On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Дискуссии вокруг льгот при распределении акций по программе приватизации

Существовало несколько предположений относительно того, кто выиграет от приватизации. Программа "500 дней" делала главный упор на поступления в бюджет. Российский Закон о приватизации от июля 1991 г. отбрасывал идею о приватизации как способе увеличения доходов государства, но она продолжала существовать. 29 декабря 1991 г. был принят указ президента "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 г.'"*. Эта рудиментарная программа приватизации отражала новые взгляды на приватизацию, но многое в ней оставалось неясным. Она содержала четкие цели, определяющие суммы доходов от приватизации на три ближайших года (1992-1994 гг.). Их оказалось очень легко выполнить из-за неожиданно высокой инфляции. Однако они потеряли все свое политическое значение и доходы от приватизации стали важны скорее как мера осуществленного объема приватизации, нежели сами по себе.

В своей речи 28 октября 1991 г. Ельцин сказал, что акции предприятий будут поделены между государством и трудовыми коллективами". Передача прав собственности рабочим по-прежнему имела приоритет. Практически никто не возражал против этого; вопрос состоял только в том, сколько дать и в какой форме. Первый авторитетный ответ был дан в начальной программе приватизации от декабря 1991 г. Члены трудовых коллективов должны были получить акции предприятий, которые при этом трансформировались в акционерные общества открытого типа. Работники получали 25% капитала компании бесплатно, в виде привилегированных акций, но это еще не было окончательным решением.

Желание дать значительную часть собственности работающим на предприятиях, подлежащих приватизации, не было основано на идеологии или понятии о справедливости, а было вызвано желанием облегчить и ускорить процесс приватизации: работающие (часто включая директоров) быстро превращались в активных ее сторонников. Чубайс так объяснял это решение в то время: "Если бы мы его не приняли, трудовые коллективы вряд ли поддержали бы приватизацию. Но теперь они "вдруг" проявили интерес к этому закону и начали подталкивать администрацию"". Этот план был задуман весьма хитро. Рабочие могли получить акции только после того, как их предприятие будет преобразовано в акционерное общество, так что они должны были подталкивать не только приватизацию, но и акционирование. Акции, выданные рабочим, становились индивидуальной собственностью, тем самым это исключало опасности коллективной собственности и рабочего самоуправления по типу югославского с его коллективной безответственностью. Правительство также питало надежду, что рабочие сумеют проследить, чтобы директора не проводили незаконной приватизации. Правительство особенно боялось того, что его решение ренационализировать предприятия может встретить сопротивление. Следовательно, оно хотело иметь рабочих на своей стороне с самого начала.

Решение дать акции прежде всего людям, работающим на предприятии, подлежащем приватизации, означало, что эти люди будут иметь преимущество перед всеми прочими потенциальными владельцами. Программа приватизации от декабря 1991 г. отменяла решение о наделении приватизационными счетами всех граждан России в 1992 г. Тем не менее идея массовой приватизации не была отброшена. Программа приватизации весьма неопределенно предлагала начать приготовления к открытию приватизационных счетов до конца 1992 г.

Политика приватизации включала бесплатное распределение части акций между рабочими, директорами и всем населением, но не существовало ясной концепции, сколько и кому следует дать и что при этом считать справедливым; оставался простор для переговоров и компромиссов. Однако существовало твердое убеждение, что народ должен в этом участвовать и что должна происходить массовая приватизация. Более того, следовало обеспечить широкое распространение владения акциями и облегчить появление сильных владельцев. В действительности первоочередное предоставление акций работникам и администрации давало им больше преимуществ, чем это предполагалось в то время.

Иностранные инвестиции не играли большой роли в стратегии приватизации, хотя вначале внимания им уделялось больше, чем в дальнейшем. В то время ни о каких захватах российских предприятий иностранцами не могло быть и речи без одобрения правительства. Но государство не занималось такими вещами, хотя иностранные вложения (как в совместные, так и собственные предприятия) были разрешены. Программа приватизации от декабря 1991 г. рассматривала возможность "использования иностранных инвестиций в приватизации". На самом деле иностранные инвестиции требовались для осуществления того, что не по силам было российским предприятиям, в частности для выкупа убыточных предприятий или для завершения строительства недостроенных объектов". Сторонники быстрой приватизации возражали против привилегий иностранным инвесторам, потому что они верили в либеральный принцип равного отношения к зарубежным и внутренним инвесторам. Дискриминация отечественных предприятий была несправедлива, и ее неэффективность была доказана, кроме того, она могла усилить сопротивление приватизации как таковой. Реформаторы, напротив, возражали против дискриминации иностранных инвесторов. В начале 1992 г., когда российский рубль очень сильно девальвировал, они отклонили предложение об обменном курсе, невыгодном иностранным инвесторам. Тем не менее правительство волновало, что иностранные инвесторы могут скупить крупные российские компании практически за бесценок, потому что помимо всего прочего это породит враждебное отношение общества к приватизации. Однако все прекрасно понимали, что при таких нестабильных условиях в России следует ожидать только небольших иностранных инвестиций. Зачем же рисковать из-за мелочей?

В целом российские приватизаторы старались избегать противоречий и сконцентрироваться на том, что было, по их мнению, осуществимо. Поэтому программа приватизации на 1992 г. запрещала или ограничивала приватизацию всего, что могло бы вызвать публичные возражения, особенно природных ресурсов и культурного наследия". Реформаторы также не обсуждали, насколько далеко пойдет приватизация, хотя они дали понять, что она будет широкомасштабной. Вскользь упоминалась постепенная приватизация 70% экономики.

Российские реформаторы никогда не забывали, что основной целью приватизации было создание рынка. Следовательно, все время существовали определенные ограничения. Цена на собственность должна по возможности устанавливаться рыночным путем, а наилучшим рудиментарным рынком является аукцион. Аукционная цена и есть, по определению, рыночная цена, если к аукциону допущено несколько независимых участников. Другой рыночный принцип - открытость. Кроме того, процесс приватизации предполагалось использовать для развития рынка капитала. Следует создать все условия для открытой конкурентной торговли, избегая по возможности монополий. Но во многих случаях этим принципом приходилось жертвовать. Внутреннее сопротивление раздроблению крупных предприятий было сильным. У приватизаторов оставался выбор: либо не трогать крупные предприятия еще многие годы, либо приватизировать их как есть. Идея, что избыточная концентрация акций вредна, привела к расщеплению приватизации на пакеты акций.

В течение первой половины 1992 г. приватизация вызывала напряженные споры". Хотя Россия уже имела закон о приватизации и предварительную ее программу, окончательные черты она приобрела именно в это время. Основной вопрос состоял, естественно, в том, кто будет владеть предприятиями. Дебаты сконцентрировались на трудовых коллективах: какую часть им следует выделить и будет ли их доля коллективной или индивидуальной? Директора хотели получить как можно больше для себя, но часто прятались за спину трудовых коллективов. Третья группа претендентов - отраслевые министерства, которые хотели насколько возможно сохранить старые прерогативы. На свою долю "пирога" претендовали региональные власти, новые предприниматели, население в целом и само государство. Чубайс описывал это так: "Все время невероятное давление. Регионы противостоят отраслям, трудовые коллективы - директорам, директора вместе с трудовыми коллективами - предпринимателям, а партии давят со всех сторон". В то время казалось, что эти обсуждения недостаточно квалифицированы, плохо организованы и избыточно агрессивны; но, оценивая их задним числом, можно сказать, что они оказались на удивление продуктивными. .

Под знаменем государства выступали председатель Госкомимущества Анатолий Чубайс, его заместитель Дмитрий Васильев и Петр Филиппов - председатель подкомитета по приватизации Верховного Совета". Кстати, эти три человека лишь недавно переехали в Москву из Санкт-Петербурга, где в 1991 г. под эгидой Чубайса проходила малая приватизация.

Назад       Главная       Вперёд