Великий испанский живописец я
график Франсиско Гойя жил и работал в конце
XVIII-начале XIX в., в один из самых сложных и
бурных периодов истории своей родины.
Испания в то время продолжала оставаться
отсталой феодальной страной, где
инквизиция правила умами и жгла зловещие
костры.
Нашествие Наполеона в 1808 г.
послужило началом демократической борьбы
испанского народа за свою независимость.
Национально-освободительная война вызвала
подъем общественных сил, стремление к
политическому и социальному возрождению
страны, результатом чего явилась
буржуазная революция (1808- 1813 гг.). Но при
поддержке англичан династии Бурбонов
удалось вернуть .власть. Революция была
разгромлена. Начался разгул реакции,
преследование всех передовых сил страны.
Сын арагонского «батурро», Гойя,
первый королевский живописец, с
поразительной глубиной отобразил в
искусстве основные противоречия того
переломного трагического периода.
Известный итальянский искусствовед XX в. Л.
Вентури справедливо писал: «Чтобы понять
искусство Гойи, надо привлечь сюда
революции и войны, народ и королей, Христа и
инквизицию, героическое и низменное в
человеческой душе».
В произведениях Гойи,
отличающихся удивительной художественной
силой и сложностью мироощущения,
центральное место заняла современность.
Они стали яркой живописно-графической
летописью тех лет, в них воплотилась
драматическая судьба и героические деяния
испанского народа, его бесчисленные
страдания и неиссякаемая жизненная сила.
0рганически переплетаются в
творчестве Гойи два начала - страстная
влюбленность в сильное и здоровое в жизни, в
ее красоту, и гневный ужас перед ее
уродствами, злобой и бессмысленностью.
Беспощадно критикуя реакционные стороны
современной ему испанской
действительности, художник, обладавший
неистощимой фантазией, часто рисовал
образы гротескные, сатирически заостренные.
Он первым в искусстве нового времени создал
систему реалистического гротеска,
обладающего огромной силой проникновения в
сущность явлений жизни.
Мастер прошел долгий и трудный
жизненный путь. Взяв в 14 лет кисть и
карандаш, он семьдесят лет не выпускал их из
рук, работал до самой смерти. Ему было дано
познать огромную радость творчества, успех
и бездну отчаяния, тоски и гнева. После
поражения буржуазной революции в Испании и
начавшегося нового жесточайшего разгула
реакции Гойя, накануне своего
восьмидесятилетия, уезжает во Францию.
Последние несколько лет старый художник
провел в центре испанской либеральной
эмиграции Бордо, где он умер.
Искусство Гойи несет сильный
отпечаток темпераментной, яркой натуры, его
личных чувств и переживаний. Оно поражает
активным отношением к изображаемому.
Главными своими учителями Гойя считал
Природу, Веласкеса и Рембрандта. Они
помогли ему создать искусство, которое,
решительно порывая с художественными
традициями XVIII в., открывало путь реализму XIX
столетия. Вклад, внесенный им в различные
виды и жанры живописи и графики, значителен:
около 700 картин, 500 рисунков, 250 офортов. И к
какой бы области мастер ни обращался, его
творческие решения отличались своим особым,
оригинальным восприятием мира.
|