On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Заключение

Великий испанский живописец я график Франсиско Гойя жил и работал в конце XVIII-начале XIX в., в один из самых сложных и бурных периодов истории своей родины. Испания в то время продолжала оставаться отсталой феодальной страной, где инквизиция правила умами и жгла зловещие костры.

Нашествие Наполеона в 1808 г. послужило началом демократической борьбы испанского народа за свою независимость. Национально-освободительная война вызвала подъем общественных сил, стремление к политическому и социальному возрождению страны, результатом чего явилась буржуазная революция (1808- 1813 гг.). Но при поддержке англичан династии Бурбонов удалось вернуть .власть. Революция была разгромлена. Начался разгул реакции, преследование всех передовых сил страны.

Сын арагонского «батурро», Гойя, первый королевский живописец, с поразительной глубиной отобразил в искусстве основные противоречия того переломного трагического периода. Известный итальянский искусствовед XX в. Л. Вентури справедливо писал: «Чтобы понять искусство Гойи, надо привлечь сюда революции и войны, народ и королей, Христа и инквизицию, героическое и низменное в человеческой душе».

В произведениях Гойи, отличающихся удивительной художественной силой и сложностью мироощущения, центральное место заняла современность. Они стали яркой живописно-графической летописью тех лет, в них воплотилась драматическая судьба и героические деяния испанского народа, его бесчисленные страдания и неиссякаемая жизненная сила.

0рганически переплетаются в творчестве Гойи два начала - страстная влюбленность в сильное и здоровое в жизни, в ее красоту, и гневный ужас перед ее уродствами, злобой и бессмысленностью. Беспощадно критикуя реакционные стороны современной ему испанской действительности, художник, обладавший неистощимой фантазией, часто рисовал образы гротескные, сатирически заостренные. Он первым в искусстве нового времени создал систему реалистического гротеска, обладающего огромной силой проникновения в сущность явлений жизни.

Мастер прошел долгий и трудный жизненный путь. Взяв в 14 лет кисть и карандаш, он семьдесят лет не выпускал их из рук, работал до самой смерти. Ему было дано познать огромную радость творчества, успех и бездну отчаяния, тоски и гнева. После поражения буржуазной революции в Испании и начавшегося нового жесточайшего разгула реакции Гойя, накануне своего восьмидесятилетия, уезжает во Францию. Последние несколько лет старый художник провел в центре испанской либеральной эмиграции Бордо, где он умер.

Искусство Гойи несет сильный отпечаток темпераментной, яркой натуры, его личных чувств и переживаний. Оно поражает активным отношением к изображаемому. Главными своими учителями Гойя считал Природу, Веласкеса и Рембрандта. Они помогли ему создать искусство, которое, решительно порывая с художественными традициями XVIII в., открывало путь реализму XIX столетия. Вклад, внесенный им в различные виды и жанры живописи и графики, значителен: около 700 картин, 500 рисунков, 250 офортов. И к какой бы области мастер ни обращался, его творческие решения отличались своим особым, оригинальным восприятием мира.

Назад       Главная       Вперёд