(1883 — 1945)
А.Н.Толстой вошел в русскую
литературу в самом начале XX века
реалистическими произведениями об
уходящем и ушедшем мире разоряющегося
дворянства (цикл рассказов "Заволжье",
романы "Две жизни", "Чудаки" и "Хромой
барин"). В них писатель выступил как
продолжатель традиций русской классики XIX
века, что и было позднее отмечено критикой:
"Он не повторял никого и ни в чем и
одновременно был тонко ощутимой связью с
вымирающим нашим наследием XIX века. Золотая
нить, которую он тянул из прошлого,
нежнейшими волосками уводила к Тургеневу,
Аксакову, Лермонтову, Пушкину".
В годы первой мировой войны а.н.толстой
- военный корреспондент газеты "Русские
ведомости", в которой он публикуат цикл
рассказов и очерков о неприкрашенном и
страшном лике военной бойни, с которым он
столкнулся на фронте, где впервые лицом к
лицу встретился с реальным и суровым
народным бытием: "я увидел подлинную
жизнь, я принял в ней участие... Я увидел
русский народ".
Революцию 1917 года писатель
вначале понял как "путь добра",
открывшийся перед страной, измученной
военными бедствиями и народными
страданиями. Но вскоре он осоз - нал, что
путь этот "бесконечно более жестокий и
кровавый", чем ему представлялось. И А.Толстой
оказывается в эмиграции (1918 - 1923).
Тоска по родине и гармонии
разрушенного естественного мира вылилась в
эти годы в его автобиографической, повести
"Детство Никиты" - одном из самых
замечательных произведений писателя,
которое все пронизано высокой поэзией мира
детства, семейной жизни, русской природы.
Там же, за границей, в 1920 г. он
начинает работу над трилогией "Хождение
по мукам", которая была завершена в 1941 г.,
уже после возвращения в Россию в 1923 г. (ибо
без родины, без своего народа писатель не
мог ни жить, ни писать).
"Восстания, убийства, борьба за
власть, декреты, голод, война" - все то
разрушительное начало, что принесла с собой
" буря истории" в октябре 1917г„ в период
больших социальных и политических
потрясений, с реалистической глубиной
отразилось в трилогии А.Толстого.
При этом писатель пытался
осмыслить и передать не только социально-исторический,
но и философский смысл происходящих
событий: война и революция нарушили
извечный мировой порядок, попраны
гуманистические'основы самой жизни, во имя
отвлеченной идеи льется кровь и гибнут люди,
рвутся изначальные человеческие отношения
(любви, семьи, Дружбы, общения с природой).
В неразрывном единстве с "большой
бедой", пришедшей в Россию, показаны
судьбы главных героев романа - русских
интеллигентов и всего русского народа, их
траги - ческое "хождение по мукам"
истории, по которым прошел и сам писатель.
Однако в финале романа, когда после всех
мытарств и страданий, в конце гражданской
войны встречаются, наконец, его главные
герои (Телегин и Даша, Катя и Рощин), автором
утверждается гуманистическая идея
нетленности жизни, способной восстановить,
"регенерировать" свою изначальную
гармонию даже вопреки всеобщему хаосу, если
в сердцах людей живы начала любви и состра -
дания.
В этом смысле трилогию А.Толстого
по своему философ - скому, трагическому и
вместе с тем жизнеутверждающему
пафосуможнопоставитьрядомис"ТихимДоном"М.Шолохова
и с "Доктором Живаго" Б.Пастернака,
самыми значительными произведениями о
революции и гражданской войне в русской
литературе XX века.
Дальнейшее творчество А.Толстого
отличается тематическим и жанровым
многообразием; здесь и рассказы 20-х годов о
трагической судьбе личности в эпоху
революции ("Голубые города", "Гадюка"
и др.), и сатирические произведения (повесть
из периода нэпа "Ибикус, или Приключения
Невзорова"), и научно-фантастические
романы ("Азлита", "Гиперболоид
инженера Гарина"), и сказки для детей ("Золотой
ключик, или Приключения Буратино"), и
драматургия.
Этапным в его творчестве стал
роман "Петр Первый" (1930 - 1945) - одно
из лучших в нашей отечественной. литературе
произведений о Петре 1 и его эпохе.
А.Н.Толстой не первым обратился к
этой томе в художес - таенном плане. Начиная
с Пушкина (поэмы "Полтава" и "Медный
всадник", незавершенный роман "Арап
Петра Великого"), к личности этого
государственного деятеля и к его времени
было приковано внимание многих русских
писателей XIX века: И.Лажечникова ("Последний
новик") и Ф.Булгарина ("Мазепа"), Р.Золотова
("Таинственный монах") иД.Мордовцева
("Державный плотник"), наконец.Д.Мереж-
ковского - автора романа "Петр и Алексей"
(заключительной части трилогии "Христос
и Антихрист").
Задумав широкое полотноо всей
жизни Петра, о егоэпохе как переломной для
русской истории и русского народа, А.Н.Толстой
шел к увлекшей его теме постепенно и
издалека.
Сначала, еще в 20-е годы, он пишет
рассказы ("День Петра", "Первые
террористы", "Наваждение"), затем
"Повесть смутного времени" и пьесу
"На дыбе". И лишь как завершение всех
этих предварительных "подступов" к
эпохе петровского времени принимается за
работу над романом "Петр Первый".
Первая часть романа была опубликована в 1930
г., вторая-в 1934, третья (незаконченная из-за
смерти писателя) печаталась после Великой
Отечественной войны.
"На Петра я "нацеливался"
давно. Я видел все пятна на его камзоле, я
слышал его голос, но Петр оставался для меня
загадкой в историческом тумане," -
вспоминал сам писатель о начале своего
вхождения в тему Петра. Эпоха социальных и
политических перемен, которую пережил А.Н.Толстой
в годы революции и гражданской войны, "ощущение
эпохи личное" во многом способствовали
формированию исторического сознания
писателя, равно как и все предшествующее
его творчество и связь с традициями русской
классики. В результате - "история стала
раскры - вать перед ним свои "нетронутые
богатства".
Создавая "Петра Первого",
автор использовал огромное количество
материалов: исторические исследования о
петровских временах, записки и письма Петра
1 и его современников, русских и иностранцев,
дипломатическую пере - писку, военные
донесения и указы, судебные архивы,
памятники литературы и искусства XVII - XVIII вв.
Но А-Толстой нигде не следует за документом,
а силой своей художественной фантазии
перевоплощает исторические факты и
документальные источники в живые образы и
картины далекой от нас эпохи, оставаясь
верным правде жизни и истории.
В итоге писатель создал огромное
художественное полотно об эпохе и личности
Петра, о судьбе целой нации в один из
решающих, переломных моментов ее истории, о
формирова - нии русского национального
характера.
Первая книга романа повествует о
юности Петра и выполняет роль экспозиции ко
всему дальнейшему повес - твованию,
раскрывая историческую необходимость
реформ в быту и общественно-экономической
жизни России конца XVII века, ибо "истощало
государство при покойном царе Алексее
Михайловиче от войн, от смут и бунтов".
Роман открывается событиями,
связанными со смертью царя Федора
Алексеевича, старшего брата Петра, в 1682 году,
когда усиливаются дворцовые распри,
происходит борьба за престол, плетутся
боярские интриги. Правление царевны Софьи (объявившей
себя правительницей при малолетних царях
Иване и Петре), неудачные крымские походы
князя Василия Голицына усугубили тяжелое,
кри - зисное состояние страны. Используя
прием восходящей градации, автор хорошо
показывает это в начальных же главах: "Мужик
с поротой задницей ковырял кое-как постылую
землю. Посадский человек от нестерпимых
даней и поборов выл на холодном дворе.
Стонало все мелкое купечество. Худел
мелкопоместный дворянин... Кряхтели даже
бояре и именитые купцы",
Но в борьбе за власть с Софьей
тянется к новым формам жизни юный Петр,
увидевший их в иностранной слободе на Кукуе.
Растут петровские "потешные" полки -
начало его будущей новой армии. Правда,
первое большое дело Петра - походы на Азов -
кончаются неудачей, но он не унывает. Петр
осваивает европейский опыт и науки, для
чего отправляется за границу в составе
Великого посольства под именем Петра
Михайлова. После возвращения в Москву он
предпринимает первые нововведения в быт и
порядки русской жизни. Но отчаянно
сопротивляются силы реакции, по- прежнему
рвется к власти Софья, заточенная в монас -
тырь. Заговором боярской оппозиции,
картинами кровавого подавления
стрелецкого мятежа 1698 года, в чем принимает
личное участие Петр, заканчивается
начальная книга романа.
Вторая часть повествует уже о
самостоятельной государственной
деятельности Петра и продолжена до 1702 года.
В ней показаны бзятие Азова, события первых
лет Северной войны со Швецией ("нарвская
конфузия"), рассказывается о
деятельности Петра по укреплению военной
мощи страны (строительство флота в Воронеже,
оснащение армии), поискам денежных средств
для продолжения войны.
И хотя "в Европе посмеялись и
скоро забыли о царе варваров, едва было не
напугавшем прибалтийские народы", но
шведский король Карл, "отбросивший их
после Нарвы назад в дикую Московию", "ненадолго"
сделался героем европейских столиц".
Взятием шведских крепостей Мари- енбург и
Нотебург, выходом русских войск к устью
Невыи основанием Петербурга завершаются
события во второй книге "Петра Первого":
" Кровавыми усилиями проход из Ладоги в
открытое море был открыт.. На Неве... начали
строить крепость в шесть бастионов... После
закладки... в землянке у Петра, при
заздравных стаканах и пушечной пальбе,
крепость придумано было назвать Питербург.
Открытое море отсюда было подать рукой".
В третьей книге автор успел
довести повествование толькодо 1704 г. Она
открывается картинами старой Москвы и .застойного
боярского быта, в которой все более ощутимо
проникает новое, вводимое Петром, говорится
о его культурных преобразованиях (создание
первого русскоготеатра, учеба боярских и
дворянских детей за рубежом, изучение ими
различных наук и иностранных языков).
Идет здесь речь и о дальнейшем
строительстве Петербурга, выходе России на
широкую арену международной жизни, успехах
Петра в (Северной войне. В последних главах
третьего тома изображены осада и взятие
Юрьева (Дерпта), овладение после жестокого
штурма Нарвой: "В три четверти часа все
было кончено. Как ураган, ворвались русские
на площади и улицы старой Нарвы. Остановить,
отбросить их было уже невозможно".
Таким образом, можно заключить,
что подлинные события русской истории в ее
движении и борьбе образуют основу сюжета
романа А.Толстого. В соответствии с этим
композиция "Петра Первого" строится на
строгом хронологичес - ком показе истории и
отличается большой многоплановостью.
Масштаб повествования здесь
необычайно велик, круг действующих лиц
чрезвычайно широк. Действие из России
переносится в Турцию, на Украину,-в
Голландию, Польшу, Саксонию, Прибалтику,
Англию, Швецию. В романе изображены
заседание боярской думы, богослужение
вУспен - ском соборе, лагерь под Азовом и
Нарвой, раскольничья обитель на севере,
трактир в Германии, улицы и площади старой
Москвы, военная ставка шведского короля,
дом польского магната, царский дворец и т.д.
а.н.толстой та - лантливо воссоздал и образы
исторических деятелей той эпохи: польского
короля Августа II, курфюрста Пруссии
Фридриха, английского короля Вильгельма
Оранского, короля Швеции Карла XII,
саксонских курфюрстин, австрий - ского
цезаря Леопольда, украинских гетманов
яагайдачного и Мазепы.
В основной сюжет - события "большой
истории" -^ у А.Толстого органически
вплетается множество частных сюжетных,
линий, судьбы целого ряда как подлинных, так
и вымышленных героев петровского времени (Меньшиковых,
Буйносовых, Бровкиных, Василия Волкова,
князя Федора Ромадановского, Алексея
Голикова, фельдмаршала Шере - метьева и др),
выходцев из различных социальных кругов:
бояр, купцов, стрельцов, дипломатов,
царского семейства, духовенства,
раскольников, солдат, беглых мужиков,
казаков, крестьян. Здесь, на страницах
романа, перед нами проходит длинная
вереница героев - мужчин и женщин, русских и
иностранцев, живших в отдаленную
историческую эпоху.
Центральным же лицом, к которому
"сходятся" все нити исторического
движения, сюжетным центром всего повес -твования
у А.Толстого является личность Петра 1, что
подчеркнуто уже заглавием романа. Поэтому в
основу сюжета, наряду с динамикой
исторических событий, положены развитие,
движение характера главного героя.
Писатель на протяжении всего
романа показывает пос - ледовательное
превращение непослушного, настойчивого,
горячего, норовистого мальчика, так не
похожего на окружающих в царском дворце,
"волчонка", по словам царевны Софьи,
сначала в угловатого подростка,
поглощенного своими военными играми в "потешной
крепостце", затем в "длинного,
вымазанного в грязи и пороховой копоти,
беспокойного вьюношу" и, наконец, в
непреклонного борца с ветхозаветной
стариной, гениального реформатора,
грозного военачальника, мудрого правителя,
тонкого дипломата, большого
государственного и политического деятеля.
Уже в первой книге писатель
создал живой образ юного Петра, от природы
любознательного, жизнедеятельного и не
переносящего ленивой скуки московской
дворцовой жизни, неподвижности боярского
быта, устаревших обычаев, ин - триг и
коварства. Юность и молодость Петра полны
были острых, драматических столкновений и
напряженной борьбы за власть с Софьей. На
глазах у него, еще почти ребенка, стрельцы,
возбужденные боярами, убивают близких
родных его матери. Возмущение стрельцов,
бесконечные ссоры и интриги бояр, удаление
в Преображенское в юности вместе с матерью -
все это наложило отпечаток на характер
Петра.
Он отличается в этот период своей
жизни дерзкой волей, "диким, жадным,
встревоженным умом", крутым нравом,
непримиримой ненавистью и даже злобой к
боярам, кон - сервативной и душной старине.
Из личного чувства эта ненависть стала со
временем его принципом, его деятельностью,
его страстью, превратилась в неиссякаемый
источник энергии, побуждавший уничтожать
старое, негодное, искать и находить, круто
проводя в жизнь, все новое, Знакомство с
веселыми и трудолюбивыми иноземцами на
Кукуе, наблюдение за их активной жизнью
открывает перед Петром впервые горизонты
иного, западного мира (сама же немецкая
слобода Кукуй предстает здесь как
идеальная "модель" этого мира, с
которым Петр столкнется в реальности
позднее и почувствует между ними большую
разницу).
Переломным моментом в характере
и деятельности Пет - ра оказывается
посещение им Архангельска с его контрас -
тами двух берегов Двины: европейского (отсюда,
с Севера, шла тогда торговля России с
Западом) с большими иностранными кораблями
и богатыми торговыми причалами - и русского
с его колокольнями и сотнями утлых карбасов,
груженных сырьем и прикрытых рогожами.
Впервые перед Петром остро встают здесь
вопросы о народе, о государстве, об
интересах России.
Он с болью и горечью осознает
отсталость своей страны как национальное
бедствие, за которое и он несет
ответственность. Он в первый раз
задумывается над тем, кто же хозяин в ^той
стране ("А здесь непонятно, кто и хозяин.
Стыдно1... Смешно... Стыдно.,."), кому
принадлежит ее будущее, ибо "богатый и
важный, грозный золотом и пушками,
европейский берег с презрительным
недоумением вот уже более столетия глядел
на берег восточный, как господин на раба".
И Петр решает, что нужно самим
русским людям утвер - ждаться здесь, на
берегах Двины, самим учиться торговать и
строить корабли, возить отсюда товары в
Европу и богатеть, чтобы "не видеть
гордого презрения, прикрытого любезными
улыбочками у всех этих людей с Запада",
ощущающих себя почти хозяевами на чужой
земле (это не "свои" иноземцы из
Кукуевой слободы). Правда, он еще в этот
момент не знает, что и как нужно делать,
чтобы победить старину. Отсюда его первое
яростное побуждение в Архангельске: "Указ,
что ли, какой-нибудь дать страшный?
Перевешать, перепороть?"
Но Петр уже понял и увидел
неограниченные творческие возможности в
самом русском народе, в России. Со всей
силой своего темперамента и характера
принимается он за ломку и искоренение
отсталых порядков, за создание армии и
флота, чтобы вести войну за выход к
Балтийскому морю. Неслучайно именно в
Архангельске его умный друг, Франц Лефорт,
говорит Петру знаменательные слова: "ты в
возрасте больших дел".
И действительно: после
возвращения из Архангельска Петра мы видим
чаще всего самого в деле (с топором на верфи
в Воронеже, с кувалдой в кузнеце, с тачкой в
доках за границей). По большей части он
предстает не в царском золотом облачении, а
либо в Преображенском кафтане, либо в "холщовой,
запачканной рубахе", либо в матросской
куртке. И называть себя он велит то шкипером
Петром Алексеевым, то урядником Петром
Михайловым, то господином бомбардиром.
Он прост, трудолюбив, деятелен, не
чурается простых людей. Чтобы пробудить
народ и ближайшее свое окруже - ние, ему
приходиться много работать самому, "вытаскивать
людей из векового болота, разлеплять им
глаза, расталкивать их под микитки...
Драться, обламывать, учить..."
А.Н.Толстой пишет: "Никто не
думал, что можно работать с таким
напряжением, как требовал Петр. Но
оказалось, что можно". "Чортушка, не
отступая, кричал, ругался, дрался, тянул..."
В первом томе главный герой дан был чаще в
одиночестве, в противостоянии окружающим
его людям, в дальнейшем же повествовании он
всегда изображается в окружении своих
сподвижников и помощников: Александра
Меньшикова, Франца Лефорта, Алексея
Бровкина, адмирала Головина, фельдмаршала
Шереметьева, Льва Нарышкина, полковника
Бориса Голицына и др. Вместе с ними,
преодолевая сопротивление боярства, Петр
решительно вступает в борьбу с Русью старой
за Русь новую.
Он бреет боярские бороды, одевает
боярских дочерей в платья "со шлепами"
и учит их "политесу" на своих знаме -
нитых ассамблеях; сыновей бояр и дворян
посылает обучаться разным наукам и
профессиям и одновременно с этим ведет
упорную борьбу за выход России к морям (помня
наказ умершего Лефорта: "Без Черного с
Азовским морем тебе не быть, Петер... И не
быть тебе, Петер, без Балтийского моря..."),
способствует развитию русской торговли с
Западом на русских кораблях, строительству
заводов, добыче железной руды на Урале,
основывает новый, город - Петербург.
Автор хорошо показывает в своем
романе, как во всей деятельности Петра и его
соратников после Архангельска
взаимодействуют два начала: заимствование
европейского опыта, учеба у Запада без
всякого стеснения и амбиций - и осознание
постепенно собственных сил, национальной
гордости, возможностей и характера
русского народа. Первая из этих тенденций
по мере движения сюжета ослабевает, а
вторая все более растет и усиливается. И
если в начале романа все русское
представляется Петру синонимом дикости,
косности, лени, то в конце его русское
становится обозначением силы и достоинства
народа и России.
В первом томе Петр показан во
многом как подражатель, перенимающий чужой
опыт, а во втором и третьем он выступает уже
сам как активный преобразователь,
национальный и государственный деятель,
способный увидеть историческую силу России
и поставить ее рядом с европей - скими
странами как равную.
Одновременно с тем Петр у А.Толстого
- насквозь земной, живой человек со всеми
своими не только достоинствами, но и со
слабостями и недостатками. Писатель рисует
своего героя -царя подчас далеко не в
героические минуты: в состоянии страха и
растерянности (бегство от Софьи в Троице-Сергиеву
Лавру) или неудержимого гнева (на бояр и
воевод), в момент внутреннего смятения,
подавленности и горя (после смерти матери и
Франца Лефорта), в смешных семейных ссорах (с
женой Евдокией или любовных сценах с Анной
Монс). Показываются и свойственные Петру
насмешливость, лукавый юмор, склонность к
грубым утехам (вспомним к примеру, сцепу
сватовства царем Саньки Бровкиной за
Василия Волкова или царское гулянье на
Святках с "поруганием боярских фамилий").
Но все это не заслоняет основного
и главного в Петре - его государственной
преобразовательской деятельности. В
третьем томе он показан уже как
окончательно сформиро - вавшаяся личность:
и как человек, ставший сдержанным (не
поднимающим теперь сплошь и рядом, как
прежде, руку то на Алексашку Меньшикова, то
на воеводу, то на простого солдата) и
рассудительным, и как политический деятель,
правитель, глубоко осознавший огромную
личную ответственность за судьбу России.
Автор называет его теперь не просто Петром,
не бомбардиром, а Петром Алексеевичем.
Примечательно в этом плане последнее
описание внеш - ности царя, которое дается в
финале романа: "Петр Алексеевич важно
сидел на белой лошади, - был в преображен -
ском кафтане, в шарфе, в новой мохнатой
треугольной шляпе с кокардой, правую руку с
подзорной трубой упер в бок... на лице
выражал грозное величие".
Выразительность этого портрета,
его нарочитая "скульптурность"
невольно ассоциируются в читательском
созна - нии со знаменитым памятником
Медного всадника - символом величия Петра и
России, прорубивших "окно" в Европу.
Однако А-Толстой нигде не
стремится представить своего героя фигурой
идеальной, сделать его более человечным и
гуманным, чем он был на самом деле. В
характере его автор показывает и такие
черты, как злобу и жестокость (царь
собственноручно допрашивает стрельцов, в
приступе ярости избивает виноватых бояр и
даже близких друзей).
Создавая образ Петра, писатель не
забывал, что он был самодержец и крепостник.
Это при нем стонет народная, крестьянская
Русь от непосильных податей и оброков. По
приказу Петра неимущих засекают батогами
насмерть, учат солдат в строю палками,
обманом заманивают вольных людей на
суконные, полотняные заводы и бумажные
фабрики, приковывают крепостных крестьян
на цепи в рудниках и забоях Урала, на костях
рабочих - строителей воздвигают Петербург
("Петр писал князю-кесарю, прося слать еще
людей, - "зело здесь болеют, а многие и
померли". Шли и шли обозы, рабочие,
колодники").
В своем романе А.Толстой особо
подчеркивает роль народа, трудового
крестьянства в преобразованиях царя -
реформатора. Поэтому "Петр Первый" -
это еще и роман о судьбах народа. Неслучайно
он начинается сценой, происходящей в курной
избе и на дворе крепостного крестьянина
Ивашки Бровкина, где течет обычная жизнь:
"Чада прыгали с ноги на ногу, - все были
босы... Мать стояла у печи... На дворе отец
запрягал в сани... Двор все-та^ был
зажиточный - конь, корова, четыре курицы".
В жизни и трудовой деятельности
народа, а не в дворцовых интригах видит
писатель объяснение и источник всех
исторических событий. Миллионное население
России па - хало землю, строило заводы,
закладывало новый город Петербург, тянуло
тяжелую солдатскую лямку. Именно народ
поддержал Петра в его начинаниях, создал
величие могучей и сильной державы
Российской.
Созидательная сила народа при
Петре, который приказал "годность за
знатность считать", приобщает многих
простых людей, людей "подлого звания",
к активной государственной деятельности, к
творчеству и культуре. В романе показаны
выходцы из народа, ставшие именитыми
купцами и заводчиками (Демидовы, Баженины,
Жоринц, Свечины, Жигулин), изобретатель
гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя
Возницын.
Особенно ярко талантлибость,
трудолюбие и одаренность простого русского
народа в романе раскрываются через рассказ
о судьбе "знаменитого кузнечного дела
мастера" Кузьмы Жемова, у которого учится
его ремеслу сам царь. Этот народный
самородок построиллетательный аппарат, на
котором попытался взлететь с колокольни, а
потом изобрел "невиданную огненную
машину, работающую от котла с паром".
Примечательна -и фигура
живописца-самоучки Андрея Голикова,
иконописца из Палеха, умеющего "парсуны
писать. как бы живые лица человечьи", а
также "морские волны и корабли на них под
парусами... весьма искусно". За это царь
обещает послать его учиться художеству в
Италию.
Особую, разветвленную сюжетную
линию в романе составляет история семьи
бывшего кабального холопа Ивашки Бровкина.
Сам он со временем становится при поддежке
Петра богатым купцом, главным поставщиком
провианта и сукна для петровской армии,
владельцем полотняного За - вода.
Выдвигаются и его дети: сын Алексей -
отличный офицер, "персона уже на виду у
самого царя": второй сын, Артамон, владеет
несколькими иностранными языками, женится
на боярской дочери, третий из братьев
Бровкиных, Гаврила, обучается за границей,
вместе с царевной Натальей Алексеевной
берется за устройство дворцового театра;
доч» Бровкина, Санька, вчерашняя
деревенская девчонка пре - ображается в
боярыню Волкову, своей красотой "русская
Венус" затмивает польских и французских
красавиц.
Сила и величие народного духа еще
более отчетливо и прямо дают себя знать в
романе а.толстого в сценах и эпизодах не
прекращающейся борьбы крестьян против
гнета бояр и помещиков. Ненависть к царю и
боярству проявляется в прямых выкриках -
угрозах посадских людей во время чтения
царской грамоты на Ильинке, в "угрюмом,
злом" взгляде мужика, в доме которого, по
дороге в Воронеж, остановился князь
Буйносов с семейством, в отрывочных
репликах "сердито" гудящей толпы в
кабаке на Варварке.
Негодуют на бояр и Петра
разоренные и замученные поборами и тяжкими
повинностями крестьяне, собираются они в
разбойничьи шайки, лесные ватаги. Бунтуют и
ежи - гают себя в скитах раскольники, не
желая отдавать сыновей в царскую армию.
Бегут заводские "людишки" в поисках
желанной воли на далекий Дон, помня о
Стеньке Разине и веря, что его время еще
вернется.
Так возникает в романе образ
многоликой народной Руси и решается одна из
главных его проблем - проблема русского
национального характера. Его носителями и
вы - разителями у А.Толстого выступает не
только Петр (в котором лучшие свойства
этого характера воплотились наиболее полно
и ярко) и его соратники (в каждом из которых
он проявляется по-своему и своеобразно), но
и простые люди из народа, и даже противники
Петра (разинский атаман Овдоким, бунтарь
Федька Умойся Грязью, раскольник Денисов)
тоже выражают весьма значимые стороны
национального характера. Именно в
противоборстве старого и нового в
переломную петровскую эпоху наглядно обна -
руживаются и развиваются все лучшие
стороныы черты характера русской нации,
трудолюбивой и талантливой, терпеливой и
свободолюбивой.
Символячен в этом отношении
эпизод в последней книге романа, когда Петр
приходит в землянку к рабочим, строящим
Петербург и проявляющим открытое
недовольство невыносимо тяжелым своим
положением. Здесь сталкива - ются как бы две
правды: правда Петра, создающего могучее
русское государство, и правда народа, за
счет которого и на костях которого оно
воздвигается. Петр считает свою правду
главной и законной. Рабочий, который ведет
разговор с царем без страха и лести, "просто,
ясно", говорит даже "с усмешкой", в
итоге их беседы вынужден признать эту
правоту царя: "Конечно, государь, тебе
виднее - что к чему". И Петр ему "жестко"
отвечает: "Это верно, что мне виднее)"
В романе "Петр Первый"
проявилось блестящее мастер - ство А.Толстого
как бытописателя эпохи прошлого. Автор как
бы вжился в далекие петровские времена (он
дает яркие, выразительные, живописные
зарисовки боярского, крестьянского,
дворцового быта, описание улиц и площадей
Мое - квы, батальных сцен и многого другого).
Большим своеобразием отличается
язык романа о Петре. Умело, с большим тактом
вводит писатель в основную ткань языкового
повествования церковнославянизмы и
просторечия, архаические падежные формы и
фразеологию того времени. Хорошо передает
он и изменения в языые петров - ской эпохи,
связанные с вторжением в русскую
разговорную речь потока слов с Запада. С
тонким юмором подчеркивает автор
комическое соседство слов иностранных со
старинными и просторечными русскими
речениями, сме - шейие "французского с
нижегородским".
Можно сказать в заключение, что А-Толстой
действи - тельно создал произведение о
великой эпохе с ее государственными
деятелями и народными массами, с ее
противоречиями и конфликтами, трудностями
и победами. Его "Петр Первый" - "настоящий
историччский роман, книга- надолго", по
меткому замечанию М.Горького.
Рекомендуемая литература
1. Западов В.А. Алексей Николаевич
Толстой: Пособие для учащихся. - М„ 1969.
2 Крюков А.М. Алексей Николаевич
Толстой. - М.. 1989.
3. Налдеев А.П. Алексей Толстой. - М„
1974.
|