On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений

Характер противоречий. Огромный объем товаров и услуг, производимых ТНК в различных странах, создал основу для развития международного разделения труда. Разделение труда между странами и независимыми фирмами дополняется международным разделением труда внутри фирм. Такое разделение труда регулируется из одного центра. Единый производственный процесс расчленяется на операции, осуществляемые в различных странах. Частный продукт, производимый в той или иной стране, не имеет потребительской стоимости вне интернационально-организованного процесса производства. Использование интернационального обобществленного труда расширяет возможности для производства и присвоения сверхприбыли крупными корпорациями в индустриальных центрах прежде всего США, Западной Европе и Японии. ТНК как организационная форма функционирования крупного частного предприятия оказалась наиболее адекватной к современному характеру международного разделения труда, которая позволяет ей, с одной стороны, обеспечивать высокую экономическую эффективность, с другой - постоянно проявлять огромный потенциал приспособляемости к новым условиям и восприимчивости к инновациям. При этом все больший объем двусторонней торговли приходится на предприятия одних и тех же ТНК, расположенных в разных странах.

Деятельность ТНК вызывает резкую критику в связи с отрицательными последствиями индустриализации (загрязнение окружающей человека природной среды, рост диспропорций в доходах, насаждение сугубо потребительского отношения в маркетинге и т. д.). В 70-х годах отношение ученых и специалистов к ТНК было резко полярным: одни выступали как апологеты, другие - обосновывали разрушительную функцию ТНК. Сегодня стал преобладать более обоснованный взгляд на их деятельность, ТНК рассматриваются как неотъемлемый объективный элемент международных экономических отношений, имеющий большое позитивное начало, как результат развития процессов интеграции, переплетение хозяйственных связей. По мнению многих экономистов, ТНК являются идеальным "акселератом развития, предоставляя принимающим странам капиталы, технологию, опыт организации и управления производством в "пакете". В качестве примера такой "акселерации развития" приводится порою опыт Южной Кореи и Тайваня, которые успешно использовали ТНК для обеспечения высоких темпов экономического роста. При этом часто игнорируется то "сопутствующее" обстоятельство, что ТНК, по мере своего внедрения в экономику страны, часто ограничивает экономическую и политическую самостоятельность "принимающих" стран, ведут к обострению социальных проблем. Хотя бесспорно способствует и решению многих производственно-экономических вопросов, повышению эффективности и прибыльности, решению проблем управления, внедрения новых технологий и т. д. Тем не менее, правы авторы, утверждая, что "Теории интернационализации экономической деятельности имели тенденцию бросаться из одной крайности в другую, которая рассматривала ТНК как суперо-бъединение, освобожденное от территориальных корней и контроля государства, согласно которой считалось, что интернационализация является остаточным результатом торговой политики"^. Такие односторонние подходы, как видим, были характерны и для экономической теории, базирующейся собственно на классических рыночных отношениях и преодолеваются лишь по мере накопления опыта.

ТНК и транснационализация, капитала и производства. Как было показано, деятельность ТНК усилила взаимозависимость отдельных государств через переплетение их хозяйственных связей. Становится очевидным и то обстоятельство, что необходимо отказаться от традиционного подхода к анализу ТНК, рассматривая их как фактор сугубо деструктивного воздействия на национальную экономику и международные экономические отношения. Сегодня недостаточно говорить только о ТНК американо-канадского, японского или западноевропейского происхождения. Активно действуют турецкие, арабские, австралийские, тайваньские, южноко-рейские, бразильские, аргентинские и другие ТНК. По-видимому, скоро появится и российские, украинские, казахстанские ТНК.

Принципиально новым моментом в транснационализации капитала является расширение деятельности ТНК в сфере услуг. Произошли существенные сдвиги в инвестиционных потоках между развитыми странами. Отток капитала из Англии уже в первой половине 80-х годов превысил показатели оттока капитала из США. Быстро возросло значение Японии, превратившейся с конца 80 начала 90-х годов в крупнейшего инвестора капиталов в мире. Изменения, происходящие в мировом хозяйстве, с одной стороны, стимулируются самим ТНК, с другой - они изменяют и сами ТНК. В частности, в процесс транснационализации производства и капитала все в большем масштабе вовлекаются средние фирмы, приобретающие транснациональный характер, в том числе в зонах развивающихся и новых стран. Все это предопределяет необходимость переосмысления роли ТНК как центров ускорения процессов инноваций. Эта идея превалирует и в IV обзоре Центра ОН по ТНК'. Подчеркивая эту мысль, профессор Карл Саван пишет, что это переосмысление "в основном идет в русле изменения представлений о том, что могут дать эти корпорации для структур- ных изменений и стимулирования внутренних факторов технического прогресса. ТНК действуют в глобальном масштабе и поэтому способны быстро реагировать на изменения в международных условиях конкуренции" . Действительно, ТНК во многих отраслях (текстильная, электроника) играют роль проводника технологии от развитых стран к менее развитым, что проявляется не только в росте числа их филиалов, но и в субконтрактных соглашениях с фирмами разных стран.

Именно ТНК имеют наиболее благоприятные возможности кооперирования со многими фирмами, "подтягивая" их до уровня ТНК, организуя совместные предприятия, сотрудничая в области исследований, осуществляя обмен лицензиями на новые товары и технологию и т. д. Такие соглашения о кооперации обычно охватывают фирмы разных государств, создавая новую экономическую ситуацию, характерную для транснациональных процессов. Кооперационные соглашения, устраняя непроизводительное дублирование, чаще всего характеризуются повышенной эффективностью, выступают фактором повышения производительности труда и снижения цен на товары и услуги. Такое развитие является во многом следствием транснационализации капитала, формирования крупных средних транснациональных банков. Международная экспансия промышленных корпораций выдвинула проблему дополнительных источников финансирования. Транснациональные банки (ТНБ) заняли центральную позицию в подключении ТНК к мировому рынку капиталов.

Все это способствовало тому, что отношение к ТНК даже в развивающихся странах - их традиционных противников в 60-70-х годах, стало более взвешенным, на что повлияло и менее "агрессивное" их поведение в 80-е годы. По всей вероятности, современная ситуация позволяет прийти к определенному консенсусу в мировом общественном мнении в отношении принятия кодекса поведения ТНК, проекты которых терпели провал с середины 70-х годов. Тем более что совместные предприятия , быстро появляющиеся в Восточной Европе, СНГ, Балтийских странах, и имеют много черт, сближающих их с ТНК (хотя, к сожалению, об их эффективности, сравнимой с операциями ТНК, приходится лишь мечтать). Однако, несмотря на появление "позитивных ассоциаций между ТНК, технологией и экономическим ростом, в ряде стран все еще существует реальная озабоченность в том, действительно ли ТНК способствует (или затрудняют) технологическое развитие; эта проблема будет занимать умы писателей и исследователей в 1990-х годах" , - пишет профессор А. Уислей. Думается, что это объективное суждение, отражающее существующие реальности.

"Десять правил' эффективных исследований в компаниях Питера Дракера. Имя Питера Дракера известно в мире бизнеса и в академических кругах уже три десятилетия. Анализируя эффективность научных исследований в бизнесе, П. Дракер пишет: «Некоторые компании (не очень многие) получают пятидесятикратную или даже стократную отдачу с доллара, истраченного на исследования. Многие другие получают мало или ничего. Ключ к успеху - не знание, ум или упорный труд и меньше всего удача. Это - выполнение следующих основных правил эффективных исследований.

- Каждое новое изделие, процесс или услуга начинают устаревать буквально в тот день, когда они впервые достигают самоокупаемости. Соответственно, тот факт,что вы признаете свое изделие, процесс или услугу устаревшими, - это единственный путь помешать сделать это вашему конкуренту. Крупная американская компания "Дюпон компани" приняла на вооружение этот метод 50 лет назад, когда появился нейлон. "Дюпон" немедленно дала задание химикам работать над изобретением нового синтетического волокна, способного конкурировать с неясном. Она так же стала снижать цену на нейлон, делая, таким образом, менее привлекательными для потенциальных конкурентов поиски возможностей обойти патенты "Дюпом". Этим объявляется и то, что "Дюпон" до сих пор остается ведущим производителем синтетических волокон мира и что нейлон "Дюпон" до сих пор остается на рынке, и причем приносит прибыль.

- Исследования в наше время требуют одинакового подхода как к "фундаментальным", так и "прикладным" ответвлениям, утверждает П. Дракер. Это различие может сохраняться в университете, но в промышленности оно потеряло смысл, поскольку часто превращается в препятствие для успешной работы. Небольшое изменение в машинной обработке, например, может потребовать фундаментального исследования структуры вещества. Вместе с тем создание совершенно нового изделия или процесса может потребовать только внимательного перечитывания справочника стандартов. И фундаментальное исследование не обязательно должно быть сложней, чем новое определение проблемы, которую необходимо решить.

- В эффективном исследовании физика, химия, биология, математика, экономика и так далее - это не "дисциплины", они орудия, средства. Это не значит, конечно, что эффективные исследования требуют универсальных гениев-специалистов. Самый талантливый физик или химик сегодня знает только небольшую часть своей дисциплины. Но эффективное исследование требует, чтобы руководитель проекта или директор по исследовательской работе знал, как, когда и какого специалиста надо привлечь. Лучший пример тому - Джи Уэбб, руководитель НАСА при президенте Кеннеди в 60-х годах, который мобилизовал десяток различных областей знаний, чтобы высадить человека на Луну. А ведь Уэбб был не ученым, а юристом-бухгалтером, обладающим уникальным свойством в организации сложной структуры для осуществления крупной идеи.

- Исследование - это не одно условие, а три: усовершенствование, управляемая эволюция и нововведение. Они дополняют друг друга, но значительно отличаются одно от другого. При этом необходимо видеть основу проблемы, ставить задачу ее решения. Мелкие усовершенствования обычно так же трудно вносить, и встречают они такое же упорное сопротивление, как фундаментальные. Поэтому целесообразно видеть именно последние. Японцы контролируют рынок как видеомагнитофонов, так и факсимильных аппаратов - оба американских изобретения, потому что они ставили более высокие исследовательские цели, чем считала достижимым любая американская компания (в смысле объемов производства, характера работы и цены изделия).

Это, конечно, не значит, что эффективные исследования ориентированы лишь на практический результат. Пионерные действия зачастую слишком велики, чтобы удовлетворяться только ближайшей перспективой. Краткосрочный результат также должен быть шагом в непрерывном долговременном процессе развития, совершенствования, только такое развитие, нацеленное на перспективу, обеспечивает равно весие в работе компании.

Одна из крупных компаний, которая овладела этим искусством сохранять равновесие, это "Мерк" - ведущая в мире фармацевтическая компания. Другая - это медикоэлектронный филиал "Дженерал электрик". Работая над такими радикальными нововведениями, как сканирование тела и получение изображений ядерно-магнитного резонанса, она систематически использовала результаты этих крупных долговременных нововведений, чтобы вносить постоянные, немедленные усовершенствования а свои обычные рентгеновские аппараты.

- Исследовательским структурам компаний надо понять, что исследования - это отдельная сфера деятельности, но не отдельная функция, изолированная от общих задач компании. Разработка - превращение результатов исследования в изделия, процессы или услуги, которые можно производить, продавать, поставлять и обслуживать. И она должна идти рука об руку с исследованием. И производство, и маркетинг, и обслуживание влияют на исследования с самого начала точно в такой же мере, в какой результаты исследования, в свою очередь, влияют на них. В университете исследование может иметь конечной целью поиск новых знаний. В промышленности, в правительстве и в медицине исследование - это поиск новой хозяйственной выгоды.

- Эффективное исследование требует планируемого (организованного) отказа не только от изделий, процессов и услуг, но и от исследовательских проектов, ее дело - нелегкое дело. Каждое изделие, процесс, услуга и исследовательский проект должны подвергаться проверке на жизнеспособность каждые несколько лет, чтобы ответить на вопрос: стали бы мы начинать производство этого изделия, использование процесса, услуги или исследовательский проект, зная то, что нам известно сейчас?

- Следующее правило включает в себя три ключа к определению момента отказа: во-первых, когда больше нет значительных усовершенствований; во-вторых, когда управляемая эволюция больше не приводит к новым изделиям, процессам, рынкам или применениям; в-третьих, когда долгие годы исследований дают только "интересные" результаты, не имеющие ни перспективного, ни теоретического, ни практического значения.

- Исследование надо измерять так же, как все остальные сферы деятельности компаний, товары и услуги, поступающие на рынок. Довольно просто установить конкретные цели для усовершенствований и измерить их. При управляемой эволюции тоже можно поставить цели - например, одно новое существенное изделие, рынок или возможность ежегодного применения. Любое нововведение требует своей оценки. Примерно каждые три года компании необходимо рассмотреть результаты своих нововведений, оценить с позиций: что нового ввели, что значительно изменило возможности компании производить богатство? Соответствовали ли эти нововведения по количеству, качеству и последствиям позиции на рынке и лидирующему положению в отрасли промышленности? Какими должны быть результаты исследований в следующие несколько лет) чтобы они дали те позиции на рынке и положение лидера отрасли, которые нужны?»

Расходы на исследования в американских компаниях, не увеличивавшиеся или даже снижавшиеся в последние несколько лет, опять начинают расти. Но трата денег сама по себе не гарантирует результатов. Их дает, как утверждает Питер Дракер, применение приведенных "правил эффективных исследований".

Конечно, эти "10 правил Питера Дракера" вобрали в себя огромный практический опыт деятельности крупных организаций, теоретическое осмысление этой деятельности талантливых ученых и поэтому их знание будет полезно всякому, кто решится на изучение вопросов мировой экономики, управления, мира бизнеса.

Назад       Главная       Вперёд