Статус Европарламента долгое
время оставался одним из самых слабых
аргументов в пользу идеи о постепенном
продвижении сообществ по пути к
государственной модели (федерация) или к
союзу государств (конфедерация).
Усиление «парламентского»
характера Европарламента отвечает не
только требованиям демократии. Это
аргумент в пользу укрепления
государственных начал в развитии самого
Европейского союза.
Идея создания в сообществах
парламентского учреждения отразила их
отличие от международных организаций.
Существенно и то, что эта идея была
выдвинута еще тогда, когда интеграция
делала первые шаги. Предшественником
нынешнего Европарламента была Всеобщая
ассамблея Европейского объединения угля и
стали. Ее полномочия, однако, были весьма
ограничены: она осуществляла слабый
контроль за деятельностью Верховного
органа и самое общее наблюдение за
некоторыми другими делами ЕОУС. Ущербным
для Ассамблеи явился порядок ее
формирования. Депутаты от государств-членов
не избирались населением, а назначались,
хотя в статье 20 Договора о ЕОУС
устанавливалось, что Ассамблея состоит из
представителей народа.
Характерно, что учрежденные в 1957
г. ЕЭС и Евратом восприняли парламентский
образец ЕОУС. Однако было решено не
создавать в каждом сообществе свою
собственную ассамблею, а иметь одну на всех.
Она стала официально именоваться
Европейской парламентской ассамблеей.
Чтобы придать ей больше авторитета, хотя бы
на словах подчеркнуть ее сходство с
национальными парламентами, депутаты
Ассамблеи уже в 1962 г. приняли решение о
другом ее названии - «Европейский парламент».
Однако в официальных документах других
институтов сообществ такое название
прижилось не сразу. Только с вступлением в
силу Единого европейского акта оно стало
общеупотребительным.
Авторитет Европарламента в какой-то
мере повысился после того, как он стал
подобно всем другим парламентам избираться
населением. Принципиальное решение об этом
было принято на заседании Европейского
совета в Риме 1-2 декабря 1975 г. Европейский
совет назвал даже дату первых выборов - май -
июнь 1978 г. В соответствии с этим решением
Совет разработал положения о выборах,
получившие затем одобрение в государствах-членах.
Они были оформлены в виде вступившего в
силу 8 октября 1976 г. Акта о введении всеобщих
и прямых выборов депутатов Европейского
парламента.
В настоящее время избирательное
право европейских сообществ по-прежнему
сконцентрировано главным образом в этом
Акте, который дополнялся и изменялся трижды:
в 1985, 1993, 1994 гг. Поправки были связаны с
расширением состава сообществ. Действующая
редакция Акта о введении всеобщих и прямых
выборов депутатов Европейского парламента
утверждена решением Совета от 1 января 1995 г.
Но Акт отнюдь не является исчерпывающим
документом. Разработать единый порядок
проведения выборов во всех государствах-членах
пока не удалось. Видимо, такая задача
оказалась намного сложнее, чем это могли
предвидеть те, кто ее ставил. До сих пор
конкретный порядок проведения выборов в
Европарламент в каждом государстве-члене
определяется им самим. Многообразие
подходов при этом сохраняется, и потому
депутаты Европарламента избираются на
разных, порой противоположных основаниях.
Амстердамский договор поддержал
принцип всеобщего и прямого избирательного
права. Европарламенту поручено разработать
предложения о проведении выборов на основе
этого принципа во всех государствах -
членах Европейского союза. Возможно, что
будет установлен единый порядок для всех
государств-членов или же Совет выработает с
согласия Европарламента общие условия,
которые будут рекомендованы государствам-членам
для их принятия в соответствии со своими
конституционными установлениями (п.4ст. 138).
Численность депутатов постоянно
возрастала. Всеобщая ассамблея ЕОУС
насчитывала в 1952 г. 78 членов. Парламентская
ассамблея европейских сообществ состояла в
1958 г. из 142 членов, а после присоединения к
сообществам Великобритании, Ирландии и
Дании уже из 198 членов. Накануне первых
прямых выборов депутатов населением была
установлена новая исходная цифра: 410
мандатов. Для Греции в 1981 г. были
предусмотрены еще 24 места. В 1987 г., когда в
сообщества вступили Испания и Португалия,
состав Европарламента возрос на 84 места и
составил 518 депутатов. После воссоединения
Германии состав Европарламента был
увеличен, причем дополнительные места были
даны не только Германии, - хотя главным
образом ей. Общая численность
Европарламента достигла 567 депутатов. И
наконец, новейшее расширение Европейского
союза (вступление в него Австрии, Финляндии
и Швеции) добавило в начале 1995 г.
Европарламенту 58 мест. В настоящее время в
Европарламенте 625 мест. Амстердамский
договор установил лимит увеличения числа
депутатов Европарламента. Отныне
Европарламент не может насчитывать более 700
депутатов.
Обращают на себя внимание
нормативы представительства государств-членов
в Европарламенте. Первоначально эти
нормативы были утверждены решением Совета
от 20 сентября 1976 г. в преддверии прямых
выборов депутатов населением. В основу
распределения мандатов между
государствами-членами с самого начала был
положен главный критерий - численность
населения, что, однако, не всегда точно
определяло удельный вес того или иного
государства в сообществах. В это
распределение впоследствие вносились
изменения, следовавшие за приемом новых
членов и воссоединением Германии. В
настоящее время число депутатов,
избираемых населением, по странам таково.
Больше всех депутатов у Германии - 99.
Франция, Италия, Великобритания имеют по 87
депутатов. Далее следует Испания - 64
депутата. Голландия получила 31 мандат.
Бельгия, Греция, Португалия избирают по 25
депутатов. Австрия и Швеция располагают
каждая 21 мандатом. Дания и Финляндия
посылают в Европарламент по 16 депутатов,
Ирландия - 15. Меньше всего депутатов
избирает Люксембург - 6. Амстердамский
договор оговаривает, что в случае изменения
приведенного распределения мандатов, число
депутатов от стран должно обеспечивать
надлежащее представительство народов
государств, объединенных в Европейский
союз.
Выборы в Европарламент
проводятся после истечения пятилетнего
срока полномочий действующего состава
депутатов. Определение времени выборов
входит в компетенцию Совета, который обязан,
однако, предварительно заслушать мнение
Европарламента. Конкретная дата выборов в
каждом государстве-члене (в пределах от
четверга до воскресенья в неделю,
установленную для выборов) устанавливается
им самим. Если выборы в государстве-члене
проводятся в два тура, то первый тур должен
быть намечен именно в данный промежуток
времени.
В целом переход к выборам
депутатов Европарламента непосредственно
населением сыграл важную роль. Такие выборы
способствовали повышению престижа,
легитимности Европарламента - как
общеполитической, так и правовой.
Изменилось соотношение «сил» институтов.
Претендуя на статус представителей
населения Европы, депутаты Европарламента
стали не только более активными, но и более
агрессивными по отношению к Совету и
Комиссии. То обстоятельство, что депутаты
Европарламента представляют не
национальные парламенты своих стран, а
непосредственно избирателей, делает их
более независимыми при обсуждении и
решении проблем развития. Депутаты не
зависимы от национальных парламентов,
которые не могут ни предопределять их
действия, ни отзывать или смещать их в
случае разногласий.
Прямые выборы в Европарламент
привнесли немало нового и в характеристику
сообществ и Европейского союза. У них
появился свой «народ», осуществляющий одну
из важнейших функций - избрание своих
представителей в парламентское учреждение.
Таким образом, упрочиваются, получают
дополнительные основания государственные
признаки Европейского союза, подобные
отличающим государство в его классическом
понимании.
|