В.А. БАРАБАНОВ зам. генерального директора АО «Взлет» (Москва)
Современная ситуация в нашей
стране характеризуется тяжелейшим
системным кризисом, который охватил
экономическую, социальную, политическую,
демографическую, экологическую и другие
сферы жизнедеятельности российского
общества Особенно серьезный удар нанесен
радикально-либеральными реформами военно-промышленному
комплексу страны
За противоречивым процессом
реформирования ВПК в России пристально
наблю дают ученые, политические деятели,
общественность Однако ученые больше
внимания уделяют экономическим, военным,
организационным, экологическим
последствиям реформирования, а социально-политические
проблемы ВПК остаются пока вне поля зрения
отечественных исследователей, хотя именно
социальные последствия реформирования ВПК
оказались наиболее болезненными для страны
и различных слоев населения
Перед распадом СССР в его военно-промышленном
комплексе трудилось 75% всего кадрового
потенциала научно-исследовательских
институтов, а на предприятиях было занято
до 10 млн рабочих и служащих
Россия унаследовала 70%
советского ВПК Ряд крупных предприятий ВПК
стали градообразующими, с разветвленной
социальной инфраструктурой
Функционирввала широкая сеть учреждений
здравоохранения, торговли, общественного
питания, научно-исследовательских
институтов, высших учебных заведений,
общеобразовательных школ, учреждений
культуры и т д
К началу 90-х гг на долю ВПК
приходилось 20-25% валового национального
продукта бывшего СССР и с этим комплексом
было связано около 80% промышленности страны
Соотношение между военной и гражданской
продукцией в отраслях ВПК в этот период
составляло в среднем 50/50 Военно-промышленный
комплекс превратился в ядро народного
хозяйства страны, а оборонные предприятия
определяли уровень научно-технических
достижений в стране и темпы научно-технического
прогресса В ВПК перекачивались в
приоритетном порядке материальные ресурсы,
финансовые средства, научно-технические
кадры Военная экономика использовала
наиболее качественные виды ресурсов,
основную часть научно-технического и
инновационного потенциала страны
Создавался имидж ВПК - защитника Отечества,
поставщика лучших товаров для внутреннего
рынка И, действительно, предприятия ВПК в
конце 80-х гг выпускали 100% телевизоров и
швейных машин, 97% холодильников и
магнитофонов. 70% пылесосов и 60% мотоциклов
Однако функционирование военно-промышленного
производства, содержание огромной армии
вело к значительному росту военных затрат и
тяжелым бременем ложилось на народное
хозяйство Высокая степень милитаризации
экономики страны и изменившаяся ситуация в
мире объективно требовали реформирования и
значительного сокращения военного
производства, использования его высокого
потенциала для нужд народного хозяйства
К сожалению, в начале 90-х гг
вместо продекларированного правительством
перепрофилирования ряда оборонных
предприятий на производство продукции
гражданского назначения ВПК подвергся
жестокому разрушению, стала распадаться
его социальная база. ВПК не только не
увеличил количество и качество гражданской
продукции на внутреннем рынке но и разрушил
бывшие производства Он безропотно уступил
свое место на рынке иностранным товарам
Изменившиеся с началом экономических
реформ условия проведения социальной
политики привели к резкому сокращению
государственной поддержки населения,
связанного с оборонным комплексом
Производство военной продукции по
сравнению с 1991 г сократилось в 6 раз, что
негативно отразилось на процессе
воспроизводства самой квалифицированной
части трудовых ресурсов страны Численность
производственного персонала в оборонном
комплексе сокращается быстрее, чем в целом
по промышленности, увольняются
высококвалифицированные работники,
обслуживающий персонал - за воротами
оказалось свыше 2 млн работников ВПК
Большая их часть становятся безработными,
теряют квалификацию В районах с высокой
концентрацией оборонных объектов уровень
безработицы в 3-4 раза превышает средний по
России, большая часть работающих трудится
неполный рабочий день В отраслях ВПК, где
самая квалифицированная часть трудовых
ресурсов, наблюдается отставание
заработной платы на 40% от среднего
показателя по промышленности
Принятые на государственном
уровне различные программы реформирования
ВПК не были выполнены, что привело к
ослаблению обороноспособности страны С
начала 90-х гг в оборонном комплексе
наблюдается общий спад производства, причем
намного более резкий, чем в промышленности
в целом. По мнению большинства ученых и
экономистов, программы конверсии
российских оборонных предприятий 1993-1995 гг.
и 1995-1997 гг. провалились только по одной
причине - они были профинансированы всего
лиШь на 11%. Сорвано выполнение всех
приоритетных конверсионных федеральных
программ, таких как «Развитие электронной
техники России», «Возрождение российского
флота», «Развитие гражданской авиационной
техники России» и др. Идет распад оборонной
промышленности, утрачены целые направления
военных технологий и производства, в том
числе в таких важнейших сферах, как
информатика, новые материалы,
аэрокосмическая техника, биотехнология.
Поставленная правительством
задача перевода избыточного военного
производства на гражданские рельсы с
сохранением научного и
высокотехнологического потенциала
оборонной промышленности не могла быть
выполнена из-за ежегодного ее
недофинансирования. Только в 1997 г.
недофинан-сирование составило 66% суммы,
предусмотренной бюджетом. В итоге в
настоящее время половину высвобожденных в
ходе конверсии мощностей предприятий «оборонки»
нечем загрузить, и она омертвлена. Другая
половина загружена случайной продукцией,
постепенно уничтожающей производственно-технологический
потенциал «оборонки».
Комплекс социальных проблем
обозначился в армии. Затраты на содержание,
обучение и все виды обеспечения одного
военнослужащего в нашей стране в 10-15 раз
ниже аналогичных затрат в ведущих странах
Запада. Особенно злободневна проблема
обеспечения военнослужащих жильем,
порождаемая как общей ситуацией, ведущей к
свертыванию в стране социальных программ,
включая и жилищную, так и спецификой
военной области - массовой передислокацией
войск из стран ближнего и дальнего
зарубежья. Более 200 тыс. семей
военнослужащих и уволенных в запас не
обеспечены жильем (см.: Российская газета.
1998, 18 февраля).
Из-за недостатков в системе учета
и контроля, из-за плохой охраны, коррумпиро-ванности
армейских чиновников идет беспрецедентная
утечка боевого оружия в криминальные
структуры и банд-формирования не только в «горячих
точках», но и по всей России. Это оружие
изменило облик преступного мира России,
создало напряженность во многих регионах
страны, ведет к гибели людей.
Большую угрозу как внутренней,
так и внешней безопасности представляют «утечка
мозгов», незаконное производство и сбыт
радиоактивных материалов в «третьи страны»,
что создает возможность попадания ядерной
технологии производства оружия массового
поражения в «горячие точки», в очаги
межэтнических и региональных конфликтов, в
руки террористов. Российские ученые и
специалисты гто ядерной, химической и
биологической технологиям работают в
развивающихся странах, таких как Алжир,
Индия, Ирак, Иран, Ливия, Тайвань и др.
В обществе нарастает
обеспокоенность появлением различного
рода негосударственных вооруженных
формирований, отрядов боевиков,
коммерческих охранных служб, где незаконно
находятся тысячи единиц огнестрельного
оружия. Кроме того, в войсках накопилась
критическая масса неисправного вооружения,
в том числе самолетов, подлодок, кораблей,
пусковых установок, что представляет
опасность для населения тех мест, где они
дислоцируются.
Из-за дисквалификации
военнослужащих участились случаи
травматизма и гибели личного состава во
время редких занятий на технике. В армии
солдатский рацион скудеет, не хватает
средств на обмундирование, социальные
нужды военнослужащих. В частях растет
социальная напряженность, создаются
предпосылки для «дедовщины», внеуставных
отношений, увеличивается количество
убийств и самоубийств среди рядового
состава. В 1997 г. более 12 тыс. солдат
числились дезертирами, свыше 40 тыс.
призывников уклонились от воинской службы.
В наследство от СССР
Россия получила научно-технический
потенциал мирового уровня с развитой сетью
научных и конструкторских организаций: в
конце 80-х гг. в СССР функционировало более 5
тыс. научных учреждений различного уровня.
В отраслевых НИИ и КБ министерств и
ведомств, в исследовательских институтах и
лабораториях АН СССР и АН республик, в
проблемных лабораториях вузов научными
исследованиями занимались более 1500 тыс.
высококвалифицированных специалистов, в
том числе 50 тыс. докторов наук и более 490 тыс.
кандидатов наук.
Большая часть научно-технического
потенциала страны была сосредоточена в
оборонном комплексе. Только в 1990 г. объем
выполненных в ВПК научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
составил 79% от общего объема, причем
непосредственно в интересах обороны он
составил 53%. В интересах гражданской части
народного хозяйства страны комплексом
НИОКР ВПК в этот период было выполнено
работ на 38%.
В дальнейшем предполагалось,
сохранив мощную научную базу для военного
комплекса, постепенно переориентировать и
значительно увеличить расходы на научные
исследования в целях народного хозяйства.
Так, в 1992 г. объем гражданской тематики в
общем объеме НИОКР ВПК должен был составить
уже 65%. Но шоковая терапия прервала этот
процесс. Начиная с 1992 г. система НИОКР
работает в экстремальном режиме недофи-нансирования,
а в последнее время - в условиях длительных
задержек и перерывов в финансировании.
Отсутствие ясности в понимании
внешней политики, критериев национальной
безопасности, военной доктрины, реформы
Вооруженных Сил. программы вооружений,
непрерывная смена кадров в верхнем эшелоне
власти ВПК, скоропалительность и
непродуманность принимаемых решений
отрицательно сказались на состоянии
научного потенциала в ВПК. Если за
последние семь лет объем ВВП России
снизился приблизительно в 5-6 раз, а общие
расходы на НИОКР за этот период снизились с
3,6-4,7% до 0,3-0.4% ВВП, то реальное
финансирование научных исследований упало
в десятки раз. В настоящее время расходы на
военные НИОКР составляют 1-8% общих расходов
на оборону (в США - 22-23%) В ведущих странах
Запада финансирование научных
исследований в расчете на одного ученого
превышает российский уровень в 33-43 раза.
С 1992 г. уровень оплаты труда,
который закладывается в цену научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, был уже
заранее меньше прожиточногф уровня жизни.
Например, заработная плата работников
предприятий высоких технологий на 30% ниже
средней по России и в 4 раза ниже заработной,
платы в сырьевых комплексах. Полумиллионная
армия ученых и более 3 млн
производственников получают из бюджета
всего 16% необходимых средств на оплату
труда. В результате разрушается кадровый
потенциал оборонных отраслей
промышленности: увеличивается отток ученых
и специалистов в структуры, не связанные с
научно-технической деятельностью,
ухудшается профессиональный и возрастной
состав научных работников,
сопровождающийся разрушением механизма
передачи научных знаний, потерей
преемственности, утратой научных школ;
остается невостребованным высшее физико-математическое
и' политехническое образование (Конверсия
1996 № 3)
В таких условиях «утечка умов»
выступает как естественный процесс. В
аэрокосмической системе США работают свыше
200 специалистов из нашей страны, а в ВПК
Израиля около 90% его сотрудников - выходцы
из бывшего СССР С 1991 по 1997 г. из России в
страны Запада выехали более 100 тыс. наиболее
одаренных ученых.
Из-за безденежья, стремления
выжить отдельные научные организации
распродают на мировом рынке (часто по
бросовым ценам) научно-технические
разработки И это в то время, когда, по
оценкам западных фирм, Россия имеет
технологические разработки, значительно
превышающие мировой уровень. Их
цивилизованная коммерциализация могла бы
дать эффект, сопоставимый с валютными
поступлениями от внешней торговли топливно-энергетическими
ресурсами России. Однако свыше 80% объектов
новой техники и технологии остаются
невостребованными. Здесь необходимо
отметить однобокость, а следовательно и
неэффективность подхода к
внешнеэкономическим связям российского
ВПК. Они сводятся в основном к торговле
оружием, причем если мировой рынок
вооружений за последние 10 лет сократился
почти в 1,5 раза, то российский экспорт
оружия - в несколько раз. Имея громадный
потенциал передовых наукоемких технологий,
мы оказываемся на обочине международного
разделения труда, не принимаем мер по
интеграции в интернациональные военно-технические
проекты. Решение этих проблем
способствовало бы значительному
увеличению несырьевых источников
экспортных доходов, сохранению имеющихся и
созданию новых рабочих мест, обеспечению
технологической безопасности страны, новых
рынков сбыта.
Процесс разрушения научно-инженерного
потенциала страны заключается даже уже не
столько в количественном сокращении его,
сколько в отрицательных качественных
сдвигах. А оборонные НИОКР - на пороге
состояния, которое можно характеризовать
как необратимое.
В стране сложилась такая
ситуация, когда большинству населения не
всегда ясно, в чем суть источника тяжелого
бремени, свалившегося на страну, - в
наследии прошлого или появившихся новых
бедах. Так или иначе реалии современной
жизни достигли крайней остроты, привели к
высокому конфликтному потенциалу
российского общества. В оборонных отраслях
негатненые процессы проявляются в наиболее
концентрированном виде, утеряна
перспектива, тенденция к ухудшению
положения нарастает.
Мы согласны с Г. В. Осиповым и Э. М.
Андреевым, которые делают вывод о
возможности конфликтов между различными
субъектами российского общества, и в том
числе между ВПК. армией и властью (см.:
Социально-политический журнал. 1995, № 1. С. 13).
Принимая во внимание, что в этом комплексе
около 2 тыс. предприятий, 3,5 млн.
высококвалифицированных работников, или 5%
всех занятых в народном хозяйстве и 17%
занятых в промышленности, и что с учетом их
семей работники ВПК составляют 6-7% всего
населения России (см.: Российский
экономический журнал. 1997. № 1. С. 27). можно
предположить, что в такие конфликты могут
быть вовлечены широкие слои населения.
К сожалению, у правительства нет
четкой концепции и стратегии вывода ВПК из
кризису. Например, среди семи «главнейших
дел» правительства в 1997 г. даже не
упоминалась реформа Вооруженных Сил и
оборонной промышленности, а непроработанность
принимаемых решений усугубляется тем, что
не учитывается мнение общественности
страны, всего населения.
Отсутствие государственной
военной доктрины и ясных целей военной
реформы не позволяет населению разобраться
в сути проводимых преобразований и их
социальных последствий. Информация о
содержании реформ в малых дозах
транслируется в основном в выступлениях
политических и военных лидеров, а также
через ангажированные средства массовой
информации. В итоге у людей нет четкого
представления не только о целях военной
реформы, но и о реальной ситуации в армии и
ее перспективах.
Анализируя современное
состояние военно-промышленного комплекса,
социальные последствия его реформирования,
следует отметить, что кризис в социально-политических
и экономических процессах не всегда
признак упадка, это и важнейший момент
развития; и задача ученых и политиков
заключается не столько в том, чтобы
обнаруживать негативные явления и процессы,
сколько в том, чтобы искать и находить
эффективные пути преодоления кризисных
явлений.
В связи с этим, на наш взгляд,
государственной власти следует изменить
курс экономических реформ, который все
меньше и меньше поддерживается в обществе.
Речь идет ^е о реформировании как таковом, а
о принятых властью способах реформирования.
Продолжение настоящего курса, в котором
девальвировалось социальное и
нравственное содержание, потому что
реформы осуществляются за счет обнищания
большинства населения и обогащения
меньшинства и цена рыночных преобразований
оказалась для общества слишком высокой,
несомненно ведет к тупиковой ситуации 'и
конфликту между гражданами и властью.
Россияне хотят понять. какое
общество утверждается в стране, какими
средствами и в чьих интересах.
Следовательно, нужно согласие в обществе по
поводу социального содержания и социальных
последствий реформ. Поскольку во всех
сферах жизнедеятельности общества
проявляются кризисные процессы, нужно
разработать государственную антикризисную
программу.
Следует приступить (не на словах,
а на деле) к разработке государственной
военной доктрины, которая могла бы стать
основой для осуществления военной реформы,
определения краткосрочных и перспективных
военных потребностей, отвечающих интересам
государства и общества.
Необходимо преодолеть
существующую оторванность действий
правительства по реформированию ВПК от
общей направленности социально-экономического
развития страны, увязать конверсию с
национальными приоритетами в экономике и
промышленности, переориентировать ВПК на
качественные параметры военного
строительства. Вместо перенасыщенного не
свойственными ему функциями «монстра»
должен быть создан компактный, эффективно
функционирующий военный сектор, структурно
и организационно перестроенный в
соответствии с нашими национальными
интересами.
Предотвращение дальнейшего
упадка НИОКР следует отнести к
общегосударственным интересам
первостепенной важности. Следует
реанимировать высокотехно-логические
промышленные предприятия ВПК, особенно
двойных технологий, составляющих основу
современного военного потенциала. Нужны
комплексные меры по защите отечественного
производителя, выпускающего наукоемкую
продукцию: государственный протекционизм (в
том числе приоритетное финансирование),
предоставление налоговых и других льгот.
Необходимо ликвидировать отставание в
формировании правового поля в процессе
функционирования ВПК.
Нужна социально ориентированная
программа реформирования армии, особенно
при ее количественном сокращении. Следует
реформировать управление войсками,
упразднить боль-шийство из 15 ведомств,
имеющих свои войска, так как они не стали
эффективным инструментом по обеспечению
безопасности страны.
Критической оценки требует
процесс становления демократии в России.
Демократия не сводится только к различного
рода правам и свободам. Она должна быть
активной, созидательной, гарантировать
реальное равенство всех граждан и органов
управления перед законом, должна
обеспечивать защиту общества и граждан от
противоправных действий; призвана
воспитывать уважение к человеку; устранять
привилегии для отдельных общественных
групп и категорий граждан, учреждений и
органов власти и управления; должна
информировать обо всех существенно важных
событиях и процессах; поддерживать
постоянный контакт со всеми органами
управления. Демократия не допускает
снижения компетентности и ответственности
центральных и местных институтов власти,
предполагает приближение власти к жизни
населения, к его интересам и нуждам и т. д.
Происходящие в военно-промышленном
комплексе России процессы далеко не
соответствуют вышеуказанным критериям, что
не способствует преодолению безразличия к
действиям властей, не инициирует деловую
компетенцию и гражданскую нравственность,
чувство долга и ответственного поведения в
сфере общественных отношений. Демократия
не стала консолидирующим компонентом между
обществом, ВПК и властью, гарантом
безопасности и стабильности. Идея
демократии дискредитирована практикой ее
реализации.
В деле разработки социальной
стратегии реформ. особенно в военно-промышленном
комплексе, в долгу перед обществом
оказалась российская общественная наука.
В условиях глубокого кризиса ВПК
страны роль российской науки, на наш взгляд,
состоит в осуществлении системного
исследования социально-политических
проблем в противоречивом процессе
реформирования военно-промышленного
комплекса, в выработке практических
рекомендаций по повышению эффективности
этого процесса. В частности, следует
обратить внимание на исследование сущности
и содержания ВПК в современных условиях (с
учетом внутренних и мировых процессов), на
выявление и анализ самого процесса
реформирования ВПК в России, его влияние на
политические и социальные сферы
жизнедеятельности общества; на обоснование
практических рекомендаций по решению
социальных проблем, порожденных реформами
в сфере ВПК, по социальной защищенности
военнослужащих, работников, занятых в сфере
ВПК и их семей
Особый интерес представляет
исследование политических проблем
реформирования военно-промышленного
комплекса политические причины
реформирования ВПК в России, политический
курс государства в отношении ВПК.
политические условия (внутренние и внешние)
его реформирования; политическая роль
государства, исполнительной и
законодательной ветвей власти,
политических партий и общественных
движений в процессе реформирования ВПК,
политические интересы по обеспечению
безопасности государства с учетом реалий
современного мира; политические решения по
проведению и созданию организационных
условий по реализации этой безопасности
|