On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru


Размещаем объемные вывески из акрила в Воронеже





 

А.Н. Толстой

(1883 — 1945)

А.Н.Толстой вошел в русскую литературу в самом начале XX века реалистическими произведениями об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства (цикл рассказов "Заволжье", романы "Две жизни", "Чудаки" и "Хромой барин"). В них писатель выступил как продолжатель традиций русской классики XIX века, что и было позднее отмечено критикой: "Он не повторял никого и ни в чем и одновременно был тонко ощутимой связью с вымирающим нашим наследием XIX века. Золотая нить, которую он тянул из прошлого, нежнейшими волосками уводила к Тургеневу, Аксакову, Лермонтову, Пушкину".

В годы первой мировой войны а.н.толстой - военный корреспондент газеты "Русские ведомости", в которой он публикуат цикл рассказов и очерков о неприкрашенном и страшном лике военной бойни, с которым он столкнулся на фронте, где впервые лицом к лицу встретился с реальным и суровым народным бытием: "я увидел подлинную жизнь, я принял в ней участие... Я увидел русский народ".

Революцию 1917 года писатель вначале понял как "путь добра", открывшийся перед страной, измученной военными бедствиями и народными страданиями. Но вскоре он осоз - нал, что путь этот "бесконечно более жестокий и кровавый", чем ему представлялось. И А.Толстой оказывается в эмиграции (1918 - 1923).

Тоска по родине и гармонии разрушенного естественного мира вылилась в эти годы в его автобиографической, повести "Детство Никиты" - одном из самых замечательных произведений писателя, которое все пронизано высокой поэзией мира детства, семейной жизни, русской природы.

Там же, за границей, в 1920 г. он начинает работу над трилогией "Хождение по мукам", которая была завершена в 1941 г., уже после возвращения в Россию в 1923 г. (ибо без родины, без своего народа писатель не мог ни жить, ни писать).

"Восстания, убийства, борьба за власть, декреты, голод, война" - все то разрушительное начало, что принесла с собой " буря истории" в октябре 1917г„ в период больших социальных и политических потрясений, с реалистической глубиной отразилось в трилогии А.Толстого.

При этом писатель пытался осмыслить и передать не только социально-исторический, но и философский смысл происходящих событий: война и революция нарушили извечный мировой порядок, попраны гуманистические'основы самой жизни, во имя отвлеченной идеи льется кровь и гибнут люди, рвутся изначальные человеческие отношения (любви, семьи, Дружбы, общения с природой).

В неразрывном единстве с "большой бедой", пришедшей в Россию, показаны судьбы главных героев романа - русских интеллигентов и всего русского народа, их траги - ческое "хождение по мукам" истории, по которым прошел и сам писатель. Однако в финале романа, когда после всех мытарств и страданий, в конце гражданской войны встречаются, наконец, его главные герои (Телегин и Даша, Катя и Рощин), автором утверждается гуманистическая идея нетленности жизни, способной восстановить, "регенерировать" свою изначальную гармонию даже вопреки всеобщему хаосу, если в сердцах людей живы начала любви и состра - дания.

В этом смысле трилогию А.Толстого по своему философ - скому, трагическому и вместе с тем жизнеутверждающему пафосуможнопоставитьрядомис"ТихимДоном"М.Шолохова и с "Доктором Живаго" Б.Пастернака, самыми значительными произведениями о революции и гражданской войне в русской литературе XX века.

Дальнейшее творчество А.Толстого отличается тематическим и жанровым многообразием; здесь и рассказы 20-х годов о трагической судьбе личности в эпоху революции ("Голубые города", "Гадюка" и др.), и сатирические произведения (повесть из периода нэпа "Ибикус, или Приключения Невзорова"), и научно-фантастические романы ("Азлита", "Гиперболоид инженера Гарина"), и сказки для детей ("Золотой ключик, или Приключения Буратино"), и драматургия.

Этапным в его творчестве стал роман "Петр Первый" (1930 - 1945) - одно из лучших в нашей отечественной. литературе произведений о Петре 1 и его эпохе.

А.Н.Толстой не первым обратился к этой томе в художес - таенном плане. Начиная с Пушкина (поэмы "Полтава" и "Медный всадник", незавершенный роман "Арап Петра Великого"), к личности этого государственного деятеля и к его времени было приковано внимание многих русских писателей XIX века: И.Лажечникова ("Последний новик") и Ф.Булгарина ("Мазепа"), Р.Золотова ("Таинственный монах") иД.Мордовцева ("Державный плотник"), наконец.Д.Мереж- ковского - автора романа "Петр и Алексей" (заключительной части трилогии "Христос и Антихрист").

Задумав широкое полотноо всей жизни Петра, о егоэпохе как переломной для русской истории и русского народа, А.Н.Толстой шел к увлекшей его теме постепенно и издалека.

Сначала, еще в 20-е годы, он пишет рассказы ("День Петра", "Первые террористы", "Наваждение"), затем "Повесть смутного времени" и пьесу "На дыбе". И лишь как завершение всех этих предварительных "подступов" к эпохе петровского времени принимается за работу над романом "Петр Первый". Первая часть романа была опубликована в 1930 г., вторая-в 1934, третья (незаконченная из-за смерти писателя) печаталась после Великой Отечественной войны.

"На Петра я "нацеливался" давно. Я видел все пятна на его камзоле, я слышал его голос, но Петр оставался для меня загадкой в историческом тумане," - вспоминал сам писатель о начале своего вхождения в тему Петра. Эпоха социальных и политических перемен, которую пережил А.Н.Толстой в годы революции и гражданской войны, "ощущение эпохи личное" во многом способствовали формированию исторического сознания писателя, равно как и все предшествующее его творчество и связь с традициями русской классики. В результате - "история стала раскры - вать перед ним свои "нетронутые богатства".

Создавая "Петра Первого", автор использовал огромное количество материалов: исторические исследования о петровских временах, записки и письма Петра 1 и его современников, русских и иностранцев, дипломатическую пере - писку, военные донесения и указы, судебные архивы, памятники литературы и искусства XVII - XVIII вв. Но А-Толстой нигде не следует за документом, а силой своей художественной фантазии перевоплощает исторические факты и документальные источники в живые образы и картины далекой от нас эпохи, оставаясь верным правде жизни и истории.

В итоге писатель создал огромное художественное полотно об эпохе и личности Петра, о судьбе целой нации в один из решающих, переломных моментов ее истории, о формирова - нии русского национального характера.

Первая книга романа повествует о юности Петра и выполняет роль экспозиции ко всему дальнейшему повес - твованию, раскрывая историческую необходимость реформ в быту и общественно-экономической жизни России конца XVII века, ибо "истощало государство при покойном царе Алексее Михайловиче от войн, от смут и бунтов".

Роман открывается событиями, связанными со смертью царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра, в 1682 году, когда усиливаются дворцовые распри, происходит борьба за престол, плетутся боярские интриги. Правление царевны Софьи (объявившей себя правительницей при малолетних царях Иване и Петре), неудачные крымские походы князя Василия Голицына усугубили тяжелое, кри - зисное состояние страны. Используя прием восходящей градации, автор хорошо показывает это в начальных же главах: "Мужик с поротой задницей ковырял кое-как постылую землю. Посадский человек от нестерпимых даней и поборов выл на холодном дворе. Стонало все мелкое купечество. Худел мелкопоместный дворянин... Кряхтели даже бояре и именитые купцы",

Но в борьбе за власть с Софьей тянется к новым формам жизни юный Петр, увидевший их в иностранной слободе на Кукуе. Растут петровские "потешные" полки - начало его будущей новой армии. Правда, первое большое дело Петра - походы на Азов - кончаются неудачей, но он не унывает. Петр осваивает европейский опыт и науки, для чего отправляется за границу в составе Великого посольства под именем Петра Михайлова. После возвращения в Москву он предпринимает первые нововведения в быт и порядки русской жизни. Но отчаянно сопротивляются силы реакции, по- прежнему рвется к власти Софья, заточенная в монас - тырь. Заговором боярской оппозиции, картинами кровавого подавления стрелецкого мятежа 1698 года, в чем принимает личное участие Петр, заканчивается начальная книга романа.

Вторая часть повествует уже о самостоятельной государственной деятельности Петра и продолжена до 1702 года. В ней показаны бзятие Азова, события первых лет Северной войны со Швецией ("нарвская конфузия"), рассказывается о деятельности Петра по укреплению военной мощи страны (строительство флота в Воронеже, оснащение армии), поискам денежных средств для продолжения войны.

И хотя "в Европе посмеялись и скоро забыли о царе варваров, едва было не напугавшем прибалтийские народы", но шведский король Карл, "отбросивший их после Нарвы назад в дикую Московию", "ненадолго" сделался героем европейских столиц". Взятием шведских крепостей Мари- енбург и Нотебург, выходом русских войск к устью Невыи основанием Петербурга завершаются события во второй книге "Петра Первого": " Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт.. На Неве... начали строить крепость в шесть бастионов... После закладки... в землянке у Петра, при заздравных стаканах и пушечной пальбе, крепость придумано было назвать Питербург. Открытое море отсюда было подать рукой".

В третьей книге автор успел довести повествование толькодо 1704 г. Она открывается картинами старой Москвы и .застойного боярского быта, в которой все более ощутимо проникает новое, вводимое Петром, говорится о его культурных преобразованиях (создание первого русскоготеатра, учеба боярских и дворянских детей за рубежом, изучение ими различных наук и иностранных языков).

Идет здесь речь и о дальнейшем строительстве Петербурга, выходе России на широкую арену международной жизни, успехах Петра в (Северной войне. В последних главах третьего тома изображены осада и взятие Юрьева (Дерпта), овладение после жестокого штурма Нарвой: "В три четверти часа все было кончено. Как ураган, ворвались русские на площади и улицы старой Нарвы. Остановить, отбросить их было уже невозможно".

Таким образом, можно заключить, что подлинные события русской истории в ее движении и борьбе образуют основу сюжета романа А.Толстого. В соответствии с этим композиция "Петра Первого" строится на строгом хронологичес - ком показе истории и отличается большой многоплановостью.

Масштаб повествования здесь необычайно велик, круг действующих лиц чрезвычайно широк. Действие из России переносится в Турцию, на Украину,-в Голландию, Польшу, Саксонию, Прибалтику, Англию, Швецию. В романе изображены заседание боярской думы, богослужение вУспен - ском соборе, лагерь под Азовом и Нарвой, раскольничья обитель на севере, трактир в Германии, улицы и площади старой Москвы, военная ставка шведского короля, дом польского магната, царский дворец и т.д. а.н.толстой та - лантливо воссоздал и образы исторических деятелей той эпохи: польского короля Августа II, курфюрста Пруссии Фридриха, английского короля Вильгельма Оранского, короля Швеции Карла XII, саксонских курфюрстин, австрий - ского цезаря Леопольда, украинских гетманов яагайдачного и Мазепы.

В основной сюжет - события "большой истории" -^ у А.Толстого органически вплетается множество частных сюжетных, линий, судьбы целого ряда как подлинных, так и вымышленных героев петровского времени (Меньшиковых, Буйносовых, Бровкиных, Василия Волкова, князя Федора Ромадановского, Алексея Голикова, фельдмаршала Шере - метьева и др), выходцев из различных социальных кругов: бояр, купцов, стрельцов, дипломатов, царского семейства, духовенства, раскольников, солдат, беглых мужиков, казаков, крестьян. Здесь, на страницах романа, перед нами проходит длинная вереница героев - мужчин и женщин, русских и иностранцев, живших в отдаленную историческую эпоху.

Центральным же лицом, к которому "сходятся" все нити исторического движения, сюжетным центром всего повес -твования у А.Толстого является личность Петра 1, что подчеркнуто уже заглавием романа. Поэтому в основу сюжета, наряду с динамикой исторических событий, положены развитие, движение характера главного героя.

Писатель на протяжении всего романа показывает пос - ледовательное превращение непослушного, настойчивого, горячего, норовистого мальчика, так не похожего на окружающих в царском дворце, "волчонка", по словам царевны Софьи, сначала в угловатого подростка, поглощенного своими военными играми в "потешной крепостце", затем в "длинного, вымазанного в грязи и пороховой копоти, беспокойного вьюношу" и, наконец, в непреклонного борца с ветхозаветной стариной, гениального реформатора, грозного военачальника, мудрого правителя, тонкого дипломата, большого государственного и политического деятеля.

Уже в первой книге писатель создал живой образ юного Петра, от природы любознательного, жизнедеятельного и не переносящего ленивой скуки московской дворцовой жизни, неподвижности боярского быта, устаревших обычаев, ин - триг и коварства. Юность и молодость Петра полны были острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть с Софьей. На глазах у него, еще почти ребенка, стрельцы, возбужденные боярами, убивают близких родных его матери. Возмущение стрельцов, бесконечные ссоры и интриги бояр, удаление в Преображенское в юности вместе с матерью - все это наложило отпечаток на характер Петра.

Он отличается в этот период своей жизни дерзкой волей, "диким, жадным, встревоженным умом", крутым нравом, непримиримой ненавистью и даже злобой к боярам, кон - сервативной и душной старине. Из личного чувства эта ненависть стала со временем его принципом, его деятельностью, его страстью, превратилась в неиссякаемый источник энергии, побуждавший уничтожать старое, негодное, искать и находить, круто проводя в жизнь, все новое, Знакомство с веселыми и трудолюбивыми иноземцами на Кукуе, наблюдение за их активной жизнью открывает перед Петром впервые горизонты иного, западного мира (сама же немецкая слобода Кукуй предстает здесь как идеальная "модель" этого мира, с которым Петр столкнется в реальности позднее и почувствует между ними большую разницу).

Переломным моментом в характере и деятельности Пет - ра оказывается посещение им Архангельска с его контрас - тами двух берегов Двины: европейского (отсюда, с Севера, шла тогда торговля России с Западом) с большими иностранными кораблями и богатыми торговыми причалами - и русского с его колокольнями и сотнями утлых карбасов, груженных сырьем и прикрытых рогожами. Впервые перед Петром остро встают здесь вопросы о народе, о государстве, об интересах России.

Он с болью и горечью осознает отсталость своей страны как национальное бедствие, за которое и он несет ответственность. Он в первый раз задумывается над тем, кто же хозяин в ^той стране ("А здесь непонятно, кто и хозяин. Стыдно1... Смешно... Стыдно.,."), кому принадлежит ее будущее, ибо "богатый и важный, грозный золотом и пушками, европейский берег с презрительным недоумением вот уже более столетия глядел на берег восточный, как господин на раба".

И Петр решает, что нужно самим русским людям утвер - ждаться здесь, на берегах Двины, самим учиться торговать и строить корабли, возить отсюда товары в Европу и богатеть, чтобы "не видеть гордого презрения, прикрытого любезными улыбочками у всех этих людей с Запада", ощущающих себя почти хозяевами на чужой земле (это не "свои" иноземцы из Кукуевой слободы). Правда, он еще в этот момент не знает, что и как нужно делать, чтобы победить старину. Отсюда его первое яростное побуждение в Архангельске: "Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать, перепороть?"

Но Петр уже понял и увидел неограниченные творческие возможности в самом русском народе, в России. Со всей силой своего темперамента и характера принимается он за ломку и искоренение отсталых порядков, за создание армии и флота, чтобы вести войну за выход к Балтийскому морю. Неслучайно именно в Архангельске его умный друг, Франц Лефорт, говорит Петру знаменательные слова: "ты в возрасте больших дел".

И действительно: после возвращения из Архангельска Петра мы видим чаще всего самого в деле (с топором на верфи в Воронеже, с кувалдой в кузнеце, с тачкой в доках за границей). По большей части он предстает не в царском золотом облачении, а либо в Преображенском кафтане, либо в "холщовой, запачканной рубахе", либо в матросской куртке. И называть себя он велит то шкипером Петром Алексеевым, то урядником Петром Михайловым, то господином бомбардиром.

Он прост, трудолюбив, деятелен, не чурается простых людей. Чтобы пробудить народ и ближайшее свое окруже - ние, ему приходиться много работать самому, "вытаскивать людей из векового болота, разлеплять им глаза, расталкивать их под микитки... Драться, обламывать, учить..."

А.Н.Толстой пишет: "Никто не думал, что можно работать с таким напряжением, как требовал Петр. Но оказалось, что можно". "Чортушка, не отступая, кричал, ругался, дрался, тянул..." В первом томе главный герой дан был чаще в одиночестве, в противостоянии окружающим его людям, в дальнейшем же повествовании он всегда изображается в окружении своих сподвижников и помощников: Александра Меньшикова, Франца Лефорта, Алексея Бровкина, адмирала Головина, фельдмаршала Шереметьева, Льва Нарышкина, полковника Бориса Голицына и др. Вместе с ними, преодолевая сопротивление боярства, Петр решительно вступает в борьбу с Русью старой за Русь новую.

Он бреет боярские бороды, одевает боярских дочерей в платья "со шлепами" и учит их "политесу" на своих знаме - нитых ассамблеях; сыновей бояр и дворян посылает обучаться разным наукам и профессиям и одновременно с этим ведет упорную борьбу за выход России к морям (помня наказ умершего Лефорта: "Без Черного с Азовским морем тебе не быть, Петер... И не быть тебе, Петер, без Балтийского моря..."), способствует развитию русской торговли с Западом на русских кораблях, строительству заводов, добыче железной руды на Урале, основывает новый, город - Петербург.

Автор хорошо показывает в своем романе, как во всей деятельности Петра и его соратников после Архангельска взаимодействуют два начала: заимствование европейского опыта, учеба у Запада без всякого стеснения и амбиций - и осознание постепенно собственных сил, национальной гордости, возможностей и характера русского народа. Первая из этих тенденций по мере движения сюжета ослабевает, а вторая все более растет и усиливается. И если в начале романа все русское представляется Петру синонимом дикости, косности, лени, то в конце его русское становится обозначением силы и достоинства народа и России.

В первом томе Петр показан во многом как подражатель, перенимающий чужой опыт, а во втором и третьем он выступает уже сам как активный преобразователь, национальный и государственный деятель, способный увидеть историческую силу России и поставить ее рядом с европей - скими странами как равную.

Одновременно с тем Петр у А.Толстого - насквозь земной, живой человек со всеми своими не только достоинствами, но и со слабостями и недостатками. Писатель рисует своего героя -царя подчас далеко не в героические минуты: в состоянии страха и растерянности (бегство от Софьи в Троице-Сергиеву Лавру) или неудержимого гнева (на бояр и воевод), в момент внутреннего смятения, подавленности и горя (после смерти матери и Франца Лефорта), в смешных семейных ссорах (с женой Евдокией или любовных сценах с Анной Монс). Показываются и свойственные Петру насмешливость, лукавый юмор, склонность к грубым утехам (вспомним к примеру, сцепу сватовства царем Саньки Бровкиной за Василия Волкова или царское гулянье на Святках с "поруганием боярских фамилий").

Но все это не заслоняет основного и главного в Петре - его государственной преобразовательской деятельности. В третьем томе он показан уже как окончательно сформиро - вавшаяся личность: и как человек, ставший сдержанным (не поднимающим теперь сплошь и рядом, как прежде, руку то на Алексашку Меньшикова, то на воеводу, то на простого солдата) и рассудительным, и как политический деятель, правитель, глубоко осознавший огромную личную ответственность за судьбу России. Автор называет его теперь не просто Петром, не бомбардиром, а Петром Алексеевичем. Примечательно в этом плане последнее описание внеш - ности царя, которое дается в финале романа: "Петр Алексеевич важно сидел на белой лошади, - был в преображен - ском кафтане, в шарфе, в новой мохнатой треугольной шляпе с кокардой, правую руку с подзорной трубой упер в бок... на лице выражал грозное величие".

Выразительность этого портрета, его нарочитая "скульптурность" невольно ассоциируются в читательском созна - нии со знаменитым памятником Медного всадника - символом величия Петра и России, прорубивших "окно" в Европу.

Однако А-Толстой нигде не стремится представить своего героя фигурой идеальной, сделать его более человечным и гуманным, чем он был на самом деле. В характере его автор показывает и такие черты, как злобу и жестокость (царь собственноручно допрашивает стрельцов, в приступе ярости избивает виноватых бояр и даже близких друзей).

Создавая образ Петра, писатель не забывал, что он был самодержец и крепостник. Это при нем стонет народная, крестьянская Русь от непосильных податей и оброков. По приказу Петра неимущих засекают батогами насмерть, учат солдат в строю палками, обманом заманивают вольных людей на суконные, полотняные заводы и бумажные фабрики, приковывают крепостных крестьян на цепи в рудниках и забоях Урала, на костях рабочих - строителей воздвигают Петербург ("Петр писал князю-кесарю, прося слать еще людей, - "зело здесь болеют, а многие и померли". Шли и шли обозы, рабочие, колодники").

В своем романе А.Толстой особо подчеркивает роль народа, трудового крестьянства в преобразованиях царя - реформатора. Поэтому "Петр Первый" - это еще и роман о судьбах народа. Неслучайно он начинается сценой, происходящей в курной избе и на дворе крепостного крестьянина Ивашки Бровкина, где течет обычная жизнь: "Чада прыгали с ноги на ногу, - все были босы... Мать стояла у печи... На дворе отец запрягал в сани... Двор все-та^ был зажиточный - конь, корова, четыре курицы".

В жизни и трудовой деятельности народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение и источник всех исторических событий. Миллионное население России па - хало землю, строило заводы, закладывало новый город Петербург, тянуло тяжелую солдатскую лямку. Именно народ поддержал Петра в его начинаниях, создал величие могучей и сильной державы Российской.

Созидательная сила народа при Петре, который приказал "годность за знатность считать", приобщает многих простых людей, людей "подлого звания", к активной государственной деятельности, к творчеству и культуре. В романе показаны выходцы из народа, ставшие именитыми купцами и заводчиками (Демидовы, Баженины, Жоринц, Свечины, Жигулин), изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын.

Особенно ярко талантлибость, трудолюбие и одаренность простого русского народа в романе раскрываются через рассказ о судьбе "знаменитого кузнечного дела мастера" Кузьмы Жемова, у которого учится его ремеслу сам царь. Этот народный самородок построиллетательный аппарат, на котором попытался взлететь с колокольни, а потом изобрел "невиданную огненную машину, работающую от котла с паром".

Примечательна -и фигура живописца-самоучки Андрея Голикова, иконописца из Палеха, умеющего "парсуны писать. как бы живые лица человечьи", а также "морские волны и корабли на них под парусами... весьма искусно". За это царь обещает послать его учиться художеству в Италию.

Особую, разветвленную сюжетную линию в романе составляет история семьи бывшего кабального холопа Ивашки Бровкина. Сам он со временем становится при поддежке Петра богатым купцом, главным поставщиком провианта и сукна для петровской армии, владельцем полотняного За - вода. Выдвигаются и его дети: сын Алексей - отличный офицер, "персона уже на виду у самого царя": второй сын, Артамон, владеет несколькими иностранными языками, женится на боярской дочери, третий из братьев Бровкиных, Гаврила, обучается за границей, вместе с царевной Натальей Алексеевной берется за устройство дворцового театра; доч» Бровкина, Санька, вчерашняя деревенская девчонка пре - ображается в боярыню Волкову, своей красотой "русская Венус" затмивает польских и французских красавиц.

Сила и величие народного духа еще более отчетливо и прямо дают себя знать в романе а.толстого в сценах и эпизодах не прекращающейся борьбы крестьян против гнета бояр и помещиков. Ненависть к царю и боярству проявляется в прямых выкриках - угрозах посадских людей во время чтения царской грамоты на Ильинке, в "угрюмом, злом" взгляде мужика, в доме которого, по дороге в Воронеж, остановился князь Буйносов с семейством, в отрывочных репликах "сердито" гудящей толпы в кабаке на Варварке.

Негодуют на бояр и Петра разоренные и замученные поборами и тяжкими повинностями крестьяне, собираются они в разбойничьи шайки, лесные ватаги. Бунтуют и ежи - гают себя в скитах раскольники, не желая отдавать сыновей в царскую армию. Бегут заводские "людишки" в поисках желанной воли на далекий Дон, помня о Стеньке Разине и веря, что его время еще вернется.

Так возникает в романе образ многоликой народной Руси и решается одна из главных его проблем - проблема русского национального характера. Его носителями и вы - разителями у А.Толстого выступает не только Петр (в котором лучшие свойства этого характера воплотились наиболее полно и ярко) и его соратники (в каждом из которых он проявляется по-своему и своеобразно), но и простые люди из народа, и даже противники Петра (разинский атаман Овдоким, бунтарь Федька Умойся Грязью, раскольник Денисов) тоже выражают весьма значимые стороны национального характера. Именно в противоборстве старого и нового в переломную петровскую эпоху наглядно обна - руживаются и развиваются все лучшие стороныы черты характера русской нации, трудолюбивой и талантливой, терпеливой и свободолюбивой.

Символячен в этом отношении эпизод в последней книге романа, когда Петр приходит в землянку к рабочим, строящим Петербург и проявляющим открытое недовольство невыносимо тяжелым своим положением. Здесь сталкива - ются как бы две правды: правда Петра, создающего могучее русское государство, и правда народа, за счет которого и на костях которого оно воздвигается. Петр считает свою правду главной и законной. Рабочий, который ведет разговор с царем без страха и лести, "просто, ясно", говорит даже "с усмешкой", в итоге их беседы вынужден признать эту правоту царя: "Конечно, государь, тебе виднее - что к чему". И Петр ему "жестко" отвечает: "Это верно, что мне виднее)"

В романе "Петр Первый" проявилось блестящее мастер - ство А.Толстого как бытописателя эпохи прошлого. Автор как бы вжился в далекие петровские времена (он дает яркие, выразительные, живописные зарисовки боярского, крестьянского, дворцового быта, описание улиц и площадей Мое - квы, батальных сцен и многого другого).

Большим своеобразием отличается язык романа о Петре. Умело, с большим тактом вводит писатель в основную ткань языкового повествования церковнославянизмы и просторечия, архаические падежные формы и фразеологию того времени. Хорошо передает он и изменения в языые петров - ской эпохи, связанные с вторжением в русскую разговорную речь потока слов с Запада. С тонким юмором подчеркивает автор комическое соседство слов иностранных со старинными и просторечными русскими речениями, сме - шейие "французского с нижегородским".

Можно сказать в заключение, что А-Толстой действи - тельно создал произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, трудностями и победами. Его "Петр Первый" - "настоящий историччский роман, книга- надолго", по меткому замечанию М.Горького.

Рекомендуемая литература

1. Западов В.А. Алексей Николаевич Толстой: Пособие для учащихся. - М„ 1969.

2 Крюков А.М. Алексей Николаевич Толстой. - М.. 1989.

3. Налдеев А.П. Алексей Толстой. - М„ 1974.

 

 




Литература - Общие темы - Литература