(1890 —1960)
Формирование творческой
личности Б. Пастернака - поэта, переводчика,
прозаика происходило под влиянием живописи,
музыки, философии. Сын художника Леонида
Осиповича Пастернака и известной пианистки
Розалии Кауфман, он с детских лет любил
рисовать, профессионально занимался
музыкой, мечтал о композиторской
деятельности, написал три фортепьянных
пьесы. В юности Б. Пастернак увлекался
философией, в 1913 году окончил философское
отделение историке - филологического
факультета Московского университета. И
хотя ни живопись, ни музыка, ни философия не
стали в конечном итоге предметом его профессиональных
занятий, они не ушли из его жизни, а,
соединившись в новом качестве, определили
своеобразие его поэтического стиля,
особенности мировосприятия.
Первые стихи Б. Пастернака были
опубликованы в 1913 году, но подлинную славу
ему принес сборник "Сестра моя -жизиь"
(1922). Поэзия "раннего" Пастернака -
непростое чтение. Сложная ассоциативность
мышления, музыкальность и метафоричность
стиля рождают непривычные, причудливые
образы. Поэтическая речь "раннего"
Пастернака зачастую сбивчива, сумбурна. Она
похожа на речь чем - то потрясенного,
захлебывающегося от волнения человека. Его
лирический герой как будто и не стремится
непременно быть понятым, ему важнее
выплеснуть переполняющие его чувства. В.
одном из первых стихотворений Пастернака
"Февраль" (1912), есть строчки, точно
выражающие характер его ранней лирики: "И
чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи
навзрыд". Лирический порыв, предельная
эмоциональная напряженность чувств - вот,
пожалуй, наиболее характерные черты,
отличающие поэзию "раннего" Пастернака.
Его лирическому герою присуще родственное
отношение с окружающим миром. Восходы и
закаты, снегопады и грозы он переживает как
важнейшие события собственной жизни. В свою
очередь и сама природа живет в его стихах
человеческой жизнью: совершает поступки,
страдает и радуется, влюбляется, смотрит на
поэта, объясняется от его имени.
Показательны в этом отношении такие стихи,
как "Последождя", "Плачущий сад",
"Душистоюветкоймашучи..." и многие
другие.
В 30 - 50-е годы стиль Пастернака
меняется. Поэт сознательно стремится к
кристальной ясности и простоте. Однако, по
его собственному выражению, это - "неслыханная
простота", в которую впадают "как в
ересь" ("Волны"). Она не предполагает
общедоступности. Она неожиданна,
антидогматична. В стихах Пастернака мир
увиден как бы впервые, вне шаблонов и
стереотипов. В результате привычное
предстает под необычным углом зрения,
повседневное обнаруживает свою
значительность. Так, в стихотворении "Снег
идет" в идущем за окном снеге поэту
видится движение времени. А в стихотворении
"Свадьба" обычная бытовая зарисовка
("Пересекши край двора, / Гости на гулянку
/ В дом невесты до утра / Перешли с тальянкой...")
завершается глубоким философским выводом,
в котором выражена идея памяти как залога
бессмертия:
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.
Таким образом, простота стиля "позднего"
Пастернака сочетается с глубиной
философского содержания его произведений.
Об этом свидетельствуют многие стихи из его
поэтических сборников и циклов: "На
ранних поездах" (1936 - 1944), "Стихотворения
Юрия Живаго" (1946 - 1953), "Когда
разгуляется" (1956 - 1959). Позднее творчество
Б. Пастернака тесно связано с ранним. В его
лирике 40-50-х годов те же поэтические темы,
что и в поэзии 10-20-х: природа, любовь,
искусство и призвание художника: в ней же
понимание родственной связи человека с
окружающим его миром природы, тот же
восторг бытия. И все же некоторые
свойственные Пастернаку особенности
мировосприятия в его позднем творчестве
проступают более отчетливо. Окружающий мир
осознается поэтом прежде всего как мир
Божий. Этим объясняется наличие
религиозных мотивов, сюжетов и образов во
многих его стихах: "Гамлет", "Август",
"Рождественская звезда", "Рассвет",
"Гефсиманский сад", "В больнице" и
др. С этим связано и то благоговение перед 14
н-7б 209
чудом жизни, ощущение
сокровенной ценности всего живого, которое
стольярко в его поздней лирике. Характерным
примером тому может служить стихотворение
"Когда разгуляется" (1956). В нем
пейзажная зарисовка становится выражением
философии жизни, размышлением о счастье
существования, о чуде божественного
присутствия в мире. "Простор земли"
сравнивается поэтом с "внутренностью
собора", а "зелень листьев" - с "живописью
в цветном стекле", с "церковной
росписью оконниц". Человек - часть
прекрасного, овеянного тайной божьего мира,
и сознание этого дает ему ощущение счастья:
Природа, мир, тайник вселенной, Я
службу долгую твою, Объятый дрожью
сокровенной, В слезах от счастья отстою.
В этом стихотворении проявилось
присущее поэтическому стилю Пастернака
сочетание лирической проникновенности и
живописной конкретности, пластичности.
Поэт будто живописует словом картину, с
первых же строк намечая ее композицию ("Большое
озеро как блюдо, / За ним - скоп - ленье
облаков..."). Цветовая и световая палитры
Пастернака красочны и многоцветны. "Белая
груда" облаков, напоминающая горные
ледники; проглядывающая "меж туч"
синева неба; "зелень листьев"; разлитый
по земле солнечный свет - все это призвано
создать ощущение праздника природы и
выразить счастье слияния с ней.
Религиозные мотивы пронизывают и
многие произведения цикла "Стихотворения
Юрия Живаго". Так, в "Рассвете" (1947)
выражена идея значимости заветов Христа в
жизни поэта. Она заключена уже в самом
названии стихотворения. Вера в Бога
позволяет человеку преодолеть мрак жизни и
возродиться духовно ("Всю ночь читал я
твой завет / И как от обморока ожил").
Наступивший в душе поэта рассвет
пробуждает в нем любовь к людям, остроту
ощущения своей слитности с миром: "Сомною
люди без имен,/ Деревья, дети, домоседы, / Я
ими всеми побежден / И только в том моя
победа"'. Подобно тому, как образы и
сюжеты Евангелия строятся на соединении
чуда и повседневности, так и в евангельских
темах произведений Б. Пастернака, в том
числе и в стихотворении "Рассвет",
прозаичность деталей лишь подчеркивает
высоки и духовны и смысл происходящего.
Творческая и гражданская позиции
поэта определены в стихотворении "Гамлет"
(1946), открывающем цикл "Стихотворения
Юрия Живаго". Оно было написано вскоре
после того, как Б. Пастернак перевел
одноименную драму Шекспира. Трактовка
образа Гамлета приобретает у него
автобиографический смысл. Лирический герой
стихотворения чувствует себя актером на
сцене жизни среди всеобщего "сумрака
ночи". В "Гамлете" выражена
осознанная Пастернаком неизбежность его
нравственного противостояния власти лжи и
мрака. Но решение это дается непросто: "Я
один, все тонет в фарисействе. / Жизнь
прожить- не поле перейти". Понимание
Пастернаком призвания художника связано с
христианской темой жертвы и самоотречения.
Об этом свидетельствует включенная в текст
стихотворения цитата из Евангелия ( "Моление
о чаше"). Христос, зная о приближении
крестных мук своих и испытывая от этого
смертельную тоску, пришел в Гефсиманский
сад и обратился кгосподусмольбою: "АвваОтче
1...), пронесичашусиюмимо меня, но не чего Я
хочу, а чего Ты". Пастернак почти дословно
цитирует эти строки в "Гамлете": "Если
только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо
пронеси". Его герой испытывает вполне
понятное чувство страха перед жестокой
судьбой и вместе с тем отчетливо сознает
"неотвратимость конца пути". Цитата из
Евангелия позволяет соотнести
стихотворение "Гамлет" с "Гефсиманским
садом", венчающим цикл. Они объединены
общей темой долга и осуществления высокого
предназначения, неотвратимости крестного
пути как залога бессмертия. Долг поэта
заключается в спасении мира искусством.
Видя предназначение поэта в
служении высшему духов - ному началу,
сознавая, что за свои деяния он несет ответственность
перед своей совестью и Богом, Пастернак в
стихотворении "Ночь" (1956) называет
поэта "вечности заложником",
находящимся'^ времени в плену". Он сравнивает
его со звездой, с летчиком, парящим в ночном
небе и оберегающем сон планеты, "как
будто небосвод относится к предмету его
ночных забот". Подобно ему и художник не
должен предаваться сну: "Не спи, не спи,
работай, / Не прерывай труда, / Не спи, борись
с дремотой, / Как летчик, как звезда". В "Ночи
" можно наблюдать такую характерную
особенность поэтической манеры
Пастернака, как широкое использование
просторечных выражений и устойчивых
словосочетаний, которые часто на равных
правах соседствуют с высокими космическими
понятиями: "Идет без проволочек и тает
ночь..." ; "Блуждают, сбившись в кучу,
небесные тела... " и т.п. Поэзия, в
представлении Пастернака, - эхо жизни, она
"валяется в траве, под ногами, так что
надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и
подобрать с земли". Поэтому в его стихах
нет деления образов на поэтичсские и непоэтические,
так же, как нет жесткой грани между живой
жизнью и произведением искусства.
В стихотворении "Во всем мне
хочется дойти до самой сути..." (1956)
выражены столь свойственные Пастернаку
открытость миру, чувство слитности с ним.
Только при этом условии поэт может познать
тайну жизни, дойти "во всем {..,1 до самой
сути", "до основания, до корней, до
сердцевины". Только при этом условии и
может состояться "живое чудо" рождения
искусства:
Я б разбивал стихи, как сад. Всей
дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихотворении "Быть
знаменитым некрасиво..." (1956) Пастернак
определяет цель творчества как "
самоотдачу, а не шумиху, не успех".
Поэтому художнику" быть знаменитым
некрасиво", ибо знаменитым может быть
только само творчество. Поэт должен "так
жить, чтобы в конце концов / Привлечь к себе
любовь пространства, / Услышать будущего
зов". Суета, шумный успех у толпы - все это
мнимые ценности. Тот, кто сознает себя "вечности
заложником", чувствует ответственность
прежде всего перед будущим. Он - открыватель
новых дорог. Окунаясь в неизвестность,
художник творит новые миры. При этом ему
важно сохранить себя как личность и " ни
единой долькой / Не отступаться от лица, / Но
быть живым, живым и только, / Живым и только
до конца".
Самым сокровенным произведением
Б. Пастернака, в которое он вложил свое
понимание важнейших жизненных проблем,
является "Доктор Живаго" (1956). К.А.Федин
назвал этот роман "авгобиографией
великого Пастсрака". Разумеется, эти
слова не следует понимать буквально, в том
смысле, что в "Докторе /Ки наго" нашли
отражение конкретные факты из жизни
писателя. Роман о докторе Живаго - это духовная
автобиография Б. Пастернака. В письме к О. М.
Фрейденберг от 13 октября 1946 года писатель
так определил замысел своего произведения:
"Я хочу дать исторический образ России за
последнее сорокапятилетис, и в то же время
(...] эта вещь будет выражением моих взглядов
на искусство, на Евангелие, на жизнь
человека в истории и на многое другое 1...1.
Атмосфера вещи - мое христианство". Это
"мое христианство" в коночном итоге
определило не только "атмосферу вещи",
но и составило суть, душу романа.
Христианство понимается Пастернаком и его
героями как апофеоз свободной личности: "кончилась
власть количества (...]. Вожди и народы отошли
в прошлое. Личность, проповедь свободы
пришли им на смену". Поэтому раздумья о
судьбах человеческих соотносятся в романс
прежде всего с понятиями "личность" и
"свобода". В "Докторе Живаго" дан
широкий охват исторических событий от
начала XX столетия до 40-х годов, если иметь в
виду и события эпилога романа. В центре
внимания автора - революция, гражданская
война и то, как они отразились в душах и
судьбах людей.
Главный герой романа, врач и поэт
Юрий Андреевич Живаго, вначале испытывает
чувство восхищения революцией как "историческим
чудом": она "ворвалась против воли, как
слишком долго задержанный вздох. Каждый
ожил. переродился, у всех превращения,
перевороты. Можно было бы сказать: с каждым
случилось но две революции, одна своя,
личная, а другая общая". Революция
понимается Юрием Живаго не как явление
политическое, социальное, а как природная,
космическая стихия. Ему представляется, что
"социализм - это морс, в которое должны
ручьями влиться все эти свои, отдельные
революции, море жизни, море самобытности".
Для героя романа, а вместе сними
для автора, история - это живой организм,
которому недопустимо навязывать свою волю.
Главная же беда послереволюционной эпохи
заключалась в попытке загнать живую жизнь в
заранее заготовленную схему. "Историческое
чудо" превращалось в дьявольский
эксперимент над людьми, в насилие, над
личностью. Живаго неможет принять поэзию
тех "вершителей" судеб революции,
которые свою задачу видели в "переделке
жизни". "Когда я слышу о переделке
жизни, я теряю власть над собой и впадаю в
отчаяние, - восклицает он. - Материалом,
веществом жизнь никогда не бывает. Она сама
[...) непрерывно себя обновляющее, вечно себя
перерабатывающее начало {••.]".
Жизненная позиция Юрия Живаго может
показаться пассивной. Но именно в его
нежелании принимать участие в кровавом
деле выразился нравственный, достойный
человека, истинно свободный жизненный
выбор героя.
Своего рода антиподом Живаго в
романе является Антипов-Стрельников,
позиция которого по отношению к революции
весьмаактивна. Сын
железнодорожногорабочего, человек честный
и благородный, он принимает решение "стать
судьей между жизнью и коверкающими ее
темными началами, выйти на ее защиту и
отомстить за нее". Однако дорогу к
прекрасному "завтра" он мостит жизнями
и кровью людей, несогласных идти по
начертанному им пути. Не зря в народе его
прозвали Расстрельниковым. Вскоре Антипов
и сам становится жертвой революции. Гонимый
и преследуемый пришедшими ему на смену "поборниками
справедливости", он вынужден будет
покончитьжизньсамоубийством.
Единственным островком
духовности, позволяющим человеку в мире
политических страстей и насилия остаться
человеком, становится любовь. "Доктор
Живаго" может быть прочитан как роман о
любви, ибо именно с ней связано
представление о смысле жизни и ее
бессмертии. Любовь воспринимается
писателем и его героями как "высший вид
живой энергии". "Человек в других людях
и есть душа человека", а коль это так, то
смерти нет и жизнь вечна.
Судьба подарила Юрию Живаго
встречу с .двумя женщинами - с Тоней Громеко
и Ларой Антиповой, каждую из которых он
любил по - своему. Тоня была ему близким
другом, женой, матерью его детей. С Ларой же
связаны поэзия любви и одновременно ее
трагедия, сознание обреченности ее на земле.
Любовь к Ларе подняла Живаго на невиданную
высоту человеческого духа. Но она же и
погубила .его. Разлука с ней была для Юрия
Андреевича равносильна смерти. И хотя в
последней части романа появляется еще и
Марина, но Живаго уже не способен никого
полюбить, ибо душа его растворилась в Ларе
без остатка. Разлука с Ларой ведет героя к
духовной смерти, а время, эпоха - к смерти
физической.
В 1929 году Юрий Андреевич умирает
от сердечного приступа, не выдержав духоты
трамвая, в котором он ехал на службу.
Этотбеспрестанноломающийся, набитый озлобленными
людьми трамвай воспринимается кяк метафорический
образ общества, в котором живому человеку
нечем дышать. И в этом смысле смерть героя в
романе закономерна. Его представления о
жизни и ее ценностях не соответствовали
новой исторической эпохе, вступающей в свои
права. Компромисса между новой властью и
подобным типом личности быть не могло. И все
же финал романа светел. Важнейшая в
религиозно-философской концепции
Пастернака идея бессмертия позволяет
рассеять мрак смерти и сумрак жизни. Жизнь
Юрия Живаго продолжилась в его стихах, ибо
"искусство, - как сказано в романе, -
всегда [...] занято двумя вещами. Оно
неотступно размышляет о смерти и
неотступно творит этим жизнь".
Судьба романа "Доктор Живаго"
драматична. Современники восприняли его
как пасквиль на революцию, как политическую
исповедь автора, поэтому в публикации произ
- ведения Б. Пастернаку было отказано.
Однако роман прив - лек внимание зарубежных
издателей, и уже в 195? году он был
опубликован за границей, а через год Б.
Пастернакубыла присуждена Нобелевская
премия "за выдающиеся дости - жения в
современной лирической поэзии и на
традиционном поприще великой русской прозы".
Присуждение этой международной премии
было расценено у нас как политическая акция
и повлекло за собой настоящую травлю
писателя, В результате Б. Пастернак
вынужден был отказаться от заслуженной
высокой награды. Переживания этих лет не
прошли для него бесследно. Пастернак
тяжело заболел, и 30 мая 1960 года его не стало.
Однако до конца своих дней он сохранил
веру в конечное торжество добра и
справедливости. В созданном незадолго до
смерти стихотворении "Нобелевская
премия" (1959) он писал:
Но и так, почти у гроба Верю я,
придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет
дух добра.
Время подтвердило правоту поэта.
В 1988 году на родине Пастернака был, наконец,
опубликован роман "Доктор Живаго",
выдержавший с тех пор множество разных
изданий. А в 1990 году сыну Бориса Леонидовича
была вручена Нобелевская медаль отца.
Рекомендуемая литература
1. Альфонсов В. Поэзия Бориса
Пастернака. - Л., 1990. - 368 с.
2. Лихачев Д. С. Размышления над
романом Б. А. Пастернака "Доктор Живаго"
// Перечитывая заново: Лит. - критич. статьи. -
Л., 1989. -С. 135-146.
3. Обсуждаем роман Бориса
Пастернака "Доктор Живаго": [Подборка
материалов] // Вопросы литературы. - 1988. - N 9.
4. Озеров Л. О Борисе Пастернаке. -
М„ 1990. - 64 с.
5. Пастернак Е. Жизнь художника: К
100-летию со дня рождения Б. Пастернака //
Литература в школе. - 1989. -N 6.- С. 3-19.
|