После второй мировой войны (и в
сильной степени под ее воздействием) в
Великобритании получили большое
распространение модернистские
произведения, пронизанные мотивами
отчаяния и нигилизма, рисующие человека
либо как жертву, обреченную на одиночество,
либо как зверя, обреченного в силу своей
якобы изначальной биологической «природы».
Отношение различных писателей-модернистов
к тому, что они пытались выразить в своих
образах, было отнюдь не одинаковым и часто
глубоко противоречивым. Тем не менее их
соединяет одна общая тенденция. Такие
писатели, весьма различные по своему
восприятию судьбы человеческой, как Айрис
Мердок, с одной стороны, и У. Голдинг - с
другой, объективно должны быть рассмотрены
в общей связи потому, что их философские и
эстетические искания принципиально пошли в
одном русле.
Английские писатели, близкие к
модернизму, в 50-х годах охотно обращались к
произведениям Франца Кафки, ставшего в
Англии популярным и переведенного на
английский язык только после войны. В них
они ощутили близкие им мотивы и образы.
Однако в еще большей степени на них оказала
воздействие философия экзистенциализма,
или, точнее, философия экзистенциализма в
ее французском варианте .
Если говорить об
экзистенциализме, не вдаваясь в разбор
оттенков и тональностей, представленных в
сочинениях его весьма различных
представителей ,то некоторые понятия
экзистенциализма как течения современной
идеалистической философии оказываются
общими. Для всех «существование
предшествует сущности», для всех «все
исходит из принципов субъективности» . Для
всех окружающий человека мир - производное
от сознания: сознание индивидуума,*
составляющего в каждом отдельном случае
как бы центр бытия, вносит «сущность» в «существование».
Жизнь общества представляется
экзистенциалистам как существование якобы
независимых единиц. Тем самым общественные
отношения лишаются конкретно-исторического
содержания. Социальные черты эпохи
определяются умонастроениями личностей (а
не наоборот). Голдинг называет общественные
отношения «событием»: они второстепенны в
рассмотрении бытия единицы. «Единственный»
ощущает существование «Другого» лишь тогда,
когда между ними возникает «коммуникация» .
Чаще всего, впрочем, между людьми эта «коммуникация»
отсутствует .
Популярность и распространение
экзистенциализма в Англии, как, впрочем, и в
других странах Запада, в большой мере
объяснимо, если учесть, что именно в
сочинениях экзистенциалистов буржуазная
интеллигенция видит окружающее общество
таким, каким оно представляется ей на
основании собственного опыта.
Для философии экзистенциализма
характерен глубокий пессимизм -
рассуждения о тревоге, страхе, смятенности
человеческой личности, «заброшенной» в
жестокий и абсурдный мир. Существование «Единственного»
рассматривается как существование перед
неизбежной смертью, перед «Ничто».
Представление об абсурдности мира,
абсурдности самой жизни строится именно на
этой тревоге, на этом смятении «заброшенной»
личности, бессильной в своем якобы
непреодолимом одиночестве. Отсюда вся
терминология экзистенциализма: augoisse (тревога,
тоска), delaisp.ement (заброшенность), абсурд бытия.
По Голдингу, существование - «бытие для
смерти», а главный признак существования -
постоянная тревога, порождаемая «тенью
смерти» .
Экзистенциалисты много говорят о
борьбе за мнимую независимость
человеческой личности. Они пытаются
доказывать возможность жить в обществе и
быть независимым от него. Но проблема «свободного
выбора» трактуется не как проблема
социальная. а как «чисто человеческая».
Заметим, что, рассуждая о
свободном выборе, но постоянно ощущая себя
несвободнымд в окружающем их мире,
экзистенциалисты обращались к понятию
нависающей над человеком судьбы . С другой
стороны (и это тоже существенно), много
рассуждая о свободе, они боролись лишь за
собственную независимость - свободу «Единственного».
В экзистенциализме
модернистский роман нашел свою философскую
базу. Многие положения, выдвинутые
модернистской литературой,
экзистенциализм помог обосновать и
выразить.
Известно, что героем
модернистских произведений на Западе
выступает, как правило, одинокий,
отчаявшийся человек, бессильный что-либо
понять, а тем более изменить в «мире абсурда».
Именно таков человек в представлении
экзистенциалистов. Хотя сторонники этой
философии много говорят о «свободе выбора»,
все их рассуждения сводятся к утверждению
того, что именуемое свободой - лишь фикция, а
подлинной свободы не может быть в силу
господствующего в мире хаоса.
Если наиболее значительные и
одаренные из художников-экзистенциалистов
отразили существенные конфликты
современности и изменяли эстетике
экзистенциализма, приближаясь к реализму,
то основная масса всех западноевропейских
авторов экзистенциалистской ориентации в
своем творчестве далека от объективного
воссоздания жизни.
В решении характеров
экзистенциализм мешает художественному
познанию и отражению причин поведения
личности, снимает самый вопрос о социальных
причинах, обусловливающих мотивы тех или
других поступков человека и его психологию.
Писатели-экзистенциалисты не пытаются
определить реальные причины, вызывающие
одиночество «отчужденной» личности в
окружающем мире. Они демонстрируют - подчас
очень громко и подчеркнуто - отвращение к
этому миру - миру абсурда, торжествующего
эгоизма и пошлости, но переносят свое
отвращение с того, что видят вокруг себя, на
жизнь, как таковую, и человека вообще.
По манере изображения писатели-экзистенциалисты
тяготеют к натурализму, что легко объяснимо.
Их образы, как правило, схематичны,
композиция их произведений рыхлая.
Ограничивая представление о воздействии на
личность объективных условий, сводя
представление об обществе к понятию
пассивной «Среды», в которой движутся,
проявляя свой «свободный выбор», отдельные
индивиды, экзистенциалисты рисуют клочки
жизни (часто мало связанные друг с другом),
концентрируют внимание на отдельных актах
пресловутого «свободного выбора» и часто
до предела детализируют натуралистическое
изображение. Само собой разумеется, что
реализму экзистенциализм чужд в самом
принципе. Там, где наиболее крупные из
художников-экзистенциалистов (Сартр, С. де
Бовуар, Камю во Франции, Мердок и Голдинг в
Англии) подходили к необходимости
отражения общественных конфликтов, они
отступали от эстетики экзистенциализма.
В 1954 году в Англии вышла книга,
получившая сразу широкую известность. О ней
заговорила критика, ее экранизировал Питер
Брук, содержание ее стало известно даже тем,
кто ее не читал. Это был «Повелитель мух»
("Lord of the Flies"),- первый роман Уильяма
Голдинга . С тех пор книги этого автора
широко обсуждаются как в Англии, так и за ее
пределами. О Голдинге говорят как об одном
из наиболее значительных прозаиков
Великобритании. Особую популярность
Голдинг приобрел среди английской
интеллигенции и студенчества.
Продираясь сквозь чащу самых
различных и противоречивых суждений в
поисках рецептов для лечения разлитого в
мире зла, Голдинг пришел к созданию романа «Шпиль».
Не удивительно, что после опубликования
этой книги в творчестве его произошла
ощутимая пауза. Большой писатель зашел в
тупик .
Действие романа отнесено в
средние века. Главный персонаж его -
настоятель монастыря Джослин. Джослин
надстраивает над местным собором высокий
шпиль, которым намерен «прославить господа».
Все происходящее в книге имеет двойной,
точнее даже тройной смысл. На поверхности
расположены реальные со-бытия:
строительство шпиля, которое идет вопреки
разуму (собор стоит на болотистой почве,
здание не выдержит грандиозной надстройки).
В подтексте целая серия фрейдистских
аллегорий. Третий ряд составляют
фаллические параллели, также, безусловно,
имеющие символический смысл: они призваны
подчеркнуть все ту же греховность
человеческой природы. В основе замысла
лежит «сквозная» тема Голдинга:
несовершенство человека.
Джослин убежден в святости
своего замысла, но им движет скрытая от него
самого (и греховная) гордыня. Шпиль
воздвигается на средства, полученные
отнюдь не благочестивым путем (они
принадлежат родственнице Джослина,
любовнице короля), а сам шпиль - скорее
фаллический символ, чем воплощение
высокого. К тому же Джослин одержим
греховной страстью к любовнице главного
строителя Рэчел.
По форме этот роман сложнее и
запутаннее всех предыдущих творений
Голдинга, что закономерно: эта форма
отражает глубокую путаницу понятий и
размышлений, исканий и выводов автора. Дело
не только в обилии и многозначности
символов и аллегорий, заключенных в книге,
но и в их противоречивости. Противоречивы и
образы книги и выводы, к которым ведет или
хочет вести писатель,
Строительство шпиля высотой в 400
футов - архитектурное воплощение ложной
идеи.
Роджер Мейсон, главный строитель,
предупреждает Джослина об опасности его
затеи и отказывается продолжать
строительство: под фундаментом собора
зловонная жижа, болото, кишащее червями (образ
этот довольно очевидно символизирует
темное подполье в сознании набожного
монаха).
Но строительство продолжается по
воле уже одурманенного безумием настоятеля.
Продолжается ценой человеческих жизней,
вопреки разуму. Сам Джослин наверху вместе
со строителями, но и здесь очевидна
двойственная символика: он рвется к небесам,
боясь в то же время взглянуть на землю,
угрожающую многими опасностями. Чем выше
Джослин - вместе со шпилем - поднимается к
небу, тем дальше он удаляется одновременно
и от земли, и от бога.
Умирая, Джослин произносит: «Я не
знаю ничего». Но, по замыслу автора, он перед
смертью видит красоту материального мира,
которую прежде не замечал вообще или видел
в искаженном свете: цветущую яблоню,
прекрасдое здание собора и возвышающийся
над ним шпиль. Красоту женщины, умершей
женщины, которую, обманывая себя, Джослин
называл «дочерью во Христе»...
Противоречив, даже двусмыслен
этот финал. Противоречиво в концовке романа
и другое: шпиль, построенный на болоте,
грозя ежеминутно обрушиться, продолжает
все же стоять... Что хочет сказать этим автор,
может быть истолковано различно. Если шпиль
вызван к жизни злом, он должен рухнуть. Если
его понимать как творение человеческого
гения и труда, он стоит, несмотря на все зло,
жившее в подсознании Джослина, человека,
находившегося во власти своей «природы»...
Здесь можно согласиться с
английским критиком, писавшим: «В основе
романа «Шпиль» - символ. Он приобретает все
новые и новые значения. Его взаимосвязь со
строителем помогает понять источник и цену
человеческой мечты. Можно прибавить еще
один символический смысл «Шпиля»: он
заключается в том, что, хотя в самом романе
как будто и нет основы, он тем не менее
продолжает жить».
Проблемы, которые поставил
Голдинг в своих романах, не могли не
взволновать английского читателя. Волнуют
они, несмотря на характер их разрешения, и
читателя советского. Глубокая тревога за
человека, характеризующая все творчество
Голдинга, возникла во время войны против
фашизма, участником которой был автор «Повелителя
мух» и «Свободного падения». Настойчиво
ставится в романах Голдинга проблема
личной ответственности. Ставится в них -
хотя и опосредованно - вопрос о фашизме, об
ответственности тех, кто ему подчинился,
вопрос о войне прошедшей и той, которая
может быть развязана в будущем.
Именно потому, что Голдинг
стремился не к изображению хода болезни, а
лишь к определению диагноза, не к
изображению тех или других сторон жизни, а к
анализу абстрагированной от них моральной
проблемы, форма его романов, за исключением
первого, необыкновенно сложна, причем ни
одна из книг Голдинга не повторяет
предыдущей. В одном, однако, книги подобны:
писатель не стремится к прямому
правдоподобию того, что рисует. Он считает
себя свободным не только в смещении
хронологической последовательности (что
особенно очевидно в «Воришке Мартине» и «Свободном
падении»), но и в условной трактовке образов.
Именно поэтому романы Голдинга не всегда и
не до конца понятны при первом чтении.
Осложняет их чтение и неизменный
аллегоризм образов, символические «ряды»,
надстраиваемые автором над основным
смысловым рядом. Напряженно пробиваясь к
решению поставленной перед собой цели -
доказательству того или другого
философского или этического тезиса,
Голдинг пишет в весьма напряженном ритме,
часто меняет стилистические ключи и
акценты.
Если в «Шпиле» Голдинг до
известной степени зашел в тупик, тонет
сомнения в том,что писатель вскоре из этого
тупика выйдет. В своей книге «Врата битвы»
он много (и порой критически) говорит о
своем творчестве, но, что особенно
интересно, признается в страстности своего
художественного исследования. Говоря об
одном писателе (Гэвине Мэксуэлле), Голдинг
называет его художником «который признает
таинственное и ценит его, как всякий
человек, мысль которого не поставила точку»
. Он мог бы сказать то же самое о себе.
Библиография:
1. Анджапаридзе Г. Потребитель?
Бунтарь? Борец?: Заметки о молодом герое
западной прозы 60-70-х годов. М., 1982.
2. Аникин Г. В. Английский роман 60-х
годов XX века. М., 1974.
3. Бабенко В. Г. Драматургия
современной Англии. М., 1981.
4. Днепров В. Идеи времени и формы
времени. Л., 1980.
5. За и против человека: Идейно-эстетическая
борьба в культуре Запада 70-х годов. М., 1980.
6. Ивашева В. В. Английские диалоги.
М., 1971.
7. Кертман Л. Е. География, история
и культура Англии, 2-е изд. М., 1979.
8. Массовая литература и кризис
буржуазной культуры Запада. М., 1974.
9. Михальская Н. М. Пути развития
английского романа 1920 - 1930 годов: Утрата и
поиски героя. М., 1966.
10. Сарутнян А. П. Современная
ирландская литература. М., 1973.
11. Урнов М. В. На рубеже веков:
Очерки английской литературы (конец XIX -
начало XX в.). М., 1970.
|