On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

8. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.

   В течение данного периода роль научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в экономике США постоянно повышалась. Это выражалось прежде всего в росте затрат на НИОКР, которая к середине 80-х годов превысили 100 млрд долларов.
   Участие государственных органов в развитии науки в США весьма велико и осуществляется в основном на федеральном уровне, где разрабатывается и реализуется общенациональная научно-техническая политика. Особенности организации фундаментальной науки в США заключается в том, что фундаментальные исследования проводятся главным образом в научно-исследовательских центрах и лабораториях высших учебных заведений. Такая организация исследований академического характера позволяет не только быстро включать результаты этих исследований в учебные программы, но и привлекать к научной деятельности способных студентов.За поддержку в стране фундаментальной науки отвечает Национальный научный фонд США.
   С середины 80-х годов на средства государства при ведущих университетах создаются центры инженерных исследований, текущее финансирование которых осуществляется из средств промышленных фирм.
   В это время активно развивается процесс слияния научной и экономической политики американской администрации, чтобы в еще большей мере сориентировать науку на решение стратегической задачи правящего класса США - сохранение жизнеспособности капиталистического способа производства в этой стране.
   Система образования в США включает как государственный, так и частный сектор. В 1986 г. расходы государственных учебных заведений составили 211,6 млрд. долларов, на долю частного сектора пришлось 48,6 млрд. долларов.
   Структура государственной высшей школы существенно изменилась: в 80-е годы лишь треть ее учебных заведений составляют полноценные вузы (университеты и колледжи), а две трети - это "усеченные" вузы, младшие колледжи, в которых обучается почти половина студентов государственного сектора.
   Система начального и среднего образования в США - одна из наиболее развитых в капиталистическом мире. В 1985 г. в стране насчитывалось 105,5 тыс. школ, в которых обучалось 44,0 млн детей школьного возраста. Продолжительность обучения в общеобразовательной средней школе составляет 12 лет, начиная с 6-летнего возраста.
   Средняя школа в большинстве округов подразделяется на младшую среднюю школу (седьмые - девятые классы) и старшую среднюю школу (десятые - двенадцатые классы). Основной принцип обучения, принятый в американских средних школах, состоит в том, что учащиеся, особенно в старших классах, могут выбирать по собственному желанию тот или иной набор учебных дисциплин в зависимости от своих наклонностей и способностей.
   Уже в девятом классе фактически создается несколько программ обучения, совпадающих с профилями старшей средней школы, где проводится дифференцированное обучение девушек и юношей в возрасте от 16 до 18 лет. В соответствии с разными программами различаются три профиля обучения: акадкмический, направленный на подготовку к колледжу; профессиональный, задача которого дать практические знания для устройства на работу; общий, не дающий специализированной подготовки.
   Однако, несмотря на то, что бесплатное школьное образование, его более демократическая в целом организация, широкий охват молодежи средним образованием делают американскую систему более прогрессивной, чем школьные системы ряда других капиталистических стран, ее основной чертой является классовость. Распределение знаний их дальнейшее использование в конечном счете ставятся в зависимость от социальной принадлежности, хотя правящий класс в силу экономической необходимости вынужден допускать к подлинно качественному среднему образованию наиболее талантливых выходцев из "низов".
Назад       Главная