On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста

E.H. ВОДОВОЗОВА 1844—1923 гг.

...Человек становится крепче, сильнее, здоровее физически и духовно, обладает более совершенными органами внешних чувств, если воспитатели ставят ребенка с раннего детства в условия, при которых все его органы, его духовные и физические способности могут упражняться: он будет добр, если с раннего детства упражнял свою доброту, внимателен к окружающим, если заботился об их покое и жертвовал для них своими личными интересами и удовольствиями. Если даже богато одаренного ребенка не поставят в благоприятные условия для развития его наблюдательности, он будет в конце концов или вовсе ненаблюдателен, или в нем разовьется лишь внешняя наблюдательность. Односторонняя забота родителей об одном физическом благосостоянии может создать из ребенка здорового человека (если только он от рождения не унаследовал болезненной организации или каких-либо физических аномалий), но его моральные и интеллектуальные способности останутся в зачаточном состоянии или несравненно более слабо развитыми, чем при рациональном воспитании. Если воспитатели с детства не обращали внимания на выработку в ребенке альтруистических склонностей, не заботились об укреплении воли, характера и облагораживающих ум и сердце стремлений, той человек вполне здоровый физически, кроме редких исключений, не только не принесет пользы обществу, но и сам очень часто недолго наслаждается своим здоровьем. В людях, не выработавших никаких нравственных правил, обыкновенно преждевременно пробуждаются чувственные инстинкты, низводящие человека до уровня животного, и они с ранней молодости предаются разного рода излишествам, бросаются на вредные и грубые удовольствия, быстро подтачивающие здоровье... Идеал воспитания - создать здорового человека с твердою волею, с сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого. Для этого необходимо развивать здоровые способности, задерживать болезненные и вредные наследственные склонности, пробуждать живой интерес к окружающему, стремление к личному самоусовершенствованию, к постоянному расширению умственного кругозора и внедрить в душу воспитываемого неутомимую жажду деятельности на пользу ближнего. Самое неотразимое влияние воспитание оказывает на развитие и направление привычек, обусловливающих весь склад характера человека, на его деятельность, здоровье, нравственность, состояние его умственных способностей, наконец, даже на душевное настроение...

...Необходимо с первых лет сознательной жизни ребенка воспитывать его волю и характер. Воля - самый могущественный рычаг нравственного и умственного самоусовершенствования. Человек может быть лишь настолько нравственным, деятельным, трудолюбивым, а следовательно, и умственно развитым, насколько развита его воля. Чем менее человек подчиняется своим болезненным склонностям и страстям, тем сильнее его воля, а вместе с этим тем определеннее характер его действий. Если воля недостаточно упражняется с раннего возраста, если ребенку дают возможность руководствоваться лишь своими личными желаниями, если в нем не развили ни трудолюбия, ни послушания,- с ним будет одно из двух: или у него совсем не будет выработана воля, или из него выйдет самодур, который будет обнаруживать смелость лишь в поступках, несообразных ни с честью, ни с совестью.

Привычка к труду имеет огромное влияние на все стороны физического, умственного и нравственного развития дитяти, влияет на всю последующую жизнь и деятельность. Большая часть шалостей дурного свойства - непослушание, рассеянность, капризы - происходит от безделья, от слишком большого накопления сил, нуждающихся в исходе. Эти силы, постоянно накопляясь и не находя употребления, производят беспокойство и ищут применения. У детей такое состояние проявляется дурными проказами, непозволительными шалостями, драчливостью, забиячеством, порчей необходимых в доме вещей. Отсутствие привычки к труду заставляет молодых людей бросаться в кутежи, в франтовство, в мотовство, в картеж-ничество, выражается и другими вредными склонностями, пустым, пошлым времяпрепровождением. Такие люди, если только с годами не совсем убивают в себе искру бо-жию, с отвращением смотрят на свое прошлое, делают усилия начать новую жизнь, но это удается лишь с большим трудом; привычка к труду должна быть усвоена с ранних лет. Было немало примеров того, что люди, не совсем погрязшие в разгуле и кутежах, переменяли свой образ жизни, принимаясь за различные занятия. Но такие люди сменяют обыкновенно одно занятие другим, ничто у них не ладится, и они доходят до полного сознания своей неспособности к труду. Такое сознание доводило многих до отчаяния, даже до самоубийства. Недаром пословица говорит: «Праздность - мать всех пороков». Привычка к труду есть источник благороднейших наслаждений, важнейшая и надежнейшая гарантия против сердечной пустоты, легкомыслия и пошлости, лучшая утешительница и достойная опора в старости. Когда ро-корые житейские случайности, тяжелые утраты близких разрывают душу, когда мечты и надежды молодости, часто самые законные, самые честные, не осуществились, только труд, он один, может поддержать человека, минутами заставить забыть весь ужас существования. Как бы ни были скромны размеры способностей человека, но если он всю жизнь трудился не покладая рук, честный труд не может быть без результата: он всегда приносит пользу ближнему, а самому трудящемуся дает возможность смело смотреть людям в глаза и под конец жизни сказать себе: «Я делал все, что мог».

Привычка к праздности и лени - вреднейшая антисоциальная склонность. Воспитатели и учителя никогда не должны упускать этого из виду во весь продолжительный период воспитания Человека... Приученный к труду ребенок будет несравненно успешнее заниматься в школе, которая в свою очередь представит ему новый материал для развития усидчивости и трудолюбия. Если ребенка, приученного к труду до школьного возраста, не удовлетворит тот или другой учитель, он добудет себе книги, чтобы расширить свои знания, чтобы основательнее усвоить предмет, но ни в каком случае не будет сидеть сложа руки. Склонность к труду вообще следует развивать и поддерживать не только в детстве, но и в продолжение всего периода воспитания и образования человека... Однако не только для здоровья, но и для умственного развития ребенка вредно, если его вкусы, склонности и привычки исключительно направлены к труду в сфере умственной. Такое одностороннее развитие рано или поздно дает себя чувствовать. Воспитание можно назвать разумным только тогда, когда оно направлено сообразно с природою человека, то есть когда физические, моральные и интеллектуальные силы ребенка развиваются равномерно...

Физический труд есть не только лучшее средство для физического развития ребенка, но столь же необходим он для развития умственного и нравственного. Дух и тело связаны между собой самым неразрывным образом...

Одно из более действительных средств укрепить волю и дать ей надлежащее направление-развивать веру в свои силы. Эта вера в свои силы совершенно противоположна самодовольству, самоуверенности, самонадеянности-качествам в высшей степени антипатичным и антисоциальным, вредящим прогрессивному движению человека вперед. Самоуверенный и самодовольный считает себя выше других, преувеличивает размеры своих дарований, находит прекрасным все, что он делает. Самоублажая себя, человек при подобных качествах засушивает сердце и в зародыше уничтожает в себе всякое побуждение к самоусовершенствованию. Совершенно иное миросозерцание и поведение вырабатывает тот, у кого развита вера в свои силы: неудача не приводит его в отчаяние, не надламывает его, а заставляет сближаться с людьми, просить их совета и не терять надежды на то, что он с помощью энергии и труда в конце концов добьется своего. И такой всегда добивается. Вот эту-то веру в свои силы воспитатели и должны развивать в своем питомце с раннего его возраста. Во всех отношениях чрезвычайно вредно давать чувствовать маленькому существу, что оно неспособно, бестолково, глупо или лениво. При неудаче, происшедшей от его нерадения, ребенку можно только дать яочувствовать, что сегодня- вышла-сним незадача совершенно случайно, сказать ему, что это случается с каждым, а что завтра, когда он хорошо выспится, будет менее утомлен, он наверно все поймет и прекрасно окончит начатое. Такое снисходительное отношение к ребенку не только действует ободряющим образом, но более, чем порицания, вызовет в нем стыд за свой поступок. К тому же это вполне согласуется с истиною: лень, рассеянность и другие,недоетатки,еели только они не являются результатом плохого воспитания, зависят обыкновенно от усталости или от какого-нибудь болезненного состояния. Строго руководствуясь правилом-не давать ребенку ничего непосильного, нужно воодушевлять его верою в собственные силы. Ребенок не может окончить начатого рисунка, не достроил из кирпичиков домика, не может заучить наизусть басни,- укажите ему более легкий способ прийти к тому, к чему он стремится, объясните ему то, чего он не понимает, убедите его в том, что, поработав над этим еще немного, он наверно достигнет желаемого. Все эти объяснения предлагайте в веселой, живой форме, чтобы не только то, что вы ему говорите, но и самая ваша манера говорить интересовала, оживляла, убеждала его и толкала на деятельность.

Теми же приемами должны руководиться воспитатели и в сфере нравственной. Если дети поняли, что окружающие смотрят на них хотя в каком-нибудь отношении неблагосклонно, они в конце концов относятся к этому равнодушно, а очень многие явно стараются оправдать такое мнение о себе. Это странное явление замечено громадным большинством педагогов-практиков. Ребенка считают «ленивым» - и он старается увильнуть от работы, «злым»-и он от времени до времени 'выкидывает злые выходки, «неспособным» -и он не вникает в объяснения, «резвым и шаловливым» - он не пропустит случая, чтобы удержать за собою эти эпитеты. Мне приходилось несколько раз заниматься с детьми, которые считались отпетыми лентяями и неспособными. «Видишь, как ты скоро и хорошо понимаешь...» - заметила я однажды девятилетней яевочке, которая прекрасно повторила прочитанный и объясненный ей рассказ. «Неправда!.. я дура... мама говорит...» - и девочка зарыдала.

Дурное мнение старших о детях сначала оскорбляет их, заставляет глубоко страдать, возмущает их против родителей и волнует, а затем, в большинстве случаев, они начинают относиться к этому равнодушно, перестают стыдиться прозвищ, полученных ими. Такие приемы оказываются пагубными и зловредными для умственного и нравственного развития детей, так как они угнетают память, ослабляют внимание и поддерживают дурные инстинкты. Чувствуя, что старшие презрительно относятся к тем или другим его способностям, к той или другой черте характера, ребенок и сам теряет веру в себя и свои силы и в нравственном отношении катится вниз по наклонной плоскости. То же можно сказать и относительно взрослых. Поднять человека в его собственном мнении и во мнении окружающих - самое действительное средство изменить его к лучшему в нравственном отношении...

Воспитатель должен употреблять все усилия, чтобы внушить ребенку веру в свои силы, надежду на то, что он все поймет, все сделает, если только захочет, добросовестно отнесется к предпринятому труду и усидчиво поработает над ним. Эта вера в свои силы делает человека настойчивым в достижении своей цели, одушевляет энергию к труду и укрепляет его волю...

1913 г.




Литература - Общие темы - Педагогика