On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Александр Трифонович Твардовский

(1910 — 1971)

Твардовский - один из выдающихся русских поэтов XX века. Обладавший талантом широкого эпического масштаба. он был органически связан в своем творчестве с народной поэтической традицией. Обращение к крупным темам и проблемам современности отличает его поэзию.

Поэма "Василий Теркии (книга про бойца)", написанная на основе личного опыта автора - участника Отечественной войны 1941 - 1945 гг., по праву может быть оценена как вершина всего того, что создала русская поэзия за время войны и о войне. Работа над ней шла в течение всей войны. Отдельные главы появлялись в печати, начиная с осени 1942 года. В мае 1945 года была опубликована заключительная глава "От автора".

Для самого Твардовского поэма была этапной, "обяза - тельной" книгой, что он и отмечает в своем очерке "Как был написан "Василий Теркин" (ответ читателям)": "Главной моей работой за годы войны является "Книга про бойца". Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она дала мне ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда". •

Жанровой формой поэмы Твардовский избрал форму свободного повествования-хроники и определил ее - "просто книга" ("Живая, свободная по форме книга", "Книга про бойца, без начала, без конца.,."). При этом принципи­альной установкой автора было "стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы - каждого периода, строфы и строчки". Работа над стихом (четырехстопный хорей) также была подчинена определенной художественной задаче:

Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: - Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке...

Содержание "Книги про бойца" охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Но непосредственно действием гл^вы ее (а всего их 30) между собою не связаны. Являясь хроникой военных лет, они высвечивают разные грани и аспекты событий войны, что и обозначено в их заголовках ("На привале", "Перед боем", "Переправа", "Гармонь", "Поединок", "В наступлении", "На Днепре" и др.). Через такую многоплановую мозаику эпи - зодов, ситуаций Твардовский достигает и масштабности, и всеохватности своего рассказа о войне. А сюжетная его "разомкнутость" ("без начала, без конца") создает ощущение невыдуманной реальности, подлинной- правды происходящего.

"Книга про бойца", при всей событийной многогранности, монологична в своем сюжетостроении. Сюжетно связую­щим стержнем является образ ее главного героя -рядового пехотинца Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, воссоединяющий в себе основные типические черты духовного облика и характера "обыкно­венного" русского солдата.

Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе...

Эта типологическая обобщенность образа Теркина постоянно акцентируется автором, вплоть до степени услов­ности (например, в главе "Теркин - Теркин" вернувшийся в свою часть из госпиталя Василий Теркин обнаруживает своего двойника - тоже Теркина, только Ивана). Порой даже сам герой говорит о себе как бы во множественном числе ("... был рассеян я частично, а частично истреблен", "... трижды был я окружен, трижды - вот он1 - вышел вон..,"). Однако и внешним обликом своим, и как характер-тип герой Твардовского необычайно реален и конкретен. Не случайно он был так "узнаваем" и популярен среди чита­телей-фронтовиков, • 267

В сюжете поэмы военная судьба героя включает в свою орбиту фактически все, что могло произойти с реальным Теркиным на войне (отступал на восток, выходил из окружения, вел рукопашный бой, принимал командование взво­дом, был тяжело ранен, форсировал реку, брал в атаке населенные пункты, был в боях на подступах к Берлину и т.д., и т.д.). Такая всеохватность "самопроявления" героя дает возможность автору показать все перипетии событий войны с детализацией каждого сюжетного эпизода. И, хотя в поэме нет помпезных боевых картин, эффектных сцен, - война со всеми ее тяготами, смертельной опасностью, трагическими жертвами, как историческая реальность встает на страницах поэмы Твардовского с огромной силой непосредственного впечатления: Низкогрудый, плоскодонный, Отягченный сам собой, С пушкой, в душу наведенной, Страшен танк, идущий в бой ("Теркин ранен")

Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно... ("Переправа")

Где вода была пехоте По колено, грязь по грудь, Где брели бойцы понуро... ("Бой в болоте")

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каж­додневный и тяжкий ратный труд - и бой, и переход на новые полиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, "заслонясь от смерти черной только собственной спиной..."А герой, совер­шающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат

Богатырь не тот, что в сказке - Беззаботный великан, А в походной запояске, Человек простой закваски. Что в бою не чужд опаски... ... То серьезный, то потешный, Нипочем, - что дождь, что снег... ... Он идет - святой и грешный...

("От автора") По так ли прост и "обыкновенен" его подвиг?

Заключить теперь нельзя ли, Что, мол, горе не беда. Что ребята встали, взяли Деревушку без труда?

Нет, товарищ, скажем прямо: Был он долог до тоски, Летний бой за этот самый Населенный пункт Борки... ("Бой в болоте")

Твардовский один из первых сказал слово и о "безымян - ных" героях, и о "солдате - сироте", который на месте своего дома находил только пепелище. Трагедийна в пафосе своем глава "Теркин и смерть", в которой тяжело раненый герой вступает в единоборство со Смертью и побеждает ее.

В образе Теркина Твардовский акцентирует лучшие качества русского характера - смелость, упорство, наход­чивость, оптимизм и огромную любовь и преданность своей родной земле. Мать - земля родная наша, В дни беды и в дни побед Нет тебя светлей и краше, И желанней сердцу нет... ("По дороге на Берлин")

Именно в защите Родины, жизни на земле и заключается справедливость народной Отечественной войны ("Бой идет, святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле...").

В текст поэмы включается и прямой голос автора - участника событий войны. Это сообщает стиху "рассказы - вающую" форму. В своем "сказе" автор обращается и непосредственно к читателю в главах "От автора" (их две) и "О себе". Эти главы автобиографичны. Отличительная их особенность-доверительность интонации, близость автора к своему герою, как бы "растворение" в нем

И скажу тебе, не скрою. - В этой книге там ли, сям, То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой...

Тем самым достигается еще большая убедительность подлинной правды "сказа" о Теркине как лично увиденном и пережитом ("Я там был. Я жил тогда...").

Убедительность "сказа" достигается и естественностью, разговорностью его языка, за внешней простотой которого - большая художественная правда, что и определило широкую популярность "Книги про бойца" и ее долговеч­ность как памяти своей эпохи.

Поэму Твардовского Б.Пастернак назвал "чудом полного растворения поэта в стихии народного языка". А один из самых взыскательных читателей И.Бунин писал из Парижа: "... это поистине редкая книга: какая свобода... точность во всем, и какой необыкновенный народный, солдатский язык..."

Поэма была переведена на многие иностранные языки и языки народов СССР. Ее иллюстрировали такие известные художники, как О.Верейский, И.Бруни и другие. По ее мотивам была создана картина Ю.Непринцева "Отдых после боя". Образ Теркина был интерпретирован в ряде театраль - ных спектаклей и в чтении выдающихся русских актеров (О.Табаков и др.).

Во многих письмах читателей выражалось желание ви - деть продолжение рассказа о Теркине. Но продолжения "Книги про бойца" не последовало, так как идея образа ее героя была завершена самой историей. Однако в 1963 году Твардовский опубликовал сатирическую поэму "Теркин на том свете", в которой в форме фантастического гротеска весело и зло высмеял негативные явления социальной действительности тех лет (бюрократизм, формализм, заор- ганизованностьжизни ит.п.). А образ Теркина, оказавшегося по ошибке в "потустороннем мире", был использован Твар - довским как некий сложившийся стереотип и самостоя­тельного эстетического значения уже не имел.

Поэма "За далью - даль (из путевого дневника)" (1950 - 1960) - Опыт поэтической эпопеи современности. Она была создана как обобщение крупных социальных проблем времени и явилась как бы итоговым завершением цикла стихов, отразивших впечатления Твардовского от поездок по Уралу и Сибири, которые подсказали ему саму форму будущей поэмы как путевого дневника. Его ведет автор - рассказчик, едущий в транссибирском экспрессе из Москвы во Владивосток. Дневник этого путешествия и составляет содержание поэмы, внешне построенной по принципу свободной ("линейной") лирической композиции, главная связующая нить которой - дорога.

То есть фабула поэмы развивается как бы стихийно, самопроизвольно (дорожные впечатления, наблюдения, раз - мышления, случайные встречи, воспоминания, ассоциации и т.п.). Но эта внешняя свобода от композиционно - сюжет - ных норм подчинена глубоко продуманной логике главной авторской задачи: запечатлеть реальный облик дня сегод­няшнего, понять его глубинное содержание, его историчес - кую закономерность и связи.

Таковы два "уровня" художественной структуры поэмы. Оба они соединены лирическим героем (он же - автор-повествователь), от имени которого и идет рассказ о путе­шествии. Его образ организует сюжет, развертывающийся в двух планах: в пространстве и во времени.

Оба эти плана проявляются в сюжете также на двух уровнях. Они и конкретны (путь от Москвы до Владивостока, совершающийся в течение десяти суток). Они и историчны, ибо размышления лирического героя, в силу возникающих ассоциаций, воспоминаний, захватывают многие простран­ственно - временные горизонты, выходящие за рамки кон - кретных дорожных ситуаций. Причем каждый географи­ческий рубеж пути дает определенную направленность этим размышлениям, которые сюжетно раскрываются в трех основных аспектах художественного времени: настоящее - прошедшее - будущее. Память недавней войны истори­чески "скрепляет" разнообразие дорожных впечатлений. Возникают и воспоминания далекого детства.

Начало дневника - начало самого пути (глава "За далью - даль"), когда "еще огнями Подмосковья снаружи ночь озарена". А в памяти автора-рассказчика встают события военных лет: Дорога дальняя моя, Окрестный мир земли обширной, Родные русские поля, В ночи мерцающие мирно,

Не вам ли памятны года, Когда по этой магистрали Во тьме оттуда и туда Составы без огней бежали...

Первый географический рубеж - Волга (глава "Семь тысяч рек"). И в размышлениях автора (лирического героя) возникает образ великой Реки, вобравшей в себя семь тысяч других рек - от Валдая до Урала - как символ Родины-России.

В нее смотрелось пол-России: Равнины, горы и леса, Сады и парки городские И вся наземная краса -

Далее

Заводы, вышки буровые, Деревни с пригородом смесь, И школьный дом, где ты впервые Узнал, что в мире Волга есть... Урал

Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец.

А за Уралом - Зауралье,

А там своя, иная даль... (глава "Две кузницы") Далее - Сибирь (глава "Огни Сибири"): Могучий край всемирной славы Что грозной щедростью стяжал, Завод и житница державы. Ее рудник и арсенал...

Образ Сибири в поэме - олицетворение могущества Родины, ее великих свершений, ее будущего. В "сибирских" стихах акцентируется тема индустриальной мощи страны, созидательного труда (глава "На Ангаре").

И, наконец, - Дальний Восток (глава "К концу дороги") - "заветный край особой славы", "чудный" своей красотой и несметными богатствами.

Но не только география и история, а люди-попутчики находятся в орбите пристального внимания и размышлений автора-путешественника. Самые разные по возрасту, со­циальному положению, профессиям предстают в поэме пассажиры экспресса. И все они интересны и значительны для автора - поэта: "...горняк, охотник, путеец, Ьрач солидных лет, и лысый творческий работник, с утра освоивший буфет..." Как типы и характеры они представляют как бы собирательный портрет современника.

Сам лирический герой поэмы - это образ глубоко мыслящего человека, не пассивного наблюдателя, а граж- дански-активного в своих контактах с окружающей дей­ствительностью. Личное и общенародное, раздумья об эпохе и о себе в ней воссоединяются в его путевом дневнике. И поэтому такими значительными оказываются для него ре­зультаты проделанного пути:

А сколько дел, событий, судеб, Людских печалей и побед Вместились в эти десять суток, Что обратились в десять лет!..

В поэме есть две главы, имеющие особое проблемно- тематическое значение.

Во-первых, это глава "Литературный разговор", в ко­торой Твардовский поднимает вопрос о состоянии совре­менной литературы и критики. Сатирически-остро вы­смеивает он и критика-приспособленца,, и писателя-ремесленника, и "осторожного" редактора. Достается и читателю-обывателю. И вполне понятно, что эта глава вызвала недовольство в литературной среде.

Во - вторых, это глава "Так это было", в окончательном своем варианте опубликованная в 1960 году в "Новом мире" и затем заново включенная в поэму. Содержание главы - сложные размышления автора об эпохе сталинизма, о самом Сталине, о драматизме времени культа его личности. Главное для Твардовского - быть честным и правдивым в переос­мыслении истории, в развенчании мифа культа Сталина:

Тут ни убавить, Ни прибавить. - Так это было на земле...

Кого судить? Кто виноват? - Ответ прямой и нелицеприятный:

Но кто из нас годится в судьи - Решать, кто прав, кто виноват? О людях речь идет, а люди Богов не сами ли творят?..

И - вывод об огромной ответственности всех и каждого не только за прошлое, но и за будущее: "Мы стали полностью в ответе за все на свете - до конца..."

Финал поэмы - "открытый" во времени и в пространстве ("За далью - даль, за далью - даль..."). И автор, прощаясь со своими читателями, верит, что будущее - это время возрождения страны ("... Нелегок путь. Но ветер века - он в наши дует паруса...").

Исторический эпос эпохи требовал от автора ясности и строгости поэтического сказа, доверительности повество­вательно-разговорной интонации. Именно в таком художественном стиле и написана поэма.

"Поправупамяти" (1969)-последняя законченная поэма Твардовского. Она была задумана как дополнительная глаза к поэме "За далью - даль", но в процессе написания определилась как самостоятельное произведение. Опубли - ковать ее самому Твардовскому не удалось. Она появилась в печати лишь в 1987 году.

"По праву памяти" - поэма-размышление. Жанровая ее форма - лирический монолог автора, содержание которого - рассказ о себе, о своем поколении, о драматической судьбе отца, раскулаченного и высланного вместе с семьей из родного села. Поэма - это прямое слово Твардовского об эпохе культа Сталина и о самом "отце народов" как исто­рической трагедии, которую пережила в те годы страна и ее народ, об огромных и невосполнимых утратах, которые они понесли тогда. Трагической становилась судьба и для тех, кого в вагонах-теплушках везли "куда-то за Урал", и "для тех, чей был оборван век, для ставших лагерною пылью...", и для тех, кто получал "звание сын врага народа".

Поэма открыто публицистична. Она сильна своей исто­рической и психологической правдой. Поэт, обращаясь к людям новых поколений, как бы переносит их в свое ("то") время, которое "вам, - из другого поколенья - едва ль постичь до глубина", и о котором "не понаслышке, не из книжки толкует автор этих строк..."

Авторская позиция Твардовского - "не пряча глаз, глядеть в глаза..,", говорить только правду.

В главе "О памяти" поэт заостряет проблему Историчес - кой Памяти, ее объективности и обязательности в духовной жизна народа: И кто сказал, что взрослым людям Страниц иных нельзя прочесть? Иль нашей доблести убудет И на миру померкнет честь?

Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу...

Твардовский напоминает об особом долге Поэта-со­временника не позволять забыть правду истории, как бы мрачна и тягостна она ни была - "... нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит... Одна неправда нам в убыток, и только правда ко двору..."

В своих размышлениях автор-поэт приходит к мысли об общей ответственности за все, что было в эпоху сталинского культа.

В завершающих строфах поэмы звучит Мотив преду­преждения о необходимости не забывать пройденный ис - торический опыт, чтобы не могла снова повториться пере­житая трагическая эпоха.

Поэма "По праву памяти" была рождена действитель­ностью конца 60-х годов, сложными условиями общес­твенно-литературной жизни тех лет. Она в полной мере отразила личность и характер Твардовского - поэта: всегда и во всем, "не отступая, - быть самим собой", как он заметил в последнем опубликованном своем стихотворении.

Рекомендуемая литература

1. Муравьев А.Н. Творчество А.Т.Твардовского. - М., 1985.

2. Романова P.M. Александр Твардовский (страницы жизни и творчества). - М„ 1989.

3. Твардовский А.Т. Как был написан" Василий Теркин" (ответ читателю). - М„ 1965.




Литература - Общие темы - Литература