On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

7. Взаимосвязь факторов производства и их влияние на спрос

Любое производство может осуществляться только с по­мощью определенной совокупности взаимосвязанных фак­торов, будь то земля, труд, капитал и т.п. Поэтому, как правило, только в абстракции можно представить изолиро­ванный фактор производства, даже если таким фактором является труд. В реальном производстве все факторы взаи­модействуют друг с другом. Может случиться даже, что ес­ли в некоторых технологических процессах увеличить дей­ствие одного фактора, то не только никакого дополнитель­ного, предельного продукта, но и вообще никакой продук­ции не получится. Допустим, для производства товара тре­буется небольшое количество серебра. Ясно, что его невоз­можно заменить не только дополнительным трудом, но и другими вещественными факторами, в частности замените­лями серебра, ибо они не соответствуют требованиям тех­нологии. Такого рода примеров, когда один фактор нельзя заместить другим, либо когда увеличение одного фактора ослабляет действие другого, можно привести немало. На этом основании неоклассическая теория производства, ос­нованная на производственной функции и концепции пре­дельного продукта, нередко подвергается довольно аргумен­тированной критике. Ведь факторы производства не могут не влиять друг на друга и, как правило, именно в результа­те такого взаимодействия усиливают друг друга, когда ком­бинируются в надлежащей пропорции. Поэтому только надлежащее их сочетание в определенном соотношении может обеспечить выпуск дополнительного продукта.

Тем не менее, с учетом сделанных оговорок, принципы неоклассического подхода к экономической организации производства оказываются весьма полезными на практике. Во многих случаях оказывается возможным подобрать такое сочетание факторов путем ряда проб и экспериментов, ко­гда выпуск предельного продукта увеличивается, а издерж­ки соответственно уменьшаются. Убедившись в неудовле­творительности существующего сочетания факторов, можно перейти к принципиально новому их сочетанию и в конце концов добиться успеха. Во всяком случае, никогда не сле­дует забывать, что абстрактный подход к экономическим процессам, в том числе и изолированное рассмотрение факторов производства, допустимы лишь в определенных условиях и границах. Поэтому такой подход не исключает, а, скорее, предполагает более полное и всестороннее рас­смотрение взаимосвязи и взаимодействия данного фактора производства с другими, необходимыми для выпуска про­дукции с наименьшими издержками.

Второй момент, на который хотелось бы обратить вни­мание, заключается в том, что до сих пор мы предполагали, что спрос и предложение на факторы производства осуще­ствляются на рынке со свободной конкуренцией. Такое предположение также упрощает реальную ситуацию на рынке современном, где значительную роль играют моно­полии и олигополии разного рода. В этих условиях невоз­можно продать всю произведенную продукцию по устано­вившейся цене, поскольку реализация предельного, или дополнительного, продукта заставляет продавцов снижать цены. А снижение цен неминуемо приводит к уменьшению спроса на факторы производства. Таким образом, в услови­ях несовершенной конкуренции предприятия и фирмы вы­нуждены в меньшей степени использовать факторы произ­водства, что в конечном счете ведет к снижению производ­ства товаров в целом. Это, следовательно, еще раз свиде­тельствует о негативном воздействии монополий на эконо­мику. Поскольку, однако, существование монополий есть свершившийся факт, то с этим приходится считаться, учи­тывать их влияние на рынок и, по возможности, уменьшать негативное воздействие с помощью соответствующей госу­дарственной политики.

В заключение контрольной работы рассмотрим вопрос о взаимосвязи спроса на товары и на факторы производства. Очевидно, что покупая тот или иной товар, потребитель тем самым удовлетворяет свою потребность в нем, ибо всякий товар обладает потре­бительной стоимостью. Потребность людей в определенном товаре выступает в виде совокупного спроса на рынке. Именно таким спросом и руководствуется производитель товара, когда покупает необходимые для его производства факторы производства. В результате этого потребительский спрос оказывается связанным с производственным спро­сом, т.е. спросом на необходимые факторы производства товара.

В указанной взаимосвязи спроса потребительского и про­изводственного рыночный спрос покупателей является детер­минирующим, определяющим спрос на факторы производст­ва. Вот почему экономисты часто называют спрос на факторы производства производным спросом. Действительно, такой спрос является вторичным, производным от первичного, ис­ходного, основного потребительского спроса.

С точки зрения неоклассической теории доход, полу­ченный от производительной деятельности, люди распреде­ляют между различными товарами и услугами, которые они могут приобрести на рынке. Распределение согласно маржинальному, или предельному, анализу происходит так, чтобы получить одинаковое удовлетворение от последней единицы затрат на любой необходимый товар. Воля поку­пателей выражается в спросе, который и передается произ­водителю. Мотивация производителя, указывает американ­ский экономист Д.Гэлбрейт (р. 1908), происходит исключи­тельно за счет перспективы получения прибыли, которую он стремится максимизировать за неопределенный период'. На первый взгляд, создается впечатление, что современный рынок представляет собой демократическую экономиче­скую систему, ибо он основывается на воле отдельных, свободных потребителей, которые своими голосами решают вопрос о производстве тех или иных товаров. Однако такое впечатление сразу рассеивается, если мы учтем, что доходы людей далеко не одинаковы, а ведь от них в конечном сче­те зависит платежеспособный спрос. Существование моно­полий еще больше искажает картину, поскольку они путем повышения цен на товары значительно снижают спрос.

Назад       Главная       Вперёд