Процесс глобализации в мировой
экономике представляет собой закономерный результат интернационализации
производства и капитала. Глобализация в значительной степени предстает как
количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок
мирохозяйственных связей.
Одним из наиболее крупных и
фундаментальных вопросов конца XX в. являются взаимоотношения между США и
окружающими странами, под которыми понимаются не только и не столько
американский внешнеполитический курс, а вся совокупность взаимосвязей,
включающая и роль окружающего мира в становлении США, как государства и мировой
державы, и продолжение его воздействия на американское общество и государство
на современном этапе, и обратную связь — от США к окружающему миру.
Учитывая мощь США, их роль в
международных отношениях в конце нынешнего столетия, понятно, что в данном
случае речь идет о таком сильном влиянии на окружающий мир, которое вряд ли
сопоставимо с чем-либо еще. Во-первых, это воздействие последней, оставшейся от
эпохи холодной войны сверхдержавы, которая и сейчас ощущает себя таковой и -
главное - хочет вести себя как сверхдержава. Во-вторых, это страна, которая
давно, фактически со времен своего образования, привыкла ощущать себя
"избранной", "особой", "наиболее любимой богом".
В-третьих, США обладают крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль
(самостоятельно или через систему союзов) практически над всеми ключевыми
регионами мира. Наконец, США задали темп и вектор движения всему современному
миру своей этикой, политическим мышлением, технологическими прорывами, а
главное - гласным, публичным и обстоятельным разбором собственных достижений и
провалов, на чем учатся остальные члены международного сообщества.
Утверждение, что "США -
единственная сверхдержава", имеет широкое хождение и в официальных
заявлениях американской администрации, и во многих других странах. Практически
сразу же после распада Советского Союза был высказан тезис об
"однополярном мире" во главе с единственной оставшейся сверхдержавой.
Этот тезис связан с определенным
видением мира. Он свидетельствует о желании не замечать происходящих в
международных отношениях глубоких перемен, вызванных окончанием холодной войны.
Тезис этот отражает глубокое убеждение в том, что, несмотря на окончание эпохи
конфронтации, во всяком случае старой конфронтации между Востоком и Западом,
между коммунизмом и свободным миром, отношения между ними остаются основанными
на силовой иерархии, на подсчете количества ракет, авианосных соединений,
боеготовых дивизий и прочих силовых моментов, жестко определяющих место каждой
страны в мировой табели о рангах. Наконец, тезис этот демонстрирует твердое
убеждение, что двуполярная модель мира в современных условиях может
эволюционировать исключительно в сторону однополярной и что распад двуполярной
международной системы в глазах многих политических деятелей США воспринимался
только как становление однополярной.
Утверждение "США - единственная
сверхдержава" помимо определенного видения эволюции международной системы
содержит еще одну установку—о роли самих США в этой системе. Совершенно
очевидно, что эта роль имеет центральный и системообразующий характер: военной
силе, политическим и военным союзам, институтам, состоянию экономики и всем
остальным сторонам национального могущества США придается исключительное
значение как центру нового универсума, как главной оси мироздания.
Отсюда делаем соответствующие выводы.
Во-первых, об основах стабильности современной системы и ее жизнеобеспечении:
ее жизнеспособность и деятельность объявляются производными от состояния
американских ресурсов, политической воли и интеллекта. Разумеется, это прежде
всего означает усиление степени ответственности США и их политического
механизма.
Во-вторых, выводы из концепции "единственной
сверхдержавы" определяют также объем и содержание функций этой державы в
современном мире и ответных обязанностей этого мира перед ней. На США и их
союзников возлагается ответственность за поддержание общей международной
стабильности, в связи с чем возник глубокий кризис в отношении Вашингтона к
ООН. Если раньше, в условиях многополярного мира после окончания второй мировой
войны, когда существовали пять приблизительно равных великих держав (СССР, США,
Великобритания, Франция и Китай), или даже в условиях двуполярного мира, когда
из числа великих держав выделились две сверхдержавы (СССР и США), ООН могла
выступать в качестве дополнительного механизма к двусторонним механизмам согласования
их интересов, то в условиях однополярного мира ситуация меняется: нет нужды
согласовывать с кем бы то ни было свои интересы, а следовательно, не нужен и
механизм Совета Безопасности ООН.
В-третьих, в рамках этой концепции стали меняться, и довольно
радикально, отношение к использованию силы в международных отношениях и
готовность ее использовать. Исчез вынужденный контроль над собственными же
планами и амбициями, существовавший в годы холодной войны в связи с опасностью
противодействия другой стороны или эскалацией цены применения силы до
неприемлемого уровня. Окрепло представление о своих возможностях как о
стержневом механизме поддержания международной безопасности, права и ценностей
с помощью авиационно-ракетных ударов, десантов спецназа и поставок вооружений.
В противовес временам холодной войны, оказалось, что применение силы не просто
оправданно, но и целесообразно, а также полезно, - естественно, силы
американской против не-американцев, а не наоборот. "Наоборот"
по-прежнему осуждалось как "отсталость" и "варварство", как
нарушение "международных норм и стандартов".
В-четвертых, концепция "США - единственная
сверхдержава" связана и с продолжением углубления раздела стран на друзей
и недругов Америки. Со времени начала холодной войны система взаимоотношений
США с другими государствами была довольно разнообразной: союзнические связи,
партнерство, дружественные, нейтральные отношения, холодность, безразличие,
враждебность. Но все это при известном, хотя и трудно усваиваемом принципе
уважения к суверенитету других, потому что всегда была еще одна страна, которая
могла утешить всех обиженных, не понятых и не принятых Вашингтоном, как это
случилось с Кубой, Северным Вьетнамом, Ираком, Ливией и т.д. После окончания
холодной войны ситуация упростилась: перед каждым из государств возник вопрос о
том, какие отношения строить с США - дружественные или нет? А "еще одной
страны", к которой в случае чего можно было бы обратиться за помощью, уже
нет в природе. Таким образом, мир становится все более одномерным" не проамериканским
или просоветским, а либо проамериканским, либо антиамериканским.
Помимо совершенно новых схем
построения "мира по-американски", что само по себе может означать его
сильнейшую дестабилизацию и даже повышение конфликтного потенциала.
При возникновении идеи однополярного
мира и "единственной оставшейся сверхдержавы" возникает совершенно
естественное и логичное ее продолжение в виде специфических схем мирового
порядка, его правил и норм, механизмов, движущих сил и контрольных средств. И с
этой точки зрения идея "единственной сверхдержавы" предполагает
возникновение своеобразного американоцентристского мира, в котором США будут и
задавать темп развития всей совокупности современных государств, и обеспечивать
его стабильность.
Таким образом, при оценке перспектив
новой международной системы, в которой США превращаются в своего рода глобальную
метрополию, возникают и вопросы, и сомнения, которые в практической политике
обретают форму антиамериканизма и недоверия к США, нежелания воспринимать их
лидерство. Джонстон Дуглас в своей статье “Почему Америка должна служить
мировым лидером” тоже говорит об этом: “На микроуровне мы потребовали …, чтобы
грузинский дипломат был судим по уголовному законодательству США, но вместе с
тем настаиваем, чтобы американские дипломаты обладали иммунитетом,
предохраняющим их от такого же требования за рубежом. … Парагвайский гражданин
был приговорен в США к смертной казни, и его даже не уведомили перед этим о
своем праве проконсультироваться с представителем своего правительства; при
этом мы сами настаиваем на предоставлении такого права каждому американскому
гражданину, задержанному в других странах. Со временем такое эгоцентрическое
поведение неизбежно подорвет международное доверие к США и их моральный
авторитет.”
При этом однозначно забывается, что
США – крупнейший экспортер мира, в большей степени зависящий от экспорта, чем,
скажем, Япония, что заграничные филиалы американских компаний владеют
преобладающей долей мирового экспорта, в сравнении с компаниями на американской
земле, что четверть ВВП США зависит от мировой экономики.
Глобализация – “палка о двух концах”,
но в Америке этого пока еще не оценили.
|