КОМПЛЕКТОВАНИЕ вооруженных сил на
добровольной основе - старая американская традиция, берущая начало еще с XVIII века.
В послевоенный период в структуре
специальностей военнослужащих рядового и сержантского состава произошли
существенные сдвиги. Доля специалистов по электронике возросла более чем в 3
раза, технических - в 2 раза , военнослужащих с общей военной подготовкой,
включая боевые специальности, снизилась на 8 %.
Наряду с ростом числа
специальностей, требующих профессиональных знаний, увеличились затраты на
обучение и его сроки. Если в 50-х годах на подготовку пилота истребителя F-84 требовалось более 69 тыс. долларов,
то в 80-х только первичная летная подготовка одного военнослужащего обходилась
уже в 370 тыс. долларов, а летчика-истребителя - 1,8-1,9 млн. долларов. Сроки
обучения классных специалистов измеряются теперь не неделями и месяцами, как
раньше, а годами.
Очевидно, что данные факторы
оказывают сильное воздействие и на систему комплектования вооруженных сил
личным составом. Призывная система в силу некоторых важных характеристик (
короткие сроки службы, психологическая мотивация призывников и т.д. ) мало приспособлена
к нынешнему уровню профессиональных требований. Добровольный принцип найма на
срок от 3-х до 6-и лет с возможностью его продления лучше удовлетворяет этим
требованиям.
В числе положительных моментов, в
добровольных вооруженных силах больше доля рядовых и сержантов, заключивших
контакты на второй срок, в результате чего снизился уровень их сменяемости. Это
привело к уменьшению потребности в приеме новобранцев, сократило расходы на их
обучение и перемещения военнослужащих. Однако большие опасения вызвала
вероятность падения интеллектуального уровня новобранцев и военнослужащих в
целом.
Гладкому и безболезненному
переходу к наемной системе
комплектования вооруженных сил способствовали общая ситуация в стране: вывод
войск из Вьетнама позволил сократить числен. вооруженных сил, кроме того,
особое влияние оказали падение престижа воинской службы и широкие антивоенные
настроения среди американской общественности, обусловленные непопулярностью
войны в Индокитае.
Неотъемлемым элементом перехода к
наемной системе комплектования было
совершенствование структуры вооруженных сил. Уменьшение их численности
проводилось в основном за счет вспомогательных и обеспечивающих сил. В целях
повышения эффективности использования людских ресурсов была сокращена доля высокооплачиваемых категорий военнослужащих, некоторые военные
должности были заменены гражданскими.
Благодаря полностью добровольному
принципу комплектования значительно сократился ежегодный набор рекрутов в
регулярные силы.
В США при оценке качества новобранцев
используются два критерия: доля имеющих среднее образование и доля тех, кто по
интеллектуальному уровню попал в первые 3 группы (всего 5) при проведении
специального квалификационного теста. Проверке подвергаются все кандидаты: лица
из 4-й группы принимаются ограниченно и только на определенные должности, из
5-й группы в вооруженные силы не принимаются.
Уровень образованности
новобранцев имеет большое значение, так как потери в течение первого срока
службы новобранцев со средним образованием в 2 раза ниже, чем в остальных
группах. В связи с этим конгресс принял закон о том, что как минимум 65 %
новобранцев-мужчин должны быть с дипломами о среднем образовании.
Таким образом, в результате
перехода к добровольному принципу комплектования численность регулярных
вооруженных сил США уменьшилась на 213 тыс. человек, снизился уровень
сменяемости военнослужащих первого срока службы, увеличилась доля рядовых и
сержантов, а также повысился интеллектуальный уровень новобранцев.
Расходы по статье “Содержание военнослужащих” за первые 3 года в текущих ценах
выросли на 5,6 %, а в постоянных ценах сократились на 19 %.
Военно-политическое руководство
США считает наемную систему набора весьма эффективной. По оценкам зарубежных
специалистов содержание вооруженных сил такой же эффективности ежегодно
обходилось бы США в на 2,5 млрд. долларов дороже.
|