Исходным моментом является
соответствие между личностными элементами
на социальном уровне и национальными на
международном уровне и соответствие
межличностного и международного
взаимодействий. «Взаимодействие»
определяется как деятельность, которая
направлена не только на анализ, например,
поведения каких-либо объектов, но и на
изучение неписаных законов, установленных
этими объектами для самих себя
Каким же образом люди
взаимодействуют друг с другом? Ответить на
этот вопрос можно по-разному. Прежде всего,
имеют место государственные виды взаимодействия,
при которых лидеры представительной власти
(глава государства, глава правительства,
министр иностранных дел и уполномоченные
ими представители) являются объектами
взаимодействия, имеющего национальный
характер.
Однако международное
взаимодействие не ограничивается
интеракцией указанных элементов. Если
получится так, как того требуют некоторые
редукционисты, проблема изоморфизма
сведется к простому изучению взаимодействующих
элементов политической верхушки, которая
связана с международными отношениями; это
было бы отраслью еще одной отрасли общей
теории малых групп, имеющей отношение к
взаимодействию политиков, являющих собой
представительную власть. Мы будем защищать
позицию, которая считает более важным
изучение международного взаимодействия,
нежели взаимодействия между
представителями верхушки общества.
По существу, можно выделить три
типа взаимодействия. Прежде всего
взаимодействие, которое помогает
устанавливать формальные статусы, оно
встречается наиболее часто. Далее следует
взаимодействие, выходящее за рамки
формальных статусов. Последний тип
представляет собой частично
смоделированное взаимодействие, которое не
генерализировано, а связано с отдельными
людьми, и частично несистематизированное и
неннститу-ционализированное
взаимодействие. Поскольку обе части
последнего' типа связаны с деятельностью
отдельных людей, мы можем рассматривать
этот тип как межличностное взаимодействие,
которое противоположно межгрупповому.
Решающим является следующее: необходимо
знать, что остается постоянным при замене
людей в группе, а что зависит от поведения
отдельных людей. Группа, достигшая
определенного уровня структурного
развития, сохраняет стабильное состояние
даже в случае значительной реорганизации,
тогда как группа, находящаяся на
первоначальной стадии формирования, весьма
болезненно воспринимает какие бы то ни было
изменения.
Любой министр иностранных дел, в
добавление к его личным качествам и
положению в среде коллег, также является
визитной карточкой государства. Это
означает, что в малых группах, состоящих из
министров иностранных дел, мы можем
постулировать существование четырех
взаимодействующих систем: (1) система, в
которой каждый представитель избран
народом: (2) формальная система с такими
статусами, как «президент», «председатель»
и т.д.: (3) неформальная система, включающая
такие категории, как «компетентный человек»,
«ярко выраженный лидер» и т.д.: (4) система
личностей; главным образом, это остаточная
и идиосинкратическая категория. В
качестве дополнения выступает система
личностного взаимодействия, но поскольку
оно не смоделировано, то не может
сформировать систему. Деятельность каждого
представителя перечисленных моделей можно
обозначить с помощью четырех компонентов:
национального, формального, неформального
и личностного; т. е. b=n+f+i+p
Кроме наших ограниченных знаний
о личностных типах общественных деятелей,
обширный материал по N и F компонентам дают
служебные документы, а по 1 и Р компонентам -
научные работы, биографический материал,
мемуары и т. д. Таким образом, теория
международных отношений часто находится в
намного лучших условиях, чем социология,
потому что этой теории доступны более
обширный материал по предмету исследования,
качественная информация.
Из общей теории социологии
многое известно о социальных структурах,
которые состоят больше чем из одной
системы Например, если в группе имеет место
значительное классовое неравновесие или
ранговая несовместимость, неизбежно
возникнут трудности. Это произойдет в том
случае, когда положение министров иностранных
дел в отношении власти или престижа их
государств не согласуется с местом, которое
они занимают в формальной или
неформальной структуре, первая из которых
часто используется как система классового
уравновешивания: министру иностранных дел
даются более широкие возможности в
привлечении сторонников во время предвыборной
кампании, а затем имеет место ротационная
схема, функции которой - представлять
образцы классовой несовместимости. Важнее
случай, когда министр иностранных дел
небольшого государства обладает ха-рмматическим
даром и способностью влиять на людей в
неформальной системе, а министр
иностранных дел крупной державы испытывает
недостаток и в том, и в другом. Здесь
возможны следующие варианты взаимодействия:
(а) министр иностранных дел небольшого государства
будет скрывать свои возможности, чтобы избежать
конкуренции; (б) они будут избегать друг
друга, (в) они будут ненавидеть друг друга до
такой степени, что их ненавиеть может иметь
международные последствия; (г) другие
министры иностранных дел небольших государств
будут на стороне министра, представляющего
крупную державу, до тех пор, пока классовое
соответствие не будет опять установлено..
При полном соответствии (изоморфизме)
работа системы высоко прогнозируема, но
система характеризуется необычайной
жесткостью в функционировании. При полном
отсутствии изоморфизма взаимодействие
социальных структур невозможно, а при
частичном его проявлении имеет место
движение к изменению и согласованности
действий между элементами системы,
возможно, между N и F компонентами в процессе
поляризации, притом, что они выполняют
главную функцию: и между N и F в процессе
деполяризации. Короче говоря,
обнаруживается проблема взаимопонимания
между системами.
Теперь можно представить, что
теория международных отношений зиждется на
четырех позициях, зависящих от того, какому
компоненту в уравнении -B=N+F+ 1 + Р - придается
большее значение. Индивидуальный подход
- личностному элементу взаимодействия, неформальный
подход - соответственно неформальному элементу,
формальный, в свою очередь, формальному
и, наконец, структурный подход -
национальному компоненту.
Типичным примером
одновременного использования личностного
и структурного подходов является тот самый
тезис о важности классового равновесия в
системах и изоморфизм в случае с конфликтом.
Развитию изоморфизма способствуют
социализация и интернализация норм
конфликтного поведения, а развитие тезиса о
важности классового равновесия
обусловлено стремлением крупных держав не
только к большей власти, но и к тому, чтобы
иметь более подготовленных людей, из числа
которых будут подбираться кандидаты на
важные государственные должности; поэтому
велика вероятность большой зависимости
между статусом государства и талантом его
министра иностранных дел.
Между структурным подходом и
общепринятым положением, согласно
которому государства как таковые ничем не
управляют, нет противоречия, нет его и между
определением социологии как науки о
взаимоотношениях людей и определением
социологии как науки, имеющей дело с
инвариантами а социальной структуре при
замене индивидов. Структурный подход
изучает поведение представителей
государств (во время их встреч на международном
уровне); это делается для того, чтобы
смоделировать, например, какими должны
быть манеры поведения лидера государства
в ходе встреч с другими членами блока при
различных конфликтах.
Большое значение мы придаем двум
понятиям международного взаимодействия:
конкретному (взаимодействие
представителей с помощью трех способов,
упоминавшихся выше) и абстрактному (взаимодействие
государств как таковых). Последнее -часто
отражается в сообщениях типа: «Государство
Х проголосовало против, а государство Y за».
Такого рода сообщения вряд ли вводят в
заблуждение лидеров группы или создают определенное
настроение. Нет необходимости ссылаться на
аспекты поведения министров
иностранных дел; нужно рассматривать
международное взаимодействие как таковое.
Итак, социология относится к
международным отношениям так, как наука о
конкретном взаимодействии между
представителями различных государств во
время их встреч друг с другом - к
абстрактной концепции национального
взаимодействия. Для первого не требуется
понятие изоморфизма, необходимы социология
в сочетании с психологией, чтобы обрести
способность проникновения в
мотивационные структуры и т.д., в каждом
отдельном случае; и плюс политология,
необходимая для понимания четкого значения
выражения «статус представителя» в каждом
отдельном случае. Что касается моделирующего
подхода, для него необходим изоморфизм.
|