On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Новые российские классификаторы и стандарт СНС

Всероссийское совещание статистиков в середине ноября 1995 г, подвело основные итоги первого этапа реформирования российской статистики по Государственной программе перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики. В числе важнейших итогов этого этапа Совещание отметило создание основ Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК), в которой основополагающая роль отводится классификаторам. Такие классификаторы объединяют разрабатываемые статистические показатели в единый комплекс, взаимоувязанный с системой сводных социально-экономических показателей национального счетоводства ~ СНС»*. Система этих классификаторов методологически образует базу дальнейшего развития Информационно-вычислительной системы статистики в стране и ее связей с социально-экономической информацией всего мирового сообщества,

Государственная статистика России имеет известный опыт доработки системы базовых сводных социально-экономических показателей и их классификаций бывшего СССР с учетом международных рекомендаций. Однако работа в этом направлении велась преимущественно в части решения проблем совместимости и увязки группировок показателей Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) с Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов деятельности (МСОК, версия-З) и европейским Классификатором всех видов экономической деятельности (КДЕС). Разработанные к настоящему времени другие общероссийские классификаторы основываются на соответствующих действующих международных классификациях (стандартные рекомендации валют, стран и территорий, единиц измерения и Другие).

Новой проблемой для российской статистики является разработка системы классификаторов для показателей экономических активов СНС. Такие показатели необходимы для характеристики сводных результатов накопления капитала и его использования при текущих операциях как в секторах хозяйства страны, так и за рубежом и соответствующего балансирования "запасов" и "потоков" таких активов с пассивами (обязательствами) каждого сектора хозяйства.

Внедрение с 1996 г. утвержденного Госкомстатом и Госстандартом России общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ-ОК 013-96) положило начало для упорядочения системы показателей) характеризующих "национальный капитал" или национальное богатст

во страны применительно к международным стандартам показателей СНС-93. В дополнение к указанному выше готовятся также проекты общероссийских классификаторов финансовых активов (ОКФА) непроизведенных активов (ОКНА) и ценностей (ОКЦ); разрабатывается проект классификатора запасов (ОКЗ). Желательно разработать и единый классификатор "нефинансовых активов" (ОКНФА), составными частями которого может стать дополнительный классификатор "произведенных активов" (ОКПА). Тем самым будет завершена система классификаторов показателей национального богатства по видам экономических активов в соответствии со стандартом показателей экономических активов СНС и завершено построение классификационного "дерева" показателей таких активов, без которого невозможно агрегировать соответствующую информацию на разных уровнях и собирать ее в итоговые оценки сационального богатства как такового.

Внедрение в повседневную практику ОКНФА, ОКОФ и ОКФА, а затем и классификаторов ОКПА, ОКНА, ОКЦ и ОКЗ позволит упорядочить соответствующие группировки объектов статистического наблюдения не только у предприятий и организаций субъектов Федерации и всей России, но и сравнивать их с аналогичными показателями других стран на единых классификационных принципах.

Однако создаваемая в настоящее время система общероссийских классификаторов имеет пока определенные проблемы в уровнях агрегирования и подчиненности типов активов.

Вполне очевидно, что экономические активы в СНС образованы в единую систему взаимоувязанных классификаторов показателей, составляющих национальный капитал - национальное богатство с четким иерархическим подчинением уровней агрегирования соответствующих данных. Однако в этой классификации, как считают отдельные специалисты, непоследовательно решена проблема агрегирования "нематериальных активов", которые разделены в "разных ветвях дерева" - в произведенных и в непроизведенных активах. Но она легко решается объединением таких показателей при сохранении действующих классификационных принципов.

Экономические активы в общероссийских классификаторах на таких уровнях агрегирования показателей не имеют ряда логических звеньев системы. Во-первых, отсутствует обобщающий классификатор "нефинансовых активов", который призван свести итоги агрегирования произведенных и непроизведенных экономических активов. Во-вторых, отсутствует обобщающий классификатор всех произведенных активов, хотя на более низком уровне уже введен ОКОФ, а также разрабатываются проекты классификаторов запасов и ценностей.

Более низкие уровни агрегирования основных фондов по разработанному и введенному с 1996 г. классификатору практически соответствуют группировкам международных рекомендаций ООН.

Таким образом, в уровнях агрегирования статистической информации России можно отметить определенные различия и несоответствия с международными рекомендациями СНС, что препятствует ее автоматизированной разработке. Это в свою очередь не позволяет выводить сводные экономические показатели элементов национального богатства, особенно по программам предоставления соответствующих показателей в Статистический отдел Секретариата ООН для международных статистических публикаций.

Такую схему, естественно, можно и дальше детализировать на более низких уровнях агрегирования в зависимости от наличия соответствующей информации.

В общероссийских классификаторах используются девятиразрядные цифровые коды для образования необходимых группировок показателей преимущественно по признакам назначения объекта кодирования. Причем группировки объектов строятся по иерархическому методу образования систем таких показателей.

Как правило, высшим уровнем агрегирования в системе показателей является раздел. За ним идут подразделы, характеризующие следующий уровень деления группировок объектов классификации. Дальнейшая детализация характеристик объектов классификации производится на уровне классов, которые в ряде случаев могут являться наименьшим значимым уровнем группировок объектов классификации. Тем не менее во многих классификаторах возможно выделить подклассы, для которых имеется информация с более детальными характеристиками объектов. Наконец, не исключается еще более детальный уровень классификаторов - вид групповых характеристик объектов без перехода к отдельным конкретным объектам статистического наблюдения.

Следует добавить, что при наличии соответствующей детальной информации в отдельных случаях к нижним уровням структуры классификаторов возможны дополнительные фасеты для дальнейшей детализации группировок объектов статистического наблюдения.

Такая структура уровней общероссийских классификаторов обеспечивает высокую степень их совместимости и сопоставимости с международными классификациями. Такие принципы классификации и кодов статистической информации облегчают и ее автоматизированную обработку. Но эти принципы кодирования информации посредством ЕСКК вызывают определенные проблемы увязки классификаторов России с принципами классификации и кодирования, которые используются в международных классификациях.

В международной практике статистической информации классификации строятся на принципах иерархической структуры всей системы разрабатываемых показателей. Для их кодирования получили распространение буквенно-цифровые коды, с помощью которых образуются "деревья" отраслевых систем показателей, взаимоувязанных в систему итоговых сводных показателей национального счетоводства.

В СНС-93 значения показателей накопления на начало года (периода) "собственного капитала" в секторах хозяйства и по стране в целом шифруются кодом В. 90. Эти показатели затем балансируются со значениями показателей текущих операций с капиталом также в секторах и по стране в целом, но шифруются уже кодом В. 10 ис их помощью балансируются значения показателей накопления капитала на конец года (периода), также шифруемые кодом В. 90. Таким образом в СНС наивысшая классификационная группировка экономических активов "собственного капитала" получает буквенный код В с дополнительными цифровыми кодами. В. 90 - для показателей его накопления и В. 10 - для показателей текущих операций с ним.

На более низких уровнях агрегирования значений показателей экономических активов используются другие шифры основных типов активов:

- нефинансовых (Nonfinancial Assets - сокращенный буквенный код которых AN, то есть "активы нефинансовые");

- финансовых (Financial Assets - сокращенный буквенный код AF - "активы финансовые").*

На более низких уровнях агрегирования значений показателей в дополнение к буквенным кодам через точку проставляются соответствующие цифровые коды, характеризующие уровни агрегирования имеющихся данных.

Общероссийский классификатор основных фондов ОК-013-96.

ОКОФ разработан Центром по экономическим классификациям и ВНИИКИ Госстандарта России. Остальные классификаторы подготовлены Управлением национальных счетов и экономических балансов Госкомстата России и Центром по экономическим классификациям. В ОКОФ кодирование предлагается начать с уровня Класса. Однако в этом общероссийском классификаторе не предусмотрена итоговая группа, без которой невозможно собрать систему обобщающих показателей экономических активов и определить место в их иерархическом дереве, как это предусмотрено в СНС и показано в Схеме 1. Такой важный недостаток разрабатываемой системы кодов можно устранить при дальнейшей работе с проектами классификаторов. Видимо, целесообразно использовать наиболее распространенный в ЕСКК девятиразрядный цифровой десятичный код. Этот код более всего подходит для стыковки кодов общероссийских классификаторов с классификацией СНС.

Взамен действовавшего до 1996 г. Общесоюзного классификатора основных фондов сейчас вводится ОКОФ, который значительно приближен к международному стандарту в этой области статистики. В ОКОФ, по сравнению с Общесоюзным классификатором, изменены важнейшие группировки основных фондов. Эта категория определяется как произведенные активы, которые используются неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Они состоят из материальных и нематериальных экономических активов, и группировки их классифицируются в основном по признакам назначения видов деятельности при использовании для производства товаров и услуг по сочетанию иерархического и фасетных принципов классификации.

В ОКОФ для обозначения группировок объектов статистического наблюдения использован девятиразрядный десятичный код, а в Общесоюзном применялся шестиразрядный, что важно учитывать при переходе от одного классификатора основных фондов к другому. Следует иметь в виду, что в ОКОФ между вторым и третьим знаками кода ставится точка - аналогичный принцип кодирования заложен и в кодах СНС, но в последних на месте первых двух знаков содержится буквенное обозначение принадлежности показателя к "нефинансовым активам".

В Общероссийском классификаторе основных фондов группировки объектов до уровня подклассов построены по иерархическому принципу, а на уровне видов используются фасеты - перечни показателей с привязкой их к нижнему уровню структуры классификатора - к подклассам. Раздел является высшим уровнем агрегирования, а подраздел делит объекты классификации по их значимости в экономике. Классы, подклассы и виды основных фондов обеспечивают разные уровни детализации объектов классификатора.

В ОКОФ можно выявить определенные сходства и различия в применяемых группировках элементов основных фондов по сравнению с такими элементами в классификации международной СНС.

Обращает на себя внимание, что принципиальные группы основных фондов в Общероссийском классификаторе совпадают с аналогичными группами основного капитала, выделяемыми в классификаторе СНС-93, это материальные и нематериальные основные фонды. Затем данные группы подразделяются на элементы, которые согласуются между собой. Но в отечественной практике классификации элементов основных фондов гораздо подробнее, чем это рекомендовано международным стандартом, но существенных расхождений нет, хотя можно выявить и некоторые различия.

В соответствии с принципами СНС в составе основных фондов России прежде всего начали выделяться основные фонды отраслей, производящих товары, а также отраслей, которые оказывают рыночные и нерыночные услуги. Помимо этого состав показателей основных фондов расширен за счет включения летательных аппаратов, исторических памятников, велосипедов и ряда других элементов, которые ранее российской статистикой не учитывались. В составе основных фондов к тому же начали учитываться жилые здания и сооружения, машины и оборудование, которые приобретены для военнослужащих или для военных целей, но используются таким же образом, как и для гражданских нужд. Такое положение является новшеством и для классификатора СНС-93 по сравнению с ранее действовавшей международной классификацией.

Дополнение состава группы "машины и оборудование" за счет включения незавершенных производством машин и оборудования с длительными сроками создания той их части, которая принята конечным пользователем и подтверждена актом приемки или купли-продажи, также необходимо учитывать для достижения сопоставимости показателей этого раздела. Кроме того, в классификаторе основных фондов России в группе "рабочий, продуктивный и племенной скот" не учитывается рыба и домашняя птица".

Состав новых показателей нематериальных основных фондов в ОКОФ практически не отличается от современной практики агрегирования одноименных показателей СНС, за исключением того, что наукоемкие промышленные технологии выделяются отдельной строкой, а не включаются в общий перечень элементов, входящих в определенную группу, как это принято в международной практике. В состав показателей основных фондов по новому классификатору не рекомендуется включать ряд материальных непроизведенных активов, права владения которыми не были и не могут быть установлены юридически - это земля, богатства недр, невыращиваемые биологические и водные ресурсы, экологические активы - моря, атмосфера и другие. В состав этих показателей не рекомендуется включать также затраты на существенное улучшение земли, которые нельзя физически отделить от самой земли, но они повышают ее стоимость. В то же самое время из стоимости земли рекомендуется исключать стоимость расположенных на ней зданий и сооружений, выращиваемых культур, деревьев и скота, наряду со стоимостью невыращиваемых биологических ресурсов, богатства недр и водных ресурсов.

Как видно из вышеизложенного, между новым Общероссийским классификатором основных фондов и международными рекомендациями не существует больших различий их элементов на разных уровнях за исключением отсутствия сводного обобщающего показателя всех основных фондов. Для обеспечения большей сопоставимости Общероссийского классификатора с СНС возможно составление таблицы "переходных ключей" от группировок ОКОФ к группировкам СНС, что в данном случае не представляет особой сложности и может служить алгоритмом пересчета соответствующих показателей. Это в свою очередь позволит упорядочить и стандартизировать статистическое отражение элементов основных фондов, их накопления и увязки с показателями текущих операций с основными фондами и с рекомендуемыми группировками в СНС.

Не меньший интерес для многих читателей представит проект другого Общероссийского классификатора - ОКФА, который является принципиально новым, аналога которому ранее в нашей стране не существовало. В классификаторе СНС отражен накопленный многолетний международный опыт группировок показателей финансовых активов, а также их увязки со сводными экономическими показателями. Для российских экономистов знание особенностей и использование этого классификатора на современном этапе перехода к рыночным отношениям и развития взаимных расчетов через банковскую систему чрезвычайно важно.

Рассмотрим основные классификационные группировки финансовых активов в СНС.Итоговая группировка этих активов образуется суммой итогов значений всех показателей. При сопоставлении состава статей каждого выделяемого финансового актива требуется выяснение и соответствие его стандартам СНС, а также соответствие и согласованность с другими активами. Это необходимо для применения ОКФА как внутри страны, так и на международном уровне.

Объектами группировок являются финансовые активы определенного вида, права владения которыми устанавливаются участниками гражданского оборота таких активов и от владения или использования которых в течение определенного периода времени их владельцы могут получать экономические выгоды. Определение финансовых активов аналогично их определению в СНС-93 лишь с тем исключением, что в последнем устанавливается возможность получения индивидуальных или коллективных прав владения, а институционные единицы в определении финансовых активов в российской практике названы участниками гражданского оборота. Однако финансовые активы в рассматриваемых классификаторах отличаются от прочих экономических активов, используемых в СНС, тем, что со стороны другого участника гражданского оборота одновременно существует параллельное обязательство перед другими участниками гражданского оборота, за исключением подкласса "монетарное золото и СПЗ"

Рекомендуемый ООН классификатор финансовых активов ограничивается регламентированием перечня подклассов, а дальнейшую детализацию этих активов осуществляют национальные статистические органы.

Состав показателя "займы" СНС-93

Займы AF.4

Краткосрочные AF.41

Долгосрочные AF.42

По определению показателя "займы" в обоих классификаторах в его состав включаются такие финансовые активы, которые создаются путем предоставления кредиторами ссуд непосредственно должникам и удостоверяются непередаваемыми документами на конкретное лицо, или в отношении которых кредитор не получает официальной ценной бумаги, удостоверяющей произведенную сделку. По классификатору СНС-93 займы рассматриваются как краткосрочные и как долгосрочные.

Все такие виды займов в классификаторе СНС-93 не выделены в отдельные подгруппы, а просто перечислены в составе группы "займы". Методологические пояснения к классификации СНС указывают на целесообразность проведения различий между ссудами, которые обеспечены закладными и другими займами. Такая рекомендация учтена при составлении ОКФА и в детализации группы выделены ссуды под залог, в том числе под залог ценных бумаг, ценностей, недвижимости и прочих видов залога. В статистике России принято разделение на краткосрочные займы и ценные бумаги с периодом погашения в один год и менее, и на долгосрочные с периодом погашения более года.

Рассмотренные нами материалы, характеризующие создание основ ЕСКК на первом этапе реформирования российской статистики, позволяют сформулировать ряд выводов в отношении общероссийских классификаторов экономических активов и их соответствия международным рекомендациям ООН. Такие классификаторы чрезвычайно важны для совершенствования не только ЕСКК и всей системы статистической информации, но и для расширения возможностей социально-экономического анализа тенденций использования экономической базы России, повышения эффективности ее функционирования и участия в мировой экономике.

Прежде всего, очевидно, что такие классификаторы до сих пор разрабатывались разрозненными узлами и поэтому необходимо их сведение в единую подсистему с четким разделением уровней агрегирования значений статистических показателей и единых принципов их кодирования для автоматизированной разработки статистической информации.

Во-вторых, назрела необходимость завершения разработки классификаторов недостающих звеньев и сведения их в определенную подсистему показателей всех экономических активов, для которой на последующих этапах реформирования статистики возможно предложить единый Общероссийский классификатор элементов национального богатства как особой части ЕСКК, принципиальная схема которого рекомендована Статистической комиссией ООН в 1993 г.

В-третьих, для такого классификатора элементов национального богатства имеются хорошие предпосылки рассмотренного нами классификатора ОКОФ, а также проектов классификаторов ОКФА, ОКНА и ОКЦ и других для сведения их в единую подсистему на основе единых классификационных принципов и кодов.

Назад       Главная       Вперёд