On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Социальные проблемы ВПК: состояние и перспективы

В.А. БАРАБАНОВ
зам. генерального директора АО «Взлет» (Москва)

Современная ситуация в нашей стране характеризуется тяжелейшим системным кризисом, который охватил экономическую, социальную, политическую, демографическую, экологическую и другие сферы жизнедеятельности российского общества Особенно серьезный удар нанесен радикально-либеральными реформами военно-промышленному комплексу страны

За противоречивым процессом реформирования ВПК в России пристально наблю дают ученые, политические деятели, общественность Однако ученые больше внимания уделяют экономическим, военным, организационным, экологическим последствиям реформирования, а социально-политические проблемы ВПК остаются пока вне поля зрения отечественных исследователей, хотя именно социальные последствия реформирования ВПК оказались наиболее болезненными для страны и различных слоев населения

Перед распадом СССР в его военно-промышленном комплексе трудилось 75% всего кадрового потенциала научно-исследовательских институтов, а на предприятиях было занято до 10 млн рабочих и служащих

Россия унаследовала 70% советского ВПК Ряд крупных предприятий ВПК стали градообразующими, с разветвленной социальной инфраструктурой Функционирввала широкая сеть учреждений здравоохранения, торговли, общественного питания, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, общеобразовательных школ, учреждений культуры и т д

К началу 90-х гг на долю ВПК приходилось 20-25% валового национального продукта бывшего СССР и с этим комплексом было связано около 80% промышленности страны Соотношение между военной и гражданской продукцией в отраслях ВПК в этот период составляло в среднем 50/50 Военно-промышленный комплекс превратился в ядро народного хозяйства страны, а оборонные предприятия определяли уровень научно-технических достижений в стране и темпы научно-технического прогресса В ВПК перекачивались в приоритетном порядке материальные ресурсы, финансовые средства, научно-технические кадры Военная экономика использовала наиболее качественные виды ресурсов, основную часть научно-технического и инновационного потенциала страны Создавался имидж ВПК - защитника Отечества, поставщика лучших товаров для внутреннего рынка И, действительно, предприятия ВПК в конце 80-х гг выпускали 100% телевизоров и швейных машин, 97% холодильников и магнитофонов. 70% пылесосов и 60% мотоциклов

Однако функционирование военно-промышленного производства, содержание огромной армии вело к значительному росту военных затрат и тяжелым бременем ложилось на народное хозяйство Высокая степень милитаризации экономики страны и изменившаяся ситуация в мире объективно требовали реформирования и значительного сокращения военного производства, использования его высокого потенциала для нужд народного хозяйства

К сожалению, в начале 90-х гг вместо продекларированного правительством перепрофилирования ряда оборонных предприятий на производство продукции гражданского назначения ВПК подвергся жестокому разрушению, стала распадаться его социальная база. ВПК не только не увеличил количество и качество гражданской продукции на внутреннем рынке но и разрушил бывшие производства Он безропотно уступил свое место на рынке иностранным товарам Изменившиеся с началом экономических реформ условия проведения социальной политики привели к резкому сокращению государственной поддержки населения, связанного с оборонным комплексом Производство военной продукции по сравнению с 1991 г сократилось в 6 раз, что негативно отразилось на процессе воспроизводства самой квалифицированной части трудовых ресурсов страны Численность производственного персонала в оборонном комплексе сокращается быстрее, чем в целом по промышленности, увольняются высококвалифицированные работники, обслуживающий персонал - за воротами оказалось свыше 2 млн работников ВПК Большая их часть становятся безработными, теряют квалификацию В районах с высокой концентрацией оборонных объектов уровень безработицы в 3-4 раза превышает средний по России, большая часть работающих трудится неполный рабочий день В отраслях ВПК, где самая квалифицированная часть трудовых ресурсов, наблюдается отставание заработной платы на 40% от среднего показателя по промышленности

Принятые на государственном уровне различные программы реформирования ВПК не были выполнены, что привело к ослаблению обороноспособности страны С начала 90-х гг в оборонном комплексе наблюдается общий спад производства, причем намного более резкий, чем в промышленности в целом. По мнению большинства ученых и экономистов, программы конверсии российских оборонных предприятий 1993-1995 гг. и 1995-1997 гг. провалились только по одной причине - они были профинансированы всего лиШь на 11%. Сорвано выполнение всех приоритетных конверсионных федеральных программ, таких как «Развитие электронной техники России», «Возрождение российского флота», «Развитие гражданской авиационной техники России» и др. Идет распад оборонной промышленности, утрачены целые направления военных технологий и производства, в том числе в таких важнейших сферах, как информатика, новые материалы, аэрокосмическая техника, биотехнология.

Поставленная правительством задача перевода избыточного военного производства на гражданские рельсы с сохранением научного и высокотехнологического потенциала оборонной промышленности не могла быть выполнена из-за ежегодного ее недофинансирования. Только в 1997 г. недофинан-сирование составило 66% суммы, предусмотренной бюджетом. В итоге в настоящее время половину высвобожденных в ходе конверсии мощностей предприятий «оборонки» нечем загрузить, и она омертвлена. Другая половина загружена случайной продукцией, постепенно уничтожающей производственно-технологический потенциал «оборонки».

Комплекс социальных проблем обозначился в армии. Затраты на содержание, обучение и все виды обеспечения одного военнослужащего в нашей стране в 10-15 раз ниже аналогичных затрат в ведущих странах Запада. Особенно злободневна проблема обеспечения военнослужащих жильем, порождаемая как общей ситуацией, ведущей к свертыванию в стране социальных программ, включая и жилищную, так и спецификой военной области - массовой передислокацией войск из стран ближнего и дальнего зарубежья. Более 200 тыс. семей военнослужащих и уволенных в запас не обеспечены жильем (см.: Российская газета. 1998, 18 февраля).

Из-за недостатков в системе учета и контроля, из-за плохой охраны, коррумпиро-ванности армейских чиновников идет беспрецедентная утечка боевого оружия в криминальные структуры и банд-формирования не только в «горячих точках», но и по всей России. Это оружие изменило облик преступного мира России, создало напряженность во многих регионах страны, ведет к гибели людей.

Большую угрозу как внутренней, так и внешней безопасности представляют «утечка мозгов», незаконное производство и сбыт радиоактивных материалов в «третьи страны», что создает возможность попадания ядерной технологии производства оружия массового поражения в «горячие точки», в очаги межэтнических и региональных конфликтов, в руки террористов. Российские ученые и специалисты гто ядерной, химической и биологической технологиям работают в развивающихся странах, таких как Алжир, Индия, Ирак, Иран, Ливия, Тайвань и др.

В обществе нарастает обеспокоенность появлением различного рода негосударственных вооруженных формирований, отрядов боевиков, коммерческих охранных служб, где незаконно находятся тысячи единиц огнестрельного оружия. Кроме того, в войсках накопилась критическая масса неисправного вооружения, в том числе самолетов, подлодок, кораблей, пусковых установок, что представляет опасность для населения тех мест, где они дислоцируются.

Из-за дисквалификации военнослужащих участились случаи травматизма и гибели личного состава во время редких занятий на технике. В армии солдатский рацион скудеет, не хватает средств на обмундирование, социальные нужды военнослужащих. В частях растет социальная напряженность, создаются предпосылки для «дедовщины», внеуставных отношений, увеличивается количество убийств и самоубийств среди рядового состава. В 1997 г. более 12 тыс. солдат числились дезертирами, свыше 40 тыс. призывников уклонились от воинской службы. В наследство от СССР

Россия получила научно-технический потенциал мирового уровня с развитой сетью научных и конструкторских организаций: в конце 80-х гг. в СССР функционировало более 5 тыс. научных учреждений различного уровня. В отраслевых НИИ и КБ министерств и ведомств, в исследовательских институтах и лабораториях АН СССР и АН республик, в проблемных лабораториях вузов научными исследованиями занимались более 1500 тыс. высококвалифицированных специалистов, в том числе 50 тыс. докторов наук и более 490 тыс. кандидатов наук.

Большая часть научно-технического потенциала страны была сосредоточена в оборонном комплексе. Только в 1990 г. объем выполненных в ВПК научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) составил 79% от общего объема, причем непосредственно в интересах обороны он составил 53%. В интересах гражданской части народного хозяйства страны комплексом НИОКР ВПК в этот период было выполнено работ на 38%.

В дальнейшем предполагалось, сохранив мощную научную базу для военного комплекса, постепенно переориентировать и значительно увеличить расходы на научные исследования в целях народного хозяйства. Так, в 1992 г. объем гражданской тематики в общем объеме НИОКР ВПК должен был составить уже 65%. Но шоковая терапия прервала этот процесс. Начиная с 1992 г. система НИОКР работает в экстремальном режиме недофи-нансирования, а в последнее время - в условиях длительных задержек и перерывов в финансировании.

Отсутствие ясности в понимании внешней политики, критериев национальной безопасности, военной доктрины, реформы Вооруженных Сил. программы вооружений, непрерывная смена кадров в верхнем эшелоне власти ВПК, скоропалительность и непродуманность принимаемых решений отрицательно сказались на состоянии научного потенциала в ВПК. Если за последние семь лет объем ВВП России снизился приблизительно в 5-6 раз, а общие расходы на НИОКР за этот период снизились с 3,6-4,7% до 0,3-0.4% ВВП, то реальное финансирование научных исследований упало в десятки раз. В настоящее время расходы на военные НИОКР составляют 1-8% общих расходов на оборону (в США - 22-23%) В ведущих странах Запада финансирование научных исследований в расчете на одного ученого превышает российский уровень в 33-43 раза.

С 1992 г. уровень оплаты труда, который закладывается в цену научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, был уже заранее меньше прожиточногф уровня жизни. Например, заработная плата работников предприятий высоких технологий на 30% ниже средней по России и в 4 раза ниже заработной, платы в сырьевых комплексах. Полумиллионная армия ученых и более 3 млн производственников получают из бюджета всего 16% необходимых средств на оплату труда. В результате разрушается кадровый потенциал оборонных отраслей промышленности: увеличивается отток ученых и специалистов в структуры, не связанные с научно-технической деятельностью, ухудшается профессиональный и возрастной состав научных работников, сопровождающийся разрушением механизма передачи научных знаний, потерей преемственности, утратой научных школ; остается невостребованным высшее физико-математическое и' политехническое образование (Конверсия 1996 № 3)

В таких условиях «утечка умов» выступает как естественный процесс. В аэрокосмической системе США работают свыше 200 специалистов из нашей страны, а в ВПК Израиля около 90% его сотрудников - выходцы из бывшего СССР С 1991 по 1997 г. из России в страны Запада выехали более 100 тыс. наиболее одаренных ученых.

Из-за безденежья, стремления выжить отдельные научные организации распродают на мировом рынке (часто по бросовым ценам) научно-технические разработки И это в то время, когда, по оценкам западных фирм, Россия имеет технологические разработки, значительно превышающие мировой уровень. Их цивилизованная коммерциализация могла бы дать эффект, сопоставимый с валютными поступлениями от внешней торговли топливно-энергетическими ресурсами России. Однако свыше 80% объектов новой техники и технологии остаются невостребованными. Здесь необходимо отметить однобокость, а следовательно и неэффективность подхода к внешнеэкономическим связям российского ВПК. Они сводятся в основном к торговле оружием, причем если мировой рынок вооружений за последние 10 лет сократился почти в 1,5 раза, то российский экспорт оружия - в несколько раз. Имея громадный потенциал передовых наукоемких технологий, мы оказываемся на обочине международного разделения труда, не принимаем мер по интеграции в интернациональные военно-технические проекты. Решение этих проблем способствовало бы значительному увеличению несырьевых источников экспортных доходов, сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест, обеспечению технологической безопасности страны, новых рынков сбыта.

Процесс разрушения научно-инженерного потенциала страны заключается даже уже не столько в количественном сокращении его, сколько в отрицательных качественных сдвигах. А оборонные НИОКР - на пороге состояния, которое можно характеризовать как необратимое.

В стране сложилась такая ситуация, когда большинству населения не всегда ясно, в чем суть источника тяжелого бремени, свалившегося на страну, - в наследии прошлого или появившихся новых бедах. Так или иначе реалии современной жизни достигли крайней остроты, привели к высокому конфликтному потенциалу российского общества. В оборонных отраслях негатненые процессы проявляются в наиболее концентрированном виде, утеряна перспектива, тенденция к ухудшению положения нарастает.

Мы согласны с Г. В. Осиповым и Э. М. Андреевым, которые делают вывод о возможности конфликтов между различными субъектами российского общества, и в том числе между ВПК. армией и властью (см.: Социально-политический журнал. 1995, № 1. С. 13). Принимая во внимание, что в этом комплексе около 2 тыс. предприятий, 3,5 млн. высококвалифицированных работников, или 5% всех занятых в народном хозяйстве и 17% занятых в промышленности, и что с учетом их семей работники ВПК составляют 6-7% всего населения России (см.: Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 27). можно предположить, что в такие конфликты могут быть вовлечены широкие слои населения.

К сожалению, у правительства нет четкой концепции и стратегии вывода ВПК из кризису. Например, среди семи «главнейших дел» правительства в 1997 г. даже не упоминалась реформа Вооруженных Сил и оборонной промышленности, а непроработанность принимаемых решений усугубляется тем, что не учитывается мнение общественности страны, всего населения.

Отсутствие государственной военной доктрины и ясных целей военной реформы не позволяет населению разобраться в сути проводимых преобразований и их социальных последствий. Информация о содержании реформ в малых дозах транслируется в основном в выступлениях политических и военных лидеров, а также через ангажированные средства массовой информации. В итоге у людей нет четкого представления не только о целях военной реформы, но и о реальной ситуации в армии и ее перспективах.

Анализируя современное состояние военно-промышленного комплекса, социальные последствия его реформирования, следует отметить, что кризис в социально-политических и экономических процессах не всегда признак упадка, это и важнейший момент развития; и задача ученых и политиков заключается не столько в том, чтобы обнаруживать негативные явления и процессы, сколько в том, чтобы искать и находить эффективные пути преодоления кризисных явлений.

В связи с этим, на наш взгляд, государственной власти следует изменить курс экономических реформ, который все меньше и меньше поддерживается в обществе. Речь идет ^е о реформировании как таковом, а о принятых властью способах реформирования. Продолжение настоящего курса, в котором девальвировалось социальное и нравственное содержание, потому что реформы осуществляются за счет обнищания большинства населения и обогащения меньшинства и цена рыночных преобразований оказалась для общества слишком высокой, несомненно ведет к тупиковой ситуации 'и конфликту между гражданами и властью.

Россияне хотят понять. какое общество утверждается в стране, какими средствами и в чьих интересах. Следовательно, нужно согласие в обществе по поводу социального содержания и социальных последствий реформ. Поскольку во всех сферах жизнедеятельности общества проявляются кризисные процессы, нужно разработать государственную антикризисную программу.

Следует приступить (не на словах, а на деле) к разработке государственной военной доктрины, которая могла бы стать основой для осуществления военной реформы, определения краткосрочных и перспективных военных потребностей, отвечающих интересам государства и общества.

Необходимо преодолеть существующую оторванность действий правительства по реформированию ВПК от общей направленности социально-экономического развития страны, увязать конверсию с национальными приоритетами в экономике и промышленности, переориентировать ВПК на качественные параметры военного строительства. Вместо перенасыщенного не свойственными ему функциями «монстра» должен быть создан компактный, эффективно функционирующий военный сектор, структурно и организационно перестроенный в соответствии с нашими национальными интересами.

Предотвращение дальнейшего упадка НИОКР следует отнести к общегосударственным интересам первостепенной важности. Следует реанимировать высокотехно-логические промышленные предприятия ВПК, особенно двойных технологий, составляющих основу современного военного потенциала. Нужны комплексные меры по защите отечественного производителя, выпускающего наукоемкую продукцию: государственный протекционизм (в том числе приоритетное финансирование), предоставление налоговых и других льгот. Необходимо ликвидировать отставание в формировании правового поля в процессе функционирования ВПК.

Нужна социально ориентированная программа реформирования армии, особенно при ее количественном сокращении. Следует реформировать управление войсками, упразднить боль-шийство из 15 ведомств, имеющих свои войска, так как они не стали эффективным инструментом по обеспечению безопасности страны.

Критической оценки требует процесс становления демократии в России. Демократия не сводится только к различного рода правам и свободам. Она должна быть активной, созидательной, гарантировать реальное равенство всех граждан и органов управления перед законом, должна обеспечивать защиту общества и граждан от противоправных действий; призвана воспитывать уважение к человеку; устранять привилегии для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов власти и управления; должна информировать обо всех существенно важных событиях и процессах; поддерживать постоянный контакт со всеми органами управления. Демократия не допускает снижения компетентности и ответственности центральных и местных институтов власти, предполагает приближение власти к жизни населения, к его интересам и нуждам и т. д.

Происходящие в военно-промышленном комплексе России процессы далеко не соответствуют вышеуказанным критериям, что не способствует преодолению безразличия к действиям властей, не инициирует деловую компетенцию и гражданскую нравственность, чувство долга и ответственного поведения в сфере общественных отношений. Демократия не стала консолидирующим компонентом между обществом, ВПК и властью, гарантом безопасности и стабильности. Идея демократии дискредитирована практикой ее реализации.

В деле разработки социальной стратегии реформ. особенно в военно-промышленном комплексе, в долгу перед обществом оказалась российская общественная наука.

В условиях глубокого кризиса ВПК страны роль российской науки, на наш взгляд, состоит в осуществлении системного исследования социально-политических проблем в противоречивом процессе реформирования военно-промышленного комплекса, в выработке практических рекомендаций по повышению эффективности этого процесса. В частности, следует обратить внимание на исследование сущности и содержания ВПК в современных условиях (с учетом внутренних и мировых процессов), на выявление и анализ самого процесса реформирования ВПК в России, его влияние на политические и социальные сферы жизнедеятельности общества; на обоснование практических рекомендаций по решению социальных проблем, порожденных реформами в сфере ВПК, по социальной защищенности военнослужащих, работников, занятых в сфере ВПК и их семей

Особый интерес представляет исследование политических проблем реформирования военно-промышленного комплекса политические причины реформирования ВПК в России, политический курс государства в отношении ВПК. политические условия (внутренние и внешние) его реформирования; политическая роль государства, исполнительной и законодательной ветвей власти, политических партий и общественных движений в процессе реформирования ВПК, политические интересы по обеспечению безопасности государства с учетом реалий современного мира; политические решения по проведению и созданию организационных условий по реализации этой безопасности




Литература - Общие темы - Социология