Сегодня вряд ли кто будет
оспаривать очевидное обстоятельство: слово
"информация" приобрело поистине
магическое значение, а современные
информационные технологии стали подлинным
локомотивом мирового экономического и
технологического развития.
Мультипликативный эффект открытий и
изобретений в области обработки информации
и коммуникации проявляется неотвратимо.
История дает нам несколько примеров этих
эффектов, которые с полным основанием можно
называть информационными революциями.
Пожалуй, первым технологическим
достижением, имевшим огромное общественное
и культурное значение, было изобретение
Иоганном Гутенбергом печатного станка,
использовавшего подвижные металлические
литеры. Библия Гутенберга, напечатанная в
1456 г., приоткрыла дверь в культурное
пространство, передвижение в котором
привело нас через 500 лет в информационный
век. Впервые в истории человечество
получило возможность массово производить и
распространять информацию в компактной,
сохраняемой длительное время и
общедоступной форме.
Не будем останавливаться на двух
последующих информационных революциях
конца XIX - начала XX веков: изобретениях
телефона и радио. Телефон оказался первой
сугубо личной коммуникационной
технологией, а радиосвязь кардинально
расширила понятия коммуникационной сети и
информационного пространства.
Четвертую информационную
революцию совершил персональный компьютер.
Если вторая и третья революции охватывали
средства передачи информации, то создание
ПК решительно преобразовало способ
формирования, организации и
распространения знания. Это изобретение
позволило массе людей приобщиться к
профессиональным знаниям, общественному
информационному богатству без помощи
посредников и тем самым превратить
профессиональные знания в личностно-значимые.
Интеллект человека, поддерживаемый ПК, стал
инструментом, ориентированным на
самопознание и саморазвитие. Персональная
компьютерная вездесущность широко
распахнула ворота в информационный век.
Теперь осталось лишь обеспечить легкий и
свободный доступ к информации по всему миру.
Это и происходит сегодня, причем
революционное значение сетевых
коммуникационных технологий уже осознано
одновременно с их созданием. Глобальная
информационная инфраструктура,
информационная супермагистраль, "информация
на кончиках пальцев" - это различные
наименования пятой информационной
революции, революции в телекоммуникациях.
Эти метафоры означают, что новые технологии
уничтожают понятие расстояния как таковое.
Фактически эта революция
интегрирует эффекты всех предшествующих,
ибо создает технологическую основу
объединения интеллектуальных способностей
и духовных сил всего человечества. Как
никакое предшествующее открытие или
изобретение в мире информации и
коммуникаций, сетевая информационная
революция оказывает мощное воздействие на
все сферы жизни общества: политику,
экономику, культуру и, разумеется, на жизнь
и безопасность людей.
Опыт развития мировых открытых
сетей, например, Интернета, позволяет
говорить о начале новой эры в развитии
средств и систем переработки информации. В
таких сетях пользователь воспринимает сам
себя и воспринимается другими как
неотъемлемый компонент единого
информационного сообщества. Именно это
обстоятельство требует внимательного
анализа новых угроз, порожденных сетевой
информационной революцией, физическому,
психическому и социальному здоровью людей.
Человечество неотвратимо
вступает в информационную эпоху. Вес
информационной экономики постоянно
возрастает, и ее доля выраженная в
суммарном рабочем времени, для
экономически развитых стран уже сегодня
составляет 40-60% и ожидается, что к концу века
она возрастет еще на 10-15%.
Одним из критериев перехода
общества к постиндустриальной и далее к
информационной стадии развития может
служить процент населения, занятого в сфере
услуг:
- если в обществе более 50%
населения занято в сфере услуг, наступила
постиндустриальная фаза его развития;
- если в обществе более 50%
населения занято в сфере информационных
услуг, общество стало информационным.
В ряде публикаций отмечается, что
США вступили в постиндустриальный период
своего развития в 1956 году ( штат Калифорния
преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а
информационным обществом США стали в 1974
году.
Признавая несомненность
достижений США и других стран в области
информатизации, необходимо понимать, что
определенная доля “информационности”
этих стран создана за счет выноса ряда
материальных, нередко экологически вредных,
производств в другие страны мира, за счет
так называемого “экологического
колониализма”.
Закон экспоненциального роста
объема знаний.
По подсчетам науковедов, с начала
нашей эры для удвоения знаний
потребовалось 1750 лет, второе удвоение
произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е.
уже за 50 лет, при росте объема информации за
эти полвека в 8-10 раз [1]. Причем эта тенденция
все более усиливается, так как объем знаний
в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а
объем информации увеличится более, чем в 30
раз. Это явление, получившее название “информационный
взрыв”, указывается среди симптомов,
свидетельствующих о начале века информации
и включающих:
- быстрое сокращение времени
удвоения объема накопленных научных знаний;
- превышение материальными
затратами на хранение, передачу и
переработку информации аналогичных
расходов на энергетику;
- возможность впервые реально
наблюдать человечество из космоса (уровни
радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных
участках радиодиапазона сблизились) [2].
Концепция постиндустриального
общества как общесоциологическая теория
развития достаточно глубоко разработана
западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом,
Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером,
Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил
постиндустриальное общество как “цивилизацию
услуг”.
Отечественная наука обратилась к
данной проблематике значительно позже. Это
было связано с идеологией, в частности с тем,
что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное”
видели альтернативу формационным терминам
- “социалистическое”, ”коммунистическое”
общество. Понятие информационного общества
нельзя считать рядоположенным с различными
типами формаций, оно является лишь наиболее
оптимальным способом развития любой из них.
Среди отечественных ученых,
внесших значительный вклад в развитие
этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова,
Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова, А.Д.Урсула
и др. В настоящее время активно работают в
этом направлении Г.Т.Артамонов, К.К.Колин и
др.
Как же может быть определен сам
термин “информатизация”? От ответа на
этот вопрос существенным образом зависят
подходы к анализу реального состояния и
перспектив развития процессов
информатизации общества.
Наиболее полным представляется
взгляд на информатизацию как “системно-деятельностный
процесс овладения информацией как ресурсом
управления и развития с помощью средств
информатики с целью создания
информационного общества и на этой основе -
дальнейшего продолжения прогресса
цивилизации” [4].
По мнению ряда авторов, процесс
информатизации включает в себя три
взаимосвязанных процесса:
- медиатизацию - процесс
совершенствования средств сбора, хранения
и распространения информации;
- компьютеризацию - процесс
совершенствования средств поиска и
обработки информации, а также
- интеллектуализацию - процесс
развития способности восприятия и
порождения информации, т.е. повышения
интеллектуального потенциала общества,
включая использование средств
искусственного интеллекта.
Специалистами отмечается [5], что,
к сожалению, социальная информатизация
часто понимается как развитие
информационно-коммуникативных процессов в
обществе на базе новейшей компьютерной и
телекоммуникационной техники.
Информатизацию общества в принципе надо
трактовать как развитие, качественное
совершенствование, радикальное усиление с
помощью современных информационно-технологических
средств когнитивных социальных структур и
процессов. Информатизация должна быть
“слита” с процессами социальной
интеллектуализации, существенно
повышающей творческий потенциал личности и
ее информационной среды.
При обсуждении в конце 80-х гг.
концепции информатизации страны учеными и
специалистами выделялась главная мысль -
дело не столько в концепции информатизации,
сколько в концепции развития общества, всех
его структур, что информатизация - спутник
демократизации и невозможна без нее.
Идущий во всем мире процесс
становления и развития информационного
общества носит объективный характер и не
может не затрагивать “извне” и нашу страну,
но слабые успехи демократизации нашего
общества приводят к отсутствию серьезного
социального заказа “изнутри” на
совершенствование информационной среды.
Что же такое информационное
общество? Каков его образ?
Например, по мнению А.И.Ракитова
[6] общество считается информационным, если:
- любой индивид, группа лиц,
предприятие или организация в любой точке
страны и в любое время могут получить за
соответствующую плату или бесплатно на
основе автоматизированного доступа и
систем связи любую информацию и знания,
необходимые для их жизнедеятельности и
решения личных и социально значимых задач;
- в обществе производится,
функционирует и доступна любому индивиду,
группе или организации современная
информационная технология;
- имеются развитые
инфраструктуры, обеспечивающие создание
национальных информационных ресурсов в
объеме, необходимом для поддержания
постоянно убыстряющегося научно-технологического
и социально-исторического прогресса;
- происходит процесс ускоренной
автоматизации и роботизации всех сфер и
отраслей производства и управления;
- происходят радикальные
изменения социальных структур, следствием
которых оказывается расширение сферы
информационной деятельности и услуг.
Учеными выделяются два основных
теоретико-методологических подхода к
информатизации общества:
- технократический, когда
информационные технологии считаются
средством повышения производительности
труда и их использование ограничивается, в
основном, сферами производства и
управления;
- гуманитарный, когда
информационная технология рассматривается
как важная часть человеческой жизни,
имеющая значение не только для
производства, но и для социальной сферы.
Причины значительного
распространения технократического подхода,
отождествления понятий “информатизация”
и “компьютеризация” носят как объективный,
так и субъективный характер. Объективно
развитие новой техники вообще и, в
частности, вычислительной техники идет
стремительно, имеет “агрессивный”
характер. Субъективно же существует весьма
значительное число людей как незнакомых с
проблемой, так и тех, кому внедрение в
общественное мнение подобного
отождествления приносит ощутимые
финансовые и политические дивиденды.
Социальная информатика - наука,
изучающая комплекс проблем, связанных с
прохождением информационных процессов в
социуме. Это новое научное направление
возникло на стыке таких дисциплин как
информатика, социология, психология,
философия. Впервые понятие “социальная
информатика” было предложено А.В.Соколовым
и А.И.Манкевичем в 1971 году.
Один из основоположников
социальной информатики академик А.Д.Урсул
рассматривает социальную информатику как
научную базу формирования зарождающегося
информационного общества.
|