Изучение литературы
Великобритании, приводит к убеждению, что
вопросы, которые человечество не ставило,
да и не могло еще ставить перед собой сто
или даже пятьдесят лет назад, во весь рост
встали перед ним в наши дни и вопросы эти не
могли не получить отражения в восприятии и
воспроизведении мира современными
художниками слова. Все большее число
писателей Великобритании и обеих Америк
ощутили невозможность писать, оставаясь в
рамках освоенных в былые годы жанров:
раздвигался круг тем, раздвигались, меняясь,
и формы художественного отражения.
Если далеко не всегда можно
говорить о философском романе, то
философская тенденция все чаще проникает в
социальные и социально-психологические про-изведения
наших дней и это проникновение становится
очевидным уже в 50-х годах века и еще больше
усиливается в последующих десятилетиях.
60-90-е годы -время величайших
общественно-политических и идеологических
противоречий, время стремительного
развития науки о человеке, огромных
открытий в этой области. Философская мысль
Запада бьется в сетях этих противоречий .
Эти противоречия порой оказываются
непреодолимыми для тех писателей, которые
поставили перед собой нелегкую задачу
осмыслить место человека в мироздании.
Проблему эту английские интеллектуалы
называют проблемой «доли человеческой» (of
the human predicament).
Задумываясь над тем, куда ведет
процесс политической и идеологической
борьбы, писатели Великобритании не могли
обойти и другие острые вопросы нашей эпохи.
Какие горизонты, но и бездны откроют
человеку в будущем порожденные им самим
научные открытия? Изучение механизмов
мышления и неисчерпаемых возможностей
человеческого мозга. Зыбкость многих
представлений, которые еще так недавно
казались незыблемыми... Учение о материи,
гигантские сдвиги в физике...
«Современный ученый научился
тому, что даже открытые им постулаты
подвергаются проверке,- сказал в одном
публичном выступлении ученый-физик X.
Маргенау.- Вся наука находится в состоянии
движения. Сегодня мы знаем, что на периферии
современного знания уже существует немало
таких факторов, которые еще не понятны, еще
туманны, но рано или поздно будут осмыслены
научным методом и научным мышлением»*.
Буржуазная философия остро
поставила «проблему человека» в форме
философии существования (экзистенциализма),
фрейдизма и других систем, но, как
утверждает Ю. К. Мельвиль, «...смогла лишь
вывернуть наружу глубинные пласты психики
«отчужденного» человека современного
буржуазного общества и показать
раздирающие мучительные противоречия. Она
оказалась бессильной разрешить эти
противоречия и внести какое-либо
успокоение в тревожную душу человека».**
Мысль человеческая возвращалась «на круги
своя».
Роман с философской тенденцией,
который порой сами его авторы условно
называют философским, заявило о себе в
середине 50-х годов. Сегодня он (как и
драматургия того же уклона) стал в
Великобритании едва ли не ведущим жанром. В
нем выступили такие известные писатели, как
А. Мердок, У. Голдинг и К.Уилсон , Г. Пинтер и Н.
Симпсон, Э. Бонд и Т. Стоппард. Философский
подтекст присутствует в таких
произведениях, которые не назовешь
безоговорочно философскими - таково «Меньшее
небо» Уэйна, «Человек для всех времен» и «Нежный
Джек» Болта, «Розенкранц и Гильденстерн
мертвы» и «Акробаты» Стоппарда, «Лир» и «Шут»
Э. Бонда и десятки других произведений.
Поэзия 50- 80-х годов также пронизана
философскими мотивами. Прозаики драматурги
и поэты, склонные ставить в своих
произведениях философские вопросы,
находятся в пути, ищуь. Их поиск не прост и
дороги, по которым они идут, редко бывают
прямыми. Очень немногие находят смелые
решения, причем даже эти решения
проблематичны и требуют большого
домысливания, порой коренных коррективов.
С Голдингом, все книги которого
обнаруживают философскую тенденцию, дело
обстояло очень сложно: он отказывается
считать себя сторонником каких-либо
философских взглядов и не принимает какую-либо
систему взглядов. Сейчас он занимает место
в ряду прозаиков - крупнейших из тех, кого
можно считать представителями английского
романа философской тенденции наших дней,-
ничем не похожих друг на друга. У них разный
склад мысли и разный тип дарования, их
привлекают различные проблемы, различна и
тематика их произведений. Их мироощущение
полярно. Определяющие его полюса -
отношение к проблеме «доли человеческой» и
понимание того, что такое человек.
|