On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Особенности современного туристического продукта России

Проблема дефиниции турпродукта остается актуальной вплоть до настоящего времени. Отсутствие четкого определения вызывает методические трудности в учете результатов экономической дея­тельности предприятий туризма, сертификации турпродукта, стати­стическом учете туризма. Определение, данное в Федеральном за­коне "Об основах туристской деятельности в Российской Федера­ции" и устанавливающее, что "туристский продукт - это право па тур, предназначенное для реализации туристу" (Глава 1, ст. 1), на наш взгляд, только усугубляет разногласия по данному вопросу. В первую очередь, следует отметить, что постановка знака равенст­ва между экономической категорией "продукт" и юридической ка­тегорией "право" является логической ошибкой.

Туристский продукт - это комплекс услуг, предос­тавляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам). В настоящее время в России этот комплекс услуг предоставляют специализи­рованные предприятия, организации и учреждения, предоставляющие услуги по размещению: гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, частные квартиры и дома, туристские базы, дома отдыха, приюты; предприятия питания: рестораны, столовые,кафе, бары, фабрики-кухни и др;

фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием: автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др;

туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта: туристские бюро, экскурсионные бюро, туристские агентства, бюро реализации путевок.

Туристскую ин­дустрию в России также формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного, городского и других видов транспорта, дорожные и городские коммунальные служ­бы, организации связи, торговли, предприятия по произ­водству товаров народного потребления и т.д.

Развитие российского туристского продукта зависит от множе­ства факторов:

• наличия туристско-рекреационных ресурсов:

• наличия развитой инфраструктуры региона;

• наличия квалифицированных кадров;

• государственной поддержки туризма;

демографических и социальных факторов;

• факторов риска;

политических и экономических факторов;

• научно-технического прогресса, традиций и др.

В настоящее время сложились следующие видов и формы туризма в России. По целям деятельности: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.

По степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный.

По форме участия: индивидуальный: групповой; семейный.

По возрасту: зрелый; молодежный; детский: смешанный.

По продолжительности: однодневный; многодневный: транзитный.

По использованию транспортных средств: автомобильный: железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный.

По сезонности: активный туристский сезон; межсезон (полусезон); несезон.

По географии: межконтинентальный: международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный.

По способу передвижения: пешеходный; с использованием средств;

с использованием экзотических видов транспорта(канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан ). Российские туристские услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, воз­можность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, возможность занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др., т.е. туризм сочетает в себе экономический, социальный, гу­манитарный, воспитательный и эстетический факторы.

В высокоразрядных российских отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает до 500. В ряде случаев девизом обслуживания является: "У нас нет таких услуг, которые бы мы не могли Вам пре­доставить".

В бывшем СССР по состоянию на 1990 год насчитывалось около 350 тысяч мест размеще­ния туристов. В России в настоящее время имеется око­ло 250 тысяч гостиничных мест, в том числе в Москве -75 тысяч, в Санкт-Петербурге - около 30 тысяч.Средняя загрузка (коэффициент загрузки - отноше­ние числа занятых к общему числу мест) в гостиницах мира по данным ВТО составляет 65-70 % . Обычно в гостиницах высших категорий до 60-65 % клиентов составляют деловые люди (бизнес-туризм, кон­гресс-туризм).В гостиницах более низких категорий и внекатегорийных обычно размещаются туристы с познавательной целью.

В структуре гостиничных мест Москвы только 11 гостиниц (Метрополь, Айрис Пульман, Националь, Олимпик Пента, Савой, Палас, Балчуг-Кепминский и др.) на 6266 мест отвечают всем требованиям международного гостиничного сервиса. Это составляет всего лишь 8 % от общего числа гостиничных мест в столице. Еще 26 % гостиничных мест имеют достаточно высокий уровень сервиса для приема иностранных туристов. В целом, с учетом ведомственных гостиниц Москва может принять единовременно около 45 тысяч иностранных туристов.

В соответствии с "Концепцией развития междуна­родного туризма в Москве до 2005 года" предполагается произвести реконструкцию имеющегося гостиничного фонда и коммунальной инфраструктуры и построить еще 38 тысяч гостиничных мест, для чего потребуется 5,9 млрд. долларов.

По прогнозам, с учетом предполагаемого строи­тельства и реконструкции к 2005 году число прибытий в Москву иностранных туристов может достичь 10,6 млн. человек в год, а валютные поступления от них составили бы 2,4 млрд. долларов в год.

До 1990 года су­ществовала единая транспортная система туризма, включающая в себя автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечи­вающая потребности как внутреннего, так и международ­ного туризма. Доля транспортного обслуживания в об­щей структуре туристских услуг составляла более 40 %.

Рыночные отношения и антимонопольное законода­тельство России способствовали децентрализации туризма и в частности его транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортное обслуживание в ту­ризме привело к перепрофилированию транспортных предприятий, а в ряде случаев к их банкротству.

Материальная база по обслуживанию подвижного состава практически не обновлялась, а количество транспортных средств сократилось в несколько раз. Если в Московской автобазе "Турист" в 1990 г. было 618 авто­бусов, то в 1995 году их число составило всего 80 еди­ниц. Положение осложнилось еще и тем, что большинст­во заводов по строительству подвижного состава (автобусов, электропоездов, речных и морских судов) оказалось за пределами России, а традиционный турист­ский автобус из Венгрии "Икарус" уже не соответствует требованиям стран ЕЭС в части экологии, безопасности, комфортабельности и др.

Российские туристы пользуются услугами как на­циональных, так и зарубежных перевозчиков. Наряду с отечественными самолетами (АН-26, ТУ-154, ИЛ-62, ЯК-40, ЯК-42 и др.) в ряде российских авиакомпаний на ус­ловиях аренды или лизинга работают самолеты типа "Боинг", аэробусы А-310 и т.д.

В туристских целях широко используются вертолеты и другие летательные аппараты: дирижабли, воздушные шары, парапланы, дельтапланы и т.д. В зависимости от условий комфорта, питания и дру­гих факторов места в самолетах подразделяются на 4 класса.

Наиболее массовый в России туристский транспорт - автобус в большинстве случаев является собственностью крупных туристских компаний, объединений, концернов, ассоциа­ций. Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранспортных предприятий на основе долгосрочной аренды или разовых заказов.

Нужно учесть , что в России традиционно одной из самых широко практикующихся особенностей туристского продукта является применение самостоятельно населением или с помощью клубов так называемого самодеятельного туризма. Самодеятельный туризм - это походы и путешествия по маршрутам, разработанным самими туристами или рекомендованным туристскими клубами. Как правило, самодеятельный туризм характеризу­ется активными способами передвижения. При этом маршрут, состав туристской группы, снаряжение, обес­печение продуктами питания, способ передвижения и финансирование организуются самостоятельно, так на­зываемыми, самодеятельными туристами. Особенностью такого туризма является его спор­тивный характер и участие в нем молодежной возрастной категории. В бывшем СССР в 96 тысячах туристских секций и 927 клубах регулярно занималось около 9 млн. самодея­тельных туристов. Организация походов и путешествий в рамках само­деятельного туризма проводится специально подготов­ленными, в ряде случаев имеющими лицензию, квалифи­цированными специалистами.

Назад       Главная       Вперёд