Первые полтора века
существования Соединенных Штатов федеральный бюджет формировался полустихийно.
В составе всей исполнительной власти не было органа, который должен был бы
сводить воедино ведомственные заявки на расходы, анализировать их соответствие
реальным потребностям этих ведомств и хозяйства страны и составлять единый бюджетный
проект. Рассмотренные разрозненно отдельными комитетами конгресса заявки
полумеханически, без какой-либо координации или общего волевого начала сводились
в единый документ, становившийся бюджетным проектом. Размеры бюджета были очень
невелики: совокупные расходы за 1789-1849 финансовые. года. составили 1,1 млрд.
долл. (в текущих ценах), за 1850-1900 финансовые. года. - 15,5 млрд. долл.
(огромная часть была потрачена на Гражданскую войну), затем ежегодные размеры
расходов федерального уровня колебались между 525 млн. (1901 финансовый год) и
746 млн. долл. (1915 финансовый год), и только в 1917 финансовый год, в связи с
участием США в первой мировой войне, они превысили 1 млрд. долл., увеличившись
до 18,5 млрд. долл. в 1919 финансовом году.
По окончании войны расходы
уменьшились почти в 6 раз и до 1934 году колебались в пределах 2-4,6 млрд.
долл. в год. Мероприятия рузвельтовского "нового курса" привели к
росту федеральных расходов до 8,2 млрд. долл. в 1936 финансовый год, а
вступление во вторую мировую войну потребовало их резкого дальнейшего
увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом году. С завершением войны
расходы резко сократились - до 29,8 млрд. долл. в 1948 финансовом году.
Качественно иной этап, как отмечает
американская бюджетная статистика, начинается с периода корейской войны: после
1949 финансового года рост бюджета (в текущих ценах) происходит практически
непрерывно. Увеличение расходов приобретает принципиально иную окраску: эта тенденция
не прекращается и в "мирные" годы.
Именно с этого периода начинается и
"регулярно-дефицитное" финансирование госрасходов США, завершившееся
только к 1998 финансовому году, когда размеры федеральных расходов достигают
1,7 трлн. долл
До 50-х годов нашего века
значительным дефицитом отмечены период Гражданской войны в США, 1917—1919 гг.
(в совокупности более 23 млрд. долл.), 1931-1939 гг. (свыше 21 млрд. долл.) и
1940-1946 гг. (около 194 млрд. долл.). После этого дефициты нарастают — с
различной скоростью и с отклонениями в размерах ежегодного прироста, начиная с
1952 по 1992 финансовые года - с 1,5 млрд. долл. до 290,4 млрд. долл., т.е. в
среднем примерно на 7 млрд. долл. ежегодно.
К числу конкретных причин
возникновения и быстрого роста дефицитов, особенно после 1960-х годов, принято
относить множество разнообразных факторов. Среди них наиболее часто упоминаются
два: рост военных расходов США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной
и увеличение расходов на социальные программы, быстрее всего происходившее в
1970-е годы. Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального
бюджета многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно
включали в качестве основных две рекомендации: сокращение (или
"упорядочение") расходов по статье "национальная оборона" и
- обязательный пункт - сокращение социальных расходов (часто под ними
подразумевались расходы на социальное страхование).
В первую очередь с завершением
холодной войны принято связывать и успехи администрации Клинтона в быстром
достижении фактически уже к 1998 финансовому году сбалансированных бюджетных
показателей. Необходимо, однако, отметить, что к настоящему времени не
произошло ни массированного сокращения затрат на военные нужды, ни радикального
уменьшения масштабов социальных программ — хотя были проведены некоторые, и
довольно значительные, корректировки в той или иной категории федеральных
расходов.
Иными словами, существенных изменений
в общей структуре федерального бюджета, сложившейся в США в последние
десятилетия, внесено не было, и нет никаких оснований говорить о кардинальных
сдвигах в бюджетных приоритетах. Поэтому первостепенную важность приобретает
вопрос о том, под влиянием каких факторов развивался и приобрел нынешние
количественные параметры и качественные характеристики федеральный бюджет США.
В американской бюджетной практике за
последние десятилетия трудно было бы обнаружить сколько-нибудь масштабный
пример непредвиденного развития событий. Все отклонения фактических показателей
от программ и прогнозов, как правило, умещались в рамки допустимых погрешностей
или же заранее оговаривались в прогнозах и объяснялись небывало сложными
сочетаниями изменений в динамике экономического роста, в темпах инфляции, во внешнеполитических
доктринах администраций и т.д. Запрограммированные цифры по конкретным разделам
бюджета часто не совпадали с фактически достигнутыми показателями за конкретный
период, причем расхождения, в том числе и между предсказанными и реальными размерами
бюджетного дефицита, достигали несколько десятков миллиардов долларов. Однако,
в целом, поставленные бюджетно-политические задачи выполнялись.
Как уже упоминалось выше, в 1998 году
был достигнут бездефицитный бюджет.
В истории США уже случилось памятное процветание (prosperity) 20-х годов с очень сходными
экономическими характеристиками: безудержный рост биржевых котировок, доходов
от капиталов, растущие общие доходы и траты населения. В связи с этим мы можем
выдвинуть предположение, а не повторится ли экономический тайфун начала 1930-х?
Но на фоне биржевого ажиотажа успехи федерального бюджета выглядят солидно и
прочно. Главное событие в этой сфере - профицит, полученный на три года раньше
обещанного демократами, в 1998 финансовом году - впервые после 1969 г. - и
составивший 69,2 млрд. долл. (при размерах федерального бюджета в 1,76 трлн.
долл.).
До сих пор нормой бюджетной жизни США считались дефициты, пик
их пришелся на 1992 финансовый год - 290 млрд. долл. Ликвидация "экономической
проблемы номер один" провозглашалась многими президентами. Разумеется,
нынешний "бюджетный успех" напрямую связан с общеэкономическими
показателями и зависит от их небывалого улучшения при Клинтоне. Это
улучшение, в свою очередь, стало возможным благодаря удачному совпадению по
времени разнородных благоприятных для США факторов. Среди этих факторов есть
одноразовые: завершение холодной войны (начавшееся до Клинтона, но давшее
Америке за последние 10 лет "дивиденд" минимум в 500-700 млрд. долл.
- и ничего не давшее другому участнику противостояния — России); важную роль
сыграл пик повышательной фазы — и обычного делового цикла, и "длинной
волны" по Кондратьеву—Шумпетеру, - пришедшийся как раз, как и
предсказывалось заранее, на середину 90-х годов. Кроме этих причин правительственные
экономисты упоминают также выгодное для США падение мировых цен на нефть, более
низкие, чем ожидалось, темпы общего роста внутренних цен в стране, причем
динамика цен на энергоносители помогла ощутимо снизить темпы инфляции.
Отмечается важная роль быстрого роста спроса на персональные компьютеры для
общих темпов экономического роста
в США.
К декабрю прошлого года бескризисное
развитие американской экономики продолжалось непрерывно 103 месяца. Но это не
самый длительный пока период непрерывного экономического роста в США после
второй мировой войны. Наиболее продолжительным был период 1961—1969 гг. (106
месяцев) — его принято связывать с успехами кейнсианских рычагов воздействия на
экономику и, кроме того, со значительной стимулирующей ролью войны в
Юго-Восточной Азии. Следующий период длительного экономического роста (92
месяца) падает на мирные 1982-1990 гг. - его принято было связывать с
"рейганомикой" и частично ассоциировать с монетаристским подходом к
экономической политике. На деле, однако, основную роль в этот период сыграли
чисто бюджетные стимулы (в том числе связанные и с расширением военных
расходов), причем роль государства, которая, по идеям "рейганомики",
должна была сократиться до уровня примерно в 19% ВВП (по доходам и расходам
федерального бюджета), в реальности возросла - федеральные расходы увеличились
до 23,6% ВВП при возросшем дефиците бюджета.
Продолжение нынешнего экономического
и бюджетного курса должно, по расчетам, дать до 2014 года совокупный профицит
размером до 4,5 трлн. долл. К 2003 финансовому году запроектировано возрастание
положительного сальдо до 83 млрд. долл. В настоящее время для администрации США
и Федеральной резервной системы необходимо найти возможности и экономические
рычаги, чтобы не допустить повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут
послужить политические факторы, которые либо толкнут экономику США на
неэффективный идеололгизированный путь развития, либо не позволят привести
нужные рычаги в своевременное действие.
|