1. Принципы (от лат. principium - основа,
первоначало) - это основополагающие и
руководящие идеи, ведущие положения,
определяющие начала чего-либо.
Применительно к налогообложению
принципами следует считать базовые идеи и
положения, существующие в налоговой сфере.
Однако, учитывая
многоаспектность содержания налогов, их
комплексный характер и неоднозначную
природу, необходимо отметить, что каждой
сфере налоговых отношений соответствует
своя система принципов. Так, можно условно
выделить три такие системы : -
экономические принципы налогообложения; -
юридические принципы налогообложения (принципы
налогового права)- организационные
принципы налоговой системы
Кроме того, в рамках каждой из
указанных систем необходимо выделять как
общие принципы налогообложения, присущие
всей системе налогообложения в целом (именно
об общих принципах налогообложения,
установление которых входит в совместное
ведение Российской Федерации и ее
субъектов, говорится в подпункте «и» ст. 72
Конституции России), так и частные принципы
налогообложения, которые соответствуют
только некоторым разделам и положениям
налогообложения, например принципы
применения ответственности за нарушение
налогового законодательства, принципы
исчисления и уплаты налога на прибыль,
принципы взимания налогов с нерезидентов,
принципы местного налогообложения и т. д.
2. Экономические принципы
налогообложения представляют собой
сущностные, базисные положения, касающиеся
целесообразности и оценки налогов как
экономического явления. Впервые они были
сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в
работе «Исследование о природе и причинах
богатства народов». А. Смит выделил пять
принципов налогообложения, названных
позднее «Декларацией прав плательщика»:
1) принцип хозяйственной
независимости и свободы
налогоплательщика, основанный на праве
частной собственности; как считал А. Смит,
все остальные принципы занимают
подчиненное данному принципу положение;
2) принцип справедливости,
заключающийся в равной обязанности граждан
платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно
их доходу, каким они пользуются под
покровительством и защитой государства»';
3) принцип определенности, из
которого следует, что сумма, способ, время
платежа должны быть заранее известны
налогоплательщику;
4) принцип удобности, согласно
которому налог должен взиматься в такое
время и таким способом, которые
представляют наибольшие удобства для
плательщика;
5) принцип экономии, в
соответствии с которым издержки по
взиманию налога должны быть меньше, чем
сами налоговые поступления.
Принципы, предложенные А. Смитом,
сохранили свою актуальность и поныне.
Однако за более чем двухсотлетнее развитие
общества система принципов А. Смита
претерпела определенные изменения.
Представляется, что в настоящее время
реально воплощены на практике четыре
следующих экономических принципа
налогообложения:
1) принцип справедливости;
2) принцип соразмерности;
3) принцип максимального учета
интересов и возможностей
налогоплательщиков;
4) принцип экономичности (эффективности).
Каждый из указанных принципов нуждается в
отдельном рассмотрении.
Принцип справедливости
Согласно принципу
справедливости, каждый подданный
государства обязан принимать участие в
финансировании расходов государства
соразмерно своим доходам и возможностям.
Однако содержание этого принципа настолько
многогранно, неоднозначно и широко, что
требует своего специального исследования (см.
§ 2.6 настоящего пособия).
Принцип соразмерности
Принцип соразмерности
заключается в соотношении напол-ндемости
бюджета и неблагоприятных для
налогоплагельщика последствий
налогообложения. Данный принцип можно
также сформулировать как принцип
экономической сбалансированности
интересов налогоплателыцика и
государственной казны.
Принцип соразмерности ярко
иллюстрируется кривой Лэф-фера (Laffer curve) (рис
2). Артур Лэффер - американский экономист,
профессор Калифорнийского университета (г.
Лос-Анджелес) - при построении своей кривой
показал зависимость налоговой базы от
повышения ставок налога, а также
зависимость бюджетных доходов от
налогового бремени.
Задача законодателя - на основе
экономически обоснованных предложений
установить такой режим налогообложения,
который не подавлял бы экономическую
активность налогоплательщика и в то же
время обеспечивал необходимый уровень
налоговых поступлений в бюджет.
Таким образом, налогообложение
как экономическая категория имеет свои
пределы, определяемые в соответствии с
принципом соразмерности.
Налоговый предел - условная
точка в налогообложении, в которой
достигается оптимальная для плательщиков и
государственной казны доля валового
национального продукта,
перераспределяемого через бюджетную
систему. Сдвиг условной точки в ту или
другую сторону порождает противоречивые
ситуации, проявлениями которых являются
политические конфликты, неподчинение
налогоплательщиков налоговым властям,
бегство капитала, массовое уклонение от
налогов, миграция населения и др.
Уровень налогового предела может
повышаться, как правило, только в
чрезвычайных ситуациях, как это было,
например, в США во время Второй мировой
войны, когда налоговый предел составлял
80-90%. В Великобритании после Второй мировой
войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли
на условиях возвратности^ В России
экономические сложности переходного
периода конца 1993 года вызвали введение в 1994
году двух дополнительных целевых налогов (спецналог
и транспортный налог), предоставление прав
местным органам устанавливать свои
собственные налоги, а также повышение
ставки налога на прибыль до 38%.
Принцип максимального учета
интересов и возможностей
налогоплательщиков
Данный принцип является одним из
важнейших экономических положений,
известных в России еще с начала XIX в. В
соответствии с данным принципом
налогообложение должно характеризоваться
определенностью и удобством дяя
налогоплательщика. По словам Н. И. Тургенева
(1789-1871 гг.): «Количество налога, время и образ
платежа должны быть определены, известны
платящему и независимы от власти
собирателей... Если у земледельца
потребуется подать тогда, когда его хлеб
еще не продан, то он должен или отдать свой
хлеб за бесценок, или занимать деньги и
платить проценты»^
Другим проявлением этого
принципа является информированность
налогоплательщика - обо всех изменениях
налогового законодательства
налогоплательщик должен быть
проинформирован заранее, - а также простота
исчисления и уплаты налога.
Безусловно, именно из данного
принципа исходил российский законодатель
при принятии Федерального закона от 29
декабря 1995 г. «Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства»*, в
котором предусматривается замена
множества налогов одним.
Кроме того, одним из проявлений
данного принципа можно считать возможность
выбора налогоплательщиком того или иного
способа поведения из предложенных
налоговым законодательством. Так, в
соответствии с Федеральным законом от 10
января 1997 г. «О внесении изменений и
дополнений в Закон «О налоге на прибыль
предприятий и организаций»^ с 1997 года
предприятия могут самостоятельно
определять порядок уплаты налога на
прибыль - либо поквартально с уплатой авансовых
платежей, либо ежемесячно, но без внесения
авансов по налогу.
Однако в ряде случаев
современное российское налоговое
законодательство вступает в противоречие с
данным принципом. Так, по мнению
специалистов, сложность, громоздкость и
запутанность положений «Практического
пособия по заполнению декларации о
совокупном годовом доходе» (утверждено
письмом Госналогслужбы РФ от 20 января 1997 г.
№ ПВ-6-08/58) не позволяют налогоплательщикам,
не искушенным в налоговых лабиринтах, точно
и правильно исчислить свои налоговые
обязательства^.
Принцип экономичности (эффективности)
Принцип экономичности
называют также принципом эффективности,
так как по сути он означает, что суммы
сборов по каждому отдельному налогу должны
превышать затраты на его сбор и
обслуживание. Примером игнорирования этого
принципа может стать налог на имущество
граждан. Усилия налоговых органов по
выявлению объектов налогообложения,
исчислению налога, извещению граждан и
контролю едва покрываются суммами
уплачиваемого налога, а уж о взыскании
мизерных сумм налога в судебном порядке не
может быть и речи. Не случайно некоторыми
специалистами выдвигалось предложение
установить в налоговом или бюджетном
законодательстве норму, согласно которой
при установлении нового налога должно быть
обосновано, что доходы от его сбора будут
превышать расходы десятикратной порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратной
|