(на опыте Брянской области)
В.Г. ГОРБАЧЕВ кандидат философских наук, доцент
Проблема многопартийности в
современной России заслуживает большего
внимания, чем то, которое уделяется ей в
научной литературе. Речь ведь идет о
формировании новой политической системы,
всех ее составляющих - институтов и
отношений, субъектов деятельности,
политической культуры. Эти процессы еще
слабо исследуются на уровне конкретных
регионов, которых в России столь много,
похожих и непохожих. По мере складывания в
нашей стране реальной федерации в регионы
все больше перемещается политическая жизнь,
а партии и движения все активнее проявляют
себя в рамках регионального времени и
пространства.
Усиление интереса политической
науки к проблеме многопартийности на
региональном уровне требует и внесения
уточнений в сложившуюся методологию
исследования. В научных публикациях о
становлении российской многопартийности
затрагиваются, как правило, общие вопросы.
Это сущность и типология современных
партий, их идейно-политические доктрины,
участие партий в парламентских выборах и
иных кампаниях, технологии их практической
деятельности. В связи с этим в
исследованиях немало схематизма, но
недостает разумной «при-земленности»
анализа, его эмпирической основы. Поэтому
без изучения многопартийности на
региональном уровне никак не обойтись, а
сам этот процесс должен рассматриваться
как единство общего (общенационального) и
особенного (регионального). Требуется и
применение таких философских категорий,
как «становление», «развитие», «противоречие».
Под этим углом зрения многопартийность в
регионе предстанет перед глазами
исследователя не только как единство
общего и особенного (структура партийного
спектра, фазы его становления, характер
политической элиты и т. д.), но и как сложный,
противоречивый и динамичный процесс
изменений.
Происходящее в стране оформление
регионов (области, края и республики) как
субъектов общероссийского политического
процесса требует (и уже дает возможность)
воспроизводить явление многопартийности
во всей полноте. В этих целях было бы
полезным выделять следующие аспекты
становления современной многопартийности
на региональном уровне:
- онтологический (выявление
специфических характеристик региона и
факторов местной общественной жизни,
существенно влияющих на протекание
политического процесса);
- хронологический (выделение
событийного ряда, периодов и отдельных фаз
в становлении и развитии многопартийности);
- ценностный (раскрытие сложного
процесса трансформаций в общественном
сознании и духовной жизни в связи с
утверждением в обществе политического
плюрализма);
- идеологический (становление
мировоззренческих оснований деятельности
партий и движений, т. е. процесс их
самоосознания, проявляющийся в
идеологической борьбе - пропаганде,
лозунгах и т. д.);
- тактико-стратегический (формулирование
партиями долговременных целей и ориентаций,
поиск технологий для их реализации,
определение своих целей и задач в
конкретных ситуациях, отношения с
электоратом, органами власти и иными
партиями, блоковая деятельность);
- социально-групповой (поиск
партиями своей базы в социальной структуре
общества, формирование региональной
политической элиты);
- личностный (становление на
уровне региона инсти-' тута политического
лидерства).
На наш взгляд, предложенные
аспекты могут существенно расширить
диапазон теоретического исследования
многопартийности на региональном уровне.
Очевидно и то, что это открывает более
широкий простор для политологии как науки
интегративной, тесно сопряженной с
историческим, социологическим и
антропологическим знанием, иными ветвями
научного познания.
Всестороннее исследование
многопартийности требует раскрытия
специфических особенностей конкретного
региона - исторических, социально-экономических,
демографических и иных, т. е. выделения «онтологического»
аспекта. Важно проследить связь между этими
особенностями и протеканием политического
процесса в регионе, становлением
многопартийности в нем. Применительно к
Брянской области должны учитываться
следующие обстоятельства.
Во-первых, приграничное
положение региона (на стыке России,
Белоруссии и Украины). В связи с этим
Брянщина выступает в роли некоего
перекрестка различных экономических,
культурных, информационных и иных потоков.
Это во многом определило насыщенность
партийного спектра нашей области, и в
настоящее время в нем имеют место
практически все идейно-политические
течения (существующие и в целом по России) -
от крайне левых до крайне правых ориентаций.
Во-вторых, Брянская область в
силу исторических причин оказалась
перенасыщенной предприятиями военно-промышленного
комплекса, прежде всего тяжелого
машиностроения и радиоэлектронной
промышленности. Трудности конверсии на них
подпитывают почву для левых ориентаций и
радикальных настроений в политическом
сознании, для «протестного» голосования. (Примечательный
факт: в декабре 1995 г. в Государственную Думу
РФ был избран рабочий АО «Брянский арсенал»
В. И. Шандыбин, ныне он входит в небольшую
группу депутатов-рабочих в нижней палате
парламента, член КПРФ. Причем, большинство
голосов он набрал в областном центре, где
сосредоточены крупнейшие промышленные
предприятия нашего региона).
В-третьих, Брянская область
отличается этнической однородностью и это
способствует сбалансированности и
уравновешенности ее партийного спектра. Из
1,5 млн. жителей области около 97% составляют
русские, а остальные - в основном белорусы и
украинцы. Данное обстоятельство не создает
условий для радикального национал-патриотизма,
спекуляций на почве межнациональных
противоречий и проблем. Напротив, глубокие
славянские корни Брянщины подпитывают
установку на тесные связи и даже союз с
соседними родственными государствами (Белоруссия
и Украина), что проявляется в деятельности
некоторых местных политических
объединений (КПРФ, Русский национальный
собор, Славянское единство).
В-четвертых, на политическом
процессе на Брянщине и становлении
многопартийности на протяжении ряда лет
сказывается весьма сложная и напряженная
экологическая ситуация в нашем регионе.
Прежде всего речь идет о тяжелых
последствиях аварии на Чернобыльской АЭС в
1986 г. В зоне радиоактивного заражения
оказались 22 сельских района Брянской
области из 27, а это - 1385 населенных пунктов,
включая и 2 города областного значения.
Всего в зараженных районах проживает около
полумиллиона человек. Чернобыльская авария
стала источником экологического
дискомфорта, социально-экономического
неблагополучия и напряженности, постоянной
темой для политических спекуляций.
Положение дел влияет не только на
физическое здоровье, но и на социальную
психологию и умонастроения людей, их
отношение к власти, политические
предпочтения. Политический аспект
приобрела в нашем регионе и проблема
ликвидации крупных запасов химического
оружия (около 7,3 тыс. т), хранящихся на базе «Долина»
недалеко от районного города Почел.
В последние годы Брянщина заняла
прочное место в «красном поясе». В данном
случае речь идет не о географическом
статусе нашего региона, а о его
политическом «имидже». «Красный пояс» - это
ряд областей Центральной России вокруг
Москвы, в которых благодаря социально-экономическим
и иным предпосылкам после 1992 г. (год начала в
стране радикальных экономических реформ
правительства Е. Т. Гайдара. - В. Г.) резко
возросло влияние партий и движений левой
ориентации. Все политические кампании 1992-1997
гг. брянские левые (КПРФ,' СПТ, АПР и др.)
неизменно выигрывали, обнаруживая себя
консолидированной и влиятельной
политической силой, которая получила к
концу 1997 г. едва ли не монопольное положение
в политической жизни области.
Специфические особенности
Брянской области вовсе не являются
основанием для фатального доминирования
какой-нибудь политической силы. Нет, скорее
всего в политическом процессе проявляется
слабость современного партийного спектра,
отсутствие в нем двух-трех достаточно
равных по силе и влиянию национальных
партий, периодически сменяющих друг друга у
власти. И тем не менее «левая волна» имеет
под собой достаточно глубокие предпосылки,
связанные в том числе и со спецификой
Брянщины, типично русской провинции, где
глубоко укоренены традиции общинного
образа жизни и патриархальный тип
политической культуры, где имеют место
сильная инерция патернализма и ностальгия
по советскому прошлому. Однако расстановка
политических сил в условиях
демократического режима - явление
динамичное, поэтому специфика региона со
временем может проявить себя уже в иных
умонастроениях населения и тенденциях
политической жизни.
Разумеется, в настоящей статье
нет возможности раскрыть все выделенные
нами аспекты становления многопартийности
на региональном уровне. Взаимодействие
общего (общенационального) и особенного (регионального)
относится и к самой логике процесса
становления многопартийности. Как и в целом
по России, партийные группировки на
Брянщине рождались в основном из двух
источников. Первый - это неформальные
объединения в поддержку политики
перестройки, имевшие место в 1988-1990 гг., из
которых вышли несколько организаций
антикоммунистической ориентации (ДПР,
Демократическая Россия и др.). Вторым
источником была сама КПСС, быстро
распадавшаяся в 1990-1991 гг., из нее возникли
как социал-демократические (РПРФ, НПСР), так
и более левые организации (вначале СПТ, а
позже и сама КПРФ). Примечательно, что в те
годы партийно-политический спектр носил
биполярный характер («коммунисты» - «антикоммунисты»),
а новые идейно-политические ориентации еще
не обрели отчетливых форм.
С 1992 г. наступил новый период в
становлении партийного спектра Брянщины.
Появилось много политических объединений
самой разной ориентации - либеральной,
национал-патриотической, социал-демократической.
Позитивную роль в становлении партий и
движений сыграли многочисленные
политические кампании общенационального (референдумы,
выборы в федеральный парламент, выборы
Президента страны) и регионального
масштаба (избрание губернатора области,
формирование органов представительной и
исполнительной власти, региональный
референдум по проекту Устава Брянской
области). К концу 1997 г. на территории
Брянской области действовали региональные
отделения 18 федеральных партий и 10 движений,
а также ряд местных движений и общественных
объединений политической ориентации. Как и
в целом по России, на Брянщине существует
множество партийных группировок, но
большинство из них пока малочисленны, не
имеют существенного влияния и даже
известности среди избирателей. В этом
проявляется общая для России проблема -
формирование реальной, а не формальной,
мнимой многопартийности, которая смогла бы
оказывать все более эффективное
воздействие на политический процесс и
регионов, и страны в целом.
Несмотря на слабости современной
многопартийности (а они естественны для
переходного, становящегося общества) есть
основания говорить о складывании структуры
партийного спектра Брянской области. В нем
выделяются четыре ниши, достаточно
заполненные и конкурирующие друг с другом.
Мы характеризуем их как «партийные семьи»,
т. е. группы близких по своим идейно-политическим
ориентациям партий и движений.
Представляется, что «обитатели» этих ниш
охватывают важнейшие течения политической
идеологии современного российского
общества.
Первая ниша - это партии и
движения левой ориентации. Они
представлены прежде всего областными
отделениями КПРФ, АПР и СПТ. Компартия РФ
среди них- самая многочисленная
группировка (около 5,5 тыс. членов), хотя и
неоднородная по своему составу («три партии
в одной партии»). Она имеет структуры во
всех районах и городах области, вплоть до
уровня сельских поселений. КПРФ отличается
активностью, большими пропагандистскими
возможностями и властными ресурсами (губернатор
области Ю. Е. Лодкин и председатель
областной Думы С. Н. Понасов - члены КПРФ, мэр
г.Брянска Н. К.Сарвиро тоже член этой партии,
коммунисты В. И. Шандыбин и О. А. Шенкарев
являются депутатами Госдумы РФ). Партии и
движения левой ориентации образовали
избирательное объединение «Патриотическая
Брянщина», в которое сейчас входит около 20
организаций.
Вторая ниша партийного спектра
Брянщины заполнена объединениями
либеральной ориентации. С начала своего
появления (весна 1990 г.) они последовательно
и активно отстаивали ценности либерального
мировоззрения - идею частной собственности
и рыночной экономики, разделение ветвей
государственной власти, приоритет прав и
свобод человека. В этой нише достаточно
заметным и деятельным является в настоящее
время региональное объединение партии
Демократический выбор России, которая
своими истоками имеет движение «Демократическая
Россия».
Третья ниша занята партиями и
движениями национал-патриотической
ориентации. Для них характерна
приверженность идеям патриотизма,
национальной духовности и державности. На
Брянщине заметно проявили себя отделение
Русского национального собора, Конгресс
русских общин и иные объединения подобного
толка. К национал-патриотической риторике
активно прибегает и ЛДПР, определяющая себя,
как гласят ее официальные материалы, в
качестве «духовного лидера
некоммунистической патриотической
оппозиции».
Четвертую нишу пытаются освоить
партии и движения центристской ориентации.
На место в ней претендуют прежде всего
социал-демократические группировки,
дистанцирующиеся от крайностей иных
течений и исповедующие ценности
политического центризма (Российская партия
социальной демократии и др.). О
приверженности идеям центризма (правого
толка) заявляет и движение «Наш дом - Россия».
Формирование в партийном спектре
Брянской области четырех названных ниш
является одним из важнейших результатов
становления современной многопартийности
на региональном уровне. В связи с этим можно
полагать, что период становления
многопартийности в нашем регионе в
основном завершен. После длительной серии
выборов в высшие и местные органы власти
(1993-1997 гг.) наступила фаза относительно
спокойного развития партийного спектра,
когда приоритетными в нем становятся
эволюция и совершенствование, а не
радикальная трансформация сложившейся
структуры.
Единство общего (общенационального)
и особенного (регионального) при ведущей
роли первого проявляется не только в
структуре партийного спектра Брянщины, но и
в целом в партийно-политической жизни
нашего региона. Так, уже давно стало явным
размежевание населения области по идейно-политическому
признаку, о чем свидетельствуют
политические кампании прошлых лет (референдумы,
выборы). Партиями и движениями на Брянщине
осваиваются элементы и технологии
избирательного процесса (выдвижение
кандидатов и сбор подписей, пропаганда и
агитация, общественный контроль и др.).
Последние 5-6 лет - это период интенсивного
становления многопартийности и
одновременно перехода от так называемой «митинговой»
демократии к формам парламентаризма, чему
благоприятствует право субъектов
Российской Федерации иметь собственное
законодательство. В деятельности
политических группировок Брянщины стало
заметным и смещение акцента с
идеологической риторики на решение
конкретных проблем региона, прежде всего
социально-экономического характера.
Как и в большинстве регионов
России, политической жизни Брянщины
присущи нестабильность, борьба различных
группировок местной политической элиты. (Примечательно,
что в 1993-1996 гг. губернатор Брянской области
под влиянием различных групп менялся 5 (!)
раз). В нашем регионе тоже существует почва
для политического радикализма,
представленного такими объединениями, как
ВКП(б), РКРП. К сожалению, слабо выражена
центристская ниша политического спектра,
заполняемая традиционно социал-демократами
разных оттенков. Расколы и борьба за
влияние также свойственны партийной жизни
Брянщины (это имеет место во всех без
исключения нишах представленного нами
спектра), в чем проявляется становление
института лидерства и региональной
политической элиты. Существует и большой
разрыв в уровне политизации населения
областного центра и сельской глубинки (такой
же, как между Москвой и «провинциями»
России).
Можно указать и на другие
проявления процесса становления
многопартийности на Брянщине как единства
общего и особенного при ведущей роли
первого. Важно заметить и исследовать сам
факт политического самовыражения региона и
обретения им своего «имиджа». Россия - это
ведь не только столицы, но и провинция -
далекая или близкая.
|