В результате проделанной
курсовой работы мы приходим к следующим
выводам и заключению. Особенностью переживаемого
сейчас страной кризиса является то,
что он долгое время подавлялся централизованной
системой директивного управления
за счет экстенсивного использования
природных и трудовых ресурсов, экспорта,
сырья, административного повышения
цен, эмиссионного финансирования
и т.п. В 1989-1991 г.г. эти источники сохранения
внешнеэкономической нагрузки на
народное хозяйство были исчерпаны.
Попытки решить проблемы путем перестройки
командно-административной системы
управления привели к распаду хозяйственных
связей и замене государственного
монополизма на корпоративный бюрократический
и криминальный монополизм.
Диагностирование кризиса
позволяет со стопроцентной вероятностью
прогнозировать сценарий его развития
и выхода из него. И наш, и зарубежный
опыт свидетельствуют о том, что из подобного
кризиса нельзя выйти без радикального
сокраяеяяияявяяеяяяяяяяясяяояяояяияяешительной
конверсии, без составления бездефицитного
бюджета. В отношении денежной реформы
и либерализации цен были альтернативы.
Германия и Россия проводили денежную
реформу, а послевоенная Япония и Италия
нет. Отказ от денежной реформы привел
эти страны к гиперинфляции, которая
на десятилетия понизила курс национальных
валют. Следовательно, альтернатива
состоит в выборе между денежной реформой
и инфляцией.
В нашей стране либерализация
ценообразования уже осуществляется
в течение последних 25 лет. Сначала освобождались
цены на продукцию машиностроения,
затем на фрукты, овощи, картофель. В 1991
г. либерализация цен приняла лавинообразный
характер.
Приведем иллюстративные
сравнительные примеры. Динамика тарифов в
сфере грузового транспорта складывалась в
основном под воздействием принятых
Правительством мер по ограничению темпов
роста цен в отраслях - естественных
монополиях. В результате тарифы на грузовые
перевозки за январь-сентябрь текущего
года выросли на 0,5%, тогда как за
сопоставимый период 1996 г. аналогичный
показатель составлял 21,3%.
О стабильности ценовой ситуации
в стране свидетельствует также устойчивая
тенденция к формированию системы
относительных цен производителей
промышленной продукции. В 1997 году весьма
четко проявилось деление отраслей
промышленности на три группы.
В состав первой из них входят
газовая промышленность, машиностроение,
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность, легкая промышленность.
Отсутствие заметных колебаний
относительных цен производителей в этих
отраслях означает, что механизм
ценообразования здесь вполне устоялся и
практически исключены деформирующие
хозяйственную ситуацию взаимные перетоки
финансовых средств.
яясяятяя яяняяо из этих
сегментов входят угольная промышленность
и промышленность строительных материалов.
В текущем году уровни относительных цен
производителей указанных двух отраслей
также практически стабилизировались, что
свидетельствует об определенной
устойчивости механизма формирования цен на
их продукцию.
Другой сегмент образован
химической и нефтехимической промышленностью,
а также пищевой промышленностью и цветной
металлургией. Здесь обращает на себя
внимание стабилизация уровня
относительных цен производителей на
продукцию цветной металлургии, что
связано с определенным ослаблением
спросовых
ограничччччччччччччччччччччччччччччччччнекоторым
смягчением конъюнктуры ыырыыыыырыыкыы
отдыыьныхыыидыыыывыыныыыыытыыыов.ыы
ыыстывыырыыыей группы отраслей, уровень
относительных цен производителей в которой
существенно выше 100%, входят электроэнергетика,
нефтедобывающая промышленность,
нефтеперерабатывающая промышленность,
черная металлургия.
В этой группе отраслей также
обозначились два самостоятельных
сегмента - электроэнергетика и
нефтеперерабатывающая промышленность, с
одной стороны, и черная металлургия и
нефтедобыча - с другой. Причем характерно,
что в динамике относительных цен
производителей, как и в предыдущих случаях,
превалирует тенденция к стабильности.
Либерализация цен в рыноччччччччччччччччччччччччччччччччч
любую свободу ценообразования, а
лишь свободу, обеспечивающую конкуренцию
производителей, оптового и розничного
звеньев. Утверждения о том, что при рынке
нет понятия спекуляции, лишены оснований.
Во всех странах с рыночной экономикой
существует антимонопольное или
прямо антиспекулятивное законодательство,
которое запрещает спекуляцию в формах,
наносящих ущерб производителям
продукции путем монопольного взвинчивания
цен. Эти законы применяются во всех
рыночных учреждениях.
Преобладание государственных
поставок обусловило у нас действие
экономических отношений в хозяйственной
сфере по законам классического монополизма.
На предприятиях путем приписок, ухудшения
качччччч ччоччучции, вымывания дешевого
ассортимента, а в оптовой и розничной
торговле за счет порчи дешевых товаров
и припрятывания дорогих создавался
и воспроизводился искусственный
дефицит.
К этому налогу прибегают
как к последнему средству покрытия
бюджетного дефицита, когда другие
источники пополнения казны (прямые
и косвенные налоги, займы на внутреннем
и внешнем рынках, продажа госсобственности
и т.д.) не позволяют покрыть стремительно
растущие государственные расходы.
Превышение расходов над доходами,
появление дыры в государственном
бюджете, масштабная эмиссия пустых
денег, переполнение каналов денежного
обращения и бурный рост цен - все это ярко
наблюдается в периоды войн, революций,
других социально-экономических и
политических катаклизмов.
Рост денежной массы в России
в 1992 г. в 16,9 раз свидетельствует о том,
что гиперинфляция в нашей стране является
реальностью.
Следует отметить, что инфляционные
процессы в нашей стране вызываются
не только экономическим спадом и бюджетным
дефицитом. На протяжении десятилетий
закладывались народнохозяйственные
диспропорции (между отраслями промышленности,
производящими средства производства
и предметы потребления, между добывающими
и перерабатывающими отраслями
экономики, между промышленным и
сельскохозяйственным производством
и т.д.). Сюда же можно отнести и чрезвычайную
милитаризацию экономики. В результате
в экономическом организме давно нарушился
обмен веществ.
Правительство не смогло
сдержать опасные инфляционные явления.
Они стали нарастать как снежный ком, питаемые
спадом производства, все возрастающей
бюджетной эмиссией, безудержной кредитной
экспансией коммерческих банков (т.н.
кредитная инфляция), развалом единой
денежной и банковской системы страны.
В итоге мы получили то, что и должны были
получить - гиперинфляцию на фоне резкого
спада производства.
Так что с полным основанием
можно сказать, что гиперинфляция -
это явление прежде всего поведенческое.
Можно не достигнуть критических 50
процентов, остановиться на 30, а гиперинфляция
уже налицо. Можно дойти и до 60 процентов,
а состояние нельзя назвать гиперинфляцией.
Собственно, гиперинфляция наступает
на самом деле, когда наблюдается характерное
для нее поведение. Основной сигнал -
бегство от рубля. Если даже бешенные
цены перестают отпугивать покупателя,
то гиперинфляция началась.
|