On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Введение

Фантазия, лишенная разума,
производит чудо­вищ; соединенная
с ним,она - мать искусства и источник
его чудес.
Ф. Гойя

...мы находим у него везде на
первом плане, в лучших его созданиях,
такие элементы, которые... особенно
для нас, русских, всего драгоценнее
и нуж­нее в искусстве. Эти элементы
-- национальность, современность
и чувство реальной историчности.
В. Стасов

Когда мы говорим об испанской живописи, об испанском искусстве, перед нами встают образы людей мужественных и суровых, исполненных высокого чело­веческого достоинства. Мы вспоминаем имена Эль Греко, Риберы, Сурбарана, Веласкеса... И снова вспоми­наем великого Гойю.

Испанский писатель-антифашист Рафаэль Альберти создал «драматический офорт» «Ночь войны в музее Прадо» - своеобразное драматическое произведение, рассказывающее о событиях 1936 года. Действие про­исходит в картинной галерее Прадо в Мадриде. Но герои этого произведения не только два ополченца республиканской армии. Среди тех, кто принимает участие в боях против франкистов, персонажи полотен самых разных художников. По-разному они понимают жизнь и борьбу. По-разному ощущают их. Но драма­тург сумел показать связь художников разных эпох. И главное место среди его героев занимают персонажи картин и офортов Гойи: вечно живые, навечно связан­ные с народом и его борьбой.

Испания Франсиско Гойи (1746-1828) -это Испа­ния трагическая. И может быть, именно в гравюрах художника трагическое звучит особенно четко.

О гравюрах Франсиско Гойи «Капричос» и «Бед­ствия войны» написано немало. Есть серьезные иссле­дования, детально прослеживающие судьбу того или иного образа.

Гойя оставил подписи к большинству своих гравюр, и историки искусства рассматривают их как своеобраз­ные комментарии. Но не следует забывать, что подоб­ные тексты у художников иногда служат не для рас­крытия смысла произведения, а для известного рода маскировки. Очень, казалось бы, невинная подпись Гойи - сказочного характера или в виде обычной шут­ки - скрывает большой политический смысл.

Каждую гравюру Гойи пронизывает беспощадной остроты сарказм: в каждой фантасмагория соседствует с подлинным реализмом, который характерен для всего испанского искусства. Перед нами не просто ведьмы, летящие на шабаш, не просто тупоголовые бездель­ники, внимающие птице, не просто герой известной сказки «молодой дурак тащит на себе осла»... Все они имеют второй, скрытый смысл.

В числе эрмитажных гравюр - «Ленивцы». Она изображает человекообразные существа, у которых вместо голов плохо сколоченные деревянные сундуки, и каждый из них заперт тяжелым замком. А среди этих «красавцев» главенствует фигура с ослиными ушами и завязанной мордой... Да, должно быть, вопреки подпи­си, эта гравюра говорит отнюдь не о ленивых и тупых людях, а скорее о сквалыгах, богачах, заперших свои чувства на замок, потому что эти чувства могут поме­шать извечной борьбе за золото.

Ведьмы, летящие на шабаш, и ведьмы прихораши­вающиеся, чудовища, пожирающие друг друга, страш­ные фигуры в капюшонах - все это не простая и про­стодушная насмешка над суевериями или верованиями своих соотечественников. Нет, это сама действительность, сама страна, пре­вращенная в огромный каземат или сумасшедший дом. Не случайно ведьмы на офорте Гойи похожи на свет­ских дам, а история о мужике, который тащит на себе осла, заставляет подумать о народе, на плечи которого взгромоздилась целая свора угнетателей!

Гойя был гуманистом в нашем понимании. Ему были близки идеи французской революции и ненавистен захватнический пафос французской буржуазии. Король называл его атеистом и считал, что он вполне заслужил петли. Художнику не раз грозили расправой представи­тели святой инквизиции. Но он оставался смелым и решительным человеком, готовым отстаивать свои права и свои взгляды.

Франсиско Гойя как художник опередил свое время настолько, что его работы почти всегда кажутся нам созданными нашим современником. За исключением немногих работ, все его творчество - смелый поиск, подлинное новаторство, социальное и революционное.

Главная       Вперёд