On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru


Упрощенное банкротство: https://czp-msk.ru/uproshhennoe-bankrotstvo-2020/





 

Упрощенные процедуры банкротства

Ольга НИКИТИНА
Старший консультант Высшего Арбитражного Суда РФ

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротс­тве)», в отличие от ранее действовавшего закона, содер­жит нормы, объединенные в главу X, которые предусмат­ривают положения о банкротстве ликвидируемого и от­сутствующего должника.

ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ЛИКВИДИРУЕМОГО ДОЛЖНИКА

Согласно пункту 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве в том случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требова­ний кредиторов.

Порядок ликвидации указанных юридических лиц ус­тановлен § 1 главы Х Закона о банкротстве.

Согласно статье 3 Закона о банкротстве, предусмат­ривающей признаки банкротства, организация считается неспособной удовлетворить требования обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности ею не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их испол­нения. Данное положение в отношении ликвидируемого должника не применяется.

Закон о банкротстве предусматривает обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве в том случае, если стоимость имущества ликвидируемого должника не­достаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Заявление о банкротстве ликвидируемого должника подается независимо от размера кредиторской задолженности, то есть норма Закона о банкротстве (пункт 2 статьи 5), устанавливающая, что дело о банкротстве мо­жет быть возбуждено арбитражным судом, если требова­ния к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда, в отношении данного должника не применя­ется.

Кроме того, в отношении ликвидируемого юридического лица не применяются и положения пункта 3 статьи 7 Закона. Заявление о банкротстве ликвидируемого должника может быть подано должником и при отсутствии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов.

До создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), в случае установления невозможности удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника или руководитель должника обязаны подать заявление о признании дол­жника банкротом.

Собственник имущества должника - унитарного пред­приятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (лик­видатор), не обратившиеся в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом, в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 174, несут субсидиарную ответственность по неудовлетворен­ным требованиям по денежным обязательствам и обяза­тельным платежам (п. 2 ст. 176 Закона).

Каковы же особенности рассмотрения дела о бан­кротстве ликвидируемого должника.

При подтверждении в ходе рассмотрения дела неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме и наличия решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документа­ми должника или органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия о ликвидации, арбитражный суд принимает решение о приз­нании ликвидируемого должника банкротом и об откры­тии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего.

Конкурсным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и не явля­ющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора (пункт 1 ст. 19 Закона).

В случае непредставления арбитражному суду канди­датуры конкурсного управляющего в установленном Законом порядке, арбитражный суд может назначить конкурсного управляющего из числа сотрудников государс­твенного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по представлению последнего (пункт 4 ст. 185 Закона).

Конкурсный управляющий с 1 марта 1999 года будет действовать на основании лицензии, выдаваемой государс­твенным органом Российской Федерации по делам о бан­кротстве и финансовому оздоровлению.

Особенностью назначения конкурсного управляющего при банкротстве ликвидируемого должника является то, что обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены арбитражным судом на председателя ликви­дационной комиссии (ликвидатора) независимо от нали­чия лицензии арбитражного управляющего.

Права и обязанности конкурсного управляющего определены в статье 20 Закона. Конкурсный управляющий несет ответственность согласно статье 21 Закона о бан­кротстве.

Анализ Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что при банкротстве ликвидируемого должника конкурсным управляющим может быть назначено лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального пред­принимателя.

Ведь председатель ликвидационной комиссии нередко будет являться физическим лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью.

Хотелось бы обратить внимание на иной срок предъявления требований кредиторов к ликвидируемому дол­жнику.

В течение месячного срока, в отличие от срока, уста­новленного статьей 100 Закона о банкротстве, после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании ликвидируемого должника банкротом и об от­крытии конкурсного производства, кредитор вправе предъявить к нему свои требования.

Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликви­дируемого должника не применяются в том случае, если дело о банкротстве возбуждено по заявлению собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя дол­жника, поданному до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).

В указанном случае применяются правила главы VI Закона. В случае выявления органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, обстоя­тельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 174 Закона о банкротстве, т.е. при установлении, что стоимость иму­щества ликвидируемого юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, была недоста­точна для удовлетворения требований кредиторов, а лик­видация не была произведена в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, указанный орган отказывает ликвидируемому должнику во внесении в единый госу­дарственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица.

Проблема банкротства отсутствующего должника наш­ла свое отражение и решение в § 2 главы Х Закона о бан­кротстве.

Для юридического лица, как уже отмечалось, бан­кротство наступает, когда оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обя­занности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (статья 3 Закона). Это правило применяется и к отсутствующему должнику.

Основанием для признания гражданина банкротом признается неспособность исполнить им в течение трех месяцев денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные платежи в связи с превышением сум­мы имеющихся долгов над стоимостью принадлежащего ему имущества. В отношении отсутствующего должника-гражданина данное положение применяется.

БАНКРОТСТВО ОТСУТСТВУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА

Заявление о признании отсутствующего должника бан­кротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности.

К отсутствующим должникам Закон о банкротстве от­носит юридические лица, которые фактически прекрати­ли свою деятельность, в том числе не проводят текущие платежи в течение длительного времени, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и уста­новить их местонахождение не представляется возмож­ным.

Под отсутствующим должником-гражданином Закон о банкротстве понимает физическое лицо, которое прекра­тило заниматься предпринимательской деятельностью, от­сутствует по месту жительства и местонахождение его не­известно.

Положения, предусмотренные § 2 главы Х Закона, применяются и в том случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве. Арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государс­твенной налоговой службой.

Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия операций по счетам должника в тече­ние 12 месяцев.

Заявление о признании отсутствующего должника бан­кротом может быть подано в арбитражный суд конкурсным кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором.

Как правило, арбитражный суд в трехмесячный срок с момента принятия к производству заявления о призна­нии должника банкротом его рассматривает и принимает решение по делу (статья 47 Закона). В отношении отсутствующего должника Закон предусматривает сокращенный срок рассмотрения дела - двухнедельный) так как в отношении отсутствующего должника не вводится процеду­ра наблюдения и внешнего управления.

Государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению обязан в недельный срок после получе­ния решения арбитражного суда о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства представить кандидатуру конкурсного уп­равляющего, отвечающую требованиям, предусмотренным статьей 19 Закона. Вместе с тем, арбитражный суд, в случае отсутствия такой кандидатуры, вправе назначить конкурсным управляющим сотрудника государственного ор­гана по делам о банкротстве и финансовому оздоровле­нию.

Размер вознаграждения конкурсному управляющему устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 22 Закона.

Если обязанности конкурсного управляющего осуществляет сотрудник государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, то размер и порядок выплаты ему вознаграждения, видимо, должен быть определен правовыми актами Российской Федерации или в установленном ими порядке,

Следует отметить, что порядок, предусмотренный для назначения конкурсного управляющего (пункт 1 статьи 99), в отношении отсутствующего должника не применя­ется.

Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Указанные кредиторы в месячный срок со дня получения уведомле­ния могут предъявить свои требования.

Как представляется, конкурсный управляющий, поми­мо указанного уведомления, должен публиковать сведения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии со статьей 100 Закона о банкротстве, поскольку у управля­ющего нередко будут отсутствовать сведения о кредиторах.

Установление размера требований кредиторов произ­водится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 75 За­кона о банкротстве.

Если в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий обнаружит имущество (как минимум иму­щество должника - юридического лица должно позволить покрыть судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему) должника, то он вправе ходатайствовать о прекращении упрощенной процедуры и переходе к общим процедурам банкротства. При наличии такого ходатайства арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной проце­дуры банкротства и переходе к общим процедурам бан­кротства.

При наличии имущества у отсутствующего должника, конкурсный управляющий осуществляет расчеты с креди­торами. Практика показывает, что имущество у такого должника, как правило, отсутствует.

При обнаружении конкурсным управляющим имущес­тва отсутствующего должника и после его продажи, прежде всего вырученная сумма идет на покрытие судеб­ных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему. После чего, требования кредиторов в отношении отсутствующих должников - юридических лиц удовлетворяются в очередности, предусмот­ренной статьей 106 Закона о банкротстве,

Требования кредиторов в отношении отсутствующих граждан-должников удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной статьей 161 Закона о банкротс­тве.

Кредиторы вправе оспорить в арбитражном суде полное или частичное отклонение конкурсным управляющим заявленных ими требований, либо очередность их удовлетворения, но до момента утверждения ликвидационного баланса.

Возникает вопрос о том, кто будет утверждать составленный конкурсным управляющим ликвидационный баланс. Ответа нет, так как собрание (комитет) кредиторов при банкротстве отсутствующего должника не созывается, а на арбитражный суд такой обязанности не возложе­но Законом.

Расчеты с кредиторами должника - юридического ли­ца и должника-гражданина осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 107 - III настоящего Феде­рального закона,

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения кон­курсного производства арбитражный суд выносит опре­деление о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий представляет определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистра­цию юридических лиц, в течение десяти дней с момента вынесения указанного определения.

Полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а отсутствующий должник - юридическое лицо ликви­дированным с момента внесения в единый государствен­ный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.




Литература - Общие темы - Банкротство предприятия