On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Анализ средств, конкуренция в туристическом бизнесе

Реализация инвестиционного проекта в России свя­зана со значительной степенью риска. Для получения любого (тем более льготного) креди­та, привлечения инвестора, а также собственной уверен­ности в правильно выбранной стратегии инвестиций тре­буется выполнить расчеты коммерческой состоятельно­сти проекта или его технико-экономического обоснова­ния.

Оценка эффективности инвестиционного проекта -это математическая задача поиска оптимального реше­ния в условиях большого числа неопределенностей, к ко­торым относятся:

• политическая, социальная и экономическая нестабиль­ность;

• высокий уровень инфляции;

• непредсказуемые изменения ценовой структуры инве­стиционного рынка;

• недостаточная правовая защита интересов инвестора и его капитала:

• непредсказуемые изменения нормативно-правовой базы и др.

В этих условиях целесообразна реализация инве­стиционных проектов с минимальным сроком окупаемо­сти, что минимизирует риск инвестора.

Прежде чем приступить к оценке коммерческой со­стоятельности инвестиционного проекта, требуется про­вести исследование динамики поведения основных фак­торов неопределенности на выбранном отрезке времени. Это необходимо дляявероятностного прогнозирования ситуации с учетом вышеуказанных факторов. В конечном итоге, методом оценки чувствительности факторов опре­деляется одна конкретная зависимость при различных вариациях остальных переменных - в данной ситуации это изменение инфляции во времени. Этим достигается постепенный выход из стадии неопределенности для за­дания конкретных исходных данных и условий инвести­ционной задачи. Основные исходные данные:

• финансовыы затраты во времени (график кредитования проекта);

• размеры процентов по кредиту и график погашения кредита:

• прогноз инфляции на весь период реализации проек­та:

• выбор стабильной расчетной денежной единицы;

• определение срока "жизни" проекта;

• определение величины оборотных средств на ввод в действие проекта;

• потенциально возможные доходы от реализации про­екта;

• суммарные издержки;

• налоги, обязательные платежи и сборы;

• величина резерва финансовых средств на непредви­денные расходы и др.

Требуемый результат: обеспечение максимальной прибыли при минимальном сроке окупаемости проекта.

При наличии всех исходных данных задача решается классическим методом - прогнозированием притоков и оттоков денежных средств во времени. Для этого вы­бранный срок реализации проекта разбивается на этапы (месяцы, кварталы, годы).

Для оценки соизмеримости расчетных величин во времени целесообразно выбрать стабильную расчетную денежную единицу (доллар, немецкая марка и пр.). Вы­бор такой стабильной единицы не означает уход от про­гнозирования инфляции, тем более, так называемой, внутренней инфляции самой стабильной денежной еди­ницы.

При последующих расчетах следует учесть не только специфику многофакторной модели исходных данных, но и многовариантную (вариационную) структуру самого расчета.

Если выбранный временной период расчета дли­тельный (более года), то могут привносится корректи­ровки за счет переоценки основных средств и сумм амортизационных отчислений. Эти составляющие явля­ются еще одной неопределенностью, ибо в России пе­риодичность переоценки основных фондов нерегулярна, что влияет на темпы роста индексов балансовой стоимо­сти активов. Это же касается и налоговой системы Рос­сийской Федерации. Оценку коммерческой состоятельности инвестиционного проекта по требованию инвестора или кредитора проводят комплексно:

• по ликвидности (финансовой состоятельности);

• по эффективности инвестирования.

Срок погашения кредита целесообразно выбрать таким образом, чтобы рассчитаться с кредиторами толь­ко за счет собственной будущей прибыли, не прибегая к новым займам. В противном случае, нарастание внешней задолженности многократно увеличивает инвестицион­ный риск. Следует отметить, что такой риск может до­полнительно обусловливаться:

• более высокими (по сравнению с прогнозируемыми) темпами инфляции;

• увеличением периода обращения оборотного капита­ла;

• более низкой, чем прогнозировалась, рентабельно­стью туристского продукта или других услуг;

• увеличением продолжительности инвестиционной фа­зы проекта (строительства, монтажа оборудования, ввода в эксплуатацию и др.);

• увеличением доли амортизационных отчислений в те­кущих затратах и др.

Полученные многовари­антные расчеты в стабильной денежной единице следует привязать к национальной валюте в рублях за тот же пе­риод расчета, т.е. реализовать "двухвалютный" расчет. Следует также закладывать определенный запас финансирования (5-10 %) для непредвиденных ситуаций.

Выполнение многовариантных расчетов оценки коммерччской состоятельности инвестиционного проекта целесообразно провести на ЭВМ с использованием па­кетов прикладных программ (например COMFAR).

Рекомендуется варианты полученных расчетов представить на заключение независимым экспертам, что повысит объективность оценки и доверие к проекту.

Конкуренция между фирмами ни в чем так ярко не выражена, как в соответствии качества предлагаемой туруслуги стоимости турпутевки. Рассмотрим этот аспект.

Стоимость туристической путевки включает в себя следующие статьи: - стоимость проезда; - стоимость питания; - стоимость проживания; - стоимость трансферта; - стоимость экскурсионной программы; - стоимость оформления визы; - стоимость страхового полиса.

Цена же туристической путевки больше себестоимости на величину затрат и прибыли туристической фирмы.

Расходы, представленные в этих статьях, делятся на постоян­ные и переменные. К категории постоянных расходов относятся: - стоимость проезда; - стоимость трансферта; - стоимость страхового полиса; - оформление всех необходимых документов. Как правило, постоянные расходы не зависят от продолжи­тельности тура и качества обслуживания. Доля гостиничного обслуживания и питания в общей стоимости путевки составляет 60 - 65%. Оба эти элемента являются пере­менными величинами и зависят от изменения цен на данные виды услуг, а также от сезонной градации, географической зоны распо­ложения гостиницы, вида и класса обслуживания, договорных ком­мерческих условий между турагентством и администрацией гос­тиничного предприятия.

На стоимость гостиничного обслуживания и питания оказывает влияние и продолжительность проживания. Чем она больше, тем ниже стоимость одного туродня.

При расчете гостиничного обслуживания цена проживания и питания разбивается на тарифную сетку, которая имеет диапазон 7 дней.

В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристическая фир­ма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объема операции - до 10%, по срокам и продол­жительности - до 5%, скидка в зависимости от продолжитель­ности проживания туристов в гостиничном предприятии-до 10%.

С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, куда фирма от­правляет туристов. Так, нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламируя таким образом не только свои туры, но и страну в целом.

Скидки могут также производиться при предварительной оп­лате туристического обслуживания.

В целом цена на туристическое обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10- 20%.

Таким образом, на стоимость путевки влияет фактор конкуренции количест­ва предлагаемых услуг. Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может быть предоставлен путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packadge tour). При инклюзив-турах, применяемых при авиаперевозках, стоимость перевозки туристов к мест/ назначения и обратно опреде­ляется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тари­фов, которые могут быть наполовину ниже обычных. Тур включает также стоимость размещения туристов в гостинице, питание (пол­ное или ччстичное) и другие услуги, предоставляемые на опреде­ленное число дней пребывания туристов в стране назначения, и использующиесяяпри групповых и индивидуальных поездках.

Назад       Главная       Вперёд