On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Предпосылки и причины возникновения романа с философской тенденцией в Великобритании в послевоенные годы

Изучение литературы Великобритании, приводит к убеждению, что вопросы, которые человечество не ставило, да и не могло еще ставить перед собой сто или даже пятьдесят лет назад, во весь рост встали перед ним в наши дни и вопросы эти не могли не получить отражения в восприятии и воспроизведении мира современными художниками слова. Все большее число писателей Великобритании и обеих Америк ощутили невозможность писать, оставаясь в рамках освоенных в былые годы жанров: раздвигался круг тем, раздвигались, меняясь, и формы художественного отражения.

Если далеко не всегда можно говорить о философском романе, то философская тенденция все чаще проникает в социальные и социально-психологические про-изведения наших дней и это проникновение становится очевидным уже в 50-х годах века и еще больше усиливается в последующих десятилетиях.

60-90-е годы -время величайших общественно-политических и идеологических противоречий, время стремительного развития науки о человеке, огромных открытий в этой области. Философская мысль Запада бьется в сетях этих противоречий . Эти противоречия порой оказываются непреодолимыми для тех писателей, которые поставили перед собой нелегкую задачу осмыслить место человека в мироздании. Проблему эту английские интеллектуалы называют проблемой «доли человеческой» (of the human predicament).

Задумываясь над тем, куда ведет процесс политической и идеологической борьбы, писатели Великобритании не могли обойти и другие острые вопросы нашей эпохи. Какие горизонты, но и бездны откроют человеку в будущем порожденные им самим научные открытия? Изучение механизмов мышления и неисчерпаемых возможностей человеческого мозга. Зыбкость многих представлений, которые еще так недавно казались незыблемыми... Учение о материи, гигантские сдвиги в физике...

«Современный ученый научился тому, что даже открытые им постулаты подвергаются проверке,- сказал в одном публичном выступлении ученый-физик X. Маргенау.- Вся наука находится в состоянии движения. Сегодня мы знаем, что на периферии современного знания уже существует немало таких факторов, которые еще не понятны, еще туманны, но рано или поздно будут осмыслены научным методом и научным мышлением»*.

Буржуазная философия остро поставила «проблему человека» в форме философии существования (экзистенциализма), фрейдизма и других систем, но, как утверждает Ю. К. Мельвиль, «...смогла лишь вывернуть наружу глубинные пласты психики «отчужденного» человека современного буржуазного общества и показать раздирающие мучительные противоречия. Она оказалась бессильной разрешить эти противоречия и внести какое-либо успокоение в тревожную душу человека».** Мысль человеческая возвращалась «на круги своя».

Роман с философской тенденцией, который порой сами его авторы условно называют философским, заявило о себе в середине 50-х годов. Сегодня он (как и драматургия того же уклона) стал в Великобритании едва ли не ведущим жанром. В нем выступили такие известные писатели, как А. Мердок, У. Голдинг и К.Уилсон , Г. Пинтер и Н. Симпсон, Э. Бонд и Т. Стоппард. Философский подтекст присутствует в таких произведениях, которые не назовешь безоговорочно философскими - таково «Меньшее небо» Уэйна, «Человек для всех времен» и «Нежный Джек» Болта, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «Акробаты» Стоппарда, «Лир» и «Шут» Э. Бонда и десятки других произведений. Поэзия 50- 80-х годов также пронизана философскими мотивами. Прозаики драматурги и поэты, склонные ставить в своих произведениях философские вопросы, находятся в пути, ищуь. Их поиск не прост и дороги, по которым они идут, редко бывают прямыми. Очень немногие находят смелые решения, причем даже эти решения проблематичны и требуют большого домысливания, порой коренных коррективов.

С Голдингом, все книги которого обнаруживают философскую тенденцию, дело обстояло очень сложно: он отказывается считать себя сторонником каких-либо философских взглядов и не принимает какую-либо систему взглядов. Сейчас он занимает место в ряду прозаиков - крупнейших из тех, кого можно считать представителями английского романа философской тенденции наших дней,- ничем не похожих друг на друга. У них разный склад мысли и разный тип дарования, их привлекают различные проблемы, различна и тематика их произведений. Их мироощущение полярно. Определяющие его полюса - отношение к проблеме «доли человеческой» и понимание того, что такое человек.

Главная       Вперёд