Проблема дефиниции турпродукта
остается актуальной вплоть до настоящего
времени. Отсутствие четкого определения
вызывает методические трудности в учете
результатов экономической деятельности
предприятий туризма, сертификации
турпродукта, статистическом учете туризма.
Определение, данное в Федеральном законе
"Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации" и
устанавливающее, что "туристский
продукт - это право па тур, предназначенное
для реализации туристу" (Глава 1, ст. 1),
на наш взгляд, только усугубляет
разногласия по данному вопросу. В первую
очередь, следует отметить, что постановка
знака равенства между экономической
категорией "продукт" и юридической категорией
"право" является логической ошибкой.
Туристский продукт - это комплекс
услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными
предприятиями гражданам (туристам). В
настоящее время в России этот комплекс
услуг предоставляют специализированные
предприятия, организации и учреждения,
предоставляющие услуги по размещению:
гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты,
частные квартиры и дома, туристские базы,
дома отдыха, приюты; предприятия питания:
рестораны, столовые,кафе, бары, фабрики-кухни
и др;
фирмы, занимающиеся транспортным
обслуживанием: автопредприятия,
авиационные предприятия, железнодорожные
ведомства, предприятия морского и речного
транспорта и др;
туристские фирмы по разработке и
реализации туристского продукта:
туристские бюро, экскурсионные бюро,
туристские агентства, бюро реализации
путевок.
Туристскую индустрию в России
также формируют косвенно предприятия
морского, речного, авиационного, городского
и других видов транспорта, дорожные и
городские коммунальные службы,
организации связи, торговли, предприятия по
производству товаров народного
потребления и т.д.
Развитие российского
туристского продукта зависит от множества
факторов:
• наличия туристско-рекреационных
ресурсов:
• наличия развитой
инфраструктуры региона;
• наличия квалифицированных
кадров;
• государственной поддержки
туризма;
• демографических и
социальных факторов;
• факторов риска;
• политических и
экономических факторов;
• научно-технического прогресса,
традиций и др.
В настоящее время сложились
следующие видов и формы туризма в России. По
целям деятельности: маршрутно-познавательный;
спортивно-оздоровительный; самодеятельный,
в том числе с активными способами
передвижения; деловой и конгресс-туризм;
курортный, лечебный; горнолыжный;
фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм;
религиозный; учебный и др.
По степени мобильности:
передвижной; стационарный; смешанный.
По форме участия: индивидуальный:
групповой; семейный.
По возрасту: зрелый; молодежный;
детский: смешанный.
По продолжительности:
однодневный; многодневный: транзитный.
По использованию транспортных
средств: автомобильный: железнодорожный;
авиационный; водный; велосипедный; конный;
комбинированный.
По сезонности: активный
туристский сезон; межсезон (полусезон);
несезон.
По географии: межконтинентальный:
международный (межрегиональный);
региональный; местный; приграничный.
По способу передвижения:
пешеходный; с использованием средств;
с использованием экзотических
видов транспорта(канатная дорога,
фуникулер, дирижабль, воздушный шар,
дельтаплан ). Российские туристские услуги
составляют значительную часть
потребляемых населением услуг и имеют
специфический социально-оздоровительный
характер, т.е. отдых, возможность развития
личности, познания исторических и
культурных ценностей, возможность занятия
спортом, участия в культурно-массовых
мероприятиях и др., т.е. туризм сочетает в
себе экономический, социальный, гуманитарный,
воспитательный и эстетический факторы.
В высокоразрядных российских
отелях число дополнительных и
сопутствующих услуг достигает до 500. В ряде
случаев девизом обслуживания является: "У
нас нет таких услуг, которые бы мы не могли
Вам предоставить".
В бывшем СССР по состоянию на 1990
год насчитывалось около 350 тысяч мест
размещения туристов. В России в настоящее
время имеется около 250 тысяч гостиничных
мест, в том числе в Москве -75 тысяч, в Санкт-Петербурге
- около 30 тысяч.Средняя загрузка (коэффициент
загрузки - отношение числа занятых к
общему числу мест) в гостиницах мира по
данным ВТО составляет 65-70 % . Обычно в
гостиницах высших категорий до 60-65 %
клиентов составляют деловые люди (бизнес-туризм,
конгресс-туризм).В гостиницах более низких
категорий и внекатегорийных обычно
размещаются туристы с познавательной целью.
В структуре гостиничных мест
Москвы только 11 гостиниц (Метрополь, Айрис
Пульман, Националь, Олимпик Пента, Савой,
Палас, Балчуг-Кепминский и др.) на 6266 мест
отвечают всем требованиям международного
гостиничного сервиса. Это составляет всего
лишь 8 % от общего числа гостиничных мест в
столице. Еще 26 % гостиничных мест имеют
достаточно высокий уровень сервиса для
приема иностранных туристов. В целом, с
учетом ведомственных гостиниц Москва может
принять единовременно около 45 тысяч
иностранных туристов.
В соответствии с "Концепцией
развития международного туризма в Москве
до 2005 года" предполагается произвести
реконструкцию имеющегося гостиничного
фонда и коммунальной инфраструктуры и
построить еще 38 тысяч гостиничных мест, для
чего потребуется 5,9 млрд. долларов.
По прогнозам, с учетом
предполагаемого строительства и
реконструкции к 2005 году число прибытий в
Москву иностранных туристов может достичь
10,6 млн. человек в год, а валютные
поступления от них составили бы 2,4 млрд.
долларов в год.
До 1990 года существовала единая
транспортная система туризма, включающая в
себя автомобильный, речной, морской,
железнодорожный и авиационный транспорт и
обеспечивающая потребности как
внутреннего, так и международного туризма.
Доля транспортного обслуживания в общей
структуре туристских услуг составляла
более 40 %.
Рыночные отношения и
антимонопольное законодательство России
способствовали децентрализации туризма и в
частности его транспортной системы. Резкое
снижение спроса на транспортное
обслуживание в туризме привело к
перепрофилированию транспортных
предприятий, а в ряде случаев к их
банкротству.
Материальная база по
обслуживанию подвижного состава
практически не обновлялась, а количество
транспортных средств сократилось в
несколько раз. Если в Московской автобазе
"Турист" в 1990 г. было 618 автобусов, то в
1995 году их число составило всего 80 единиц.
Положение осложнилось еще и тем, что
большинство заводов по строительству
подвижного состава (автобусов,
электропоездов, речных и морских судов)
оказалось за пределами России, а
традиционный туристский автобус из
Венгрии "Икарус" уже не соответствует
требованиям стран ЕЭС в части экологии,
безопасности, комфортабельности и др.
Российские туристы пользуются
услугами как национальных, так и
зарубежных перевозчиков. Наряду с
отечественными самолетами (АН-26, ТУ-154, ИЛ-62,
ЯК-40, ЯК-42 и др.) в ряде российских
авиакомпаний на условиях аренды или
лизинга работают самолеты типа "Боинг",
аэробусы А-310 и т.д.
В туристских целях широко
используются вертолеты и другие
летательные аппараты: дирижабли, воздушные
шары, парапланы, дельтапланы и т.д. В
зависимости от условий комфорта, питания и
других факторов места в самолетах
подразделяются на 4 класса.
Наиболее массовый в России
туристский транспорт - автобус в
большинстве случаев является
собственностью крупных туристских
компаний, объединений, концернов, ассоциаций.
Другие же туристские фирмы пользуются
услугами автотранспортных предприятий на
основе долгосрочной аренды или разовых
заказов.
Нужно учесть , что в России
традиционно одной из самых широко
практикующихся особенностей туристского
продукта является применение
самостоятельно населением или с помощью
клубов так называемого самодеятельного
туризма. Самодеятельный туризм - это походы
и путешествия по маршрутам, разработанным
самими туристами или рекомендованным
туристскими клубами. Как правило,
самодеятельный туризм характеризуется
активными способами передвижения. При этом
маршрут, состав туристской группы,
снаряжение, обеспечение продуктами
питания, способ передвижения и
финансирование организуются
самостоятельно, так называемыми,
самодеятельными туристами. Особенностью
такого туризма является его спортивный
характер и участие в нем молодежной
возрастной категории. В бывшем СССР в 96
тысячах туристских секций и 927 клубах
регулярно занималось около 9 млн. самодеятельных
туристов. Организация походов и
путешествий в рамках самодеятельного
туризма проводится специально подготовленными,
в ряде случаев имеющими лицензию, квалифицированными
специалистами.
|