Кулешов А.М.
Главные свершения Т. Лотрека в
искусстве рекламы - это расширение сферы
эстетического и гуманистического, новое
понимание человечности через афиши,
плакаты и т. д.. Его рекламное искусство
представляет собой очередной акт
самопознания и самоосознания человека в
мире стремительно меняющихся социальных и
нравственных ценностей, в мире, теряющем
привычные ориентиры-как духовные, так и
пространственно-временные. В его
произведениях отражается извечная
проблематика искусства: человек и мир,
человек и общество, но отражается таким
образом, что заставляет говорить о нем как о
мастере принципиально новой генерации,
сумевшем выразить не только свое сугубо
личное восприятие явлений современности,
но и трагично-смутные предощущения
будущего.
Тулуз-Лотрек принадлежал к
блестящей плеяде художников-постимпрессионистов,
определивших судьбы европейского
искусства XX века. Это были П. Сезанн, В. Ван
Гог, Гоген. Но параллельно с ними творили и
другие мастера, значительные и полузабытые.
Нельзя понять своеобразие Лотрека вне
общекультурного контекста.
В последние десятилетия XIX века
художественная жизнь Франции являла собой
весьма пеструю картину. Медленно,
постепенно ослабевали позиции
официального салонно-академического
искусства. Продолжали успешно работать
импрессионисты - именно с них на рубеже 60-70-х
годов началось радикальное обновление
искусства. В 80-е годы заявил о себе
неоимпрессионизм (Ж. Сера, П. Синьяк). Чуть
позже сформировалась группа «Наби» (П.
Серюзье, Э. Бернар, М. Дени, П. Боннар и др.),
связанная с символизмом. Все больше распространялся
«арнуво» («стиль модерн» по принятой у нас
терминологии) - особенно в плакате,
декоративном искусстве. Значительную роль
в повседневной жизни играли в ту пору
камерные, «прикладные» разновидности
графики: оформление книг, сборников песен,
нот-и, наконец, «изобразительная
журналистика» - неотъемлемый элемент
прессы тех лет, отражавшей динамичный,
беспокойный ритм общественного бытия.
Разумеется, многие из этих
течений, направлений, групп, сфер
рекламного и художественного творчества
при внешней, да порой и программной
несхожести обнаруживали все же известные
точки соприкосновения. На разных уровнях
прослеживаются не только общие стилевые
моменты, но и новые подходы к произведению
искусства, и в первую очередь к живописи и
графике. Так, например, начинает
складываться понимание картины не как «окна
в мир», а как предмета, обладающего собственной
вещественной значимостью. При этом
происходит эстетизация и автономизация
выразительных средств - цвета, линии; не
подчиняясь больше задаче жизнеподобного
воспроизведения натуры, они обретают
самоценность, подчас декоративную красоту.
Утверждается право художника на свободную
трансформацию видимого мира ради
воплощения его индивидуальных
представлений о действительности, неких
сущностных моментов, жажды обрести
пластическую адекватность одолевающим
его чувствам.
Самые общие и самые отчетливые
стилевые изменения сказываются в ту пору в
усилении плоскостности изображения,
динамизации пространственных соотношений,
резкой активизации линейно-ритмического
начала и эмоциональной силы цвета.
Все это имеет самое прямое
отношение к Тулуз-Лотреку - как к основным
стилевым закономерностям его работ, так и к
их содержанию. Лотрек был независим в
своих пристрастиях, но многими нитями
связан с большим и «малым» искусством
своего времени, с его «одинокими вершинами»
- Ван Гогом, Сезанном, Гогеном и массовым
искусством улиц - однодневными, обиходными
произведениями.
Лотрек, может быть, единственный
из крупных мастеров конца века, сумевших
органично сплавить в своем творчестве
масштабность общечеловеческой,
общемировой проблематики с
непосредственной отзывчивостью на частные,
мелкие события будней. Он был наиболее
универсальным мастером, создавшим шедевры
в разных видах искусства: живописи,
печатной графике, плакате-и обогатившим их
выразительные возможности. Он воплотил в
них единый мир, но с разными эмоциональными
оттенками, интонациями, идя от
описательности к лаконичности формулы и
наоборот или же от интимной приглушенности
- к нарочитой броскости.
Лотрек не был столь решительным
реформатором всей системы изобразительно-выразительных
средств искусства, как отказавшиеся от
принципов внешне жизнеподобного
воспроизведения действительности Сезанн,
Ван Гог или Гоген. И объясняется это прежде
всего тем, что на протяжении всей своей
короткой жизни он был искренне привязан к
непосредственно наблюдаемой натуре,
упивался бесконечным богатством
ежеминутно даруемых ею зрительных
впечатлений. Аналитик и исследователь
окружавшего его мира, он угадывал в частном
проявление всеобщего и, утрируя сугубо
индивидуальное, добивался сжатости
высказывания. И если аналитический дар
сближал его с импрессионистами, то
способность мгновенного синтеза,
трансформации внезапно, казалось бы,
выхваченного «куска» жизни в обладающий
внутренней цельностью автономный мир
картины делала его уже представителем
иного поколения.
В рекламных видах искусства эти
способности Лотрека раскрывались по-разному.
Но в основе всего лежал его исключительный
талант рисовальщика. Трудно найти другого
такого художника, который обладал бы столь
блистательным даром моментально
улавливать движение в его отдельных фазах
и в развитии, передавать живость мимики,
характерное или случайное выражение лица.
Кажется порой, что в скорости реакции рука
опережает глаз художника, фиксируя стремительные
переходы, перемены в состоянии натуры.
Лотрека можно считать подлинным виртуозом
рекламного ракурсного рисования - особо
трудного для художников, и такая
виртуозность была, несомненно, результатом
поразительной профессиональной
тренированности руки и глаза, непрерывного,
практически никогда не прекращавшегося
визуального познания натуры с карандашом
или пером в руке.
Лотрек - непревзойденный мастер
прежде всего рекламного линейного рисунка;
и линия его предельно красноречива - то
задиристая и острая, твердая и ломкая, то
мягкая, изгибистая, нервно спутанная или
тающая, одновременно отражающая в широком
диапазоне свойства натуры и ее эмоциональное
восприятие художником.
И если способность к
динамическому линейному рисунку проявилась
у Лотрека еще в детские годы, то чувство
цвета развилось у него позже, и в этом плане
безусловно сыграл свою раскрепощающую роль
импрессионизм. Лотрек в полной мере овладел
выразительными возможностями цвета, и
рекламная живопись его не менее
оригинальна, чем графика. Своеобразие его
живописного стиля - в синтезе линейного
рисунка и цвета. Лотрек пишет легкими,
длинными мазками, цветными, будто
шевелящимися штрихами, то «обегающими»
форму экспрессивным контуром, то
распадающимися на мелкие пятнышки, так что
возникает впечатление дематериализации
объема и вибрации поверхности плаката или
афиши. Достигаются подобные эффекты самой
техникой живописи. Лотрек обычно работал
сильно разбавленными масляными красками,
обретающими чуть ли не консистенцию гуаши.
Отсюда свобода и быстрота движения кисти,
стремительный темп «танцующих» линий-мазков,
тонкий красочный слой, через который часто
просвечивает цвет основы. Непринужденно
переходил он в рамках одного произведения
от графической четкости к колористической
сложности, от дробности к обобщенности.
Непосредственное сопоставление
стиля, манеры изображения и смысла может
быть слишком прямолинейным, но все же
трудно удержаться от соблазна отметить то
обстоятельство, что сочетание отчетливой
натурной определенности воссоздаваемых
сцен и персонажей с одновременно
происходящим в живописи Лотрека
растворением материальной плоти всего
сущего сообщает миру его афиш нечто мнимо-реальное,
а порой и ирреальное. Достоверность
оказывается обманчивой, жизнь - эфемерной...
Стиль невольно отражает скрытую философию
отношения к действительности. Пробуждается
чувство, что запечатленный Лотреком мир
увеселений не столько опьяняет, сколько
разочаровывает. Прекрасное сливается с
безобразным, безобразное оборачивается
истинно человечным... Но все относительно,
все преходяще в этом мире. И, пожалуй, именно
в создании рекламных произведений становятся
ощутимыми такие настроения.
Цвет в этом плане играет огромную
роль. Художник воспринимал его как в
необычайном богатстве тончайших,
изысканных оттенков, так и в диссонирующей
броскости контрастов («В „Мулен Руж"»),
порожденных обычно эффектами искусственного
света. Дневному свету он предпочитал
искусственный - газовое освещение,
своеобразные эстетические возможности
которого открыл до него Дега. Холодный, но
резкий голубовато-зеленый свет заливает
многие рекламные рисунки Лотрека,
преображая, а иногда и «съедая» живые
краски натуры, превращая лица в маски. Его
воздействие усиливает неестественность
зрелища, но в то же время сообщает ему
болезненную притягательность, внутреннюю
возбужденность.
Драматично-терпким бывает у
Лотрека столкновение едких, ядовитых
пятен с более светлыми и прохладными или же
контраст ярких пятен чистого цвета,
вспыхивающих на темном фоне. Цвет для
Лотрека - это своего рода драгоценная
субстанция, источник некоей автономной,
чаще всего не связанной с сюжетом красоты, в
каких-то случаях внешне облагораживающей
сюжет.
Завоевывающая себе
самостоятельность жизнь формальных элементов,
открываясь восприятию зрителя, постепенно
становится компонентом образного
содержания произведения. Такое содержание
оказывается шире и глубже лежащей в его
основе фабулы, богаче в смысловых оттенках.
С искусством великих
постимпрессионистов у Лотрека была и иного
рода связь - пусть неявная, хотя и
принципиальная с точки зрения смутно
намечающегося перелома в мироощущении
эпохи. В постимпрессионизме происходит
некое психологическое раздвижение рамок
бытия, генерализация запечатленного
явления. Зарождается новое ощущение
расширения пространственно-временных
координат мира, исходящее уже не из
эмпирического опыта повседневного существования.
Действительность как поле рекламной
человеческой жизнедеятельности
воспринимается лишь как часть универсума, в
котором властвуют могучие, не
подчиняющиеся человеку и вне человека функционирующие
силы. В творимом художником образе того или
иного рекламного произведения отражается
это чувство своеобразной глобальности
сущего, при котором ритмы реального,
привычного бытия отдельной личности
отступают перед более общими и властными
ритмами большого мира.
Напряженно-натужное ощущение
вызывают работы, выполненные в «синтезирующих»
видах искусства - в живописи и особенно в
плакате. Станковая графика: рисунки и серии
литографий - являет движение в его полноте -
переходности и сиюминутности. Такие листы
схожи с кинокадрами, фиксирующими процесс
в его динамичном развитии. Так, в сериях
литографий они следуют один за другим,
сменяя друг друга и воссоздавая живой
многоаспектный облик модели в
переменчивости моментов.
Если оценивать искусство Лотрека
в его многосторонних связях с временем, то
следует бы особо остановиться на такой
значительной области его творчества, как
искусство плаката, в развитии которого он
сыграл решающую роль. Собственно,
создателем многокрасочной, исполненной
литографским способом изобразительной
афиши стал в 1860-е годы Жюль Шере. С самого
своего возникновения афиши должны были
выполнять не столько рекламную, сколько
декоративную функцию, украшая
многочисленные заборы, которые возникли в
перестраивавшейся по проекту архитектора
Османна французской столице. Они должны
были привлекать взгляд издалека,
моментально приковывать к себе внимание.
Плакаты Шере, с их кокетливостью, открыли
возможность выхода художественного
творчества на улицу, к широчайшей публике и
стимулировали тем самым творчество других
мастеров; наиболее ярким из них стал Лотрек.
Переняв технологические
усовершенствования, осуществленные Шере в
области литографии, Лотрек создал свой
стиль - броский, строящийся на эффекте
внезапности: на неожиданности
сопоставлений предельно обобщенных
плоских силуэтов, изящных и грубых форм.
Визуально резкими были и контрастные
скачки в масштабных соотношениях,
ритмический рисунок, непривычная
фрагментарность композиции. Экспрессия
четких контуров - то круглящихся, то
напряженно-угловатых - сочеталась с
остротой цветовых сочетаний.
Нередко эти плакаты связывают со
стилем «ар нуво», но такая связь
сомнительна. Слишком много внутренней
энергии, монументальной силы было в афишах
Лотрека. Очевидна разница и чисто стилистическая,
ведь основной признак стиля «ар нуво» -
мягко текучая, уподобленная движению
органических форм извилистая линия, сплетающаяся
в прихотливые орнаменты. Даже в лучших
произведениях «ар нуво» есть нечто
эстетски-изысканное, что всегда вызывало у
Лотрека ироническую реакцию.
РЕКЛАМНЫЕ РАБОТЫ ЛОТРЕКА:
В ЦИРКЕ ФЕРНАНДО: НАЕЗДНИЦА.
1888Холст, масло, 100,3х161,5 Чикаго.
Художественный институт.
В«МУЛЕН-ДЕ-ЛА-ГАЛЕТТ». 1889
Холст, масло, 88,9х101,3 Чикаго.
Художественный институт.
АФИША «МУЛЕН РУЖ». ЛА ГУЛЮ. 1891
195х122.
В «МУЛЕН РУЖ». 1892 Холст, масло,
123х140,5 Чикаго. Художественный институт.
АФИША «КОРОЛЕВА РАДОСТИ». 1892
130х89,5.
АФИША «„АМБАССАДЕР". АРИСТИД
БРЮАН». 1892 150х100.
АФИША «ДИВАН ЖАПОНЕ» («Японский
диван»). 1892-1893 75,5х59,5.
АФИША «ДЖЕЙН АВРИЛЬ». 1893 130х95.
АФИША «АРИСТИД БРЮАН В СВОЕМ
КАБАРЕ». 1893 127х92,5.
АФИША «ФОТОГРАФ СЕСКО». 1890 60х80.
АФИША «У ПОДНОЖЬЯ ЭШАФОТА».
1893 86х62.
АФИША «МЭИ МИЛТОН». 1895 78,5х59,7.
АФИША «РЕВЮ БЛАНШ». 1895 130х95.
АФИША «ПАССАЖИРКА ИЗ 54-й». 1896
59х39,7.
АФИША «ТРУППА МАДЕМУАЗЕЛЬ
ЭГЛАНТИН». 1896 61,5х80.
АФИША «ЦЕПЬ СИМПСОНА». 1896 86х128.
|