание колхоза должно решать, какие активы перейдут к индивидуальной фермер Число крестьянских ферм в 1991 г. увеличилось примерно на 45 000. Однако права собственности на землю оставались ограниченными, а частная собственность на землю не признавалась Конституцией РСФСР, хотя и была зафиксирована в Законе о земельной реформе от декабря 1990 г.

Право собственности на землю и настоящая земельная реформа стали излюбленной темой демократов. Однако в это же время аграрное лобби получило поддержку на Съезде народных депутатов: в апреле 1992 г. подавляющее большинство Съезда проголосовало против того, чтобы разрешить частную собственность на землю. Эта сильная оппозиция не дала реформаторам возможности внести поправки в Конституцию. Вопрос о приватизации земли стал одним из основных политических вопросов осенью 1992 г. Перед седьмым Съездом народных депутатов (декабрь 1992 г.) движение "Демократическая Россия" провело кампанию по сбору подписей за проведение референдума о земельной реформе. Кампания прошла успешно - было собрано 1,9 млн подписей, хотя для проведения референдума требовался только один миллион подписей. Но Съезд народных депутатов уклонился от решения вопроса, дав ограниченное право на продажу земли.

Аграрный вопрос осложнился еще больше, когда Ельцин поручил проведение аграрной реформы вице-президенту Александру Руцкому (он занимался этим с февраля 1992 г. по апрель 1993 г.). Руцкой активно противодействовал реформе и объединился в этом с аграрным лобби. Вскоре он решил, что страна не может позволить себе создавать новые семейные фермы. Вместо этого он предпочитал крупные агропромышленные компании, получающие мощный поток государственных субсидий. Создавалось впечатление, будто его вдохновляли идеи Никиты Хрущева.

В этой сложной ситуации правительство предприняло неординарные меры. Прежде всего надо было аккуратно разобраться с массой колхозов и совхозов. 29 декабря 1991 г. правительство приняло постановление об их реорганизациии в любую стандартную форму ассоциации. Большая часть колхозов трансформировались в партнерства, но, по крайней мере, они стали настоящими фирмами. Прямая связь с министерством сельского хозяйства была формально перерезана. К концу 1993 г. 95 % колхозов и совхозов произвели требуемые юридические преобразования"". Аналогично предприятия, торгующие в сельской местности, были вовлечены в малую приватизацию, но и здесь аграрное лобби мощно сопротивлялось.

Снова и снова президент и правительство пытались провести закон, который наконец возродил бы частную собственность на землю. Верховный Совет препятствовал этому до самого конца. 27 октября 1993 г. Ельцин издал указ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", который полностью одобрял частную собственность на землю. Тогда же ввели регистрацию земли и разрешили покупать и продавать землю, а также использовать ее в качестве залога. Этот указ способствовал развалу колхозов изнутри, что вскоре и произошло в Нижнем Новгороде и было одобрено Чубайсом и премьер-министром Черномырдиным.

Вторым шагом в продвижении земельной реформы стало продолжение практики создания семейных ферм. По закону семейные фермы были либо арендуемыми, либо (все больше) частными.

Назад       Главная       Вперёд